Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том VI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.

 


Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".


Содержание

1. Молоко и вода
2. Не лока, а локеша
3. Ангам и лингам
4. Ни зеркала, ни отражения
5. Умирающие оплакивают умерших
6. Разрушительный потоп
7. Сатья Саи сева
8. Путешествие в джунглях
9. Состязание и приз
10. Станьте заклинателем змей
11. Свинец или золото
12. Теперь три в одном
13. Колесо и его ступица
14. Невидимая сладость
15. Тигр в кольце
16. Движущиеся храмы
17. Чудо любви
18. Книги как благословение
19. Берегите древнее древо
20. Трехколесный велосипед
21. Окна ума
22. Не спешите с выводами
23. Не наверху, а вокруг
24. Сырой фитиль
25. Путешествие к морю блаженства
26. Беспечальный сад
27. Пилигримы! Не мешкайте!
28. Правда и любовь
29. Добровольное служение
30. Бог, вечно близкий
31. Задайте нужный вопрос
32. Высший владыка
33. Прыжки на одной ноге
34. Повязка, снятая с глаз
35. Веки и зрачок
36. Смерть - приятное путешествие
37. Внутреннее я
38. Атом могущества
39. Верхняя и нижняя тяга
40. Одна четверть и три четверти
41. Рог и бивень
42. Потерянный ключ
43. Единица в единстве
44. Имя, неиссякаемый источник
45. Откровение
46. Обновленная махабхарата
47. Воспевайте сладостное имя
48. Мое послание
49. Путь мудрых
50. Зажгите светильники любви
51. Рождение энтузиазма
52. Пять матерей
53. Следы божественных стоп
54. Примите меня как колесничего
55. Станьте флейтой господа
56. Лиана и дерево
57. Умрите для пробуждения к новому дню
58. Преобразите каждую минуту
59. Философский камень
60. Что такое нищета?
61. Третья сила
62. Вылей чернила на бумагу
63. Вдохновение, а не подражание
64. Полон ядовитых зубов
65. Тот плюс и этот минус
66. Черпайте из общей сокровищницы
67. Сердце организации
68. Подари дарующему


56. ЛИАНА И ДЕРЕВО

Министр Савант и Мукунда Прабху рассказали вам об обязанностях волонтеров. Думая об этом, каждый из вас должен найти ответ на четыре вопроса: почему меня выбрали волонтером? Что должен я делать? Какова ближайшая цель? Какова конечная цель? Над этими вопросами надо хорошенько поразмыслить.

Слово "волонтер" употреблено здесь как свайам севак (слуга самому себе), означающее, что вы выбрали себя в качестве слуги. Чей вы слуга? Свайям значит "свой". Когда вы служите другим людям, вы служите своим собственным интересам. Вы не служите другим, вы служите себе. Причиняя вред другому, вы причиняете его себе, поскольку не существует никакого "другого". Он и вы - это всего лишь две волны одного океана. Один и тот же Бог и в вас, и в другом.

Вы желаете узнать, кем является тот или другой человек. Вы удовлетворяете свое любопытство, записывая его имя, его адрес, его общественное и материальное положение. Но ваша задача вовсе не в том, чтобы узнать все это; вам совсем не нужно это знать. Вам нужно ответить только на два вопроса: кто есть Баба? Кто есть я? И ответ таков: я отраженный образ Бабы. Баба - "подлинник", отражением которого я являюсь. Таково это родство, такова эта связь, знаете ли вы о ней или нет, искаженным ли выступает этот образ или верным. Вы занимаетесь медитацией утром и вечером, вы совершаете джапу, участвуете в шраванам, киртанам, смаранам, падасеванам, ванданам, дасьям, арчанам, сакхьям и атманиведанам (формы поклонения: слушание, воспевание, памятование, служение Стопам, приветствия, служение, ритуальные богослужения, дружба, жертвенность) - и все это для того, чтобы понять, что вы - всего лишь образ, чтобы стать чистым, светлым, ясным образом Бога, настолько чистым и ясным, чтобы слиться с Ним.

Сева (служение) - это поклонение Богу как Вишва-вират-сварупе, то есть имеющему многоликую форму и неотъемлемо присущему всей вселенной. Веды описывают Его тысячеглавым, тысячеглазым и тысяченогим. Тысячи рук, глаз, ног собрались здесь, на празднике: это Его, Бога, руки, глаза и ноги. Поклоняйтесь Ему. Это и есть цель вашей севы. А Он - не кто иной, как вы сами. Не считайте человека просто человеком; в нем - Бог, и это его реальность. Знайте об этом.

Я и раньше давал вам советы и наставления относительно севы. Прошли годы, и Я недоволен тем, в какой мере применяете вы их на практике. Вашей целью было радовать Меня, удовлетворять Меня, следовать Моим указаниям. Я пришел с миссией, включающей определенные задачи. Я должен выполнить обеты, которые содержатся в Бхагавад Гите. Я должен также установить главенство дхармы. Я должен поддерживать йога-кшему (благоденствие) тех, кто целиком погружен в мысли обо Мне. Поэтому лучший способ порадовать Меня - видеть Меня во всех живых существах и служить им так, как если бы вы служили Мне. Это лучшая форма почитания, которую Я приму. У Бога может быть два завета или двести заветов: это Его воля. Но бхакте, чтобы спасти себя, нужно выполнить только один завет: всецело предать себя Богу. Если вы поверите в божественность каждого существа, это подчинение придет к вам автоматически. Не обращайтесь с другим существом как с человеком (нарой); обращайтесь с ним как с самим Богом (Нараяной). Вы не этому человеку облегчаете страдания, вы почитаете Бога в этой форме, в этом теле.

Те, кто видит вас здесь, могут завтра спросить: эти люди не следуют наставлениям и их служение не переходит в поклонение; зачем же из года в год им все же доверяют повязку севадала? Но ведь когда вы много раз повторяете строки баджана и пытаетесь их спеть, приходит день, когда вам удается пропеть их хорошо. Надеясь, что с течением времени вы лучше познаете мир и сами станете более совершенными, Я и поощряю вас к учению с помощью практики. Это знак Моей милости.

Мой приказ (аджна) важнее всего: если Я прошу вас что-то сделать, нужно повиноваться этому тотчас же и с охотой. Вы можете отложить медитацию и молитву, в этом нет большой беды. Повиновение ценнее этих практик. Вот вам пример: вы предаетесь медитации, а кто-то рядом с вами стонет от боли. Вы слышите это, и в вас невольно поднимается раздражение против человека, нарушившего вашу сосредоточенность. Не позволяйте неприязни и досаде разрастись, поднимитесь и помогите ему, отведите его туда, где ему окажут медицинскую помощь. От этого вы получите не меньшую пользу, чем от пропущенных вами медитации и повторения Имени.

Падмапада, любимый ученик Шанкарачарьи, признавал, что лучший способ служения - это служение гуру (гурусева). Прахлада заявлял, что одного Имени Нараяны достаточно для духовного роста и освобождения от страданий. Университетские дипломы без дисциплины ума и контроля над чувствами лишь помеха и сверхтяжелый груз, который человек должен выбросить, чтобы стать свободным и счастливым. Если вы стремитесь удовлетворять низкие желания, зачем вы пришли сюда? Приходите сюда только если вы ищете милость божью. Вы идете в лечебницу, если твердо решили принимать лекарства, прописанные врачом и выполнять его предписания. Итак, следуйте указаниям, которые Я даю, какими бы трудными они вам ни казались и что бы ни говорили по этому поводу другие люди. Вы пришли в Прашанти Нилаям не для того, чтобы доставлять удовольствие другим, а для того, чтобы радовать Меня.

Меня не трогают показная угодливость и внешние знаки преданности. Я настаиваю на истинной вере, на внутреннем согласии, на преданности, идущей от сердца. Я настаиваю на соблюдении тех правил и предписаний, следовать которым вы требуете от других. Если вы не говорите ласково, как можете ожидать вы от других ласкового к себе отношения? Противодействие зависит от действия. Если, нося повязку севадала, вы курите, то позорите и самих себя, и доверенный вам знак. Это значит лгать самим себе, что унижает вас в ваших собственных глазах. Верьте в учение, которому следуете; имейте мужество воплощать его в действие. Шраддхаван лабхатхе джнянам: тот, кто верит, может получить освобождение с помощью знания (джняны). Нежная лиана, именуемая бхакти, льнет к дереву твердой веры (шраддхе).

Не занимайте слишком много места, расстилая свой матрас и свои пожитки. Никто не ищет здесь комфорта. Делитесь местом с другими, ведь все они - ваши родные и близкие. Вы здесь для того, чтобы учиться непривязанности и практиковать ее. Неважно, что вы промокли под дождем: ведь вы в это время помогали другим. Не прекращайте помощи, даже если подступит смерть. Если вы проявите твердость, Бог не позволит смерти приблизиться к вам. Вы жалуетесь: "Свами не мягок со мной". Ну так смягчите Его сердце. Постарайтесь! Раскройте Ему теплоту своего кающегося сочувствующего сердца, готового облегчить страдания. Благодаря глубокому отречению стремление к чувственным удовольствиям должно исчезнуть, что прояснит ваше сознание, читту. И тогда Бог отразится в нем со всей ясностью, а реальность окажется познанной. Результатом будут мир и спокойствие, что является высшим благом.

Прашанти Нилаям - это центр духовного возрождения для всего мира. Здесь собираются преданные со всех концов Земли. Поэтому малейшая ошибка, совершенная вами, станет известна всему миру. Ваше поведение должно быть образцом, все страны должны брать у вас уроки. Ваш "фундамент" не должен проседать, вам нужно быть твердыми, искренними и прямыми. Не следует считать, что вы избраны, чтобы проявлять свою власть над другими. В Прашанти Нилаям приезжают люди разного возраста, отличающиеся по здоровью, степени богатства, уровню знаний и ума. Это также приют для тех, кому некуда больше пойти. Но не воспринимайте других, как чужих. Помните, что Я - защитник и поддержка для всех. Ни к кому не питайте злобы, зависти или презрения, будьте полны смирения, верьте в человеческую доброту.

Это для вас замечательная школа; добейтесь успеха прежде, чем уехать отсюда. В этой школе только один учитель Я. У Меня нет ни секретаря, ни менеджера, ни президента или председателя. Я и пример, и лидер, и руководитель. Меня никто ни к чему не принуждает и Я не ищу выгоды. Я работаю, чтобы вести и учить. Если Я буду бездействовать, как смогут крутиться колеса мира? Я вникаю в малейшие детали, во все здешние дела. Я слежу за сценой, за помостом, за брезентовым покрытием, за навесами, водоемом, насосами, даже для Себя Я все делаю Сам. Поэтому Я не ощущаю нужды в вашей благотворительности. Но если вы помогаете тем, кто собирается здесь, это приносит Мне радость, и никакая другая пища, кроме этой ананды, Мне не нужна.

Я есть Анандасварупа, воплощение блаженства. Моя природа - ананда, ананда - это Мой знак. Правила дисциплины и садханы, заключенные в Бхагавате, Рамаяне, Бхагавадгите и Махабхарате, не принимаются теперь во внимание, хотя их читали и заучивали наизусть в течение столетий. И вот ныне, когда Ниракара - не имеющий форм и атрибутов принцип, пришел в человеческом образе, ревностно следуйте Его приказам, которые даются вам ради вашего освобождения. Не отказывайтесь от нектара милости, который вам предлагается. Хануману было приказано узнать, где находится Сита, и он повиновался беспрекословно. И добился успеха. Он не колебался и не прикидывал, какие опасности ждут его на пути. Он не гордился и не ликовал, что его выбрали для этой высокой миссии. Он выслушал, он понял, он подчинился, и победил. Имя Рамадутта, посланник, слуга Рамы, полученное им за это, сделало его бессмертным. Вы должны заслужить имя Саи Рамадутта. Будьте стойкими, контролируйте себя, употребляйте добрые и ласковые слова, проверяйте каждый свой шаг на пробном камне Моего расположения: одобрит ли это Свами? Задайте себе этот вопрос, с него и начнется ваша духовная практика, тапас. Но эта практика должна длиться всю жизнь, а не эти десять дней, что длится праздник Дасары. Когда вы вернетесь домой, вы, продолжая ее, должны стать ярким светильником, освещающим путь другим. Я ценю две вещи больше всего. Первое: молчание. Только в глубоком молчании можно услышать голос Бога. Говорите как можно тише, как можно меньше, как можно мягче. Но не шепчитесь друг с другом: это делается только тогда, когда вы злословите за чьей-то спиной. Не говорите громко, когда вы "далеко" от Меня, ибо такого "далеко" не существует. Второе: памятование Имени Бога, намасмарана. Неустанно повторяйте Имя божье, какими бы другими делами вы ни были заняты. Пусть Имя Бога будет вечным фоном для всех ваших действий.

Прашанти Нилаям
22 - 9 - 68