САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том XXV
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? 1. Обожествляйте каждое мгновение 2. Проявляйте свою божественность 3. Как стать близким и дорогим Богу 4. Священное послание Святого праздника 5. Грама Сева есть Рама Сева 6. Дворец жизни 7. Могущество Божественного Имени 8. Очищайте мир санкиртаной 9. Голова и сердце 10. Придерживайтесь пути Господа 11. Родители и учителя должны быть примером 12. Нет большего греха, чем неблагодарность 13. Любите Родину — служите миру 14. От знания к мудрости 15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному 16. Неувядающее послание Рамаяны 17. Тайны творения 18. “Ахам Брахмаасми” 19. “Праджнянам Брахма” |
20. Послание Вед 21. Сила Божественной Любви 22. Только Бог есть Садгуру 23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя 24. Блестящее будущее Индии: Баба 25. Кришна — Према Аватар 26. Трудитесь вместе на благо нации 27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше) 28. Аватар как Освободитель 29. Три основных порока 30. Внутренний смысл праздника Наваратри 31. История Ширди Саи 32. Учитесь видеть Единого во многих 33. Пусть засияет ваш буддхи 34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности 35. Духовная основа праздника Дасары 36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога 37. Восстановление нравственных ценностей 38. Чтите мать: служите Родине 39. Единство основано на божественности Глоссарий |
26. Трудитесь вместе на благо нации
Воплощения Божественного Атмана! Индия имеет выдающуюся и непревзойденную культуру. Она несет свидетельства о вечных истинах, которые не подвержены влиянию времени, места или обстоятельств. Санатана Дхарма (Извечная религия) — сердце этой культуры. Составной частью Санатана Дхармы является доктрина кармы (закона причин и следствий). Никому не дано полностью понять, как действует карма. Ее воздействие на время, место и людей не поддается определению. Доктрина кармы правит всем миром.
Веды — главные писания для индийцев. Веды делятся на три канды (раздела). Первая часть посвящена карма-йоге (йоге действия и последствий). Упанишады появились, чтобы обозначить путь джняны (высшего знания). Упанишады также делятся на три части, одна из которых посвящена карма-йоге.
Необходимо уяснить, почему доктрина кармы (действия) получила наибольшую важность и в Ведах, и в Упанишадах. Весь диапазон жизни человека — рождение, развитие и смерть — управляется кармой. Все удовольствия и несчастья, испытываемые человеком, все его грехи и добродетели, вся его хорошая и дурная слава вытекают из его действий. Таким образом человек связан законом кармы. Не осознавая связи между причиной и следствием, человек предается действиям, приносящим временное удовольствие. Когда он пожинает последствия своих дурных поступков, он погружается в горе.
Последствия скрыты в самом действии
Следовательно, перед тем, как предпринять какое-либо действие, человеку нужно последовать совету Упанишад и помолиться Владыке кармы. Ему следует молиться о том, чтобы получить силу и умение совершить хорошее дело, которое принесет хорошие результаты.
Последствия каждого действия скрыты в самом действии. Например, в маленьком семени скрыта вся его способность вырасти в большое дерево с ветвями, листьями и плодами. Есть промежуток времени между посадкой семени и вырастанием его в полностью взрослое дерево. Откуда появляется это дерево? Кришна говорил в Гите: “Биджам Мам сарва бхутанам” (Я есть семя всех живых существ).
Все, что вы видите — результат кармы. Все имеет начало и конец. Удовольствие и боль имеют начало и конец; они неразделимы.
Человеку следует осознать драгоценность человеческого рождения. Очень плохо, что люди, рожденные в Индии, не понимают величия индийской культуры. Понимание действия кармы — один из существенных аспектов индийской культуры. Карма — это не что-то отдаленное. Она связана с вашими действиями. Грех не связан с какой-то дальней страной. Он относится к вашим же поступкам. Бхакти (преданность) и джняна (мудрость) основаны на карме (действии). Мудрость — плод действия.
Почему Индия называется Карма-бхуми
Индийцы осознавали, как действует карма. Нигде более секрет закона причин и следствий не был исследован так глубоко, как в Индии. По этой причине Индию называют Карма-бхуми (Землей кармы). Жаль, что родившись в этой священной, возвышенной и великой стране, индийцы сегодня не знают истину о самскарах (правильных действиях).
Люди не прилагают усилий к пониманию места правильных действий в жизни. Им следует знать суть индийской культуры. Все происходящее — результат каких-либо действий. В творении все основано на действиях. Верите вы или нет, карма — причина творения. Приведу пример. Вы чувствуете голод. Голод утоляется, когда вы поедите. Но при этом происходит цепь событий, когда вы помещаете пищу в рот, пережевываете ее, перемещаете в желудок, перевариваете ее и распределяете по всему телу. Только после всего этого голод проходит. Принятие пищи есть карма (действие), утоление голода — плод действия. Но между действием и его плодом проходит ряд событий. Эти события могут происходить сразу, а могут растягиваться на многие годы или многие жизни. Но плоды кармы обязательно проявятся в то или иное время. Следовательно, все действия должны выполняться должным образом. Людям следует совершать добрые дела и служить идеальным примером для других.
Культивируйте человеческие ценности
Братские чувства, этичное поведение и чувство товарищества — качества, возвышающие человека. Люди не стараются культивировать эти качества. Следует понять, что дурные мысли в уме вредно действуют на все органы тела, так же как маленький камешек, брошенный в пруд, вызывает волны, которые распространяются на весь пруд. Аналогично, хорошие мысли также влияют на все тело. Хорошие мысли приводят к хорошим действиям, хорошим словам, к тому, что человек слышит и видит хорошее. Когда мысли плохи, действия, вызываемые ими, будут в равной степени плохими.
Древняя история Индии полна деяний и учений мудрецов, которые воплощали в своей жизни великие идеалы. Но сегодня, когда много говорится об идеалах, они не отражаются в практической жизни.
Истинность закона причин и следствий можно проверить на простом опыте. Если вы стоите перед зеркалом и делаете намаскар (приветствие), отражение возвращает намаскар вам. Если вы становитесь в угрожающую позу, отражение отвечает вам тем же. Отражение, реакция и отзвук — три аспекта, путем которых действует карма.
За все несчастья и хаос в сегодняшнем мире ответственны только наши собственные действия. Нет смысла обвинять других. Каждый человек страдает от последствий своих собственных действий. Как может человек избежать последствий своих же поступков? Если этот факт будет осознан, люди не станут искать недостатки в других или обвинять окружающих в своих бедах.
Внутренняя божественность во всех одна и та же
Люди должны, следовательно, совершать благородные поступки и стремиться к единению со всеми ближними. Сегодня интеллектуалы больше заняты разделением, чем объединением. Только немногие добрые люди стараются поддерживать единство в разнообразии. Следует осознать единство всего человечества. Имен и форм много, однако внутренняя божественность в каждом одна и та же. Вы видите в этом зале много ламп. Каждая из них отличается от остальных. Но один и тот же ток течет через все лампы. Эта аналогия применима и к людям. Люди в каких-то отношениях могут отличаться друг от друга, но божественная искра в них всех одна и та же. Бог един для всех. Нет отдельного Бога для каждой страны или религии. Бог один.
Люди должны понять важность единства для поддержания благополучия и развития страны. Своекорыстие — причина разлада. Только когда свартха (эгоизм) будет отброшен, люди достигнут Парартхи (Высшего).
Необходимо взращивать дух тьяги (жертвенности). Люди не понимают, что жертвой можно достичь всего. Когда каждое действие совершается в духе посвящения другим, оно становится формой жертвы и источником счастья. Когда эгоизм в действиях отсутствует и отбрасывается желание плодов, само жертвоприношение становится источником удовольствия. Эта величественная аудитория — результат общих усилий многих людей — инженеров, рабочих, электриков и многих других. Это итог их работы.
Каждый продукт — результат действия. Поэтому следует надлежащим образом понимать природу действия. То, что кажется приятным в один момент, имеет позже прискорбные последствия. Родившись, ребенок плачет: “Кохам” (Кто я?). Этот плач не должен продолжаться всю жизнь. Нужно, чтобы перед смертью человек смог сказать “Сохам” (я есть Он). Человек должен испытать божественность в себе. В этом цель жизни.
Нация принадлежит всем
Индия — священная и славная страна. Наше счастье, что мы родились в этой стране. Вы должны осознать истину, содержащуюся в поговорке: “что посеешь, то и пожнешь”. Поэтому все ваши действия должны быть благородными, чистыми и, таким образом, поддерживать благополучие нации и приносить вам счастье.
Счастливая или злая судьба приходит в свое время. Нелегко, однако, оставить все на волю Бога. Людей удерживает от вступления на этот путь их склонность преувеличивать недостатки других и забывать о своих собственных. Следует избавляться от подобных позиций. Если вы не можете помогать другим, то хотя бы не причиняйте вреда.
Нация принадлежит всем. Этого не следует забывать. Люди должны отстаивать истину. Нет ничего выше истины. Истина не знает преград касты или сообщества. Она одна для всех. Многие подрывают репутацию Индии своими поступками. Это равносильно измене нации. Те, кто не гордится своей родиной и не дорожит ее репутацией, хуже мертвецов. Все индийцы должны защищать честь нации, должны объединиться. Это послание Вед: “Будем все вместе жить и трудиться в гармонии”. Как только такой дух станет преобладать между индийцами, страна засияет во всей своей славе. Именно из-за того, что люди предали забвению величие Индии, наша страна страдает от многих трудностей и беспорядков. Если люди будут действовать сообща, в Индии не будет ничего невозможного для них. Необходимы единство и решимость.
Три понятия и идеала, которые вам следует лелеять в сердце
Индийцы не должны оставлять места для различий на основании касты, религии или языка. Им следует осознать единство всей человеческой семьи. Помните: “Каста человечества, Религия любви, Язык сердца”. Если ваши действия будут основаны на этих трех понятиях, страна сможет достичь любого прогресса. Установите эти идеалы в своем сердце и выполняйте свой долг.
Индия сталкивается со многими тяжелыми проблемами, и, читая сообщения в прессе, люди беспокоятся о том, что может произойти. Индия вне опасности, поскольку все, что происходит, всего лишь родовые муки изменений, которые должны наступить. Изменения же будут к лучшему.
Должны, однако, произойти превращения в умах людей. Нет смысла в изменениях внешних форм. Должны измениться качества. Должен измениться способ мышления. Только тогда изменения приведут к благу для страны. Зависть и эгоизм — животные качества. Качества, которые должны быть у каждого человека — мир, сострадание, терпение, любовь и жертвенность. Именно эти качества должны быть развиты у всех, а отнюдь не пороки, такие как ненависть, жадность, зависть, гордыня и другие. Развивайте чувство любви. Избавляйтесь от старых предубеждений и разногласий. Воспитывайте божественные чувства. Тогда нация сможет достигнуть всестороннего развития.
Воплощения Божественной любви! Вы должны считать конструкцию этого величественного здания символом вселенского блага — вишва кальянам. Вишва кальянам означает благополучие всех. Должно наступить такое единение сердец, что все желаемое могло бы стать достижимым. Люди должны сотрудничать друг с другом. С сегодняшнего дня примите решение — отбросить своекорыстие и достичь единства между вами, чтобы служить стране.
Перед тем, как закончить, Я призываю вас считать себя детьми одной матери. Развивайте настоящие братские чувства и изживайте сепаратистские наклонности. Сосредоточьтесь на благополучии общества как целого.
Забудьте все ваши различия и объединитесь, чтобы поддержать репутацию страны. Индия, когда-то знаменитая своим нравственным и духовным величием, сегодня находится в моральном упадке. Следует прилагать все усилия, чтобы поднять репутацию страны. Считайте сегодняшнее собрание благоприятным случаем для начала преображения нации. Я благословляю всех вас.
Выступление 29-8-1992
на открытии Вишва Кальяна Мандапам в Секундерабаде