САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том XXVIII
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? Глава 1. Сила божественной любви Глава 2. Према и тройная чистота Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога Глава 5. Бог: триединство и космос Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы) Глава 9. Бог, человек и космос Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу Глава 11. Близость к Богу Глава 12. Возрождение нравственных ценностей Глава 13. Божественный опыт Глава 14. Бессмертные преданные Господа Глава 15. В поисках духовной мудрости Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни Глава 17. Важность поклонения божественным стопам Глава 18. Проявляйте божественные качества |
Глава 19. Обретите дружбу Бога Глава 20. Божественное рассеивает тьму Глава 21. Посвятите все действия Богу Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры Глава 23. Смысл поклонения Винаяке Глава 24. Отдайте всё Богу Глава 25. Заслужите уважение общества Глава 26. Хануман - идеал для человечества Глава 27. Блаженство самореализации Глава 28. Боритесь с силами зла Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву Глава 30. Заполните мир любовью Глава 31. Самое главное - национальное единство Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт Глава 33. От индивидуального к Божественному Глава 34. Духовный смысл служения с любовью Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество Глава 36. Лечите пациентов с любовью Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви Глоссарий |
Глава 32
Когда женщинам оказывается почёт
Жизнь в этом мире явлений не вечна,
Преходящи юность и богатство,
Исчезнут навеки жена и дети,
Останутся только истина и добрая слава.
Воплощения любви! В этой необъятной вселенной, среди мириад живых существ, особое положение занимает человек. И особая честь – родиться среди людей женщиной. Существует много примеров, показывающих превосходство женщин.
Разве не был Рама – воплощение Бога, рождён из чрева Каушальи?
Разве близнецы Лава и Куша прославились не потому, что были рождены Ситой?
Разве не любовь и забота Джиджибаи сделали Шиваджи великим святым?
Разве не благочестие Путлибаи сделало Ганди Махатмой?
Все великие мудрецы и святые, герои и воины были рождены женщинами. Женщина – богиня природы. Гаятри, в которой воплощена сущность Вед, – это богиня, чтимая как матерь Вед. Поэтому рождение женщиной достойно уважения и восхищения. Веды прославляют женское начало различными способами. Ведические ритуалы и практики отводят женщине высокую роль.
Женский аспект Божественного
Женское начало почитается под разными именами, среди них такие как Сатьявати, Аньявати, Ангавати и Нидханавати. Сатьявати провозглашает истину о том, что Божественное заполняет собой весь космос и Бог неотделим от пракрити – природы. Природа – форма божества. Веды считают неоспоримой истиной вездесущность Бога, как наличие масла в каждой капле молока.
Следующий эпитет – Аньявати. Пять элементов присутствуют во Вселенной: земля, вода, огонь, воздух и пространство. В этой последовательности каждый элемент обладает более тонкой природой, чем предыдущий. Веды провозглашают, что эти элементы стихий – проявление Божественного. Этот аспект природы называется Аньявати.
|
Принцип Ангавати выявляет функции, за которые несёт ответственность каждое божество, и даёт описание характерных особенностей богов и их символического смысла. Ишвара описывается как Тришуладхари – носитель трезубца и Тринетра дхари, имеющий три глаза, Вишну – как владелец раковины, диска и булавы. Кришна – как Тот, у кого на голове – павлинье перо. Рама описывается как обладатель лука. Ритуалы Ангавати основаны на почитании различных богов с их характерными чертами. Эти черты – проявление женского начала божества, его божественной силы, или шакти.
Ритуалы Нидханавати включают в себя девять различных способов почитания божества, среди них – слушание писаний и песнопений, воспевание Имени и т.д.
Все формы поклонения осуществляются под контролем этих четырёх женских божеств. Имена у них разные, но цель – одна.
Женщин следует почитать
Женское начало Божественного с древних времён почитали разными способами. Веды говорят, что там, где женщине оказывают почёт и уважение, Божественное проявляется во всей своей силе. К сожалению, сегодня мужчины считают для себя унизительным чтить женщину. Это глубоко неверно и является проявлением невежества.
Шри (женщина) – это Грихалакшми, богиня, несущая процветание дому. Её прославляют как Дхармапатни, верную и добродетельную супругу. Её называют Иллалу – хозяйкой дома и Ардхаанги, лучшей половиной. Люди ликуют даже тогда, когда им присваивают ничего не значащие титулы. Женщина получила высочайшие звания, которые остаются в силе во все времена. Дом без женщины подобен джунглям.
Мужчинам необходимо осознать высокий статус женщин и оказывать им почёт и уважение. Они не должны вынуждать женщин горевать и лить слёзы. Непрочны стены дома, где женщина плачет. Мужчины, предоставив женщине почётное место, должны вести достойную жизнь. Прототип женщины описан как Адишакти (первичный, изначальный источник всей энергии). Она обладает всем арсеналом сил и её приветствуют как Мать детей бессмертия (амритасьяпутра).
Три гуны в слове Шри
Слово Шри (Sthree) состоит из трёх фонем (устойчивых сочетаний согласной с гласной) – са, тха и ра. Са указывает на сатвическую природу женщины, представляя также три аспекта в восприятии божества – салокьям (видение Бога), самипьям (близость к Богу) и саюджам (слияние с Богом). Тха соответствует тамасическому качеству, но здесь тамас не является леностью и вялостью, а включает в себя такие качества, как смирение, доброту и скромность. Это значит, что мягкость и кротость изначально заложены в женщине, чтобы она могла служить семье и обществу в надлежащем духе. “Судите о доме по его хозяйке” – так говорят жители Андхра Прадеш.
Ра указывает на раджогуну, но здесь это не означает драчливость и сварливость, в говорит о готовности женщин, если это необходимо, пожертвовать жизнью ради своей чести и чести своей семьи. История Бхараты полна примеров того, как героически сражались женщины и отдавали свою жизнь, защищая мужей и их доброе имя.
“Шри”, таким образом, представляет собой сочетание трёх гун. Женщина должна быть высоко чтима за эти качества, а между тем с ней обращаются как со слабым созданием, называя её абала, беспомощной, и отводят ей низкий статус в обществе.
В связи с этим здесь уместно сказать, что женщины, обладавшие властью, проявили себя исключительно способными и деятельными как в Бхарате, так и в других странах. В Британии было много королей, но ни один из них не правил страной так умело, как королева Виктория. Её правление было отмечено праведностью, процветанием и прогрессом. В течение её царствования не было политических кризисов и волнений. В более поздние времена Индира Ганди мужественно и с замечательным мастерством управляла правительством. Она готова была на любые жертвы ради интересов страны. Она возглавляла правительство более двенадцати лет. У многих других премьер-министров – мужчин срок пребывания в должности был совсем коротким.
Женщины руководят многими организациями и трудятся на благо людей с большой отдачей и энтузиазмом. Вальмики превозносил нежность женственности. В чём же причина этой сладостности и притягательности? В духе жертвенности, считал Вальмики.
Дух жертвенности можно найти только у женщин
Мать готова пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради своего ребёнка. Этот дух присущ только женщинам. Если ребёнок тяжело заболел, отец может сказать, что он всё равно умрёт и потому все усилия бесполезны. Но мать будет пытаться спасти дитя любой ценой. Вот почему её называют тьягамурти, олицетворением жертвенности. Мужчины лишены этого духа жертвенности. Они могут принимать героическую позу, но довести битву до конца у них как правило не хватает решимости и упорства. Вальмики описывает женщину как бхактисварупини, воплощение преданности, а мужчину как джнянасварупу – воплощение знания. У джняни доступ к божественной обители ограничен, а женская преданность открывает путь к самым сокровенным далям. Выдающаяся роль женщины освещена во всех древних текстах.
В этой связи становится понятной и роль женщины как матери. Шиваджи стал величайшим героем исключительно благодаря урокам матери. Мать Рамы Каушалья учила сына следовать священным путём дхармы. Жизнь великих показывает, в какой мере они были обязаны своим матерям.
Гандиджи стал стойким приверженцем истины после того, как получил урок, преподанный ему матерью, которая не могла вынести, что её сын говорит неправду даже ради того, чтобы она могла съесть свой завтрак.
Именно матери, а не отцы, подвигают своих детей вступить на праведный путь. Сегодня мы видим, как отцы учат своих сыновей говорить неправду. Например, когда в доме звонит телефон, отец просит сына сказать, что его нет дома.
Поведение отцов, позволяющее сыновьям сбиваться с пути, имеет длинную родословную. Начало её было положено в Двапара юге отцом Дурьодханы Дхритараштрой. Какие бы нечестивые дела ни совершал его сын, Дхритараштра твердил, что он – хороший человек. Отцы, разрешающие своим сыновьям сворачивать на ложные пути, не истинные отцы. Прахлада говорил: “Только тот отец, кто посылает сына на поиски Бога. Только тот истинный гуру, кто даёт ученику знание о Боге”.
Мать – первый наставник ребёнка
В древние времена матери обычно учили детей правильному поведению, морали и преданности Богу. Первый наставник ребёнка – это его мать. По этой причине культура Бхараты отводит матери первое место среди тех, кого следует почитать как божество. За ней уже следуют отец, гуру, гость. Мать занимает первое место ещё и потому, что она девять месяцев носит ребёнка во чреве и вскармливает его собственной кровью.
Даже в именах божеств первенство принадлежит богине: Сита-Рам, Парвати-Парамешвара, Лакшми-Нараяна. Связано это с тем, что богиня – это пракрити сварупини, воплощение природы. А смысл этого первенства в том, что Бог познаётся через поклонение природе.
Заслужите благословение матери
Всё в мире преходяще. Вечны только праведность и доброе имя. Как приобрести человеку доброе имя? Почитая мать. Никогда не противоречьте желаниям матери. Сын, причиняющий боль матери, никогда не будет счастлив. Поэтому стремитесь заслужить её благословение.
Нужно отметить, что русские считают 8 марта Женским днём. В этот день женщины свободны, а мужчины оказывают им особое внимание и занимаются домашними делами.
Мужчины и женщины должны понимать друг друга, чтобы в семье было согласие. Сегодня люди хотят жить счастливо, но не ведут при этом достойную жизнь. Родители часто не являются для детей добрым примером. Отцы не воспитывают детей в должном направлении, и дети не обращают никакого внимание на слова матери. Преобладающее большинство отцов ведут себя сегодня как Дхритараштра. Когда кто-то из детей проникается религиозным чувством, отец начинает упрекать его: “Ты что, с ума сошёл? И не думай тратить время на баджаны и работать бесплатно!” Родители, ведущие себя подобным образом, похожи на Хираньякашипу, который не мог терпеть, что его сын поклоняется Хари. Большинство родителей в наши дни напоминают Дхритараштру и Хираньякашипу, и совсем немногие их них поощряют в своих детях стремление к праведности и духовности.
Нынешние дети не ценят воспитательную силу таких творений, как Рамаяна, Махабхарата и Бхагавата. Они впустую тратят время на чтение всякого вздора. Родители должны следить, чтобы их дети не читали дурных и бесполезных книг.
А теперь несколько слов, заключающих в себе совет женщинам. Известно, что женщины не знают удержу в разговорах. С сегодняшнего дня они должны дать зарок избегать пустословия. Ведь женщины болтают не только в аудиториях, но и в мандире во время баджанов. А мужчинам нравиться бесцельно слоняться туда-сюда, заходя в места, которых им следует избегать и где им совсем не нужно бывать.
Если женщины постараются сдерживать свой язык, а мужчины – ограничивать своё праздное хождение, и тем и другим от этого будет только польза.
Женский день должен отмечаться каждый год
Если нация хочет процветать, преобразования надо начинать с родителей. Без мира и согласия в семье не обретёт мира и нация. Это послание должно распространяться по всей стране каждый год 19 ноября – в день женщин. Вы должны учить людей, как им вести свой дом и как правильно воспитывать детей. Вам следует обращаться с мужчинами спокойно и тактично, даже если в чём-то возникает несогласие. Хотя Равана был злокозненным созданием, его благородная жена Мандодари прилагала все силы, чтобы исправить его. Она убеждала его не держать Ситу на Ланке, а вернуть её Раме.
Научитесь с сегодняшнего дня видеть в других хорошее и не закрывать глаза на собственные недостатки. Те, кто только и знает, что выискивать пороки в других, подобны собакам, идущим по ложному следу.
Обращение к женщинам
Воплощения любви! В организации могут иногда совершаться ошибки. Следите за тем, чтобы они не повторялись. Будде достаточно было один раз увидеть старика, больного и мертвого, чтобы вынести из этого урок и понять истинную природу человеческого существования. Сегодня люди вновь и вновь видят то же самое, но их ум, их понятия остаются неизменными. Любой опыт должен приводить к каким-то переменам. Вы из года в год слушаете лекции Свами. И многие ли из вас изменились? Многие ли развили в себе лучшие качества? Сказать правду – совсем немногие.
Где бы вы ни были, старайтесь, чтобы мысли ваши были чисты. Только тогда ваш приезд в Прашанти Нилаям будет оправдан.
Сегодня святой день, посвящённый женщинам, поэтому они должны измениться сами и способствовать тому, чтобы в лучшую сторону менялись мужчины и дети. Женщинам нужно развивать в себе такие качества, как сочувствие, сострадание, любовь и жертвенность. Изучайте жизнь наших великих женщин, которые были воплощением терпения, стойкости, сочувствия и жертвенности.
Я желаю, чтобы вы взяли бразды правления в свои руки и, ведя идеальную жизнь, несли нации мир и процветание.
Беседа 19-11-1995,
Прашанти Нилаям