Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1974

Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности


Содержание
Часть 1
Брахман

1.  Вступительное слово
2.  Брахман и Бхарата
3.  Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире
4.  Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку
5.  Все религии ведут к одной и той же цели
6.  Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана
7.  Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана
8.  Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом
9.  Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества
10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу
11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве
12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму
13. Путь дхармы всегда приводит к победе
14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели
15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели
Часть 2
Бхарата
1.  Исторические интерпретации слова “Бхарата
2.  Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение
3.  Бог многолик, но един
4.  Бог живет в сердцах праведников
5.  Тат Твам Аси (То ты есть)
6.  Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия
7.  Бог неразрывно связан со Своим творением
8.  Знания бесполезны, если их не применять в жизни
9.  Жертва – единственный путь к бессмертию
10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы
11. Рама-Аватар – воплощение дхармы
12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл
13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему
14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям
15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу
16. Кто Он – Сатья Саи Баба?
17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов

Глава 17

Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам

     Могут ли водоемы наполниться, если с неба упало несколько капель дождя? Утолим ли мы жажду несколькими каплями родниковой воды? Сможем ли мы напиться, сглотнув собственную слюну? Получим ли мы уголь, если сожжем несколько волосков? Это невозможно.

     Слава о нашей земле вышла далеко за ее пределы. Наша земля дала жизнь замечательным людям. Наша земля нашла в себе силы, чтобы завоевать независимость и сбросить гнет западных колонизаторов. Наша земля – родина великих мыслителей и ученых. Наша земля известна высочайшими достижениями во многих областях – в музыке, изящных искусствах и скульптуре. Мы всегда высоко ценили и берегли все, что эстетично и прекрасно. Наша земля – исток дхармы. Нашей Родине, Бхарате, выпала счастливая судьба: здесь родилась дхарма – основа добродетели. Ответственность за ее сохранение и защиту ложится в будущем на ваши плечи, молодые люди!

     Воплощения божественной любви – Премасварупас! Ученики, юноши и девушки! Я обращаюсь ко всем, кто собрался здесь сегодня. Наша страна, Бхарата, является источником духовной силы для всего мира. Современная цивилизация под предлогом прогресса распространяется повсюду и привносит много перемен в жизнь человека, но мы видим, что основные духовные ценности не подвержены никаким переменам. Из этого должно стать ясно, как сильны и глубоки корни духовного знания. Никто не может остановить или замедлить поток джняны – духовной мудрости. Погружаясь все глубже и глубже в этот поток, мы поймем, что так называемая “свобода личности”, которую защищает современная цивилизация, ведет нас только по пути невежества. Как долго эта нелепая идея будет подавлять нашу духовность? Долго ли простоят стены, не имеющие фундамента? С незапамятных времен наши взгляды и традиции покоились на прочном фундаменте Вед и святой веры и потому обладали бесценной духовной силой. Этот фундамент не может быть разрушен современными идеями. Так называемые “образованные люди” бьются в сетях страстей и желаний и не способны вырваться из них. То, чему учат людей сегодня, не способствует очищению и потому не является образованием. Время от времени необходимо совершать реформы в образовании. Если знания не затрагивают сердца человека, если образование не имеет в своей основе культуру, то лучше оставаться неграмотной прачкой. Человек, который приобрел знания во многих областях, думает, что стал очень мудрым, но на самом деле он не знает даже самого себя. Такой человек всегда останется посредственностью. Если вдуматься, что дает человеку современное образование, мы обнаружим, что оно лишь прививает навыки красноречия и пустого умствования, но не дает и капли мудрости. Зачем нам такое образование? Нужно стремиться к знанию, которое приведет нас к бессмертию. Когда мы задаемся вопросом: “Кто в мире слепец?”, – то ответ будет таков: “Слепец – это тот, кто, получив образование, совершает нелепые и дурные поступки”. Поэтому бессмысленно гордиться таким образованием.

     Только то знание можно назвать образованием, которое раскроет ваше сердце и осветит природу Атмана. Образование, которое не дает вам возможности постигнуть божественную истину и не учит, как держать под контролем органы чувств, не может вообще называться образованием. Образование должно давать вам божественную силу и развивать чувство Божественного, учить вас видеть глубинный смысл всех событий повседневной жизни и их неразрывную связь с единой неизменной истиной. Настоящее образование – это соединение характера, истины и поведения. Характер, истина, поведение и способность жертвовать – вот цель образования, и если она не достигнута, все ваши знания бесполезны. Истинное образование учит скромности, и только скромность и смирение дают вам право на благосостояние. Заслуженное честным путем благосостояние приведет вас к дхарме, а дхарма подарит вам счастье как мирское, так и духовное.

     Воплощения божественной любви – Премасварупас! Дхарма не создана человеком. Человеческий разум не в силах преобразовать или изменить дхарму. Вы не можете сотворить ее по своему образу и подобию. Вы можете только следовать ей. Дхарма существует с незапамятных времен, и потому вы должны следовать ей – дхарма не станет изменяться специально для вас. Юноша может выбрать себе подругу, а девушка может выбрать себе друга, но мы не можем выбрать дхарму по своему вкусу и усмотрению. Дхарма подобна матери. Можно выбрать жену, но мать никто не выбирает. Дхарма занимает такое же положение, как мать. Дхарму невозможно выбрать и невозможно изменить. Мы должны лишь следовать ей и наслаждаться ее плодами. И если человек говорит, что дхармы не существует, это равносильно тому, как если бы он говорил, что у него нет матери. Человек, который утверждает такую бессмыслицу, идет заведомо неверным путем. Наша земля, Бхарата, всегда радостная и сияющая улыбкой, сейчас переживает немало трудностей, и причиной тому современные идеи, искажающие наше мышление. Вы должны оградить себя от этих неразумных и ложных идей и, приняв предписания дхармы, вести нашу страну к процветанию.

     Ученики! Вы должны сохранить то, что было сказано в течение прошедшего месяца. Первое, что вам следует сделать, – это изменить свое отношение к родителям. Почитайте своих родителей как живых богов, заботьтесь о них и постарайтесь сделать их счастливыми. Мать и отец мечтают и надеются, что у их детей будут твердые моральные принципы, и ради этого терпят много лишений. Не причиняйте боли своим родителям – вот первая истина, которую должно заложить в вас образование. После этого постарайтесь осознать священные основы нашей культуры и попытайтесь претворить их в жизнь. Если мы просто произносим слово дхарма, но не делаем даже малой доли того, что она требует от нас, то это будет не что иное, как адхарма. Положение дел сейчас таково, что мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье. Все это не способствует установлению мира на земле.

     Сможем ли мы достичь мира, если, скандируя мирные лозунги, держим в руках атомную бомбу? Если провозглашаем с трибуны, что дхарма нуждается в защите, а сами живем по законам адхармы, может ли дхарма быть защищена? Ученики! Ваши сердца святы и чисты. Наполните же их священной сущностью Параматмана. Сегодня вы все одеты в белые одежды и находитесь в Вайтфилде (“Белое поле” – англ.). Это означает, что ваши сердца должны быть столь же чисты и непорочны, как чист и непорочен белый цвет ваших одежд. Помните, что главная цель наших занятий – сделать вас чистыми и светлыми как внутренне, так и внешне. Вы – будущие граждане этой страны, и ваша задача – беречь ее славу и достоинство и, защищая дхарму, вернуть стране былое величие. Вы должны быть готовы дать суровый отпор тем, кто, проповедуя мир и справедливость, творят насилие и беззаконие. Вы должны быть готовы наказать любого, кто, имея здоровые ноги, ведет себя как хромой, имея глаза, ведет себя как слепой, а имея недюжинный ум, ведет себя как слабоумный. Под словом “наказание” не следует понимать физическое насилие. Слово “наказание” означает, что вы должны внушать людям светлые идеи и прививать добрые обычаи, чтобы они научились отличать добро от зла.

     Помните, что в вашем сердце живет священная Сарасвати в форме Брихаспати, Вачаспати и Праджапати, и следите за своей речью, не уподобляясь фанатикам, возбужденно выкрикивающим лозунги на улицах. Поступая так, вы способствуете анархии, а не божественному духу, который находится в вас. Не заблуждайтесь насчет учебных заведений. Если вы видите подобное отношение у других студентов, вы должны сказать им, что цель образования – совсем не та, что они себе представляют. Держитесь верных взглядов и помогайте другим студентам обрести их. Возможно, что у вас в колледже возникнут проблемы. Постарайтесь мирно и спокойно разрешить их с помощью администрации. Если вы будете вести себя несдержанно и пойдете на конфликт, то проявите неуважение к самому себе и к самому предназначению студента и оскорбите ту культуру и те знания, которые уже получили. Ведя себя разнузданно, вы подрываете репутацию всей страны. В эмоциональном возбуждении нет ничего хорошего. Это признак слабости. Только слабый человек подвержен приступам вспыльчивости. Некоторые люди утверждают, что с помощью скандалов и эмоций они добиваются своих целей, но такие достижения зачастую оказываются недолговечными. Если вы рассмотрите проблему спокойно, обдумаете ее не спеша и, дойдя до самой сути, придете к правильному решению, результат будет более длительным и ощутимым.

     Ученики! Я слышал ваши слова о том, что счастливый месяц прошел, и теперь, когда наступило время покинуть Бриндаван, слезы на ваших глазах проливаются чистыми потоками дождя. Вместо того, чтобы заранее горевать и печалиться о предстоящей разлуке, лучше думайте о том, каким образом все услышанное здесь соединить с будущей самостоятельной жизнью. То, что рассказывали вам учителя и наставники, дарило вашим умам радость и счастье, и самое лучшее, чем вы можете их отблагодарить, – принять и осуществить хоть малую часть их советов и пожеланий. Это та единственная награда, которую они ждут от вас. Не думайте о том, что Бриндаван – это всего лишь летний лагерь, а ваш дом где-то далеко. Это неправильная мысль. Постарайтесь почувствовать, что здесь, в Бриндаване, – ваш дом, а ваши близкие и домочадцы и все, кто были с вами в Бриндаване, – одна семья. Тогда вас не будет печалить мысль о разлуке. Можно говорить лишь о физическом расставании, но душой и сердцем мы будем вместе. Ученики! Не забывайте о том, как счастливы вы были здесь. Если вы забудете о счастье, которое испытывали весь этот месяц, то исчезнет всякая польза от вашего пребывания в Бриндаване. Приехав домой, вы обнаружите, что Организация Сатья Саи проводит там духовную работу. Я надеюсь, что вы присоединитесь к этим организациям, и в ваших умах не только оживет все то, что вы здесь изучили, но превратится в повседневный жизненный опыт. Только в том случае, если юноши и девушки, вернувшись домой, смогут дарить блаженство и счастье, обретенные здесь, другим людям, можно сказать, что они не зря провели этот месяц. Ощущение счастья и идеалы добра, о которых вы узнали здесь, должны быть сохранены вами до конца жизни, и они позволят вам наслаждаться ею. Один ученик привел такое сравнение: “Двадцатого мая в Бриндаване открылась мастерская, в которую было привезено множество машин, вышедших из строя и нуждающихся в ремонте, в течении месяца они были приведены в порядок и теперь их отправляют обратно домой”. Это сравнение – не пустые слова. Вы должны в самом деле вернуться домой обновленными, как исправленные машины. Если вы будете беречь отремонтированную машину и ездить на ней только по хорошим дорогам, избегая обочин и окольных путей, тогда сказанные слова действительно обретут смысл. Если же ездить на хорошей машине по дурным дорогам и ухабам, она вскоре опять сломается и придется отвозить ее в мастерскую. После частых починок машина, без сомнения, станет непригодна и в конце концов превратится в металлолом.

     Ученики! Сейчас механизмы ваших тел восстановлены, но вы должны уметь ими управлять. Вы еще не стали опытными водителями, и ваши машины часто ломаются. Чтобы машина была в порядке, нужен хороший водитель. Сейчас, когда ваши “тела-машины” обновлены, доверьтесь Саи как опытному водителю, и он будет управлять вашей машиной до конца ваших дней. Тогда машина вашей жизни никогда не сломается. Вы услышали за эти дни немало полезного. Мне не нужно лишний раз повторять это вам. Я надеюсь, что вы все время будете думать о том, что узнали здесь и все, что вы узнали, станет частью вашей жизни.

OM