Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)

В потоке человеческой жизни отмечаются разные стадии. И на каждой стадии жизни человек становится жертвой таких пороков, как эгоизм, ревность и ложь, вместо того, чтобы культивировать истину, праведность и смирение. Жизнь, которая должна быть святой и чистой, обращается в яд. То, что должно было стать обожествленным и полным смысла человеческим существованием, превращается в недостойную и грешную жизнь.

Первая стадия жизни — детство. На этой стадии человек ведет невинную жизнь, не зная о шрейо или прейо маргах (духовном или земном путях). Но становясь старше, он становится на земной, а не на возвышенный путь. Обладая энергией юности и всеми умственными и другими способностями, он забывает свои основные человеческие качества и ведет мирскую жизнь, лишенную всякого смысла. Он теряет силу различения между добром и злом и забывает, что высоко, а что низко. Он забывает даже свою человеческую сущность. Он не подозревает о Боге. Он опускается до уровня животного. В конце концов он перестает быть человеком.

Необходимость сатсанга

Бросаясь в реку желаний, носясь по волнам заблуждения, погружаясь в пучину семейной жизни и утонув в беспокойстве и борьбе, человек поглощается левиафаном неудовлетворенности. Чтобы повернуть человеческую жизнь от этого земного существования к Богу, необходимо иметь связь с Сатсатсангом. Слово Сат относится к тому, что не подвержено изменениям с течением времени. Истина остается неизменной, независимо от времени, места и прочих обстоятельств. Человек должен связывать себя с этой истиной. Погружая свое сознание в эту истину, он должен испытывать блаженство от этой связи. Сатсангам (связь с истиной) означает ощущение сат-чит-ананды (истины-сознания-блаженства).

В Ману Дхарма Шастре говорится, что сатсангам имеет три грани, — “бхадрам пашьянту”, “бхадрам шрунванту”, “бхадрам курванту” (смотри только на хорошее, слушай только хорошее и делай только хорошее). К несчастью, у человека во взрослом состоянии эти качества отсутствуют. На этой стадии он может казаться преданным, но его преданность непостоянна и неискренна. Духовность считается больше формальным ритуалом, чем внутренним состоянием.

Что же такое духовность на самом деле? Заключается ли духовность в баджанах? Или в повторении слов “Саи Рам”, или в паломничествах по святым местам? Нет, все это — признаки слабости человека. Настоящая духовность состоит в устранении животных инстинктов и проявлении Божественного света в человеке. Это — истинный смысл духовности.

Сегодня человек практикует медитацию и выполняет джапу (перебирает четки), но вместе с тем он также позволяет расти и животным качествам. Пока эти качества остаются, соблюдение религиозных ритуалов бесполезно. Все подобные духовные практики означают попытку обмануть Самого Бога. Следовательно, настоящая садхана (духовная практика) означает избавление от всех животных качеств, таких как жестокость, злобность и т.п. Два качества делают человека чуждым Богу — асуйя и ахамкара. Зависть и эгоизм — два червя, разрушающие древо жизни. Они отнимают у человека его человеческую сущность. С этими дурными качествами люди отпадают от хорошего общества.

Значение праздника Ганеши

Основная цель праздника Винаяка Чатуртхи — научить человека избегать дурной компании и стремиться к хорошему обществу. Что обозначает слово Ганапати? “Га” означает буддхи (интеллект). “На” означает виджняна (мудрость). Ганапати означает Господина интеллекта и мудрости. Он — также господин ганов (духовных сущностей). Ганы также символизируют чувства. Ганапати, таким образом, еще и Владыка чувств. “Вигато Наяка Итхи Винаяка” (Винаяка — тот, над кем нет начальника).

Все индийские праздники полны трансцендентного смысла и не связаны с земными явлениями. Первое, что делают люди в этот день — украшают гирляндами листьев вход в дом. Гирлянда листьев — благоприятный знак. Вешая гирлянду, хозяин дома показывает, что он ищет благоприятных событий. В этом есть смысл и с научной точки зрения. Зеленые листья в гирлянде поглощают углекислый газ, выдыхаемый людьми, и выделяют кислород. Поэтому и с научной точки зрения зеленые листья служат для жизненно важных целей.

Важность внешней и внутренней чистоты

Рано утром в день праздника каждый человек совершает омовение маслом. Личная гигиена благотворно влияет на здоровье. Более того, поскольку Бог обитает как внутри, так и снаружи тела, внешняя чистота также важна. Чтобы достичь внутренней чистоты, следует избавиться от всех дурных качеств и воспитывать хорошие качества. Смысл того, что на праздник надевают новую одежду в том, что также следует заменить грязные тряпки в уме на хорошие мысли. Сердце называют вастрой, словом, используемым и для обозначения одежды. Следовательно, внутренняя чистота должна достигаться очищением сердца. Одевание новой одежды должно служить предзнаменованием очищения сердца внутри. Таким образом, помимо внешних проявлений различные праздничные ритуалы имеют и внутреннее значение.

В связи с праздником Ганеши проводится раздача пищи, прасадам, посвященная божеству в формах Кудумулу и Ундраллу. Какую пищу следует предлагать божеству? Блюда не должны быть приготовлены с использованием огня или масла. Они должны быть приготовлены на пару. Из рисовой муки, некоторых бобовых и тила (кунжута) готовится особое блюдо для Ганеши. Для приготовления этого блюда также не используется огонь и масло. Смысл в этом подношении такой: в месяце бхадрапада крестьяне собирают урожай кунжута. Его семена обладают лечебными свойствами и полезны для легких и глаз. Когда они вместе с бобовыми готовятся на пару, блюдо становится легко усвояемым. Предложение такой пищи божеству служит двум целям: она оказывается и вкусной, и здоровой, она доставляет удовольствие и поддерживает здоровье. Таковы были причины проведения различных праздников нашими предками.

Только когда человек чист, его интеллигентность расцветает. Только с расцветом интеллигентности может быть достигнута сиддхи (духовная цель). Винаяка управляет и буддхи, и сиддхи (интеллектом и духовной реализацией). Сиддхи означает достижение мудрости. Писания говорят, что сиддхи и буддхи — супруги Винаяки, а кшема (здоровье) и ананда (блаженство) — два его сына. Сиддхи и буддхи символизируют притягательность Ганапати.

Исправляйте в первую очередь собственные промахи

Праздник Ганапати — удобный случай очистить свой ум. Люди обычно склонны видеть в других те недостатки, которые имеют сами. Таким путем они пытаются скрыть свои собственные недостатки, приписывая эти самые недостатки другим. Это дурное качество. Человек может совершенствоваться только признавая свои ошибки, а не высматривая эти же ошибки у других. Вы должны видеть хорошее в других и смотреть на собственные дефекты. Только такие люди могут совершенствоваться. Человек совершает насилие над своей природой, не замечая своих недостатков и преувеличивая недостатки других. Эта черта широко распространена сегодня среди студентов. Студенты должны ставить себе целью достижение гармонии мысли, слова и дела.

Гармония в семье Господа

Люди слишком погрузились в преследование личных целей. Птицы и животные обнаруживают меньший эгоизм, чем человек. Цель праздников, подобных Ганеш Чатуртхи — напомнить людям об их внутренней Божественности и пробудить в них чувство единства всего человечества.

Семья Ишвары состоит из Шивы, Парвати, Ганапати и Субраманьи. Если вы рассмотрите их ездовых животных, вы найдете, что по природе они враждебны друг другу. Ездовое животное Шивы — Нанди (бык). Животное Парвати — лев. По природе бык и лев враждебны друг другу. На голову Ишвары падает Ганга. На Его лбу горит огонь. Есть естественный антагонизм между водой (Ганги) и огнем. Ганапати имеет голову слона и ездовое животное — крысу. Есть естественный антагонизм между львом Парвати и слоновьей головой Ганапати. Также враждебны по своей природе змея, обвившаяся вокруг шеи Шивы, и крыса Ганапати. Есть также враждебность между змеей Шивы и павлином Субраманьи. Несмотря на естественную вражду между всеми этими животными в семействе Шивы, между ними нет никаких раздоров. Между членами семьи и их животными царит совершенная гармония. Эта гармония и единство — пример всему миру.

Единство необходимо для достижения хороших результатов. Не может быть единства для злых целей. Достигает ли человек выдающегося положения или падает на дно — зависит от того, с какими людьми он связывается. Однако студентам не следует связываться с ненадежными друзьями. Единственный настоящий друг — Бог. Все остальные становятся друзьями только для своих корыстных целей. Бог всегда с вами, в вас и вокруг вас, он не откажется от вас ни при каких обстоятельствах. Но если ваше сердце грязно, Бог оставит вас. В грязном сердце нет места Богу.

Внутренний смысл головы слона

У Винаяки голова слона. Почему? Ни у одного человека нет такой головы. Это противоестественно. Как тогда Винаяка получил голову слона? В этом есть внутренний смысл. Винаяка известен своей высшей разумностью. Слон также известен своим разумом (гаджателиви). Слон не верит никому, кроме своего хозяина. Слоновья голова Винаяки символизирует то, что Он одарен исключительным разумом.

Те из вас, кто живут в общежитии, замечают машины, ездящие по дороге вверх и вниз. С другой стороны от общежития живет Саи Гита (слониха Бхагавана). Саи Гита не обращает внимания на бесчисленные машины, проезжающие по дороге. Но даже не видя, она чувствует приближение машины Свами и немедленно выходит с ревом, приветствуя Свами. Такова преданность Саи Гиты своему Господу. Вера слона так же сильна, как и его ум. Его любовь к хозяину также очень сильна. Это непоколебимая любовь. Эти качества — преданность, веру и разумность — связывают со слоном. Любой, кто имеет эти качества, может считаться обладателем головы слона.

Студенты, которые склонны сомневаться в причинах, по которым Ганеша имеет голову слона, должны за внешней видимостью понимать внутренний смысл такого облика.

Священные ритуалы превратились в нелепые занятия

К несчастью, люди придают больше значения внешним формам, чем внутреннему смыслу праздников. В результате праздники, полные глубокого смысла, постепенно превращаются в суеверные практики. И часто священные ритуалы превращаются в нелепые обряды. В старые времена в домах был обычай сажать кота в корзину на протяжении праздника Сатьянараяна Вратха, чтобы кот не мог съесть разные подношения, приготовленные для божества. Котов держали в домах для борьбы с крысами, которые поедали зерно, хранящееся в доме. Сейчас, когда в домах нет крыс и поэтому нет необходимости держать котов, обычай сажать кота в корзину соблюдается как часть религиозной церемонии. Так практика, уместная в прошлом, соблюдается и сегодня, хотя и не имеет смысла.

Студенты! Вам следует понимать, что для каждого действия существуют последствия и что результаты действия зависят от природы этого действия, так же, как вид дерева зависит от семени, которое вы посадили. Последствия ваших действий неизбежны и именно по этой причине император Ману издал указ, что все должны соблюдать дхарму. Последствия действий могут наступить раньше или позже, но они обязательно наступят. Студенты любят почитать Ганапати. Они молятся Ганеше, чтобы он дал им буддхи (разум) и сиддхи (способность достигать своих целей).

В имени Ганапати “Га” символизирует гуну (добродетель), а “На” — виджняну (мудрость). Когда Га и на объединяются, получается сочетание виджняны (земной мудрости) и праджняны (духовной мудрости). Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна — отличительный признак настоящего человека. Аджняна — признак невежества. Ганапати — Господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну.

Образование сегодня не дает ни одного из этих трех видов знания. Вы имеете только книжные и поверхностные знания. Их значимость временна, быть может, она исчезнет сразу после экзаменов! Чтобы ценность образования сохранялась всю жизнь, студентам следует воспитывать в себе веру в Бога. Им следует понять, что если они постоянно думают о Боге и все свои дела исполняют с божественными чувствами, то они ощутят полный расцвет своих человеческих качеств. Считайте каждое действие посвященным Богу. Вы не можете избежать действий. Вы должны превратить работу в Богослужение. Вы должны работать с таким настроением. Вы не можете заменить работу молитвой. Вам придется совмещать работу и поклонение.

Выступление в Прашанти Мандире 31-8-1992