САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том XXV
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? 1. Обожествляйте каждое мгновение 2. Проявляйте свою божественность 3. Как стать близким и дорогим Богу 4. Священное послание Святого праздника 5. Грама Сева есть Рама Сева 6. Дворец жизни 7. Могущество Божественного Имени 8. Очищайте мир санкиртаной 9. Голова и сердце 10. Придерживайтесь пути Господа 11. Родители и учителя должны быть примером 12. Нет большего греха, чем неблагодарность 13. Любите Родину — служите миру 14. От знания к мудрости 15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному 16. Неувядающее послание Рамаяны 17. Тайны творения 18. “Ахам Брахмаасми” 19. “Праджнянам Брахма” |
20. Послание Вед 21. Сила Божественной Любви 22. Только Бог есть Садгуру 23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя 24. Блестящее будущее Индии: Баба 25. Кришна — Према Аватар 26. Трудитесь вместе на благо нации 27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше) 28. Аватар как Освободитель 29. Три основных порока 30. Внутренний смысл праздника Наваратри 31. История Ширди Саи 32. Учитесь видеть Единого во многих 33. Пусть засияет ваш буддхи 34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности 35. Духовная основа праздника Дасары 36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога 37. Восстановление нравственных ценностей 38. Чтите мать: служите Родине 39. Единство основано на божественности Глоссарий |
10. Придерживайтесь пути Господа
Когда сандаловое дерево трут снова и снова,
Оно источает все больше аромата;
Когда сахарный тростник разжевывается,
Его сок становится слаще.
Когда золото снова и снова плавится в тигле,
Оно становится чище, а его блеск — ярче.
Благородный человек придерживается праведного пути
Несмотря на все превратности жизни.
Воплощения Божественной Любви! Человеческая жизнь в высшей степени драгоценна в этом мире. Но не всех можно считать живыми в полном смысле. В чем заключается эта драгоценность? Человечность состоит не только в физическом и мирском. “Шарирам адхьям кхалу дхарма-садханам” (поистине, тело необходимо прежде всего для исполнения дхармы). Тело дано человеку для соблюдения праведности. Бог — хранилище ананды (блаженства). Он вечен. Среди мириадов имен Бога величайшее — Сат-Чит-Ананда. Сат (Бытие) означает то, что неизменно во все времена — прошлое, настоящее и будущее. Оно остается тем же самым, независимо от времени, места и обстоятельств. Оно выше времени, пространства и условий.
Чит означает парипурна джняну (полное знание). Оно охватывает все знание во всех областях — в общественной, нравственной, физической, научной и духовной. Оно поддерживает все виды знания. Когда Сат и Чит соединяются, появляется Ананда (Блаженство).
Человеческое существование происходит из Ананды, растет в Ананде и растворяется в Ананде. Это Блаженство есть цель человека. Человек рожден в блаженстве. Проявлять блаженство — обязанность человека. Это — секрет истории человека.
Полнейшая глупость — искать блаженство во внешнем мире
Каждый человек производит различные усилия, чтобы испытать блаженство. С детства и до старости человек посвящает все свои усилия обретению блаженства. Но это блаженство нельзя найти в тех местах, где он его ищет. Если он сам является воплощением блаженства, искать его где-то вне себя глупо. Ищет ли себя кто-либо в мире вне себя? Если подобный поиск — признак невежества, то и поиск блаженства вне своей сущности есть также признак невежества.
Вода может существовать без рыбы, но рыба не может существовать без воды. Ветка — часть дерева. Ребенок — часть матери. Ветка не может выжить отдельно от дерева. Ребенок не может жить без матери. Также и человеческое существование основано на Боге. Человек — искра Бога. Без Бога человек не может испытать блаженство. К несчастью, из-за извращений Кали-юги, люди на словах выражают согласие с этой истиной, но не верят ей всем сердцем, и в результате, усилия по поиску блаженства они направляют на исследования проявленного мира.
Поймите свою сущность
Каково происхождение человека? Откуда он пришел? Где его изначальный дом? Никто не пытается исследовать эти вопросы надлежащим образом. Человек живет, передвигается, ест и спит, но откуда он пришел? Основываясь на своей телесной форме, он говорит, что пришел из Мадраса, Бомбея или другого места. Подобно этому, беря в расчет свою профессию, он называет себя доктором, адвокатом, агрономом или кем-то еще. Связывая себя с местностью, страной или профессией, он не может понять свою сущность.
Что же это за сущность? Это мануджа или манава. Что обозначает ману? Оно обозначает сваямбху Ману (Ману, создавший сам себя). Джа означает рождение. Мануджа означает того, кто родился от Ману. Человек называется мануджа, так как он произошел от самозародившегося Ману. Человек не осознает этого факта. Вследствие этого, хотя он и является воплощением Сат-Чит-Ананды, он в отчаянии ищет блаженство в другом месте. В чем причина? Забыв джняну (высшее знание), он живет в невежестве, в мире снов и иллюзий. Погруженный в это сонное состояние, он забывает свою природу. Можно быть президентом, императором или премьер-министром, но во сне не помнить о своем положении. Во сне человек считает свои ощущения настоящими и думает, что это его настоящее положение. Во сне бедняк может считать себя императором (или президентом). Но в момент пробуждения он осознает свое истинное положение и статус.
Проснитесь от сна неведения
Так же человек во сне аджняны (невежества) забывает свою истинную форму Сат-Чит-Ананды и отождествляет себя со страной, профессией или физической формой. Именно это невежество окружает человека иллюзиями. Так же как невозможно увидеть рис, когда он покрыт шелухой, воду под слоем мха или солнце за тучами, человек не может за покрывалом невежества увидеть свою истинную сущность. Поэтому Упанишады призывают человека проснуться от невежества и осознать свою истинную природу. Если убрать шелуху, рис станет видимым. Он был внутри. Но из-за покрывающей его шелухи его нельзя видеть.
Все объекты, объятые иллюзией, подвержены изменениям и непостоянны. Веда утверждает: “Все, что воспринимается, неизбежно исчезнет”. То есть, все объекты проявленного мира рано или поздно исчезнут. Человек видит глазами в физическом мире объекты, движущиеся и не движущиеся. Все это в свое время исчезнет в потоке Времени. Ни глаз, который видит, ни объект, который виден, не останутся вечными.
Все существа в творении обладают глазами. Каково специальное значение глаз у человека? В чем уникальность человеческого существования? Рожденный в человеческой форме, человек, к несчастью, часто довольствуется физическим зрением. Человек должен получить джняна нетрам (око мудрости). Без этого какая польза от образования? Какая польза от умственных способностей? Чего стоит человек, если он не способен осознать Божественность внутри себя?
Человек — венец творения. Поэтому писания превозносят добродетели, которые человек способен проявлять. Поэтому человек должен стремиться открыть око мудрости. Физическое зрение несовершенно. Вы не можете видеть свои собственные глаза. Как могут эти несовершенные глаза видеть ум, который гораздо тоньше? Глаза, не способные видеть ум, как они могут видеть Атман (Внутренний Дух)? Как может тот, кто не способен понять себя, ожидать, что поймет другого? Физические глаза никогда не смогут увидеть Атмана.
Человек неспособен осознать свою истинную природу
Самая важная вещь в этом мире — Атма-дживитам (жизнь Духа). Телесное существование, жизнь ума или интеллекта не могут считаться настоящей жизнью. Основное занятие человека, похоже, состоит в питании своего тела и в пустом использовании его до самой смерти. Становясь жертвой сил времени, пространства и обстоятельств, человек не в состоянии понять свою природу. С восхода до заката человек ищет ответы на различные вопросы. Он изучает множество книг и проводит разнообразные исследования. Каков же итог всего этого? Он не познает ничего. Удовлетворение, которое он получает время от времени от этих усилий, заканчивается разочарованием. Это подобно преследованию миража. Мираж не может служить для утоления жажды. Он может казаться водой, но воды в нем нет.
Все удовольствия, получаемые от Пракрити (проявленного мира), могут казаться приносящими счастье, но они не приносят настоящего счастья и блаженства, так как они непостоянны. Они появляются и исчезают, оставляя после себя страдания.
Настоящий победитель — тот, кто покорил свой ум
Шанкарачарья задал вопрос: “Кто настоящий победитель в этом мире?” Его ученики давали различные ответы. Один ученик сказал, что настоящий победитель — тот, кто завоевал мир и подчинил его себе. Другой сказал, что тот, кто поднялся на Гималаи и установил флаг на вершине, является великим победителем. Третий утверждал, что тот, кто пересек океаны — великий герой. Шанкарачарья выслушал эти ответы с улыбкой и сказал: “Дорогие ученики! Вы смотрите на победы только в мирском смысле. С этой точки зрения любой может достичь победы. Животное может убить другое и достичь победы. Также может быть победитель и среди птиц. Птицы пересекают океаны и летают над Гималаями. Где же победа во всем этом?” Шанкарачарья заявил: “Только человек, который победил свой ум — настоящий победитель”. Неправильно думать, что кто-то достиг победы, если он не подчинил свой собственный ум.
Ум связан с Луной. Он напоминает Луну тем, что не обладает собственным светом. Когда Луна светит ночью, откуда она берет свет? Луна сияет отраженным светом Солнца. Нужно заметить, что Солнце светится ярко, его свет очень силен. Никто не может прямо смотреть на Солнце. Но свет Луны мягок и приятен. Хотя свет Солнца и Луны имеет один источник, что вызывает различия между ними?
Что касается ума, то наполненность желаниями есть тамасическое качество. Когда преобладает тамасическое качество, наступает темнота. Когда желания ума исполняются, он охлаждается. Если же они не исполняются, ум становится беспокойным. Но он не становится теплым. Такова природа ума.
Непросто контролировать ум. Ум называют скопищем мыслей и фантазий. Нельзя остановить процесс мышления даже на миг. Ум испытывает бесконечный поток мыслей, подобный бесконечным волнам в океане. Шанкарачарья говорил, что истинный победитель тот, кто победил этот нескончаемый поток мыслей в уме.
Как чувства управляют человеком
Сегодня человек хвастается своими многочисленными достижениями. Но все они сопровождаются беспокойством и тревогой. Эти достижения не имеют большого значения. Человек считает, что он исследует разнообразные явления. Это не так. Это чувства человека производят с ним эксперименты. Человек воображает, что он использует свои органы чувств. Вовсе нет. На самом деле чувства играют человеком. Человек не осознает этого факта. Если человек на самом деле овладел своими чувствами и имеет над ними полную власть, он не должен быть подвержен вичарам (беспокойству). На самом деле чувства держат в узде человека. Они используют человека для своего удовольствия. В результате человек стал слабовольным. Он — жертва беспокойства. Он подвержен многим неприятностям.
Как же поставить чувства под контроль? Следует осознавать, что чувства — всего лишь инструменты. Их называют каранами, то есть инструментами. Вы должны пользоваться этими инструментами. Вы не должны становиться их игрушкой. К несчастью, сегодня это не так. Человек стал инструментом в руках чувств. В результате он бессилен действовать надлежащим образом. Но это еще не все. Он к тому же и использует чувства неправильно. Итак, необходимо поставить чувства под контроль. Тогда они не смогут причинить никакого вреда человеку.
Наблюдатель — Атман, а не глаза
Возьмите, например, зрение. Вы думаете, что это глаза видят объекты. Нет. Глаз — инертная материя. Кто же видит? Наблюдатель — Атман. Когда вы видите горящие фары, вы думаете, что их лампочки горят. Но лампы горят потому, что они потребляют ток.
Возьмите уши. Люди слушают передачи из динамиков. Они могут думать, что именно динамики являются источником звука, который они слышат. Но если нет тока, динамики будут молчать. Опять же получается, что ток — необходимое условие. Уши подобны этим динамикам. Из-за тока Атмана уши имеют способность слышать.
Итак, для работы всех органов чувств основанием служит Атман. Не упоминая этот термин, ученые называют этот первичный двигатель силой или энергией. Эта энергия бесполезна без материи. Также и материя ничего не значит без энергии. Бога можно определить так: Материя + Энергия = Бог.
Действия Бога должны рассматриваться в этой комбинации. Например, человек не может видеть без глаз. Это правда. Но глаза могут видеть (человека) только при помощи солнечного света. При этом солнечный свет сам по себе бесполезен. Есть множество слепых людей. Они не могут видеть сияние солнца. Но могут ли они на этом основании отрицать существование Солнца? Слепой не может видеть Солнце, но имеющий глаза видит его.
Человек, каким бы ученым он ни был, во время сна не может видеть мир. Но совершенно неграмотный человек во время бодрствования видит его. Для того, чтобы видеть мир, не нужно ни умственных способностей, ни образования. Человеку необходим глаз Мудрости, чтобы видеть хорошее и плохое в мире.
Особое значение югаадхи
Сегодня — начало нового года (югаадхи). Каков первый ритху (сезон) этого года? Это васанта-ритху (весна). Какой самый важный месяц в году? Чаитрамаса (первый месяц). Шуклапакша (две недели после полнолуния) — лучшая часть месяца. Среди дней важен первый день лунного месяца. Так как все эти важные элементы совпали сегодня, этот день имеет особое значение и знаменует начало нового года.
Сейчас идет Кали-юга. Есть четыре юги (эпохи) — Крита, Трета, Двапара и Кали. Как индийцы празднуют наступление нового года? После священного омовения утром, они надевают новую одежду, едят сладкие блюда и отмечают день как праздничный. Эти праздники отмечаются многие годы. Но насколько люди осознают истины, лежащие за этим праздником? Одежды новые, но люди остаются неизменными. Недостаточно сменить одежду. Качества человека также должны меняться. Без преобразования характера нет никакого смысла отмечать праздники.
Югаадхи относится только к проявленному миру
Индийцы считают дни рождения Аватаров праздниками. Дни рождения основателей различных религий также считаются праздниками. Годовщины смерти злодеев и святых считались праздниками. Но день югаадхи не относится к рождению никакого Аватара или к рождению или смерти святого или пророка. Он относится только к пракрити (проявленному миру). Он важен для всех и каждого. Это благоприятная возможность для того, чтобы понять природу Вселенной. Когда мы хотим знать, кто такой Бог, ответ можно найти в пракрити. Это — видимое проявление Бога.
Эта земля вращается вокруг своей оси со скоростью сотен миль в час. Что происходит в результате этого вращения? Есть ночь и день. Из-за того, что есть ночь и день, человек имеет возможность отдыхать. Более того, земля вращается вокруг Солнца со скоростью тысяч миль в час. Поэтому происходит смена времен года и есть дожди, осень и урожай. Таким образом, не ожидая ничего взамен, Природа лелеет человека.
Хорошие прогнозы для года “Ангираса”
В индийском календаре есть 60-летний цикл, начиная с года Прабхава и заканчивая годом Акшайя. Нынешний год — шестой в цикле, и он носит имя Ангираса. Он несет послание, относящееся к шести главным врагам человека (вожделению, гневу, иллюзии, жадности, гордыне и зависти). Все эти враги присутствуют в каждом органе человека.
Над событиями года владычествуют девять божеств. Это Солнце и другие планеты. Из этих девяти, в этом году благоприятны шесть. В этом году будут происходить только благоприятные события. Более того, не будет неурожая. Сезон дождей будет нормальным. Цены, однако, будут расти из-за неправильной политики правительств. Но в целом управление будет мирным и планомерным. Меньше будет политических беспорядков. Могут оставаться индивидуальные различия и противоречия, но не будет серьезных беспорядков. Это потому, что все главные управляющие планеты находятся в согласии и расположены благоприятно. Когда правитель и его главнокомандующий находятся в разногласии, нация страдает. В этом году правитель и главнокомандующий среди планет будут друзьями. Это благотворно повлияет на мир.
Ангираса — одно из имен Господа. Оно значит, что Бог как раса (сущность) течет в каждом анга (члене) человека. Так как год несет имя Бога, он обязан быть божьим годом. Будет распространяться благочестивая деятельность. Но она, по-видимому, больше будет связана с проповедями, чем с практикой и исполнением. Преданность должна выражать себя в поведении. 99 людей из ста исповедуют веру, но ни один из них не обнаруживает никаких божественных добродетелей. Преданность проповедуется и исповедуется из эгоистических интересов, а не как средство к достижению Бога.
Вы должны придерживаться одного идеала. Сегодня люди живут вообще без идеалов. Им следует понять, что же является целью их жизни. Цель — Атман (Бог). Он есть Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Эта Сат-Чит-Ананда — внутри человека. Люди едят инертную пищу и почитают инертные объекты, тратя зря свою жизнь, но при этом пренебрегают Божественностью, которая присутствует в тех самых объектах в тонкой форме как Чайтанья (Сознание). Любое действие, сделанное с любовью, будет в огромной степени благоприятным. Животные служат человеку тяжело работая и помогая вырастить урожай. Но человек жестоко обращается с животными. Он причиняет вред творениям, которые ему служат. Но при этом он почитает как святые изображения животных вроде Нанди. Как это глупо!
Необходимы твердая вера и чистый взгляд
Бог вездесущ. Но Его следует воспринимать как Сознание, присутствующее в тонкой форме. В человеке должно появиться это божественное чувство. Весь космос пронизан Божественным, утверждает Ишопанишад — “Ишавасьям идам Сарвам”. Божественность присутствует в каждом человеческом существе. Человек сегодня более склонен делить Единого на части, чем постигать единство, лежащее в основе разнообразия. Сегодня первая задача человека — осознать единство за многообразием.
Вы должны развивать веру и следить, чтобы она была твердой и неизменной. Необходимы твердая вера и ясное видение. Люди провозглашают свою веру в Бога, когда их желания выполняются, и высмеивают Его, когда они не выполняются. Эти желания часто мелочны и тривиальны. Люди не понимают, что Бог ждет, чтобы выполнить намного большие желания. Не ведая о невообразимых сокровищах в сокровищнице Бога, человек гоняется за пустяками. Вместо алмаза человек просит кусок угля. Не получив его, он разочаровывается. Бог хочет дать вам алмаз. Но у вас нет терпения, чтобы подождать, пока Он вам даст его. Люди могут тратить часы на то, чтобы стоять в очереди на автобус или за билетами, но не посвящают и пяти минут мыслям о Боге.
Развивайте оптимистический подход к жизни
Ваше отношение к Богу не должно основываться на выполнении или невыполнении мелких желаний. Вы должны чувствовать, что все, что с вами происходит, делается для вашего собственного блага. Вы должны твердо верить, что независимо от того, выполняются ваши желания или нет, с вами не случится ничего плохого. Будьте тверды в своей вере и в счастье, и в горе. Развивайте оптимистическое отношение к жизни. Видя стакан, наполовину наполненный водой, оптимист рад, что в нем есть вода, тогда как пессимист горюет, что он полупустой. Нужно осознавать обе истины.
Например, не бывает роз без шипов. Мудрый человек сорвет розу, не касаясь колючек. Оптимист посмотрит на ночное небо и будет наслаждаться прохладным лунным светом. Пессимист посмотрит вниз и затоскует от темноты под ногами. Итак, вы должны смотреть вверх. Целиться вниз есть преступление. Не смотрите вниз. Развивайте возвышенные мысли. Именно из-за того, что человеку сегодня недостает возвышенных мыслей, он становится жертвой разочарований. Почему он разочаровывается? Потому что он лелеет множество ожиданий. Если он выполняет свои обязанности без ожиданий, разочарований не будет.
Долг есть Бог. Труд есть богослужение. Результаты приходят сами собой. Человек, слабый умом, встречается с неудачами. Человек с сильным умом добивается всего, чего хочет. Обратите свой ум к Богу. Тогда вы станете свободны от связывания. Именно потому, что вы все время заняты преследованием мирских целей, вы становитесь связанными.
Любовь есть Бог. Живите в любви
Чистый ум подобен жемчужине в устрице. Мирская жизнь подобна океану. В этом океане вы можете найти жемчужину чистого ума в устрице человеческого тела. Эта жемчужина — атмическая истина. Она девственно чиста, не имеет свойств, вечна и неизменна. Ее сияние и чистота несравнимы ни с чем. Атман не имеет ног, но движется быстрее, чем что бы то ни было. Он не имеет рук, но может объять все. Он не имеет глаз, но нет во Вселенной того, что было бы недоступно его взору. Чтобы на опыте познать этого Атмана, единственное средство — это путь любви. Когда вы наполнены любовью, легко достигнуть Господа. Любовь есть Бог. Живите в любви.
Нашу жизнь следует проживать в любви. Годы могут приходить и уходить. Могут меняться времена года. Могут происходить войны. Но если у вас есть лишь капля Божественной милости, вы можете сделать все. Чтобы извлечь пользу из этой милости, вы должны направить свой взор внутрь. К несчастью, взоры всех вас направлены вовне. То, что вы видите, зависит от направления, в котором смотрите. Поэтому превращайте свое видение в премадришти (видение любви).
Сказано, что космос есть митья (иллюзия), и что только Брахман (Абсолют) реален. Это неверно. Джагат (космос) также реален. Когда ваш взгляд наполнен любовью, весь космос видится как Брахмамайям (пронизанный Абсолютом). Когда вы видите мир физическим глазом, он кажется ворохом страданий от рождения до смерти. Любовь к Богу — единственный путь, уводящий от этих несчастий. Получайте эту любовь по крайней мере сейчас. Нет ничего большего, что Я могу дать вам.
Практикуйте хотя бы часть того, что слышите
Воплощения Божественного Атмана! Вы слушаете много выступлений и наставлений великих ораторов. Они не станут частью вас, пока вы не начнете практиковать хотя бы часть того, что услышали. Какую бы должность в банке вы ни занимали, вам принадлежит только то, что вы сами положили на счет. Также, какие бы вы ни слушали великие наставления, только та часть учения, которую вы практикуете, принадлежит вам. Все, что вы просто слышали, не ваше.
Богатство и образование сами по себе не плохи и не хороши. Это зависит от того, как каждый конкретный человек их использует. Если их использовать для правильных целей, они становятся хорошими. Для этого требуется чистота сердца.
Относитесь ко всем событиям бесстрастно
В день югаадхи в деревнях обычно едят так называемое “югаадхи паччади” (новогодние сладости). Это блюдо готовится из цветов, сока манго, меда, сахара и других компонентов с разными вкусами. Внутренний смысл этого — показать, что жизнь — это смесь хорошего и плохого, счастья и горя, и все это должно переноситься бесстрастно. Все события должны проживаться с равным отношением. Каждый должен принять решение хладнокровно встречать все, что случится в этом году, считая все это милостью. Приветствуйте все. Не плачьте по поводу неудач. Считайте, что все происходит для вашего блага. Люди должны подняться над удовольствиями и неприятностями, успехами и неудачами. Это главное послание праздника Югаадхи. Все, что происходит, должно восприниматься как подарок Бога.
Этот мир — смесь удовольствия и боли, которые неразделимы. Удовольствие — итог боли. Развивая беспристрастие и хладнокровие, вы должны взращивать веру в Бога, наполнять свои сердца любовью к Богу и самоотверженно выполнять свой долг. Это главная обязанность человека.
Выступление в Кальяна Мандап, Бриндаван,
4-4-1992, день Югаадхи