Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1974

Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности


Содержание
Часть 1
Брахман

1.  Вступительное слово
2.  Брахман и Бхарата
3.  Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире
4.  Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку
5.  Все религии ведут к одной и той же цели
6.  Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана
7.  Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана
8.  Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом
9.  Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества
10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу
11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве
12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму
13. Путь дхармы всегда приводит к победе
14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели
15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели
Часть 2
Бхарата
1.  Исторические интерпретации слова “Бхарата
2.  Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение
3.  Бог многолик, но един
4.  Бог живет в сердцах праведников
5.  Тат Твам Аси (То ты есть)
6.  Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия
7.  Бог неразрывно связан со Своим творением
8.  Знания бесполезны, если их не применять в жизни
9.  Жертва – единственный путь к бессмертию
10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы
11. Рама-Аватар – воплощение дхармы
12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл
13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему
14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям
15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу
16. Кто Он – Сатья Саи Баба?
17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов

Глава 9

Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества

     Капли дождя без следа исчезают в песке, но, падая на вязкую глину, собираются в лужи. Если же дождь льет на раковины устриц, его капли сверкают, словно жемчужины.

      Подобным образом образование дает каждому то, что он заслуживает. Брахман обладает бесконечным количеством имен; вчера мы подробно рассмотрели значение одного из них – Пратиштха (основа). Сегодня мы поговорим о другом имени БрахманаШри (дарующий богатство и процветание). Чтобы осознать божественную природу, требуется немало усилий. Аспект Брахмана представляет собой основу Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Если вам удалось Его постичь, Он не только будет способствовать вашей реализации, но и дарует то богатство и процветание, о которых вы мечтаете. Вот почему одно из имен БрахманаШри. Шри олицетворяет начало мироздания и потому тождественно Хираньягарбхе (золотому яйцу) – ярчайшему свету, или джьоти, что, в свою очередь, породило имя Адхьятмика (глубинный, внутренний; внутренний огонь как жизненная сила), что равнозначно Маха-агни, великому огню. Слово Шри обрело бессмертие и, как аспект Брахмана, влилось в Ригведу, Яджурведу и Самаведу, приняв форму Шривидьи, что является синонимом Брахмавидьи. Божественное знание – Брахмавидья – воплотилось в наших писаниях в образе Богини, и ей было дано имя Шрисукта (букв. “достославный гимн”). В одной из “Брахман” это знание обрело особое имя – Субраманья сама (Песнь во славу Субраманьи). Эта песнь носит и другое название – Брахма-шри (“Брахман во славе”). В этом слове – Брахма-шри – аспект Брахмана соединяется с аспектом Шри и выливается затем в окончательную форму – Субрахманья ( "су" букв. означает "хорошо", "славно", т.е. Субрахманья означает тоже "Брахман во славе", а также "благосклонный к брахманам", то есть к обладающим высшим знанием.). Таким образом, корень слова Субрахама означает “процветание”. Звания Брахма-шри обычно удостаиваются люди, посвященные в мудрость Вед. Если мы хотим понять Веды и постичь аспект Брахмана, нам нужно изучить Шастры, Пураны и Итихасы. Само по себе повторение ведических гимнов ничего вам не даст: необходимо полностью вобрать их внутренний смысл. Веды и священные истины, в них заложенные, предназначены и ценны не только для одной Индии, но для всего мира. Веда состоит из слов, рожденных звуком – источником слова. Поэтому Веда – это олицетворение звука. Звук, облеченный в форму ведических слов, – это нечто существенное и необходимое всему человечеству. Веды – это форма трех различных сторон знания. Понять суть Вед можно лишь в том случае, если вы придаете верный смысл каждому их слову. Лишь ясно представляя себе смысл каждого слова, можно вкусить упоительную сладость Вед. Брахман обладает бесконечным количеством имен, и бесконечно количество путей Его познания. Его грани и проявления неисчислимы. Наслаждаясь многообразием и постигая Его, мы должны помнить, что Он существует в единстве и цельности. Зная об этом, жители Бхараты всегда стремились следовать святым предписанием Вед.

     Выдающийся вклад в учение о единстве внесли три великих мыслителя Индии – Рамануджа, Шанкара и Мадхава. Хотя основанные ими философские школы известны нам под тремя разными названиями – дуализм, не-дуализм и ограниченный монизм, при ближайшем рассмотрении оказывается, что в своей основе они едины. Даже отечественные комментаторы воздвигали между тремя системами искусственные преграды, не распознав их скрытый смысл, чем породили череду бесполезных споров по поводу различий между Двайтой, Адвайтой и Вишиштадвайтой. Я надеюсь, что знания, полученные здесь, помогут вам обнаружить ту основополагающую истину, которая объединяет все три философские системы. Я также надеюсь, что вы, познав эту истину, разнесете это божественное послание по всему миру, оправдав тем самым свое рождение на этой земле и воздав должное своей Родине. 

     У человека, активно участвующего в мирской деятельности, создается впечатление, что мир – это единственная реальность. Ему трудно и почти невозможно понять, что мир – это иллюзия, майя. Как правило, человек принимается за работу, если надеется извлечь из нее какую-то выгоду. Но вы должны понять, что результат работы зависит от того, какого рода работу вы выполняете. Смысл этого заключается в следующем: следует браться только за достойную работу в надежде получить достойные плоды, чтобы использовать эти добрые плоды на благо окружающего общества и всей страны.

     Добро и зло не являются внутренними свойствами окружающего мира. Они возникают как следствие работы, выполненной вами. Если ваше сердце наполнено добром, то и полученный результат будет хорошим. Поэтому вы, молодые люди, должны раскрыть свои сердца для добра. Сначала вы должны сделать так, чтобы благие идеи, благие мысли и благие действия воцарились в ваших домах. Человек не может жить обособленно, отделившись от общества. Он еще не родился, а общество уже готово направлять его действия, поэтому человек обязан считаться с обществом и согласовывать свои поступки с его законами. Если спросить у какого-нибудь человека, ради кого он живет, то получите четкий и незамедлительный ответ: “Для себя”. Этот человек будет утверждать, что он живет ради себя самого. Чтобы доказать это, он приведет следующие примеры: если он сломает ногу, то гипс наложат на его собственную ногу, а не на ногу матери или жены; даже если два человека спят в одной постели, они видят разные сны, и эти сны никогда не будут одинаковыми. На основании подобных примеров у человека вырабатывается четкое представление о том, что и во сне, и наяву он живет “сам по себе” – то есть для себя и ни для кого больше.

     Действительно, эти два примера, на первый взгляд, свидетельствуют о том, что человек живет лишь для себя. Однако тот же человек, наслаждающийся любимым блюдом, мгновенно откажется от еды, если ему сообщат о том, что его сын попал в автокатастрофу, и тот же человек, узнав о серьезной болезни жены, будет готов истратить все свои деньги или даже оставить работу и находиться в больнице ради ее спасения. Мы видим – человек, уверенный в том, что он живет для себя, в равной степени живет и для своей семьи. Кроме того, человек, живущий ради себя и ради семьи, рано или поздно задается вопросом о своей роли в обществе. Без общества не может быть и семьи. Только когда и в других семьях, живущих по соседству, воцарится благополучие, тогда и его семья сможет жить спокойно и счастливо. Если деревне грозит опасность, то и семья, как частица всей деревни, будет подвержена этой же опасности. То же самое можно сказать и про тело: если поранить одну из его частей, то страдать станет все тело. Наше тело в полном порядке, лишь когда целы все его части. Человек счастлив только тогда, когда в порядке все его тело, то есть все его части и органы. Только в том случае, когда общество, состоящее из множества отдельных личностей, счастливо, тогда человек осознает, что и его семья, и ее члены тоже счастливы. Отсюда становится ясно, что наше счастье определяется благополучием и счастьем всех людей.

     Мир полон ананды – блаженства. В чем же причина проблем и несчастий, число которых огромно? Причина нежелательных ситуаций – наше собственное мироощущение. Если мы утвердились в Атмане, или Брахмане, мир видится нам полным ананды; если отождествляем себя с телом, мир предстает как неиссякаемый источник печали. По этому поводу Я приведу небольшой пример, касающийся трех учений – Двайты, Адвайты и Вишиштадвайты. Прекрасные примеры, проливающие свет на эти вопросы, можно найти не только в нашей собственной культуре, но и в Библии. Иисус Христос сначала говорит: “Я – Божий посланник”, позже Он заявляет: “Я – Сын Божий”, в третий раз Он говорит: “Я и Мой Отец едины”, и в конце концов произносит: “Святой дух”. Мы должны понять, на основании чего Иисус говорил, что Он – Божий посланник, затем, что Он – Сын Божий, и, в конце, что Он и Бог – это одно. Представьте большой водоем. Вода колеблется и дрожит только тогда, когда дует ветер. В ней мы видим отражение луны или солнца, которые, как нам кажется, колеблются вместе с водой. Но настоящие солнце и луна не меняются, они незыблемы. Если вода спокойна, то спокойно и отражение солнца, потому что неподвижна водная гладь. В обоих случаях как ясное, так и “дрожащее” солнце являются лишь отражениями, но не самим солнцем. Допустим, что полное иллюзии зыбкое отражение солнца – это посланник Бога, а четкий его образ – это Божий Сын. Тот, кто уловил скрытый смысл этой аналогии и ясно осознал, что оба солнца – как ясное, так и зыбкое – лишь отражения настоящего солнца, может с уверенностью провозгласить: “Я и мой Отец – одно”.

     Эти три способа восприятия мира и называются Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта, то есть дуализм, не-дуализм и ограниченный монизм. Им соответствуют три аспекта – джива, Ишвара и пракрити (индивидуальная душа, Высший Господь и природа). Во всех трех божественный принцип остается неизменным, как не меняется и настоящее солнце, разница проявляется лишь в нашем восприятии его. В одном случае мы судим с позиций ума, в другом – с позиций тела, и в зависимости от точки зрения даем этому единому принципу разные названия.

     Если наше мировоззрение дуалистично, все наши усилия окажутся тщетными. Наша задача – движение от дуализма к ограниченному не-дуализму, и от него – к чистому монизму. В самый первый день Я говорил, что вы должны воспринимать жизнь как путешествие от аспекта “я” к аспекту “мы”. Вспомним Прахладу. Он никогда не сосредотачивал свой ум на именах и формах. Его отец Хираньякашипу упорствовал в мнении, что Бога нет нигде, а Прахлада, нерушимый в своей вере, доказал – Бог присутствует повсюду. Хираньякашипу утверждал, что Бога невозможно найти, где бы Его ни искать, а Прахлада считал – Бога всегда можно найти там, где Его ищешь. В чем различие между ними? Вера Прахлады даровала ему способность видеть Нараяну во всем и во всех, а Хираньякашипу для осознания Бога требовались имя и форма. Среди пяти основных понятий – Сат (бытие), Чит (сознание), Ананда (блаженство), Нама (имя) и Рупа (форма), последние два принадлежат временному, мирскому, а первые три – божественному. Когда речь идет об аспекте Брахмана, отпадает необходимость в столь ненадежных помощниках, как имя и форма. Важно лишь то, чтобы Брахман постоянно присутствовал в сознании. Если вы хотите насладиться божественным, необходимо развивать внутреннее зрение, и в этом вам поможет духовная практика. Тогда на вас снизойдет божественная сила, которая, как сказано в писаниях, есть воплощение Парамешвари – Вселенской Матери. Способность оценить и постигнуть этот аспект Божественной Матери зависит от силы, присутствующей в человеке. Общеизвестно, что дары Шри (Великой Богини-Матери) в этом мире являются в виде временных ценностей – богатства и процветания, но не как вечная ананда. Если хотите насладиться постоянной анандой, важно понять истинное значение слова Шри. Только распознав его сущность и глубину, вы сможете изо дня в день вкушать блаженство – то блаженство, что выше всех гун (свойств) и философских доктрин. Есть только одна ананда, ей нет подобных, и она полностью свободна от гун. Так описывают аспекты Шри наши священные книги. Если мы горим желанием вкусить ананду и уже устремились к сфере блаженства, нам предстоит познать это священное, всесильное и вездесущее начало – Шри, а познав его, полностью предаться ему. Только тогда мы сможем обрести высшее счастье.

OM