САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
Том VI
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.
Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".
1. Молоко и вода 2. Не лока, а локеша 3. Ангам и лингам 4. Ни зеркала, ни отражения 5. Умирающие оплакивают умерших 6. Разрушительный потоп 7. Сатья Саи сева 8. Путешествие в джунглях 9. Состязание и приз 10. Станьте заклинателем змей 11. Свинец или золото 12. Теперь три в одном 13. Колесо и его ступица 14. Невидимая сладость 15. Тигр в кольце 16. Движущиеся храмы 17. Чудо любви 18. Книги как благословение 19. Берегите древнее древо 20. Трехколесный велосипед 21. Окна ума 22. Не спешите с выводами 23. Не наверху, а вокруг 24. Сырой фитиль 25. Путешествие к морю блаженства 26. Беспечальный сад 27. Пилигримы! Не мешкайте! 28. Правда и любовь 29. Добровольное служение 30. Бог, вечно близкий 31. Задайте нужный вопрос 32. Высший владыка 33. Прыжки на одной ноге 34. Повязка, снятая с глаз |
35. Веки и зрачок 36. Смерть - приятное путешествие 37. Внутреннее я 38. Атом могущества 39. Верхняя и нижняя тяга 40. Одна четверть и три четверти 41. Рог и бивень 42. Потерянный ключ 43. Единица в единстве 44. Имя, неиссякаемый источник 45. Откровение 46. Обновленная махабхарата 47. Воспевайте сладостное имя 48. Мое послание 49. Путь мудрых 50. Зажгите светильники любви 51. Рождение энтузиазма 52. Пять матерей 53. Следы божественных стоп 54. Примите меня как колесничего 55. Станьте флейтой господа 56. Лиана и дерево 57. Умрите для пробуждения к новому дню 58. Преобразите каждую минуту 59. Философский камень 60. Что такое нищета? 61. Третья сила 62. Вылей чернила на бумагу 63. Вдохновение, а не подражание 64. Полон ядовитых зубов 65. Тот плюс и этот минус 66. Черпайте из общей сокровищницы 67. Сердце организации 68. Подари дарующему |
2. НЕ ЛОКА, А ЛОКЕША
Вы знаете, что сегодня в Прашанти Нилаям святой праздник, и тысячи людей собрались здесь, чтобы участвовать в нем. Многие из них, обремененные грузом невзгод и горестей, пришли сюда в надежде на облегчение. Многие молят об избавлении от физических и духовных недугов, многие раздавлены гнетом нищеты. Большинство страдает от какой-то боли или потери и уповают на облегчение. Моя задача - уменьшить их страдания, утешить всех страждущих. Ваидьо Нараяно Харих: Господь Нараяна - врачеватель, исцеляющий недуги. Об этом говорят Веды. И потому Я беру на Себя этот труд.
Задача врача - поставить диагноз, сделать операцию и назначить лечение. Все остальное - уже забота медсестер, не правда ли? Они ухаживают за больными с добротой и вниманием, следят за их питанием, температурой, состоянием - и их любовь помогает больному поправиться. Это тот тип служения, который сегодня Я предписываю вам. Если вы пренебрегаете указаниями врача, не исполняете свой долг по отношению к больному, если не откликаетесь с чуткостью на все его нужды и потребности, это может нанести больному огромный вред и вызвать серьезные осложнения.
На карманаа на праджаяйя дханена тьягена ке амрутатвамаанашу: только жертва и самоотречение приведут вас к бессмертию, а не новое рождение, ритуальные обряды или богатство. Это - изречение Вед. Добровольное служение (сева), в котором вы участвуете, - первый "класс" в вашей "школе жертвы". Сева - высочайшая из всех садхан, ибо даже Сам Бог принимает человеческий облик и нисходит к людям, чтобы служить им и вести к утраченным идеалам. Поймите, какая радость для Бога видеть, как человек служит человеку! Многие люди, даже старые и больные, приезжают в Прашанти Нилаям совершенно одни. Они или слишком одиноки, или слишком бедны, чтобы нанять помощника. Ваши глаза должны быть всегда готовы заметить таких людей, а руки - оказать им помощь при малейшей возможности. Не ждите, пока они упадут и лишатся чувств. Отведите их в тень или внутрь закрытого навеса и утолите их голод или жажду так быстро, как только можете. Постарайтесь настоять на том, чтобы более здоровые и молодые уступили им свое место. И не занимайте все первые ряды на даршане. Значок севадала (волонтера) не дает вам никаких привилегий, он лишь возлагает на вас ответственность. В своем порыве увидеть Меня с близкого расстояния не расталкивайте других, стремясь вперед. Помните, что где бы вы ни были, даже в самом отдаленном уголке, - если вы добросовестно исполняете возложенные на вас обязанности, Я всегда буду с вами, совсем близко от вас - не сомневайтесь в этом! Вы носите значок с Моим портретом, но Я всегда у вас внутри, в вашем сердце.
Наступила сильная жара, и одной заботой у вас стало больше - следить за тем, чтобы все жаждущие смогли напиться. Когда тело страдает от недостатка воды, эта жажда называется тришна. Но духовная жажда - Кришна - гораздо острее. Мирская жажда губительна; она превращает человека в зверя с его неуемным стремлением удовлетворить желание. Если бы Земля была немного поменьше, человек наверняка бы проглотил ее целиком! Но к счастью, для этого она слишком велика.
Но сейчас вы не имеете отношения к миру; сейчас вы имеете отношение к Владыке Мира: не к локе, а к Локеше. Подчиняйтесь приказам Господа, этого достаточно. Вам не стоит беспокоиться, что у вас нет времени на джапу, дхьяну, пуджу (повторение Имени, медитацию, ритуалы) и на молитву. У великого ачарьи (учителя) Шанкары было четыре любимых ученика - Тротака, Хастамалака, Сурешвара и Падмапада. Из них Падмапада был целиком поглощен служением гуру и потому не мог уделять внимание учению. Другие часто посмеивались над ним за его неразвитость. Но за свое почтение к гуру он был вознагражден сполна. Однажды, стоя посреди реки, он стирал одежды Учителя и сушил их на камне. Как раз когда он складывал высушенную одежду, вода в реке стала быстро прибывать, и его со всех сторон окружил бурлящий поток; он едва удерживался ногами на самой верхушке камня. Приближался вечер, и Падмапада знал, что одежда скоро понадобится гуру. Тогда Падмапада решил идти прямо через реку и вступил в яростно бушующую воду. Он был уверен, что благословение Учителя защитит его. Так и случилось. Куда бы ни ступала его нога, под ней расцветал лотос, твердый, как камень, и держал его на своих лепестках. Вот откуда и появилось его имя - Лотосоногий, Падмапада. Милость гуру позволила ему овладеть всеми знаниями и воссиять как выдающемуся носителю древней мудрости.
Жизнь коротка, и нить ее может оборваться в любой момент. Тело может погибнуть и выпустить вас на свободу без всякого предупреждения. Поэтому пока у вас есть такая возможность, вы должны посвятить свое сердце Тому, кто дал вам это тело. Сердце - ваш свидетель; спросите его, выполнили ли вы указ Господа. Тысячи людей могут доказывать вам, что вы этого не сделали, но если ваша совесть подсказывает обратное, вам нечего бояться. Жил как-то один хитрый скряга. Он додумался до того, что Богу не стоит приносить никаких даров, ибо Его желудок и без того полон амриты (нектара) и потому Он не испытывает ни голода, ни жажды. Этот человек рассуждал так: было бы святотатством окропить водой статую Бога, ибо сама Ганга вытекает из Его стоп, а известно, что это большое кощунство - лить на голову то, что порождено ногами. Он также отвергал идею подношения Богу цветка лотоса, поскольку лотос расцвел прямо из пупка Бога. Все это лишь уловки, и с их помощью невозможно обмануть совесть. Разве не украшают люди голову изваяния короной, сделанной из того же золота, что и ножные браслеты? Почитание может преобразить мир, сделать его более чистым и святым. Не придумывайте оправданий, чтобы избежать поклонения Богу. Служите Богу через служение святым и благочестивым. Такую службу Господь ценит превыше всего. Величайший плод севы - это избавление от эгоизма, ахамкары. Святой Сурдас молился о том, чтобы превратиться в слугу слуги Господа, так, чтобы в нем не осталось и следа эго. Именно поэтому ученику, живущему с гуру, предписано ходить с протянутой рукой и просить милостыню. Сурдас говорил: "Господь не нуждается в моем служении. У Него есть все. У Него есть множество преданных, более истовых, чем я. Но многие из этих верных Его слуг страдают и бедствуют. Они нуждаются в заботе; я стану служить им, чтобы возвыситься духом".
Сейчас вы служите тем, кто действительно в этом нуждается. Когда в своем доме вы празднуете свадьбу, вы зачастую принуждаете людей, которые и без того объелись, есть еще и еще, - переводя, таким образом, попусту пищу. В то время как сытых людей продолжают потчевать насильно, голодного, просящего корку хлеба за дверью, прогоняют прочь грубым окриком. Сурдас говорил Кришне: "Ты совершенно доволен, совершенно наполнен и совершенно свободен. Зачем я стану служить Тебе? Я буду служить тем, кто в самом деле нуждается в помощи". Умейте видеть то общее, что объединяет всех. Смотрите на всех, как на однообразную череду волн, рождаемых на поверхности океана. Развивайте в себе чувство именно такого родства, такой любви, такой симпатии. Служите другим не потому, что вы считаете их другими, - оказывайте им такое же почтение, какого заслуживает Бог. Один единственный акт служения, предложенный существу, в котором вы видите Бога, неизмеримо ценнее, чем долгие годы стремления к Всевышнему.
Вы спрашиваете: "Свами! Как можно любить человека, который ведет себя дурно, греховно? Как можем мы, следуя Твоим наставлениям, уважать и чтить его?" В подобных случаях всегда помните об одном: кем является тот, кто поступил дурно? Что подвигло его на этот поступок? Кто в самом деле совершил его? Любое действие совершается телом. Что побудило тело к действию? Это сделал ум. Почему ум заставил тело совершить дурной поступок? Благодаря воздействию кармы - накопившихся последствий действий и наклонностей в течение многих прошлых жизней. Но Атма в теле осталась незатронутой, на нее не влияют ни поступки, ни их мотивы. Эта Атма божественна - любите ее, чтите ее. Вот мой ответ. Приведу простой пример: вы видите портрет Свами на дверях дома, мимо которого идете, и тут вы обнаруживаете, что это дом человека, которого вы всегда считали своим заклятым врагом! Но неужели изображение Свами вызывает у вас меньше благоговения, если владелец дома и не заслуживает вашей любви? Разумеется нет - вы все равно любите этот портрет и почитаете его, где бы он ни был. Разве это не так? Так чтите и любите Атму в каждом создании; это Бог, обитающий во всех. Зачем придавать значение грехам и недостаткам? Ваш долг - служить, а не искать изъяны. Служите всем сердцем, служите с чистой, незамутненной любовью. Служить людям под Моим невидимым надзором и руководством и облегчать их беды и невзгоды - ваш долг.
Есть популярная песня на телугу: "Всем нам - Бриндаван, и Говинда (Кришна) - всем нам". Так же и Прашанти Нилаям принадлежит всем. Баба принадлежит всем. Как и в госпитале, где каждый имеет право на лечение и на лекарства, так же и здесь, каждый, кто приходит сюда, достоин служения и почтения. Говорите приветливо и мягко со всеми недужными и страждущими. Если человека мучает лихорадка, подойдите к нему и скажите утешительные и ласковые слова. Спросите у него, что с ним случилось, где у него болит, в чем он нуждается, не принести ли ему лекарство, или, может быть, позвать доктора. Успокойте его, уверьте, что позаботитесь о нем. И ваши слова, полные любви, облегчат его страдания. Человек будет преисполнен благодарности к вам. "Какое сочувствие, какая нежная забота! Да будут благословенны родители, которые имеют счастье называть его своим сыном!" - так подумает он про себя и благословит вас из самой глубины своего сердца. "Даже в родном доме не относятся ко мне с такой любовью", - заключит он. Вот тот плод, который вы должны стремиться обрести. Если кого-то мучает жажда и он просит пить, не впадайте в раздражение и не говорите резких слов: "Я здесь не для того, чтобы подносить воду всем, кто об этом попросит. Потерпи немного. Сейчас появится Свами, и я не сдвинусь с места только для того, чтобы удовлетворить твою потребность!" Но Даршан (лицезрение) Свами, завоеванный такой грубой отповедью, не принесет вам ни малейшей пользы.
Будьте бдительны и используйте любую возможность для севы, которая приносит ананду (блаженство) Свами. Разговаривайте мягко и вежливо, соблюдайте чистоту и будьте полезны тем, кто нуждается в помощи. Старайтесь быть примером для окружающих. Не бросайтесь резко к людям, говорящим слишком громко, чтобы урезонить их; спокойно подойдите к ним и вежливо объясните, почему в ашраме следует соблюдать тишину. Скажите им, что это первая ступень садханы, что они должны учиться, как сохранять прашанти (наивысший покой и мир) - не только здесь, но повсюду, где бы они ни находились; что для языка тут нет особой работы, больше для глаза и уха; несомненно, люди откликнутся на ваше пожелание, если узнают о его причине. Скажите, что громкой речью они нарушают не только свой собственный покой, но и тревожат окружающих. Не создавайте шума больше, чем необходимо. Когда вы собираетесь улечься спать, не бросайте с размаху, с сильным грохотом, свой матрас на пол.
И еще на одно Я хотел бы обратить особое внимание мужчин-волонтеров. У вас есть склонность бродить по городку за пределами Нилаяма, подолгу просиживать в лавках и чайных, болтая со всеми без разбору о всяких пустяках. Вы потратили много денег, чтобы попасть сюда, и приехали сюда в надежде обрести внутренний мир. Но стоит вам выйти из ашрама на базар, ваши прежние пристрастия увлекают вас в суетный круговорот мирских соблазнов. Если только в этой стихии вы чувствуете себя комфортно, вам лучше было остаться дома. Если же вам нужны милость, покой, знание пути, общество благородных людей, тогда оставайтесь в ашраме и подчиняйтесь дисциплине Нилаяма. Поймите, какая большая удача для вас - быть избранными Мною для подобного служения, в то время как множество людей жаждет услышать от Меня хоть единое слово. Ваш значок севадала указывает на то, что Саи - внутри вас, этот значок - напоминание, что вы не сгусток страстей и эмоций, что вы - это не ваше тело, но пратхибимба (отражение) Бога, который есть Бимба (Тот, кто отражается). На значке также изображен символ ОМ, пранава (изначальный звук). Чтите его, медитируйте на его смысле, цените его как посвящение. Прикладывайте его к глазам, когда ложитесь спать и встаете утром, молясь при этом: "О мой Господь, пусть все мои действия будут чистыми и святыми".
Вас связывают родственные узы со всеми, собравшимися здесь, все они - ваши братья и сестры. Пусть вас не беспокоит, что вы не отдаете привычную дань джапе, дхьяне или пудже (повторению Имени, медитации, обрядам), что у вас нет времени поесть или отдохнуть, что ваш сон может быть внезапно потревожен. Вы не упустите шанс попасть в рай, если именно на Шиваратри (празднике, посвященном Шиве) не будете голодать и бодрствовать. Однажды Шива обратил внимание Парвати (Своей божественной супруги) на то, что из многих сотен людей в Каши (Варанаси - древнем священном городе), совершающих омовение в Ганге и несущих святую воду к храму Вишвешвары (Всевышнего Владыки - Шивы), ни один не проявил ни капли сострадания к умирающему нищему у дороги, жена которого отчаянно взывала к ним, умоляя подать стакан воды и утолить последнюю жажду ее мужа. Единственным, кто проявил чуткость, оказался карманный вор: он дал бедняге воды и заслужил милость Господа, - он один, и никто из всех этих паломников, фанатично преданных ритуалу, которые в день Шиваратри поливали водой из Ганги лингам Вишвешвары, бормоча ведические гимны!
Завтра утром состоится церемония Поднятия Флага, а вечером произойдет Лингодбхавам (рождение лингама). Здесь собрались уже тысячи, и тысячи придут сюда завтра. Служите им радостно и действенно, служите так, чтобы у них осталась добрая память о Прашанти Нилаяме и о вас, севадалах.
Прашанти Нилаям
8 - 3 - 67