Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1974

Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности


Содержание
Часть 1
Брахман

1.  Вступительное слово
2.  Брахман и Бхарата
3.  Брахман – это вся полнота Знания, существующего в мире
4.  Сат, Чит, Ананда присущи каждому человеку
5.  Все религии ведут к одной и той же цели
6.  Лишь тот, кто обрел покой ума, может открыть в себе Брахмана
7.  Карма и дхарма ведут к постижению Брахмана
8.  Всё мироздание и все потоки жизни в конце концов сливаются с Брахманом
9.  Человек живет не только ради себя, но ради своей семьи и всего общества
10. Все, что мы постигаем с помощью пяти чувств, составляет нашу пищу
11. Характер ребенка формируется еще в материнском чреве
12. Дхарма защищает того, кто защищает дхарму
13. Путь дхармы всегда приводит к победе
14. Реальна лишь та сила, что рождается из добродетели
15. Карма марга, джняна марга и бхакти марга ведут к одной и той же цели
Часть 2
Бхарата
1.  Исторические интерпретации слова “Бхарата
2.  Священное слово Бхарат имеет ведическое происхождение
3.  Бог многолик, но един
4.  Бог живет в сердцах праведников
5.  Тат Твам Аси (То ты есть)
6.  Вездесущий Бог находится за пределами чувственного восприятия
7.  Бог неразрывно связан со Своим творением
8.  Знания бесполезны, если их не применять в жизни
9.  Жертва – единственный путь к бессмертию
10. Раджа йога – соединение бхакти и кармы
11. Рама-Аватар – воплощение дхармы
12. В каждой легенде пуран есть внутренний смысл
13. Бог – воплощение премы и может быть постигнут только через прему
14. Образование не должно воспитывать в вас пренебрежения к родителям
15. Истинная поэзия – это слова, обращенные к Богу
16. Кто Он – Сатья Саи Баба?
17. Прощальное божественное благословение и напутствие ученикам
Глоссарий (словарь) санскритских имен и терминов

Глава 3

Бог многолик, но един

     К любой работе, которую предписывают Веды, нужно относиться как к желанной, как к той, которая должна быть непременно исполнена. Действия, противоречащие слову Вед, – предосудительны. Тот, кто не задумывается о различии между желательным и нежелательным действием, является грешником.

     “Брахмитхи бхарата бхаша” (язык БхаратиБрахман), “Гиривач вани Сарасвати” (речь Сарасвати – голос Бога) – так описывают наши священные книги язык Сарасвати и Бхарати. Наша традиция говорит о том, что язык Вед являет собой идеальный пример сочетания и согласования букв и слов. Стало привычным пренебрегать священным смыслом ведических изречений и относиться к ним как к совершенно обычным предложениям. Такие имена, как Ида, Сарасвати и Бхарати, – священные слова ведического происхождения, и в них воплощена как сама Веда, так и ее суть. Слова Брихаспати (Владыка мантр) Вайю (ветер) и Индра выражают несколько аспектов. Вместе взятые, они соответствуют значению каждого из трех слов: Ида, Сарасвати и Бхарати, а также каждому из слов другой триады: Агни, Вайю и Адитья (огонь, ветер, солнце). Поскольку эти две группы слов (Ида, Сарасвати, Бхарати и Агни, Вайю и Адитья) однородны по смыслу, ни одна из них не участвует в яджне самостоятельно. При церемониии яджны присутствуют все аспекты, ими олицетворяемые. Бхарате сопутствует Адитья (солнце), Сарасвати и Ида неотделимы от Вайю и Агни – весь жертвенный ритуал возможен благодаря гармоничному сочетанию всех этих элементов. Слово Бхарата в данном случае воспринимается как синоним или эквивалент Адитьи.

     Бхарата, Сарасвати и Ида – ведические слова, представляющие сами Веды. Они не относятся к литературным словам, созданным позднее. Их происхождение и смысл восходят к Ведам. Мы должны понять и оценить это в полной мере. Один из широко известных эпитетов БхаратыДраванодам. Дравана, в данном случае, означает “благополучие” и “силу”. Агни-Бхарата – это Драванодаха – дающий богатство и силу. Словом Дравана называли и хавис – жертвенные дары Богу огня, а приносящего дары жреца именовали Драванодаха. Ритвик (жрец) зажигал огонь яджны, и потому огонь мыслился как “детище” ритвика. Источник этого образа – сам процесс возникновения огня: используя собственную физическую силу, ритвик добывал огонь путем трения друг о друга двух кусков дерева, т.е. как бы “порождал” огонь. Отсюда и возникла метафора: Агни – дитя ритвика.

     Итак, поскольку одно из имен ритвикаБхарата, то слово Дравана (сила, благополучие) тоже связано с Бхаратой. Ритвиков называли как Бхарата, так и Дравана – поэтому существует род людей под названием Дравиды. Согласно традиции нашей страны, любое слово – будь то имя человека или философское понятие – должно согласовываться с содержанием Вед. Если этого не происходит, данное слово не будет считаться истинным именем. Наши соотечественники воспринимают любую работу как то, что должно быть принято Ведами. Все действия, что мы совершаем от рождения до смерти, диктуются не какими-нибудь правилами, привнесенными извне, – они завещаны нам Ведами. Им следовали наши предки, и теперь это делаем мы. Для этого нам не нужно изучать никаких “новых” правил. Вы допускаете ошибку, если принимаете на веру слова Шакунталайям Бхарата, означающие, что название нашей страны произошло от имени сына царицы Шакунталы. На самом деле, ведическое имя – Бхарата – было дано сыну царицы Шакунталы. Поймите, что страна появилась задолго до рождения принца, а Веды родились гораздо раньше. Чтобы выяснить, откуда возникло имя, данное сыну Шакунталы, следует обратиться к первоисточнику.

     Выводы историков не имеют под собой достаточных оснований. Эти три слова – Бхарат, Бхарати и Бхарата – ведут свое происхождение от Вед. Истина состоит в том, что с незапамятных времен наша страна называлась Бхарата. Это слово пришло к нам из Вед, и ритвики использовали его в различных обрядах. Его происхождение целиком и полностью ведическое и никакое другое. Оно не имеет отношения ни к именам царей, ни к названиям философских доктрин. Благодаря своему священному источнику, слово Бхарата является не только полным глубочайшего смысла именованием всего мира, но охватывает и все стадии творения – его становление, процветание и гибель. Хотя мир и кажется незыблемым, он существует в этих трех проявлениях. Если внимательно вникнуть в аспекты Бхараты, отражающие три ипостаси времени: прошлое, настоящее и будущее, – станет ясно, что они соответствуют Иде, Сарасвати и Бхарати. И далее: аспект Агни, заключенный в Бхарате, относится к Иде, аспект Вайю – к Сарасвати, а аспект Индры – к Бхарати.

     Мы должны четко представлять себе, что слово Бхарата не имеет отношения ни к одному историческому лицу, а содержание его охватывает весь мир. Звук, обладающий свойством всеобщего распространения, также связан со словом Бхарата. Поскольку не существует очевидной зависимости звука от агни и вайю (огня и ветра), его рассматривали как двилока (принадлежащий двум мирам) и называли Бхарати. Брахма дхарму, закон, действительный для всего мира, тоже именовали Бхарати. Крайне печально, что в наши дни жители Бхараты не способны оценить глубочайший смысл этого священного имени. Совершенно необходимо, чтобы жителям Бхараты открылись все многогранные аспекты названия их страны. Но современные молодые люди не знают даже, что означают их собственные имена, и им ничего не говорят древние предания Пуран. Если вы хотите вернуть своей стране былую славу, то должны глубоко изучить “Бхарату”, “Бхагавату” и другие источники. Неоспоримым и подлинным авторитетом, на который следует опираться, являются Веды, а не вторичные знания, исходящие от человека. Поскольку происхождение Веды не связано с конкретным человеком, источник ее авторитета – вечность и сама истина. Любое историческое или литературное произведение – плод человеческого труда, и его содержание зависит от личного мнения автора. Наши ранние Пураны неоднократно переписывались, а комментарии к древнейшим памятникам составлялись людьми современной эпохи. Эти авторы находились под влиянием века Кали, и это воздействие отразилось на содержании их трудов. Поскольку мы забываем об изначальном смысле, заключенном в первоисточнике, и полагаемся на предвзятые толкования, то упускаем из виду самое важное.

     “Махабхарата” издавна считалась пятой Ведой. Комментаторы часто неверно истолковывают предания “Махабхараты”. Из этого памятника нам известно, что Пандавы тайно жили во дворце царя Друпады. В это время, согласно некоторым версиям, Кичака добивался любви Драупади (жены Пандавов), чем прогневал Бхиму, и Бхима убил его. Это неправильно. На самом деле, Кичака дурно обращался с Драупади, которая в то время была служанкой при дворе. Бхима рассердился из-за этого и убил Кичаку. Кичака не мог притязать на любовь Драупади, потому что в то время ему было двадцать два года, а Драупади – семьдесят шесть лет. Такая бессмыслица иногда возникает потому, что современные писатели, в которых живут сомнения относительно наших Пуран, относятся к преданиям, которые они излагают, без должной веры.

     В настоящее время бытует мнение, исходящее от посещающих нашу страну иностранцев, что у нас слишком много божеств, тогда как Бог, в действительности, только один. Им кажется, что мы, по своей глупости, думаем, что у Бога может быть много разных имен. Но мы не глупцы и невежды, как полагают иностранцы. Сейчас самое время для того, чтобы они узнали, какая истина скрыта в нашей вере и в почитании бесчисленных граней Божества. Еще в глубокой древности наш народ постиг и провозгласил, что Бог – один, и только один, без второго. Но в силу того, что каждый воспринимал Бога по-своему, люди создавали свои собственные образы единого Бога. Это давно бы следовало понять критикам, судящим со стороны. Следует понимать: в разные периоды существования страны единый Бог проявляет себя по-разному, и мы воспринимаем то одни, то другие Его аспекты. В Бхагавад Гите сосредоточена сущность Вед, и, возвещая Арджуне Божественную Песнь, Кришна приводит прекрасный и простой пример, касающийся многоликого образа Бога. Представьте огромное дерево со множеством корней, ветвей, листьев, цветов и плодов. Все это мы ясно видим на дереве. И не называем цветы листьями, а листья – плодами или корнями. Мы используем подходящее слово для каждой части большого дерева. Ветви – это ветви, и они не могут стать плодами. Листья не превратятся в корни. Если мы хотим насладиться ароматом цветов, то нюхаем цветы, а не корни, а если хотим попробовать плод, срываем его, а не ветку. Таким образом, именно плод соответствует своему названию и форме. Это большое дерево, состоящее из множества различных частей, в действительности – едино, потому что произросло из одного-единственного семени. Так же как дерево вырастает из одного семечка – так существует только один Бог, который служит источником всему, чему дает начало.

     Осознание единства во множественности, умение видеть единого Бога за Его многоликими проявлениями – вот истинная основа Адвайты. “Биджам мам сарвабутанам” (Я – семя всего сущего) – в этой фразе сосредоточена суть индийской философии, имя которой – Адвайта. Мы видим различные формы и части дерева, хотя они выросли из одного семени. Точно так же мы соприкасаемся с различными аспектами единого Бога. Бог только один. Все имена и формы создает сам человек ради собственного удобства. Сменяют друг друга эпохи, старые идеи вытесняются новыми, и человек связывает свое представление о Всевышнем с новыми именами и формами. Эти имена и формы искусственно созданы вашим разумом. Поэтому только человеческий разум в ответе за то, что существует столь много различных имен и обликов Бога. Самому Богу не присуще многообразие.

     Не нужно много думать, чтобы понять эту истину. Даже отдельное человеческое тело может принимать разные формы, соответствующие различным стадиям жизни. Только что родившийся младенец еще лишен индивидуальных черт, и мы называем его просто “ребенок”, как и всех других новорожденных. Проходит время, у него появляется характер, и его уже называют “мальчиком”. Когда этот мальчик повзрослеет и приобретет различные качества, его назовут “мужчиной”, когда мужчина стареет, мы, глядя на него, назовем его старцем. Ребенок, мальчик, мужчина и старик – один и тот же человек, но с течением времени его облик меняется, и мы обращаемся к нему по-разному. Имя и форма меняются в зависимости от периода жизни, но относятся к одному и тому же человеческому существу. Подобным образом с течением времени могут изменяться наши понятия о добре и зле.

     То, что в одно время и в одном месте является добром, в другое время и в другом месте может оказаться злом. Вот пример, который должен быть хорошо понятен всем. Этим вечером мы отведаем свежих и вкусных фруктов или молока, но на следующее утро те же самые фрукты будут удалены из нашего организма в виде непригодного вещества. Таким образом, то, что было полезно и вкусно вечером, утром превратится в бесполезный продукт, от которого организм стремится избавиться. За перемену в данном случае ответственно время, и то же самое происходит со всеми нашими представлениями о добре и зле: то, что сегодня нам кажется хорошим, завтра покажется плохим. Если имя и форма какого-то объекта материального мира представляются нам то “хорошими”, то “плохими”, эти изменения не имеет никакого отношения к Божественному, а являются лишь функцией времени. Это касается и нашего восприятия аспектов Агни, Вайю и Адитьи (огня, ветра и солнца). Когда мы зажигаем огонь для приготовления пищи, то используем его только для этой цели. Этот род огня не вызывает у нас особого благоговения. Но если тот же самый огонь предназначен для священной жертвы, люди падают ниц перед алтарем, выказывая таким образом свое почтение огню. Огонь предназначен и для того, чтобы сжигать тела умерших, но люди не только не испытывают к нему никакого почтения, но и воспринимают такой огонь как недобрую силу. Никто не станет печь хлеб и готовить пищу на таком огне. Этот род огня не считается священным, и никто не воспользуется им с каким-либо благим намерением. Если же огонь горит перед домом святого, то, по существующему обычаю, люди идут к этому дому и зажигают свой джьоти (зд. “светильник”) от священного джьоти. Люди верят, что джьоти, зажженный в священном и праведном доме, освятит и их домашний очаг, принесет в дом благополучие и счастье. В старые времена этот обычай очень почитался.

     О таком джьоти я расскажу вам историю из “Бхагаваты”. Постоянно размышлять только о ведических аспектах довольно трудно. Для того, чтобы эти моменты воспринимались легче, и для того, чтобы вы могли отдохнуть, мы будем говорить и о некоторых прекрасных преданиях из Бхагаваты или Бхараты. Нанда был знатным и почитаемым заминдаром (землевладельцем) Репалля (Гокулама). Все жители деревни испытывали к нему огромное уважение и во всем ему повиновались. Они ценили Яшоду и Нанду, словно те были дыханием их жизни, биением их сердец. Люди зажигали свои джьоти у дома Нанды в надежде, что вместе со светом их лампад, зажженных у столь священного жилища, их умы просветлеют, а сами они станут так же благочестивы, как Нанда и Яшода. В те времена светильники не были столь искусственны и ненадежны, как в наши дни. Лампы и микрофоны, которыми мы теперь пользуемся, могут сломаться в любой момент. Но если есть фитиль и масло, лампа будет гореть до тех пор, пока не прогорит фитиль и не иссякнет масло. Эти три компонента можно сравнить с кармой, акармой и викармой (действием, бездействием и нежелательным действием). Фитиль символизирует карму, масло – викарму; если есть масло и фитиль, мы можем получить джьоти, но, когда масло и фитиль прогорают, исчезает и джьоти; отсутствие джьоти соответствует акарме, или прекращению всех действий. Такой джьоти зажигался и поддерживался на веранде Яшоды ежедневно. Все женщины в Репалле по обыкновению выстраивались в очередь, чтобы зажечь свои лампады от лампады Яшоды. По мере того, как Кришна рос и взрослел, очередь заметно редела, ибо многие мужья и свекрови – те, кто не смог познать истинной формы и сущности Кришны, – запрещали молодым женщинам приходить к Его дому. Однако, те из них, кто обладали душевной чуткостью, не только разрешали девушкам продолжать эту традицию, но и всячески их поощряли. Пользуясь предлогом зажечь свою лампаду, пастушки (гопи) приходили к дому Нанды, и их сердца наполнялись радостью и счастьем.

     Однажды в деревне появилась молодая женщина по имени Сугуна. Ее мужу и свекрови не нравились ее прогулки к дому Нанды. Но Сугуна оказалась преданной почитательницей Кришны и потому была безмерно счастлива, что, выйдя замуж, сможет жить в Репалле и наслаждаться божественными играми Кришны. Переехав в дом свекрови, она обнаружила, что должна подчиняться строгим правилам и ограничениям. Ей сказали, чтобы она не смела подымать глаз на Кришну, а если Он появится на их улице, окна будут затворены. Когда соседские женщины рассказывали ей о чудесных лилах (играх) Кришны, Сугуна чувствовала себя очень несчастной оттого, что не могла разделить их радость. Если вера и преданность крепнут, никто не в силах препятствовать выполнению желаний верующего. К счастью, в их доме свекровь обычно сама приносила зажженный джьоти. Случилось так, что однажды она заболела и попросила Сугуну пойти и зажечь лампаду у дома Нанды. Она знала, что Кришна ушел из Репалля. Сугуна пришла к дому Нанды и очень огорчилась из-за отсутствия Кришны. Она была настолько поглощена мыслями о Нем, что, углубившись в них полностью, не заметила, как от пламени загорелась ее рука. Обеспокоенная Яшода спросила Сугуну, как может та не чувствовать, что ее рука охвачена огнем? Может быть, Сугуна плохо спала прошлой ночью и оттого так рассеянна? Опомнившись, Сугуна ответила, что забылась оттого, что увидела в пламени Кришну и потому не ощутила боли. Ее рассказ услышали пастушки-гопи, пришедшие зажечь свои джьоти, и стоило им узнать о том, что случилось, они пустились бежать – так быстро, как бежит вор, укушенный скорпионом! Примчавшись на базар, они принялись громко распевать: “Наша Сугуна увидела Господа в пламени огня у дома Яшоды! Наш Гопала даровал свой даршан Сугуне в огне Яшоды, и пламя обожгло ей палец!” Когда свекровь Сугуны услышала эту песнь, ее хворь исчезла, и она выбежала на улицу.

     Чему учит нас эта история? Все, что совершает Господь, имеет свою цель, и эта цель ведет лишь к добру. Радость – передышка меж двух печалей. Свекровь Сугуны поняла, что вера ее невестки была столь горяча, что позволила ей лицезреть Бога. Теперь она гордилась молодой женщиной и не уставала повторять, что иметь такую невестку, как Сугуна, большая честь для ее дома. С тех пор она сама воспевала Божье имя. Большинству людей трудно постичь всю глубину законов дхармы, предписанных Ведами, и тем более – следовать им в жизни, но наши Пураны богаты историями, которые доступны и понятны любому человеку. Вот почему махариши составили Пураны. Те, кто подарил нам легенды и предания, – такие великие поэты, как Вьяса и Вальмики, – обессмертили сказания о Кришне и Раме на благо всему человечеству, и благодаря этому простые люди имеют возможность следовать Пуранам в своей повседневной жизни.

OM