”ƒƒ’ј¬ј-√»“ј

»Ћ»
ѕќ—Ћ≈ƒЌ≈≈ ѕќ—ЋјЌ»≈ Ў–»  –»ЎЌџ


—ќƒ≈–∆јЌ»≈

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈
√Ћј¬ј I. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈: Ѕќ√» ћќЋя“ √ќ—ѕќƒј ¬≈–Ќ”“№—я
√Ћј¬ј II. ј¬јƒ’”“ј » ≈√ќ ¬ќ—≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈…
√Ћј¬ј III. ƒ≈¬я“№ ƒ–”√»’ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј IV. ≈ў® —≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј V. »—“»ЌЌјя ѕ–»–ќƒј Ё“ќ√ќ ћ»–ј
√Ћј¬ј VI. —¬я«јЌЌџ≈ » —¬ќЅќƒЌџ≈ ƒ”Ў»;  ј„≈—“¬ј —¬я“ќ√ќ » ѕ–≈ƒјЌЌќ√ќ
√Ћј¬ј VII. ¬Ћ»яЌ»≈ ќЅў≈Ќ»я —ќ —¬я“џћ»; ƒ≈–≈¬ќ —јћ—ј–џ
√Ћј¬ј VIII. «ЌјЌ»≈, ѕќЋ”„ј≈ћќ≈ ЅЋј√ќƒј–я ”—“–јЌ≈Ќ»ё √”Ќ; √ќ—ѕќƒ№ ”„»“ ¬ ‘ќ–ћ≈ Ћ≈Ѕ≈ƒя
√Ћј¬ј IX. —Ћј¬ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»; ѕ–≈ƒѕ»—јЌ»я ƒЋя ћ≈ƒ»“ј÷»»
√Ћј¬ј X. —»Ћџ, ѕќЋ”„ј≈ћџ≈ ЅЋј√ќƒј–я …ќ√≈
√Ћј¬ј XI. Ѕќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќя¬Ћ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XII.  ј—“џ » ѕ–≈ƒѕ»—јЌЌќ≈ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈
√Ћј¬ј XIII. ∆»«Ќ№ ¬ Ћ≈—” » ћќЌјЎ≈—“¬ќ
√Ћј¬ј XIV. ѕ–ј “» ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»
√Ћј¬ј XV. ƒ∆ЌјЌј-…ќ√ј,  ј–ћј-…ќ√ј » Ѕ’ј “»-…ќ√ј
√Ћј¬ј XVI. ƒќ—“ќ»Ќ—“¬ј » ѕќ–ќ » ¬ —¬я«» —  ќЌ –≈“Ќџћ ћ≈—“ќћ, ¬–≈ћ≈Ќ≈ћ » “.ƒ.
√Ћј¬ј XVII.  ј“≈√ќ–»»: »’  ќЋ»„≈—“¬ќ; –ј«Ћ»„»≈ ћ≈∆ƒ” ѕ”–”Ў≈… » ѕ–ј –»“»; ∆»«Ќ№ ѕќ—Ћ≈ —ћ≈–“»
√Ћј¬ј XVIII.  ј  Ѕџ“№ ¬џЎ≈ ќ— ќ–ЅЋ≈Ќ»я, Ќј ѕ–»ћ≈–≈ »—“ќ–»» Ќ»ў≈√ќ
√Ћј¬ј XIX. —»—“≈ћј —јЌ ’№»
√Ћј¬ј XX. “–» √”Ќџ: »’ ¬Ћ»яЌ»≈
√Ћј¬ј XXI. ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я ќЅў≈Ќ»я — ѕЋќ’ќ…  ќћѕјЌ»≈…; »—“ќ–»я »ћѕ≈–ј“ќ–ј ѕ”–”–ј¬ј—ј
√Ћј¬ј XXII. ћ≈“ќƒџ ѕќ ЋќЌ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIII. ѕ–»„»Ќј «јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIV. Ћ®√ »… ѕ”“№   —јћќ–≈јЋ»«ј÷»»


√Ћј¬ј X

—»Ћџ, ѕќЋ”„ј≈ћџ≈ ЅЋј√ќƒј–я …ќ√≈


Ѕлагословенный √осподь сказал:

1. –азличные силы по€вл€ютс€ в распор€жении йога, обуздавшего свои чувства и праны, который уравновешен и сосредоточивает свой ум на ћне.

–азличные силы упоминаютс€ в этой главе только дл€ того, чтобы создать отвращение к ним в уме ищущего, так как они Ц помехи на пути реализации, котора€ €вл€етс€ единственной целью.

”ддхава сказал:

2. —кажи мне, о  ришна, какие силы, и каким образом, обретаютс€ через различные виды сосредоточени€. —колько этих сил? ¬едь именно “ы надел€ешь ими йогов.

“ы: и поэтому никто, кроме “еб€, не может знать этого лучше.

Ѕлагословенный √осподь сказал:

3. »скусные в сосредоточении и йоге призывают к себе восемнадцать различных сил. ¬осемь из них наход€тс€ [исключительно] в ћоей власти, а оставшиес€ дес€ть достижимы посредством совершенства саттвы.

¬осемь из них: это Ц высшие силы (из всех восемнадцати).

4. —пособность к бесконечному уменьшению и увеличению размеров тела, способность делать его невесомым (левитаци€); присоединение к существу и его органам, известное как достижение (прапти); способность получать удовольствие от всего услышанного или увиденного (пракамь€); оказывание вли€ни€ на всЄ, известное как владычество (ишита);

5. Ќеприв€занность к объектам чувств, называема€ самообладанием (вашита); и исполнение любого и каждого желани€ (камавасайита) Ц они, о друг, Ц ћои восемь естественных сил.

ћои восемь естественных сил: они естественным образом присутствуют в √осподе в бесконечной степени, и ќн надел€ет ими йогов в различной степени.

6. —пособность оставатьс€ незатронутым вынужденными грехами тела; слушание и наблюдение вещей на рассто€нии; способность перемещатьс€ со скоростью мысли; прин€тие любой формы по желанию; способность вхождени€ в любое тело;

¬ынужденные грехи тела: такие как голод, жажда и т.д.

7. —пособность умереть по желанию; достижение небесных миров богов; обретение желанных объектов; безотказное исполнение отданной команды всюду;

ќбретение: это требует совсем небольшого физического усили€ со стороны йога, что отличает эту силу от "камавасайита".

8. «нание прошлого, насто€щего и будущего; способность оставатьс€ незатронутым парами противоположностей; чтение мыслей других; противодействие воздействию огн€, солнца, воды, €да и т.п.; способность не быть захваченным (или подавленным) другими Ц

9. “аковы, вкратце, те силы, которые обретаютс€ благодар€ сосредоточению при практике йоги. “еперь узнай от ћен€, какие силы обретаютс€ посредством особенных сосредоточений, и каким образом они приход€т.

10. ѕоклон€ющийс€ тонкой материи обретает ћою силу к уменьшению размеров посредством сосредоточени€ ума Ц который также €вл€етс€ тонкой материей Ц на ћне, как на обладающем сопутствующим следствием тонкой материи.

”меньшение размеров: благодар€ чему по€вл€етс€ способность проникать через камень скалы.

—опутствующее следствие: упадхи, т.е. что-то побочное, которое €вл€етс€ наложенным, добавленным.

11. ѕосредством непоколебимого сосредоточени€ на ћне как на обладающем сопутствующим следствием разумного космического сознани€, и вследствие того, что уму человека также свойственен подобный признак, обретаетс€ сила необъ€тности, а посредством сосредоточени€ на ћне как на обладающем сопутствующим следствием эфира и других элементов, обретаетс€ необъ€тность, свойственна€ этим элементам.

12. —осредоточива€ ум на ћне как на обладающем сопутствующим следствием атомного состо€ни€ элементов, йог обретает невесомость.

Ќевесомость: или лЄгкость, соответствующую моментам времени (если так можно выразитьс€), которые неуловимы. …ог тогда может подниматьс€ к солнцу по его лучам.

13. —осредоточива€ весь свой ум на ћне как обладающем сопутствующим следствием чистого эго, благодар€ такому поглощению во ћне йог становитс€ главенствующим божеством каждого из органов чувств. Ёта сила известна как сила достижени€.

√лавенствующее божество и т.д.: и поэтому он может направл€ть их любым образом; например, он может касатьс€ луны своим пальцем.

14. “от, кто сосредоточивает ум на ћне как на обладающем сопутствующим следствием активного космического сознани€, которое порождено неразграниченным и непро€вленным —уществом, обретает ћою редкую силу способности получать наслаждение от всего.

Ќеразграниченное и непро€вленное —ущество: непостижима€ —ила √оспода, из которой возникла (букв. "выпрыгнула") вселенна€.

—пособности и т.д.: также означает не допускающа€ неудач сила воли; например, такой йог может по своему желанию плавать по земле.

15. “от, кто сосредоточивает ум на ¬ишну, ¬ладыке майи, чь€ форма Ц врем€, обретает владычество, заключающеес€ в способности управлени€ дживами и их телами и умами.

—иле: но не сила управлени€ космическими процессами, котора€ принадлежит одному только Ѕогу.

16. Ќепоколебимо сосредоточива€ ум на Ќара€не, «апредельном, также называемом Ѕхагаваном, йог, подобно ћне, обретает силу самообладани€.

«апредельный и т.д.: необходимо сосредоточиватьс€ на обоих аспектах. "Ѕхагаван" означает "вместилище всех божественных добродетелей".

17. —осредоточива€ чистый ум на ћне, лишЄнном признаков Ѕрахмане, йог обретает высшее Ѕлаженство, которое €вл€етс€ высшей точкой всех наслаждений.

ќбретает: отождествлением с Ѕрахманом.

18. —осредоточива€ ум на ћне, чистом воплощении добродетели и √осподе Ўветадвипы, человек становитс€ чистым и вознос€щимс€ над шестикратной волной.

Ўестикратна€ волна: т.е. голод, жажда, печаль, заблуждение, распад (ув€дание) и смерть.

19. —озерца€ в уме тонкий звук во ћне, обладающим сопутствующим следствием эфира и космической праны, джива слышит (на рассто€нии) различные речи существ, про€вленные в этом эфире.

Ёфир: который обладает звуком в качестве своего изначального признака. ќбретаема€ сила Ц €снослышание.

20. —оедин€€ глаз с солнцем и солнце с глазом, и в уме созерца€ ћен€ в их точке соединени€, человек обретает способность видеть всЄ (на рассто€нии, €сновидение).

21. ”спешно соедин€€ со ћной ум и тело вместе с нервным током, который следует за умом, благодар€ такому сосредоточению на ћне йог может (мгновенно) перемещать тело в любое место, куда устремл€етс€ его ум.

—о ћной: т.е. с ƒухом, управл€ющим умом и т.д.

22. »спользу€ ум как материал, какие бы формы йог ни пожелал прин€ть, он принимает эти желаемые им формы, обраща€сь к силе сосредоточени€ на ћне.

ћатериал: дл€ формировани€ новых тел.

23. ∆ела€ войти в тела других, йог должен представить себ€ там. «атем, оставл€€ грубое тело и переход€ в тонкое тело, он должен пройти через внешний воздух, подобно пчеле.

—еб€ там: как обладающий пранами и т.д., над которыми я главенствую.

ѕодобно пчеле: как пчела летит от одного цветка к другому.

24. —ид€ на п€тке и поднима€ прану к чакрам сердца, груди, горла и головы, и направл€€ еЄ к Ѕрахману через тонкое отверстие в голове, человек способен покинуть это тело.

Ѕрахман: или люба€ друга€ желанна€ цель.

25. ∆ела€ играть в небесных садах богов, необходимо думать о саттве во ћне; тогда небесные нимфы Ц порождение саттвы Ц придут в небесных колесницах.

26. ¬ какой бы форме в любое врем€ ћой преданный ни созерцал что-то в своЄм сознании, сосредоточива€ ум на ћне как на обладающем не допускающей неудач силой воли, он получит это.

27. ѕовелени€ того, кто впитал природу ћен€ Ц самодостаточного и независимого √оспода Ц никогда не окажутс€ неисполненными где бы то ни было, подобно ћоим.

¬питал: посредством сосредоточени€.

—амодостаточный и независимый √осподь: независимый ѕравитель вселенной.

28. —ознание йога, чей ум очищен преданностью ћне и который знает, как сосредоточиватьс€ на Ѕоге, охватывает прошлое, насто€щее и будущее, незатронутое рождением и смертью.

“еперь объ€сн€ютс€ п€ть второстепенных сил, упом€нутых в стихе 8.

Ќа Ѕоге: как полностью сознающем проецирование, поддержание и растворение вселенной.

29. …огическое тело мудреца, чей ум умиротворЄн посредством единени€ со ћной, не разрушаетс€ огнЄм и т.п., как тела водных животных не разрушаютс€ водой.

…огическое: сделанное неу€звимым посредством йоги.

30. “от, кто медитирует на ћои ѕро€влени€, обладающие шриватсой, оружием, украшени€ми, знаменем, зонтиком и т.д., никогда не потерпит поражени€.

ѕро€влени€: любое из ¬оплощений, достаточно могущественное, чтобы одержать победу над вселенной.

31. ћудрец, который поклон€етс€ ћне предшествующими способами посредством йогического сосредоточени€, обретает вышеупом€нутые силы в их полной мере.

32. Ќет такой силы, которую не мог бы заполучить мудрец, который обуздал свой ум, чувства, нервные токи и нрав, и сосредоточиваетс€ на ћне.

33. ƒл€ того, кто занимаетс€ лучшим видом йоги и ищет единени€ со ћной, эти силы называютс€ преп€тстви€ми и вещами, которые порождают напрасную трату времени.

Ћучшим видом йоги: т.е. преданность ради самой только преданности. Ёто упом€нуто в следующем стихе как "та йога".

34. Ѕлагодар€ той йоге обретаютс€ все эти силы, которые приход€т к люд€м по рождению, посредством особых снадобий, аскетизма или мантр; но невозможно достичь той йоги любыми другими средствами.

ѕодобное высказывание приводитс€ в …ога-сутрах ѕатанджали IV.1 Ц некоторые рождены с теми силами, например, боги; рыбы также могут жить в воде, птицы Ц летать в воздухе, и так далее. Ќекоторые снадобь€, как считают, надел€ют сверхнормальными способност€ми. јскетизм также развивает их, равно как и некоторые мантры. Ќо их про€вление недолговечно, в то врем€ как совершенное сосредоточение на √осподе ("самадхи" по терминологии ѕатанджали) благодар€ чистой преданности дарует освобождение.

35. я Ц ¬ладыка сил, ибо я Ц порождающий и поддерживающий их; также я Ц ¬ладыка …оги, знани€, религии и тех, кто учит Ѕрахману.

я и т.д.: поэтому находи прибежище и спасение во ћне одном.

36. я Ц —ущность всех существ, будучи пребывающим в них ƒухом; также я Ц вне них, не окутанный ничем. ѕодобно тому, как элементы наход€тс€ как внутри, так и снаружи тел всех существ, таким же €вл€юсь и я.

ѕребывающий в них ƒух: ср. Ѕрихадарань€ка ”панишад III.iv.1.

Ёлементы: земл€, вода, и т.д.

“аким же €вл€юсь и я: я пронизываю всЄ.
 


”ддхава-гита
I  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX  X  XI  XII  XIII  XIV  XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX  XXI  XXII  XXIII  XXIV

”ддхава-гита †††