Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том VI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.

 


Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".


Содержание

1. Молоко и вода
2. Не лока, а локеша
3. Ангам и лингам
4. Ни зеркала, ни отражения
5. Умирающие оплакивают умерших
6. Разрушительный потоп
7. Сатья Саи сева
8. Путешествие в джунглях
9. Состязание и приз
10. Станьте заклинателем змей
11. Свинец или золото
12. Теперь три в одном
13. Колесо и его ступица
14. Невидимая сладость
15. Тигр в кольце
16. Движущиеся храмы
17. Чудо любви
18. Книги как благословение
19. Берегите древнее древо
20. Трехколесный велосипед
21. Окна ума
22. Не спешите с выводами
23. Не наверху, а вокруг
24. Сырой фитиль
25. Путешествие к морю блаженства
26. Беспечальный сад
27. Пилигримы! Не мешкайте!
28. Правда и любовь
29. Добровольное служение
30. Бог, вечно близкий
31. Задайте нужный вопрос
32. Высший владыка
33. Прыжки на одной ноге
34. Повязка, снятая с глаз
35. Веки и зрачок
36. Смерть - приятное путешествие
37. Внутреннее я
38. Атом могущества
39. Верхняя и нижняя тяга
40. Одна четверть и три четверти
41. Рог и бивень
42. Потерянный ключ
43. Единица в единстве
44. Имя, неиссякаемый источник
45. Откровение
46. Обновленная махабхарата
47. Воспевайте сладостное имя
48. Мое послание
49. Путь мудрых
50. Зажгите светильники любви
51. Рождение энтузиазма
52. Пять матерей
53. Следы божественных стоп
54. Примите меня как колесничего
55. Станьте флейтой господа
56. Лиана и дерево
57. Умрите для пробуждения к новому дню
58. Преобразите каждую минуту
59. Философский камень
60. Что такое нищета?
61. Третья сила
62. Вылей чернила на бумагу
63. Вдохновение, а не подражание
64. Полон ядовитых зубов
65. Тот плюс и этот минус
66. Черпайте из общей сокровищницы
67. Сердце организации
68. Подари дарующему


12. ТЕПЕРЬ ТРИ В ОДНОМ

Этот день - священный день, когда преданные Господу размышляют о Его могуществе и красоте и вкушают сладость Его имени, которое бесконечно дорого им, ибо вмещает в себя всю Бхагавату. Кришна был полным воплощением Бога во всем великолепии шестнадцати атрибутов аватара. Когда Бог воплотился в Раме, из шестнадцати аспектов аватара по одному было у Его трех братьев, а четвертым обладал Парашурама (одно из воплощений Вишну - "Рама с топором") - до тех пор, пока Рама не встретился с ним, взял над ним верх и вобрал в Себя находящуюся в нем часть божественной силы. Остальные воплощения появлялись с особой целью - подавить зло, представленное одним или несколькими существами. Аватары Рама и Кришна, кроме того, что наказывали порочных и демонстрировали миру, что путь зла никогда не приведет к победе, преследовали более общие цели, такие как восстановление дхармы и защита добродетельных и благочестивых. Человек - это сплав человеческого, животного и божественного. Когда человек не может избавиться от животного начала - это, поистине, настоящая трагедия; но гораздо большая трагедия, если он не может реализовать свои божественные качества. Размышление об аватарах Раме и Кришне, об Их лилах (божественных играх) и махимах (сверхчеловеческих силах) - это самый надежный способ развить в себе божественное начало.

Перед приходом каждого аватара появляются также его помощники в выполнении миссии, с которой Он является в мир - это Майяшакти (сила иллюзии) и Йогашакти (сила йоги). Майя приходит как старшая сестра, чтобы "разжигать" злых; Йога приходит как старший брат, чтобы вселять энтузиазм и обеспечивать сплоченность "троицы". Во времена Кришны майя толкала Камсу все глубже и глубже в пропасть порока - для того, чтобы его крах был более ужасен и "показателен". Но теперь, в Кали юге, злых людей ждет исправление и преображение под воздействием любви и сочувствия. По этой причине аватар пришел безоружным. Он принес с Собою весть любви. Единственное оружие, которое может спасти низких и порочных людей это Имя Бога, произносимое с любовью.

Имя сияет ореолом божественной славы; находясь в постоянном контакте с умом, оно делает его инструментом избавления от иллюзий. Возьмите любое имя, например, Наванита-чора (Похититель масла) - один из эпитетов Кришны. Оно не имеет ничего общего с воришкой, который украл из чьей-то кладовки масло и бежит с ним наутек. Кришна украл совсем не то масло - продукт, получаемый путем сбивания молока. Это масло веры, добытое в процессе сбивания под названием "стремление" из кислого молока, называемого "мирской опыт". Он крадет только это "масло". Когда Яшода, приемная мать, бранила маленького Кришну за "воровство", Он ответил: "Но мама, они любят меня за то, что я краду его, они огорчаются, если я не делаю этого; они сбивают масло в надежде, что я украду его; когда я краду его, их души просветляются и они пробуждаются".

Среди всех удивительных событий из детства Кришны, которые поражали людей и обнаруживали Его божественную природу, самое значительное - это случай с Каалингой. Змей Каалинга отравлял воды реки Ямуны и весь воздух вокруг; все, кто приближались к этому месту, будь то люди или животные, падали замертво. Но Кришна - божественный ребенок - нырнул под воду, заставил отвратительного змея подняться к поверхности и принялся плясать у него на голове, прыгая по рядам его капюшонов и попирая их своими нежными, как лепестки лотоса, ступнями. Прикосновения этих мягких шелковистых стоп оказалось достаточно для того, чтобы змей исторг яд из своих ядовитых зубов и стал безвредный навеки. Этот эпизод великий урок для человека. Эта лила (божественная игра) совершенно не похожа на все предыдущие истории, свидетельствовавшие о сверхчеловеческой силе и мудрости маленького Кришны. Его уносил демон бури, на Него нападал демон в обличье тельца, Его сбивал с ног демонвозница, его клевал демон-аист, Его пытался отравить демон-нянька, и тем не менее скептики с легкостью приписывают эти чудеса случайности, совпадению или разыгравшемуся воображению. Но в случае со змеем Каалингой кроется иносказание, это ценный урок в духовной практике.

В глубине спокойных вод озера разума (Манаса-саровар) таится ядовитая кобра с шестью капюшонами - похотью, гневом, жадностью, привязанностью, гордыней и ненавистью. Она отравляет пространство вокруг и губит всех, кто приближается к ней. Когда в глубь озера проникает Имя Бога, оно заставляет змею подняться на поверхность, где легче расправиться с ней. Так позвольте же Кришне, божественному внутри вас, стать господином вашего ума; позвольте Ему исполнить Свой танец на издающих шипение головах и приручить злобное чудовище; позвольте змее извергнуть яд и стать ласковой и полной саттвы. Вот та садхана, которой учит этот эпизод, тот долг, который он вменяет.

Как и все аватары, Кришна заявлял миру о Своем пришествии постепенно, шаг за шагом, каждый раз проверяя, может ли множество людей принять эту Истину. Все знаки и чудеса всегда предназначены для того, чтобы аватар мог заявить о Себе. Кришна изумлял Яшоду еще будучи в колыбели. Обычно, укладывая Его спать, она рассказывала Ему разные истории и пела колыбельные песни. Однажды она принялась рассказывать Ему "Рамаяну": о том, как у Дашаратхи было четыре сына; как рос его старший сын Рама; как Рама готовился к коронации как престолонаследник; как его мачеха вынудила Дашаратху отправить Раму в четырнадцатилетнее изгнание; как перед его нежно любимой женой Ситой появился золотой олень; как Рама пустился за ним в погоню, чтобы Сита смогла приручить его; как злокозненный Равана, который сам подослал оленя, чтобы заставить уйти Раму, явился в это время в обитель и, похитив Ситу, увез ее на далекий остров - в свое царство. Стоило Яшоде это сказать, как она увидела, что ребенок в колыбели не на шутку разгневался! Он потряс своей ручкой и крикнул: "Лакшмана! Дай Мне Мой лук и колчан со стрелами!" Мать помнила, что Лакшманой звали брата Рамы, который последовал за ним в лес. Она ясно осознала, что Тот, Кто был Рамой, снова пришел в этот мир как Кришна.

Чайтанья (великий святой, преданный Кришны) тоже не раз давал понять своей матери о том, что в нем воплотился Кришна. Однажды, когда он еще не умел ходить, а только ползал повсюду на четвереньках, его мать принимала в доме гостя - правоверного брахмана. Он сам готовил себе обед из продуктов, которые она давала ему. Он хотел, чтобы пища была ритуально чистой и не осквернялась прикосновением чужих рук. Он дал обет предлагать Богу всю ту пищу, что собирался съесть. Было уже довольно поздно, когда его жертвенное угощение было, наконец, готово. Не успел он усесться перед статуей Кришны, чтобы начать обряд, откуда ни возьмись появился ребенок и сунул палец в миску с едой - "загрязнив", тем самым, подношение Богу. Брахману дали новые продукты, он снова приготовил еду и уже поздним вечером вновь приступил к обряду. Но и в этот раз к миске внезапно подполз маленький Чайтанья и опять "осквернил" священную пищу! После того, как он "напроказил" и в третий раз, мать оттащила ребенка прочь и пригрозила "выбить всю дурь из его головы". На что дитя ответило невинным голосом: "Он зовет меня есть, а когда я оказываюсь рядом, начинает сердиться". Так он показывал, что он - Кришна, пришедший вновь.

Все аватары учат, что первый шаг на пути садханы это отказ от привязанности. В Трета юге этому же золотому правилу учил Йога-Васиштха. В Двапара юге Кришна наставлял Арджуну, каким образом отказаться от вишайи-васаны - привязанности к объективному миру.

Жил когда-то аскет, преодолевший все привязанности. Однажды, когда он шел по тропе в Гималаях, сильный порыв ветра взлохматил ему волосы, и они упали ему на глаза. На миг он потерял ориентацию и просто пошел в противоположную сторону. У него не было привязанности ни к направлению, ни к месту!

Демонстрируя свою веру, люди повторяют "Кришна Кришна - Кришна", но при этом ни на миг не расстаются с тришной - жаждой земных благ и славы. В каждой юге является аватар Всевышнего - спасать, возрождать, восстанавливать. Сейчас в одной человеческой форме явились вместе Махашакти, Майяшакти и Йогашакти; стремитесь же приблизиться к аватару и снискать Его милость.

Прашанти Нилаям
Кришна Джанмаштами
28 - 7 - 67