Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1974

Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности


Содержание
Часть 1
Брахман

1.  Вступительное слово
2.  Брахман и Бхарата
3.  Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире
4.  Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку
5.  Все религии ведут к одной и той же цели
6.  Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана
7.  Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана
8.  Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом
9.  Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества
10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу
11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве
12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму
13. Путь дхармы всегда приводит к победе
14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели
15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели
Часть 2
Бхарата
1.  Исторические интерпретации слова “Бхарата
2.  Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение
3.  Бог многолик, но един
4.  Бог живет в сердцах праведников
5.  Тат Твам Аси (То ты есть)
6.  Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия
7.  Бог неразрывно связан со Своим творением
8.  Знания бесполезны, если их не применять в жизни
9.  Жертва – единственный путь к бессмертию
10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы
11. Рама-Аватар – воплощение дхармы
12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл
13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему
14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям
15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу
16. Кто Он – Сатья Саи Баба?
17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов

Глава 3

Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире

     Различные отрасли образования подобны рецептам кулинарного искусства, но каждая из этих отраслей в отдельности соответствует блюду, которое готовим. Почему же отказываясь от блюда, мы продолжаем осваивать правила готовки? Вслушайтесь в истину, заключенную в этих словах.

     О, юность Бхараты! Тема сегодняшней беседы – ваше знакомство со значением слова Брахман. Для Вед и ведической религии слово Брахман является синонимом всего сущего. Однако, многие историки, толковавшие значение этого слова, время от времени изменяли его трактовку и, кроме этого, вводили в комментарий свои собственные суждения и идеи, таким образом, представляя людям искаженный смысл. Хотя это слово имеет бесконечное количество значений и потому может толковаться бесконечное множество раз, комментаторы искажали его смысл, который в каждом из случаев зависел от личного вкуса и личного опыта. Слово Брахман иногда толковалось как имеющее связь с ведическими брахманами (жрецами). С другой стороны, когда некоторые исследователи отождествляли его с пурохитом (“домашним” жрецом, участвующем в яджне) Ригведы, они объясняли, что его нельзя смешивать с одним из нескольких ритвиков (священнослужителей) яджны, но отвели ему особое место и назвали Хота. Эти исследователи объяснили, что особый ритвик, возглавлявший священную церемонию яджны и следивший за правильным ходом ритуала, назывался Хота и являлся важнейшим брахманом в яджне. Целый ряд ученых придерживались такой точки зрения. Объясняя слово Брахман таким образом, они упускали из вида аспект Ишвары, или Божественного, заключенного в этом слове.

     Некоторые другие исследователи включали божественный аспект в свое толкование слова Брахман. В этой связи следует отметить комментарии некоторых западных ученых, которые пытались понять наши Веды, нашу цивилизацию и нашу культуру. Один великий западный ученый связал происхождение слова Брахман с корнем Брух. Брух означает расширение, наполнение, разрастание. Он воспринимал это слово как отправную точку в понимании божественного аспекта мироздания. Другой западный ученый дал слову Брахман иное толкование. Он считал, что оно имеет отношение к божественной силе или к силе воли, которая направлена к Богу. Нам необходимо иметь представление о теориях этих исследователей. Кроме этих двух ученых, которые, возможно, не очень хорошо известны в нашей стране, существует еще один западный исследователь – Макс Мюллер, довольно широко известный в Индии. Он также пытался определить смысл этого слова. И пришел к мысли о том, что слово Брахман идентично звуку и связано с такими именами, как Вачаспати (Владыка звука) и т.д.

     Исходя из этого, мы должны разобраться, основываются ли эти толкования на текстах Вед и содержатся ли в Ведах подобные толкования. Нужно определить, где и в каком контексте слово Брахман встречается в Ведах и какое значение ему придается в каждом случае. В Самаведе оно отождествляется с Брахмой и Ведарупой, т.е. признается, что Брахман является формой Веды. В Ригведе сказано, что в гимне Брахману заключена суть Вед. И, наконец, если мы обратимся к смыслу этого слова, возвещенному “Бхагавад Гитой”, мы придем к выводу, что все мироздание исполнено Брахманом.

     Наши Веды не просто объясняют форму и значение слова Брахман. Они дают истинный смысл этого слова. Они учат нас, что аспект слова Брахман означает то, что не имеет зримой формы и лишено ограничений. Многое в этом мире обладает способностью к росту, однако аспект Брахмана обладает бесконечной, в отличие от роста прочих вещей, способностью к распространению. Этот аспект – невидимый, бесконечный и недоступный нашему пониманию – и назван словом Брахман. Установлено, что это понятие идентично росту и абсолютному росту. Брахман, который олицетворяет абсолютный рост во всех проявлениях, – это Пуруша. Это слово означает того, кто постиг абсолютную завершенность или абсолютную полноту. Пурушашукта (раздел Вед, посвященный Пуруше) описывает этот аспект Пуруши как нечто тысячеглавое, тысячеглазое и тысяченогое. Этот образ уводит нас от понимания истинного внутреннего смысла, а иногда ведет к неправильным толкованиям. Слова Сахасра сиршаха Пурушаха (тысячеголовый Пуруша) не следует понимать в узком смысле, полагая, что у Пуруши именно тысяча голов. Это аллегория, и в действительности эти слова означают, что у Пуруши много-много тысяч голов. При слове “голова” тут же возникает образ обычной человеческой головы, и мы думаем, что у Господа тысяча голов. Это неправильно. В этом контексте слово “голова” указывает на праджню, или мудрость. Абсолютная праджня, или мудрость, присутствует во всех головах Пуруши.

     Когда мы описываем Пурушу как Сахасракшу – тысячеглазого, мы имеем в виду, что поклоняемся образу тысячеглазого Бога. Согласно Ведам, внутренний смысл этого описания таков: вся энергия и все сияние, исходящее из глаз разных людей, т.е. совокупность всей энергии, олицетворяет Параматмана. Таков внутренний смысл восприятия Пуруши как Сахасракши – того, кто имеет тысячу глаз. Мы также описываем его как Сахасрападу, или того, кто имеет тысячу ног. Что означает этот образ – тысячеглазый, тысяченогий и тысячеглавый Бог – и какую пользу мы извлекаем из такого описания? Ноги – опора всему нашему телу. Оттого что они обладают такой силой, как бы ни было велико тело, мы способны без труда перемещать его. Абсолютная способность понимания, или праджняна, абсолютные яркость и сияние и способность к распространению получили название Брахман. Способность, благодаря которой у нас есть зрение и мы видим, способность, благодаря которой мы можем слышать, способность, с помощью которой функционирует наш мозг, способность, с помощью которой мы выдерживаем вес своего тела, даны нам Господом, и оттого, что все эти силы даны нам Богом, Бог является воплощением мудрости, или Праджнянам Брахма.

     Когда мы говорим: “Пуруша ведам сарвам” (Всемогущий Пуруша пребывает повсюду), подразумеваем Параматмана, обладающего всеми этими силами и проявляющего эти силы повсеместно. Говорим ли мы о Ведах или произносим слова Брахман или Пуруша, эти слова – лишь различные имена одного аспекта, выражающие одну и ту же идею, заключенную во всех этих словах. Вся энергия – как в огромных формах, так и в мельчайших, бесконечно малых частицах, является олицетворением Брахмана.

     Думая только о Нем – всезнающем, всесильном и вездесущем Господе, Арджуна обратился к Богу, принявшему облик Вишва Вирата (Вселенской Формы), в своей молитве: “Разве можем мы понять Тебя? О мой Господь! Кришна, Ты – меньше самого малого и больше самого великого. Ты присутствуешь везде и всегда, Ты – в восьмидесяти четырех лакхах живых существ, и для нас Ты – величайший Вор среди воров”. Арджуна молился Господу, понимая, что такое Бог.

     Благодаря этому, Арджуна смог постигнуть истинную сущность Всевышнего. Брахманам Брахмана ВаханамБрахма описывается также как “колесница” Брахмана. Мы должны выяснить значение слова Брахма в этой фразе. Слово Брахма следует здесь понимать как мантра. Смысл этой фразы таков: для Пуруши, воплощения Вед, мантра является колесницей – носителем. Вот почему в нашей стране почитаются люди, достигшие величия благодаря знанию мантр. С помощью этих великих людей можно изучить мантры и найти путь к очищению. Механическое повторение слов Ом Намо Нараяна или Ом Намо Шивайя (Слава Нараяне, Слава Шиве) – это еще не мантра. Мантра состоит из двух аспектов. Первый – манана – размышление над тем, что вы выучили. Второй – трана – прочное закрепление в памяти осмысленного. Если Божественное проникнет в ваш ум и навсегда останется там, вы всегда будете счастливы, какие бы обязанности ни возложила на вас жизнь.

     Подобное значение слова Брахман, данное Ведами, было искажено историками, и поэтому оказались искаженными наши представления о природе и окружающем мире. Мы видим, что внутренний смысл слов, данный Ведами, трактовался разными учеными неодинаково, потому что они вносили в толкования свои собственные идеи.

     Следует заметить, что между подлинным и мнимым значением слов есть существенная разница. Простые люди безоговорочно верят в то, о чем говорят историки, и, считая их слова истинными, соглашаются с их идеям и ложными толкованиями. Являетесь ли вы нашими соотечественниками или нет, разумно согласиться с тем, что только значение, данное Ведами, можно считать авторитетным. Веды берут свое начало не от человека. Они появились из других источников. Вся история создана теми, кого мы называем “сильными личностями”. В том, что создали люди, возможны изменения, дополнения и переделки, но все это невозможно в отношении Вед, происхождение которых не связано с человеком. Веды относятся к Шрути, потому что произошли от “услышанного”. Они исходят непосредственно от Бога, они – Его дыхание, звуки Его вдохов и выдохов. Божественное дыхание, которое стало основой Вед, – это наша жизнь, и если нет ни дыхания, ни жизни, то не будет веры и доверия, а без веры человек не сможет жить.

     Поэтому о людях, верящих в Веды, в самом деле можно сказать, что в них присутствует жизнь. Если в вашем сердце нет Ишвары, значит, вы лишены человеческих качеств. Мы забываем ведическую культуру, у которой не было начала и не будет конца, и пренебрегаем ее сутью, мы сосредоточили веру на материальных благах и придаем все больше значения внешнему благополучию и комфорту – и тем самым создаем себе большие трудности.

     Веру в Веды и подчинение их предписаниям современная молодежь считает чем-то старомодным и даже варварским. Сегодня молодые люди не интересуются содержанием Вед или Шастр, более того, они считают, что вера людей, придерживающихся древних традиций, слепа. Таково отношение современной молодежи. С тем, кто знаком с предметом спора, можно спорить долго, но спорить с тем, кто не знает, о чем идет речь, невозможно. Слепой всегда видит только темноту, независимо от того, насколько ярко горит свет рядом с ним. Для человека, чье видение мира ограничено слепотой, истина всегда будет в том, что кругом – темнота, как бы ни было светло вокруг. С точки зрения других людей, это не является истиной. Абсолютная истина не зависит от личного мнения и индивидуального подхода. Это нечто такое, что должно быть едино для всего мира. Но современный человек, одержимый индивидуализмом, утверждает, что его личные представления о правде являются правдой и для всего остального мира. Он не пытается постигнуть вездесущее божество.

     Наши Веды учат нас некоторым аспектам сатьи, или истины, джняны, или мудрости, и ананты – бесконечности. Спросим себя, кто же является невеждой: тот, кто считает, что правда – это правда, а знание – это знание, или же тот, по чьему мнению правда – это ложь, а невежество – знание? Вы должны ответить на эти вопросы и сделать соответствующие выводы. Люди, верящие в Веды, подобны тем, кто считает, что дважды два – четыре, тогда как не верящие в Веды люди похожи на тех, кто говорит, что дважды два равно пяти.

     Мы должны задать себе вопрос относительно протяженности и основы мира. В мире живет множество людей. Некоторые из них верующие, некоторые – неверующие, какая-то часть – это “верующие неверующие”. В разных странах есть много людей, не верящих в Бога и полагающихся на собственные силы. Они гордятся своими возможностями и объявляют о них. Кроме того, во всем мире люди исповедуют самые разные религии. Существует огромное число народов, религий и вероисповеданий. Христиане поклоняются Иисусу, мусульмане – Аллаху, индуисты – Раме, Кришне и так далее. Разные люди придерживаются разных учений и остаются им верны. Но все эти люди, какого бы они ни были вероисповедания, в каких бы богов ни верили и каким бы богам ни молились, – все они близки к истине. Истина объединяет всех их. Дважды два всегда четыре, и эта истина понятна всем людям, независимо от того, кто они – русские, китайцы или пакистанцы. Но люди всех стран и всех вероисповеданий должны понимать, что Веды утверждают авторитет истины.

     Вчера Я упомянул о том, что в течение этого месяца объясню вам значение слов Брахман и Бхарата. Некоторые из вас могут считать, что эти слова – Брахман и Бхарата – имеют отношение лишь к культуре нашей страны. Это неправильно. Эти слова имеют значение для всех народов. Те, кто живет в Бхарате, используют слово Брахман, другие люди могут использовать другие названия, но никто не может отрицать сам аспект Брахмана. Предположим, что в стакане вода. Иностранцы могут назвать ее “водой”, тогда как северяне назовут ее пани, а те, кто говорит на телугу, – ниру и т.д. Названия различны, но обозначают они одно и то же. Места могут быть различны, названия могут быть различны, но сама вещь, которую вы называете, не может измениться. Точно так же и священный аспект всегда неизменен, хотя разные люди в разных местах дают ему различные названия. Люди дают разное название тому, что несет в себе начало жизни и развития. В Бхарате эта сущность называется Брахман. Некоторые называют этот аспект “силой природы”. Они используют слова “сила природы”, чтобы обозначить аспект Брахмана, но не понимают при этом, что означает слово “природа”. Все, что обладает формой, должно иметь основу для своего существования. Мы должны выяснить, что это за основа.

     Даже если вы не видите причину рождения или появления чего-либо, такая причина должна существовать. Если спросят, например, где были произведены ваши наручные часы, вы ответите без колебания - они сделаны швейцарской фирмой. Вы пользуетесь часами, хотя не видели ни самой фирмы, ни людей, сделавших часы. Работают ли эти часы сами по себе или кто-то сделал их механическими? Человек, изготовивший часы, должен знать, как делить время и как его измерять. Если он не знает об этом, то не сможет изготовить часы. Таким образом, тот, кто знаком с процессом сборки часов, должен существовать, и мы без труда это понимаем. Когда мы видим искусственные спутники, летающие по орбитам, как малые планеты, то понимаем, что их создали ученые, и потому эти ракеты и спутники будут существовать относительно недолгое время. Если мы понимаем, что эти ракеты, существование которых ограничено, сделаны людьми, то спросим себя, кто создал видимые нами “вечные” планеты? Движение Солнца, Луны и Земли для нас непрерывно и неизменно. Спросим себя, кто же даровал им это “вечное” движение? Создание этого мира, создание Солнца и Луны и их неизменных орбит, поддержание тепла в человеческом теле, функционирование легких – все это настолько загадочно, что, без сомнения, создано божественной рукою. Кто может создать все это, столь совершенное и неизменное? Когда мы задаем такой вопрос, люди, нисколько не задумываясь, отвечают, что все это создано природой. Они не видят Создателя, сотворившего все это. Считать, что такого Создателя не существует, – значит быть очень близоруким и упрямым. Божественная сила или божественный аспект, Создатель всего сущего – это Брахман.

     Используя интеллект, люди в своем познании мира доходят лишь до определенной границы. И по своему опыту знают, что дальше этой границы продвинуться не смогут. Так что же разумнее – полагать, что существует нечто нам неизвестное, или утверждать, что если что-то недоступно пониманию, то оно вовсе не существует? Мы должны попытаться отыскать и понять истину, внести ее в жизнь.Сегодня даже то, что ученые действительно знают, является малой толикой познаваемого, но гордость, которую они испытывают, познав это малое, беспредельна. Когда в нас есть место для эго и гордыни, мы не можем понять даже то, что доступно нашему пониманию. Выводы, к которым приходят ученые в результате своего труда, через какое-то время оспориваются ими самими. Они критикуют и изменяют свои же теории; нет ни одного ученого, который мог бы сказать, что он пришел к окончательному мнению и другого не будет. Духовный поиск и наши традиции предполагают, что на каждом этапе пути искатель признает: это есть истина, это не есть истина и т.д. В конце концов, он достигает стадии, на которой интуитивно определяет, что есть истина, ему открывается аспект Атмана и он познает высшую сущность. Современные ученые – приверженцы философии техники. Им не известны возможности мантры. Их познания основаны на исследовании внешнего мира. Это знание не родилось внутри их существа. Ученые – это те, кто верят в силу техники и вбирают в себя знания о внешнем мире. Те же, кто открывает в себе внутреннюю силу и верит в силу мантры, – это святые. Различие между святыми и учеными очень велико и существенно. Понять это глубокое различие чрезвычайно сложно. Вам не следует пытаться постигнуть эти сложные взаимоотношения и тратить на это свое время. То, что является основой всего мира, уже познано нашей культурой и названо Брахманом. Вы можете годами пытаться понять аспект Брахмана, но все равно не достигнете цели. На Луну, до которой невозможно дотянуться, можно указать пальцем. Поскольку мы не можем постичь аспект бесконечного и недостижимого Брахмана, то должны понять Его божественную сущность в рамках того, что нам доступно. Аспект Брахмана находится за пределами времени и досягаемости, и, если мы хотим понять его, следует принять законы, действующие за временными границами. Вот как об этом говорили наши предки: Брахмавид Брахмайва Бхавати – “Познавший Брахмана Брахманом становится”.

     Однажды Вивекананда сказал, что тот, кто желает оценить его проницательность и его талант, сначала сам должен стать проницательным и талантливым. Каковы ваши усилия и ваши жертвы, таков и результат. Конечный результат зависит только от вложенных усилий. Эта энергия или сила, которую мы пытаемся обозначить словом Брахман, находится внутри вас, но не за пределами вашего тела. Она существует в вас, внутри вашего существа. Хорошо вам или плохо – вы не должны заблуждаться, полагая, что существующий вне вас Брахман причиняет вам добро или зло, что он наказывает вас. Забудьте о привычке строить воздушные замки и мечтать, что вы сделаете то-то и то-то, достигнете того-то и того-то. Что посеешь, то и пожнешь. Если вы посадили одно семя, разве можно рассчитывать, что вырастут разные плоды? Вы можете быть очень умны, но все ваши знания будут бесполезны, если вы не избавитесь от своих дурных качеств. Совершили ли вы добрый или злой поступок – Брахман не будет разделять на части хорошее и дурное. Параматман подарит вам небьющееся ожерелье из всего, что вы совершили, – и хорошего, и плохого. Это невидимое ожерелье, которое каждый человек носит на своей шее, сделано из совершенных им добрых и злых дел. Только что рожденный из материнского чрева не может разглядеть это ожерелье. Вы не принесли с собою в этот мир жемчужных бус. У вас нет, когда вы родились, золотого колье. У вас на шее нет ни бриллиантов, ни изумрудов. У вас нет этих драгоценных камней, но добро и зло, совершенные в прошлых жизнях, вы принесли с собой. Как последствием добра не может быть зло, так и последствием зла не может быть благо. Что бы вы ни сделали, результат вашего поступка будет зависеть от него самого. Из этого следует, что сегодня вы должны направить свой ум на совершение только хорошего, тогда в последующих жизнях насладитесь благими плодами. Если надеетесь на лучшую жизнь в будущем, творите добро сейчас. Брахман живет в вашем сердце как Высший Сознающий Свидетель, как недремлющее око, все время наблюдающее за вами. Не обманывайте самих себя, воображая, что никто не видит ваших дурных дел. Творите вы их тайно или явно, Брахман, имеющий тысячи голов и тысячи глаз, всегда видит вас, видит добро и зло, которое совершаете. Этот Брахман всегда с вами, он постоянно существует внутри вас. Не понимая этой главной истины и считая, что Бог где-то далеко, вы тратите массу времени и сил на Его поиски. Поэтому в Бхагавад Гите и говорится, что, куда бы вы ни отправились, Бог пребудет с вами. Когда вы идете, Бог ступает по вашим следам и можно услышать Его поступь. Некоторые верующие, молясь Богу, говорят: “О Боже! Почему отвратил Ты от меня Свое око, почему не видишь моих страданий?” – и они видят устремленные к ним очи Господа. Другие молятся: “О Господи! Разве не слышишь Ты моих молитв, почему остаешься глух к моему зову о помощи?” – и они видят обращенные к ним уши Господа. Тем, кто вопрошает Бога, почему Он не видит их бед, Господь являет Свои глаза; тем, кто вопрошает Бога, отчего Он не слышит об их страданиях, Господь являет Свои уши; тем, кто хочет, чтобы Бог не оставлял их во всех делах земных, являются стопы Господа.

     Некогда преданная Кришне женщина молилась: “О Кришна! Я хотела бы рассказать Тебе о своих несчастьях, но я очень далека от Тебя; только приблизившись к Тебе, я смогу поведать Тебе о них”. И она попросила у флейты, на которой играл Кришна, чтобы та рассказала Кришне о ее бедах, потому что флейта касалась губ Кришны и у нее была возможность приблизиться к Нему. Этот широко распространенный в древности обычай – просить советов у Бога с помощью близких Ему предметов – жив и по сей день. Но следует знать о том, какие предметы и какие люди близки Ему. В этом случае была упомянута флейта, и это прекрасный пример близкого Богу инструмента. Флейта обладает одним великим свойством, и это свойство – абсолютная преданность. Внутри флейты нет ничего, в ней нет никаких “притязаний”. По существу, флейта совершенно пуста. Она имеет девять отверстий – и в нашем теле тоже девять отверстий. Эта флейта может приблизиться к Господу, потому что она ничем не наполнена, в ней не осталось ничего “своего”. Таким образом, если и мы сможем избавиться от наполняющих тело желаний, то, без сомнения, и флейта нашего тела сможет приблизиться к Господу. Слова “подчинение”, “предание себя” неправильно истолковываются и часто отождествляются с ленью. Мы считаем, что предаем Богу свой ум, свои мысли и тело. В действительности, мы обманываем Господа. Мы становимся по отношению к нему мошенниками.

     Если вы не можете контролировать свой ум, как в таком случае отдадите его Богу? Вы не способны распоряжаться своим собственным телом. Если слегка порезаться и из ранки потечет кровь, вы побежите к доктору и попросите, чтобы он сделал вам перевязку. Если это ваше тело и если вы способны полностью его контролировать, то почему же вы не можете остановить кровотечение? Поэтому говорить о том, что вы подчинили свой ум и свое тело Господу, – заведомая ложь. Слова “предание себя” означают, что существует некто дающий и некто принимающий то, что вы ему отдаете. Мы чувствуем в отношении этого слова некую двойственность. Человек с раздвоенным сознанием наполовину слеп. Пока его сознание дуалистично, сможет ли он понять аспект недвойственности? Истинное значение слов “предание себя” заключается в понимании того факта, что Бог существует везде и во всем. Понимание того, что Бог присутствует во всех дживах, является истинной преданностью. Мы должны выполнять все свои дела, воспринимая их как возложенный на нас долг; не следует пренебрегать долгом и, лениво рассевшись, говорить о том, что все дела мы предоставили Богу. Если чувствуете, что работа, которую вы выполняете, радует Бога, тогда это и будет являться истинной преданностью, или саранагати. Предание себя Богу не значит, что можно отдать Ему последствия своих грехов, а награду за хорошее оставить себе.

     Единство в многообразии – это аспект Брахмана. То, что этот аспект присутствует всегда и во всем, – истина, которую вам предстоит осознать. Растить в своем сердце веру в эти слова – это тоже путь к преданности. Поэтому, если хотите постигнуть смысл и важность слова Брахман, вы должны быть упорны и терпеливы и внимательно слушать и запоминать все то, что вам говорится. Чтобы развить способность к концентрации, нужно заниматься йогой, но современное образование развивает привычки, противоречащие этим требованиям. Каждый день к вам будут приходить опытные учителя и говорить об основах знания. Вы должны слушать то, о чем они говорят, с большим вниманием. Вы должны помнить о конечной цели. В результате пребывания на летних курсах могут измениться ваши взгляды на образование, которое вы получили в своих колледжах. Иногда, когда преподаватели объясняют какие-то сложные аспекты, некоторые студенты (даже в том случае, когда в классе мало присутствующих), сидя на последних партах, читают бессмысленные рассказы, не имеющие никакого отношения к тому, что им объясняют. Когда преподаватель это замечает, такие учащиеся только ухмыляются. На наших летних курсах вы не должны вести себя подобным образом. Мы начали изучать в этой летней школе священные понятия. Поэтому вы должны попытаться контролировать свое поведение. Не болтайте о пустяках – это не место для подобных разговоров. Если вам что-то срочно понадобилось – не уходите из ашрама. Здесь есть люди, задача которых – помогать вам в подобных случаях. Не спешите выходить за ворота в надежде “расслабиться”. Если у вас пристрастие к курению и алкоголю – откажитесь от этих привычек. Вы будете гражданами и защитниками нашей страны, поэтому воспитайте в себе привычку контролировать свое поведение. Если не можете отказаться от ничтожных и обыденных привычек, таких как курение, как же вы собираетесь контролировать свои органы чувств? Как будете решать сложные проблемы, если не способны справиться с пустяками? Если в течение этого месяца вы не научитесь бороться с мелкими прихотями, то сможете ли добиться контроля над чем-то большим? Вы просто будете лишним грузом и ртом на земле. Когда вы вернетесь домой, ваши родители и друзья должны понять, что в вас произошли долгожданные перемены, они должны увидеть все хорошее, что было получено вами на летних курсах, и отозваться о них с благодарностью.

OM