Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том VI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.

 


Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".


Содержание

1. Молоко и вода
2. Не лока, а локеша
3. Ангам и лингам
4. Ни зеркала, ни отражения
5. Умирающие оплакивают умерших
6. Разрушительный потоп
7. Сатья Саи сева
8. Путешествие в джунглях
9. Состязание и приз
10. Станьте заклинателем змей
11. Свинец или золото
12. Теперь три в одном
13. Колесо и его ступица
14. Невидимая сладость
15. Тигр в кольце
16. Движущиеся храмы
17. Чудо любви
18. Книги как благословение
19. Берегите древнее древо
20. Трехколесный велосипед
21. Окна ума
22. Не спешите с выводами
23. Не наверху, а вокруг
24. Сырой фитиль
25. Путешествие к морю блаженства
26. Беспечальный сад
27. Пилигримы! Не мешкайте!
28. Правда и любовь
29. Добровольное служение
30. Бог, вечно близкий
31. Задайте нужный вопрос
32. Высший владыка
33. Прыжки на одной ноге
34. Повязка, снятая с глаз
35. Веки и зрачок
36. Смерть - приятное путешествие
37. Внутреннее я
38. Атом могущества
39. Верхняя и нижняя тяга
40. Одна четверть и три четверти
41. Рог и бивень
42. Потерянный ключ
43. Единица в единстве
44. Имя, неиссякаемый источник
45. Откровение
46. Обновленная махабхарата
47. Воспевайте сладостное имя
48. Мое послание
49. Путь мудрых
50. Зажгите светильники любви
51. Рождение энтузиазма
52. Пять матерей
53. Следы божественных стоп
54. Примите меня как колесничего
55. Станьте флейтой господа
56. Лиана и дерево
57. Умрите для пробуждения к новому дню
58. Преобразите каждую минуту
59. Философский камень
60. Что такое нищета?
61. Третья сила
62. Вылей чернила на бумагу
63. Вдохновение, а не подражание
64. Полон ядовитых зубов
65. Тот плюс и этот минус
66. Черпайте из общей сокровищницы
67. Сердце организации
68. Подари дарующему


54. ПРИМИТЕ МЕНЯ КАК КОЛЕСНИЧЕГО

Мир все глубже и глубже погружается в пучину богохульства и жестокости. Правила достойного поведения игнорируются и высмеиваются. Материальное приобретает гораздо большее значение, чем моральное и духовное. Вера в победу правды, справедливости и доброты быстро исчезает, разница между добром и злом редко различается. Когда ребенка Раму ввели в зал, где находились Дашаратха, Каушалья и Васиштха, Он сначала коснулся ног Каушальи, затем Дашаратхи и Васиштхи, показывая тем самым, что ему известны древние правила: "Почитай мать как Бога, почитай отца как Бога, почитай наставника как Бога". Не испытывают благодарности к этим троим лишь животные, которые, как только их отнимают от груди, забывают о родителях. Благодарная память о родителях и учителях присуща лишь человеку.

Мир - гигантский спектакль, который ставит и ведет Бог, чтобы пробудить в человеке чувства благоговения, преданности и удивления. Увлеченный красотой, очарованием и таинственной силой этого спектакля, человек обретает способность увидеть источник всей этой красоты, радости и привлекательной таинственности. Мира, будучи совсем маленькой девочкой, спросила свою мать: "Мама, мы играем в игру. Другие девочки уже назвали имя человека, за которого они выйдут замуж. Скажи мне, кто должен быть моим мужем. Мне надо назвать им его имя". Она не давала матери покоя, и та, наконец, не выдержала: "Этот Гиридхар, что стоит в храмовой святыне, - он твой муж! Теперь иди". И Мира с этой минуты посвятила себя Господу Гиридхаре (Кришне). Всегда и повсюду она видела только Его лицо, Его сострадание.

Тело есть жених, а жизненный принцип - невеста. Этот брачный союз заключается в каждой жизни. Так же как тело - вместилище, охраняющее и поддерживающее жизнь, так и Бог поддерживает жизненное начало, заключенное в человеке, чтобы он мог познать Его.

Бог - весь сочувствие, весь милость. Бхишма, дед обоих кланов, сражавшихся друг с другом за первенство на Курукшетре, возглавлял войско Кауравов в течение восьми дней, но победы так и не одержал. Тогда старший из Кауравов, Дурьодхана, пришел к Бхишме и стал просить его атаковать врага более мощно. Бхишма ответил, что следующий день будет решающим, и он либо примет смерть, либо одержит победу. Зная об этом, Кришна убедил царицу Пандавов Драупади, исполненную к Нему глубокой преданности, сопровождать Его в лагерь Бхишмы под покровом ночи. Источником силы для несчастной царицы была молитва, которая не могла не тронуть Господа. Она вошла в шатер Бхишмы, скрывая свое лицо под покрывалом. Кришна попросил ее снять сандалии перед входом, чтобы их стук не нарушил тишины и не поднял стражу. Он завернул сандалии в шелковый платок и сунул сверток себе под мышку! Драупади вошла в шатер и упала к ногам Бхишмы, и он, по своему обыкновению, благословил ее не задумываясь: "Будь счастлива на многие годы замужней жизни!" Драупади сразу же после этого благословения открыла свое лицо. Она молила, чтобы братья-пандавы, ее мужья, не погибли от стрел Бхишмы, а Бхишма догадался, что автором этого плана был Кришна и что ему, Бхишме, суждено умереть. "Мы лишь марионетки в Его руках", - сказал он, увидев Кришну, стоящего у входа в шатер. Бхишма спросил, что у Него в свертке, и вообразите его волнение, когда он узнал, что Бог снизошел до того, чтобы нести под мышкой сандалии Своей преданной! Верьте в Бога. Он никогда не оставит вас. Он будет вести и охранять вас до тех пор, пока не приведет к победе. Искренняя преданность, неколебимая вера - с ними вы всегда обретете милость Господа.

Драупади отдавалась вере безоговорочно, она вела жизнь, посвященную Богу. Пять братьев-пандавов, ее мужья, воплощают пять жизненных токов, пять пран (панча пранас), активизирующих тело и дающих ему жизнь. Драупади, проявляющая истинную заботу о мужьях - это энергия, поддерживающая праны.

Для обретения такой веры вам нужно глубоко войти в тайну природы аватаров, Рамы и Кришны, а не блуждать в лабиринте внешних событий, эмоциональных конфликтов и показной активности. Не воспринимайте Раму как брата, сына или мужа, который охвачен личными переживаниями, связанными с похищением жены и ее героическим освобождением. Благоговение может придти к вам, если только вы погрузитесь в прохладные глубины внутренней тайны. Этот процесс особо изучался мудрецами древней Индии, и поэтому Индия приобрела для всего мира статус гуру. Неустанные смирение, почитание, размышление о Боге и Его славе - таков должен быть ваш путь посвящения (дикша), во имя покоя и безопасности (ракши). Роль Индии - напоминать человечеству об этом пути самоотречения и помогать в достижении мира и безопасности. Однако эта роль в настоящее время забыта, так как целью теперь является скорейшее получение мимолетных удовольствий, а не вечного счастья. Кодекс Ману (Манусмрити), регулирующий каждодневную жизнь человека, очищающий и охраняющий каждое ее мгновение, теперь отброшен как устаревший, а его общественные и моральные правила считаются вышедшими из моды. По мнению современного человека жизнь должна быть беспрерывной чередой удовольствий. Поэтому он переживает одно разочарование за другим и постоянно ищет радости, которую материальные выгоды не могут ему дать.

Радость - это ловушка, горе - истинный наставник. Оно учит осторожности, осмотрительности, проницательности, беспристрастности и бдительности. Смерть - это не безжалостный враг, как ее обычно представляют, а друг и товарищ, учитель и добрый родственник, который берет вас под свое крыло и окружает ореолом воспоминаний. Сердце человека должно быть выносливым, но не жестоким, оно должно быть нежным, но не податливым; сделать его таким могут лишь горести, потери и несчастья. Такой способ "лепки" выбирает Бог, чтобы придать вам божественную форму. Но человек слеп, он не видит Его милости. Он восстает против первого же удара, нанесенного молотком скульптора. Он отказывается от одной божественной формы и переключает преданность на другую форму, которая, как ему кажется, будет более благосклонной к нему. Вы приносите портрет Саи Бабы, ставите его на свой домашний алтарь и украшаете цветами. Если через несколько дней ваша корова даст меньше молока, чем обычно, вы приписываете это злу, принесенному в ваш дом "новым" божеством, или гневу "старого" смещенного Бога, и выбрасываете портрет! Никогда не поклоняйтесь, не предлагайте цветов Богу ради таких ничтожных целей! Не теряйте великую возможность соединиться с Богом и не отождествляйте Бога со своими пустыми симпатиями и антипатиями, своими жалкими целями и амбициями. Анитьям ашукам локам имам прапья, бхаджасва маам: придя в этот непостоянный, полный несчастий мир, поклоняйтесь Мне, чтобы спасти себя, - таково предписание. Как может тело избежать болезни и смерти? Как может ум уйти от тревог и беспокойства?

Вы, разумеется, можете превзойти болезнь и смерть, избежать тревог и волнений, принимая назначенные вам лекарства и соблюдая прописанный вам режим. Пойте славу Господу, когда вас настигли горе или страдание, ибо в это время вы больше всего нуждаетесь в Нем. Когда болезнь в разгаре, таблетки принимают чаще и в большем количестве. Пандавы знали этот секрет успеха: когда обстоятельства обернулись против них, они обратились к Богу. Простой смертный начинает причитать и жаловаться: "О, все мои молитвы были впустую! Поклонение, которому я отдавался так искренне и с таким сердечным трепетом, оказалось напрасным". Есть люди, которые цинично насмехаются над несчастьями верующих и стремятся увлечь их в мрачную пустыню безверия. Не слушайте этих злых людей, будьте тверды в своей вере, напитайте корни ее раскаянием и молитвами. Повороты судьбы заставляют забыть о пудже, поклонении Богу, только тех, кто совершает его для того, чтобы произвести впечатление на других. Другие же с абсолютгой невозмутимостью святого принимают все, что выпадает на их долю: хорошее или плохое воспринимается ими, как лицевая и оборотная сторона одной и той же монеты - божественной милости. Эта твердость есть отличительная черта преданного почитателя Саи. С избранного пути не смогут сбить его ни людской цинизм, ни призывы жить в роскоши. Он воплощает на практике духовное учение и осознает, какое это приносит огромное удовлетворение.

Сегодня отмечается день рождения Кришны. Вы верите, что это великий праздник, но есть ли у вас вера, заставляющая следовать учению Кришны? Не ищите в этот день удовольствий, не заполняйте желудок острой и сладкой едой. Ищите радость, заполняя свой ум Его учением, насыщая его верой в Него, сообразуя с Ним мысли, чувства, эмоции, порывы, действия. Как вы могли заметить, деятельность человека, называющего себя почитателем Рамы, Кришны или Саи Бабы часто направлена на то, чтобы построить храм. Новый храм возводится, а старый разрушается. Отчего это люди бегают повсюду с призывами и подписными листами, требуя пожертвований? Эго каждого побуждает его строить храм, но не ради Господа, а ради самого себя! "Я построю Дом, где мой Господь, не имеющий сейчас крыши над головой, сможет обитать". За этой манией возводить новые мандиры скрываются тщеславные и пошлые мотивы. Человек, у которого просят помощи, чувствует свое превосходство, а тот, кто обращается за помощью, демонстрирует недостаток веры в Бога, которому поклоняется. Люди воображают, что мандир - для нового бога, того, кто состязается со старыми именами и формами божества в способности их, людей, поддерживать и опекать. Такая позиция не слишком-то подходит для бхакты, не так ли? Не надейтесь приблизиться ко Мне с помощью подобных методов. Для Меня нет различия между преданными той или иной форме. Все, кто стремится к теплу и свету, могут приблизиться ко Мне. Жар этого сияния прогонит холод чувственного влечения. Этот свет рассеет вековую тьму. Несите всем любовь, прему, этим вы можете добиться Моей близости. Я не измеряю расстояние метрами или милями. Я измеряю его силой любви.

И еще одно: вы хотите, чтобы Я пришел к вам домой, вы молите Меня об этом, вы горюете, когда Я не прихожу и начинаете укорять себя за то, что вы беднее других, что вы, наверное, духовно неразвиты, и так далее. Но все это не относится к делу. В Моем сердце нет места для подобных различий. Вы можете верить этому или не верить. Но Я должен открыть вам, на что в действительности откликается Мое сердце. У Меня нет как особого желания посещать жилища людей, так и нежелания делать это. Мне нет дела до кирпича и известки, из которых построены ваши дома. Главное для Меня - посетить ваше сердце и поселиться в нем. Прашанти Нилаям не есть Мой дом, Мои дома - это ваши сердца, преображенные в прашанти нилаямы (обиталища высшего покоя). Когда вы просите, чтобы Я посетил вашу деревню, Я думаю об элементарных удобствах, которые необходимы - не Мне, Мне достаточно места, где Я мог бы стоять, - но сотням, тысячам, десяткам тысяч тех, кто соберется на Мой даршан. Могу ли Я терпеть, чтобы женщины, дети, больные, старые, слепые, дряхлые, пришедшие за советом, утешением, поддержкой и исцелением, испытывали трудности, пусть и самые минимальные?

Еще об одном Я хочу вам сказать. Не откладывайте больше, не упустите эту уникальную возможность, пока она есть у вас, - расспросите Меня о садхане, которой вы должны заняться для своего освобождения, и начинайте практику с нынешнего дня. Позднее приблизиться ко Мне и спросить Меня будет гораздо труднее, ибо люди идут сюда сплошным нескончаемым потоком, и вам придется смотреть на Меня с расстояния в несколько миль. Сегодняшнему дереву суждено разрастись в вишва-врикшу - дерево, охватывающее весь мир, дающее всем тень и приют. Именно ради этой цели снизошел Я в этой форме, не зная ни отступлений, ни колебаний. Мое имя - Сатья, истина; Мое учение - истина; Мой путь - истина, Я есть истина.

В каждую югу божественное проявляет себя в форме аватара, имеющего особую миссию. Нынешняя инкарнация отличается от других, поскольку сталкивается с кризисом, охватившим и сотрясающим весь мир. Своеволие ума разрослось столь буйно, что люди, оглупев, стали спрашивать: "Что такое Бог и где Он?" Безнравственность, облачившись в одежды нравственности, завлекает человека в трясину греха; истину хулят, как западню, над справедливостью глумятся, святых третируют как врагов народа. Это Воплощение и нужно для того, чтобы возвысить правду и подавить ложь. Я веду Себя как вы, двигаюсь, пою, смеюсь, путешествую, но будьте готовы к Моему внезапному удару, предостерегающему и наказывающему. Я буду обличать тех, кто совершает неправые дела, и награждать добрых за их праведность. Каждый получит то, что заслуживает.

Откажитесь с помощью садханы от индивидуальных привязанностей, от чувственных удовольствий, растите с помощью садханы стремление раскрыть свое сердце вселенной. Не затуманивайте свой ум мелочными желаниями голодом и жаждой, что назойливо требуют маленьких кусочков или глотков. Желайте одного: чтобы ваша душа, после того как вы растворитесь в универсальном и отпразднуете триумф над внутренними врагами, досаждавшими вам на пути к победе, утвердилась как полновластный монарх на престоле вселенной. Заслужите эту нескончаемую милость своей искренностью, простотой и садханой. Монахам положено ходить с бритой головой, чтобы их не могли узнать бывшие друзья и приятели. Но теперь мы видим, что они желают быть узнанными, мало того - жаждут признания, похвалы, лести и почитания, того, что угождает эго, того, от чего следует бежать! Принято говорить, что монах должен есть, как собака, а спать, как лиса. Ешьте, что "Бог послал", только чтобы утолить голод. Спите там, где найдете приют; не запасайте пищу на следующий день, не стройте дом "на всю оставшуюся жизнь". Не запутывайтесь в сетях чувств и эго, которое возбуждает их.

Совершайте пуджу, дхьяну или джапу (богослужение, медитацию, повторение имени Бога) сосредоточив на них все свое внимание, так, чтобы по окончании их ваше лицо осветилось светом знания. Дверь существует в доме для того, чтобы впускать тех, кого вы хотите видеть. Наблюдайте за дверью, чтобы собаки или ослы, пыль или сухие листья не ворвались через нее в ваш дом. Чувства и ум - это двери, через которые в ваше сознание проникают пагубные влияния и поселяются в нем.

Воспринимайте все свои действия как поклонение. Долг - это Бог, работа - поклонение. Все, что случается, принимайте с радостью, как дело Его рук, как знак Его сочувствия. Именно таким был святой Тукарам. Когда ему нечего было есть, он благодарил Бога за то, что Он дал ему возможность поститься, а когда получал какую-нибудь пищу, то благодарил Бога за приход к нему в этой форме и за поддержку. И пел хвалу Господу. Его слава, Его сочувствие, Его милость непостижимы, и они, по Его воле, облекаются в разные формы.

Кто вы, чтобы выносить суждения об их ценности и важности? Я не люблю баджаны, порождающие соперничество, эгоизм и рожденные нетерпимостью. Я ценю и награждаю смирение, стойкость, служение, братство, способность сочувствовать и постоянно помнить о Боге и доброте. Когда вы стремитесь запечатлеть Мой образ в своем сердце, вам нужно повернуть объектив внутренней "камеры" ко Мне, не так ли? Обратите свой ум, свои чувства и действия ко Мне, и тогда Мой портрет непременно отпечатается в вашем сердце. Если же линзы будут повернуты к миру и мирским вещам, как сможет он запечатлеться в сердце?

Какая польза от этой Моей лекции, если вы не принимаете ее в свои сердца и не ведете себя в согласии с ней? Я вижу, что все усилия этих лет пробудить в вас сознание долга по отношению к самим себе не приносят плодов. Вы как скалы на морском берегу, что равнодушно взирают, как бьются о них волны. Скала остается неподвижной; волна продолжает биться. Это не может продолжаться вечно! Пробудитесь и воспользуйтесь уникальным шансом!

Прашанти Нилаям
18 - 8 - 68