САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 1
Сила божественной любви

Ученики! Чтобы увидеть яркий свет, вам не нужен другой свет. Подобно этому, вы не нуждаетесь ни в каком другом знании, чтобы постичь излучающее свет атмическое (духовное) знание. В каждом человеческом существе заложено знание о его истинной форме. Но поскольку этот удивительный факт остается для человека недоступным, он стремится к накоплению всевозможных видов мирского знания.

Все видимое разнообразие творения является проявлением Невидимого Единого. Причина и сходства, и разнообразия – одна и та же. Все сущности, подверженные изменениям, имеют единую неизменную первооснову.

Творение нужно рассматривать как космические подмостки. Бог – и режиссер спектакля и, одновременно, все его “действующие лица”. Он сам распределяет роли персонажей пьесы. Все создания в этом мире – воплощения Божественного. Всё добро и зло этого мира – проявления божественного сознания. Эти проявления не должны вводить человека в заблуждение. За причудливой игрой актеров сокрыта работа божественного режиссера. Человеку необходимо понять, что хотя имена и формы различны, а языки и национальности несхожи, человеческая раса едина в своей божественной сущности. Все создания – искры Божественного. Господь провозгласил в Гите: “Все существа в этом мире живых – аспекты Моего вечного Я”.

Проявляйте божественную любовь

Бог – воплощение любви. Любовь – Его природа. Его любовь пронизывает Вселенную. Эта любовь присутствует во всех и во всём. Так же как Бог проявляет свою любовь в мире, так и все существа должны проявлять свою любовь.

О преме, любви, сказано, что она выше речи и ума. О ней говорится как о неподдающейся описанию (анирвачарьям). Эту любовь нельзя обрести с помощью учёности, богатства или физической мощи. Бога, воплощение любви, можно постичь только любовью, так же как сияющее солнце можно увидеть лишь при солнечном свете.

В мире нет ничего более ценного, чем божественная любовь. Бог - вне свойств и атрибутов. Поэтому и Его любовь превыше атрибутов, она лишена свойств (гун), она – Гунатиттха. Но людская любовь, управляемая гунами, чревата привязанностью или антипатией. Любовь не должна быть основана на ожидании ответной награды. Любовь, замешанная на подобных притязаниях, превращается в выгодную сделку. Любовь – не предмет торговли. Эта не ссуда, вручаемая под проценты. Это добровольный чистосердечный дар. Такая чистая любовь может исходить только из чистого сердца.

Према должна быть как компас мореплавателя. Как бы вы ни повернули компас, стрелка всегда указывает на север. Так же и любовь человека, что бы с ним ни случилось, должна быть направлена в сторону Бога. Только это и есть настоящая любовь. На нее не влияют ни радость, ни горе. Ей неведомы различия между “моим” и “ твоим”. Любовь обретается только с помощью любви, и никакие другие средства для этого не подходят.

Никто не в силах описать природу божественной любви. Она неподвластна перу поэта. Тот, кто погрузился в море божественной любви, не станет говорить о ней ни с кем. Только “вынырнув” на поверхность, он будет способен сказать несколько слов.

Те, кто, живя в миру, много говорят о Боге, опираются лишь на поверхностный опыт, но у тех, кто всецело наполнен божественной любовью, нет слов для описания своего блаженства. Поэтому Веды провозглашают, что божественное превосходит границы ума и речи.

Трансцендентная любовь

Божественная любовь превосходит три гуны, или три качества – саттву, раджас и тамас. Она за пределами косности тамаса, страстей раджаса и холодной невозмутимости саттвы. Божественная любовь чиста, незапятнанна и абсолютно бескорыстна. Каждый из вас должен приложить все возможные усилия, чтобы испытать божественную любовь.

Древние мудрецы отождествляли божественную любовь с Атманом, высшим “Я” в человеке. Истинное “Я” и любовь неотделимы друг от друга. Истинное “Я” – это любовь, и любовь – это истинное “Я”.

Эта любовь присутствует в каждом человеческом существе. Не понимая этого, человек становится добычей жадности, ненависти, гордыни и зависти. Только взрастив в себе присущий ему изначально принцип любви, человек может избавиться от этих дурных черт.

Любовь свойственна не только человеку, но и всем существам, зверям и птицам. И не только им. По существу, любовь всеохватна. Она пронизывает каждую частицу творения. Человек, не способный распознать эту любовь, принижает свое человеческое достоинство.

Сегодня люди поклоняются богатству и власти, но и то и другое зыбко, ненадежно. Человеку необходимо заполнить сердце любовью. Она несравненно ценнее, чем все богатства мира. Что пользы в том, чтобы забивать голову знаниями, если в сердце нет любви?

Ни эрудиция, ни ученость
Ни знание законов логики,
Ни светские науки,
Ни приверженность религии,
Ни изречения Вед
Не подарят вам любовь.
Она живет лишь в чистом сердце,
Полном сострадания.

Каждый человек должен открыть свое сердце состраданию. Если у вас нет сострадания, ни богатство, ни ученость не имеют цены.

Обретите божественную любовь

Ученики! Вы можете стремиться занять прочную позицию в жизни. Вы можете стремиться к достатку. Но, прежде всего, вы должны обрести божественную любовь – источник всего. Постарайтесь усвоить важность этой истины. Эту любовь должен чувствовать и проявлять каждый. Человек превратился в игрушку демонических сил, таких как самовлюблённая гордость, зависть и хвастовство. Можно ли вообще назвать его человеком?

Люди много говорят о бхакти, йоге и джняне. Какой смысл вкладывают они в эти слова? Разве пение баджанов и наслаждение их мелодией и ритмом – это бхакти, преданность? Разве сидение в углу и тренировка задержки дыхания – это йога? Разве десяток прочитанных книг и механическое заучивание нескольких шлок – это джняна? Что такое саньяса, отречение? Облачение в оранжевые одежды? Бхакти (истинная преданность) – это избавление от таких пороков, как привязанность, ненависть и зависть, и расцвет чистой любви. Тот, кто склонен к показухе, кто полон тщеславия и снедаем завистью, не при каких условиях не может быть назван преданным. Преданность и “рядом с ним не лежала”. Преданный Богу должен преодолеть ненависть, зависть и пристрастия и ощутить мир и блаженство любви. И о таком преданном можно с уверенностью сказать, что он приобрел божественные качества.

Йога, джняна и саньяса (йога, мудрость и отречение)

Что касается йоги, то обычно говорят о хатхе-йоге, крийя-йоге, трансцендентальной медитации и, вдобавок, о некоторых новомодных идеях. Все это не есть йога. “Йога – это контроль над причудами ума”. Настоящая йога – это контроль над чувствами. Если вы невозмутимо принимаете хвалу и хулу, радость и неприятность, то подобное самообладание и называется йогой.

Что такое джняна, мудрость? “Адвайта даршанам джнянам”. Видеть во всем только Единого, без второго, и есть высшее знание. Истинное знание – это экатма бхава, понимание того, что один и тот же Атман пребывает во всех существах.

Сущность саньясы (отречения) – это не смена одной одежды на другую, а преобразование собственных качеств. Должен измениться ум, а не внешний вид. Настоящий саньясин (отреченный) – тот, кто овладел всеми чувствами и отказался от всех желаний. Сегодня же у саньясина больше желаний, чем у мирянина. Зачем копить эти желания? Ради чего? Ради тела, которое не более чем мешок из кожи с девятью отверстиями? Саньяси – тот, кто стремится к Стопам Господа, кто полностью преодолевает зависимость от нужд тела, подверженного болезням и распаду. Для него не должно быть разницы между жизнью и смертью, удовольствием и болью.

Студентам следует учиться вести идеальную жизнь даже в этом, земном мире, где им суждено эту жизнь прожить. Но большинство из них, и юноши, и девушки, увлекаются соблазнами внешнего мира явлений и мечтают о достатке и комфорте. Им необходимо делиться с другими плодами своего образования, а не просто использовать его как источник высокого заработка. Образование должно прививать им достойные мысли, хороший характер, правдивость, преданность, дисциплину и верность долгу.

Джняну (мудрость) невозможно обрести без бхакти ( преданности)

Ади Шанкара провозгласил, что наивысший путь к самореализации – это путь знания. Но в своем сочинении “Анандахалахари” он заявляет, что цель человека – это ананда, блаженство, и только милость Божья может помочь человеку вкусить его. Он твердо стоял на том, что только Брахман реален, что есть только Он один, без второго. Но даже для такого стойкого приверженца адвайты (недвойственности) преданность стала необходимостью. Пока в вас нет преданности, джняна, знание Божественного, останется для вас недоступным.

Какова причина отсутствия мудрости в людях в наше время? В том, что они все сильнее склоняются в сторону дурных мыслей и порочных импульсов. Потакание всем этим скверным качествам – не что иное, как эгоизм. Человеческий индивидуум – такое ничтожно малое создание в этой громадной Вселенной, что у него нет никаких оснований развивать в себе самомнение. Эгоизм – демоническое качество. Те, кто кичится своим богатством или властью, должны уяснить, что и то и другое – недуги, предвещающие скорую гибель.

Учитесь уважать и внушать уважение. Это первый урок, который необходимо усвоить студентам. Когда вы с почтением и любовью относитесь к другим, тогда и они будут уважать и любить вас. Воспитание в себе скромности и почтительности – истинный критерий ученичества.

Ученики! Своим поведением вы должны показывать, в чем состоит главное отличие института Сатья Саи от всех других университетов мира. Это так же касается и учителей. Если учителя и руководители совершают промахи, как могут они ожидать хорошего поведения от студентов? Преподаватели и администрация должны действовать в единстве и гармонии. Без такого согласия и единства они не лучше, чем бродячие буйволы.

Ученики! Первая, самая главная ваша задача – развивать почтительность. Это – сущность образования. Относитесь к другим с уважением, отбросьте высокомерие и хвастовство. Не давайте зависти ни малейшего шанса. Никогда не завидуйте, если кто-то обошел вас по баллам в учебе или в спорте. Если даже вам суждено прожить три дня, вы должны прожить их безупречно. Лучше одно мгновение быть лебедем, чем долгий век – вороной.

Сегодня – священный праздничный день. Это день, когда воздается хвала изобилию и процветанию. Этот день – Санкраанти – знаменует богатый урожай и достаток. Месяц пушья приносит с собой прохладный ветерок, ясное солнце, золотистые поля и щебетание птиц в посвежевших кронах. Земля сияет великолепием природы.

Люди восхищаются красотой природы, но не ведают о том, как прекрасны их собственные сердца. Ваше сердце станет прекрасным, если вы украсите его любовью к Господу.

Распространяйте имя Господа

Ученики! Участники августовской встречи! Пусть с сегодняшнего дня ваш юный энтузиазм станет движущей силой, несущей славу Божьего имени на каждую улицу, в каждый закоулок! Вся атмосфера в мире заряжена электромагнитными волнами. Из-за того, что она загрязнена этими волнами, человеческие сердца также загрязняются. Чтобы очистить атмосферу, вам нужно воспевать имя Божье и освящать радиоволны эфира. Загрязнены воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, пища, которую мы едим. Вся наша жизнь стала загрязненной. Все это нужно очистить, насыщая атмосферу именем Божьим. Воспевайте Имя с радостью в сердце.

Беседа 14-01-1995 Прашанти Нилаям

Ценность фигурок из сахара – в сахаре, а не формах, которые придают им изготовители. Люди покупают их, потому что они сладкие. Неважно, слоник это или собачка, кошка, шакал или лев. Что кому нравится, дело вкуса. Главное то, что все фигурки – сладкие. Именно сладость влечет человека (манаву) к Богу (Мадхаве), правриттти (мирские дела) – к нивритти (посвящению), ананду (радость) – к сат-чит-ананде (высшему блаженству). Когда вкус ко всему этому растет, все более мелкие желания и потребности исчезают.

– БАБА