САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том XXVIII
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? Глава 1. Сила божественной любви Глава 2. Према и тройная чистота Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога Глава 5. Бог: триединство и космос Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы) Глава 9. Бог, человек и космос Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу Глава 11. Близость к Богу Глава 12. Возрождение нравственных ценностей Глава 13. Божественный опыт Глава 14. Бессмертные преданные Господа Глава 15. В поисках духовной мудрости Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни Глава 17. Важность поклонения божественным стопам Глава 18. Проявляйте божественные качества |
Глава 19. Обретите дружбу Бога Глава 20. Божественное рассеивает тьму Глава 21. Посвятите все действия Богу Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры Глава 23. Смысл поклонения Винаяке Глава 24. Отдайте всё Богу Глава 25. Заслужите уважение общества Глава 26. Хануман - идеал для человечества Глава 27. Блаженство самореализации Глава 28. Боритесь с силами зла Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву Глава 30. Заполните мир любовью Глава 31. Самое главное - национальное единство Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт Глава 33. От индивидуального к Божественному Глава 34. Духовный смысл служения с любовью Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество Глава 36. Лечите пациентов с любовью Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви Глоссарий |
Глава 5
Бог: триединство и космос
Воплощения любви! Язык – причина и процветания, и нищеты. Язык ответственен за возникновение дружбы и симпатии, привязанности и зависимости. Язык – причина смерти и освобождения.
Необходимо держать язык под контролем. Умение управлять языком определяет, ждет вас слава, или бесчестие. От языка зависит характер ваших дружеских, родственных и прочих взаимоотношений.
Все мироздание зиждется на трех процессах: сотворение (сришти), сохранение (ститхи) и растворение (лайям). Этими тремя кармами, действиями, поддерживается существование космоса. Не правда ли, кто-то должен управлять этими процессами? В этом мире не может быть кармы (действия), если нет картхи (совершающего действие). Действие и деятель неразрывно связаны. Кто этот деятель? Каковы его действия? Что такое действие? Каков результат действия? Только когда найдены верные ответы на эти вопросы, могут быть постигнуты тайны творения.
Три божественных действия
Легко осуждать лилы (божественные действия, игры) Господа, но трудно распознать их внутренний смысл. Вся жизнь должна быть посвящена тому, чтобы понять пути Господа. Первый аспект, который необходимо осмыслить – это сришти, сотворение космоса. Нужно понять, что включает в себя этот процесс. Например, если задумано сооружение огромного моста, требуется большое количество инженеров и другого персонала. Кроме главного управляющего, нужны специалисты и рабочие, подчиняющиеся ему. Только так, совместными усилиями, можно построить мост.
Точно так же, для сотворения, сохранения и растворения космоса нужны три основных фактора или средства. “Главный управляющий”, распоряжающийся творением, известен как Брахма. Он ответственен за все, что касается созидания. Далее следует сохранение. То, что создано, нуждается в заботе и защите. Тот, кому принадлежит верховная власть в этой области, именуется Вишну.
Вслед за процессом развития неизбежно следует стадия разрушения. Здесь также есть главный авторитет, устанавливающий законы разрушения мира и обеспечивающий их исполнение. Этот властитель называется Ишвара. Итак, существуют три “ведомства”, отвечающие соответственно за функции созидания, поддержания и ликвидации. Но должен быть кто-то, стоящий над этими исполнителями, подобный “премьеру” в кабинете министров. Брахма, Вишну и Ишвара – три божества, возглавляющие три различных процесса.
Действительно, есть верховная власть, правящая этими тремя. Этого “главнокомандующего” бхаратийцы называют Бхагаваном. Последователи других верований дают Ему другие имена. Наиболее широко употребляемое слово для обозначения этого правителя – Бог. Бхагаван, то есть Бог, – это тот, кто управляет всеми тремя процессами: сотворением, сохранением и разрушением.
Бог сочетает в себе три аспекта
В слове БОГ (GOD) три буквы: G, O, D. “G” относится к “generation” (производство, образование мира, генерация, то есть сотворение). “О” соответствует “organisation” (устройство, организация), – то есть поддержание существования мира. “D” относится к “destruction” – то есть к разрушению. В слове БОГ (GOD) сочетаются три аспекта: становление, поддержание и ликвидация. Когда люди обращаются к Богу, они считают богами каждого из трех – Брахму, Вишну и Шиву. Бог – один, и он властвует над всеми тремя. Эта божественная сущность в форме атомов наполняет всю Вселенную. “Меньше атома, шире широчайшего, Атман, как атом, пронизывает всю Вселенную” – говорится в поэме на телугу.
Поэтому Божественное называют Атманом. Атман проникает всюду и присутствует везде. Этот всепроникающий Атман – вечный свидетель. Его роль может быть показана на простом примере. Сейчас здесь горит свет, при этом свете кто-то читает, кто-то спит, кто-то разговаривает, кто-то ходит. Сам по себе свет не имеет никакого отношения ко всем этим занятиям. Он – просто свидетель. Такой же пример: сияющее в небе солнце. Этот свет позволяет людям выполнять самые различные действия. Солнцу совершенно безразличны все действия, совершаемые людьми, как плохие, так и хорошие. Каждый человек сам в ответе за свои поступки. Солнце лишь сияет как свидетель всего, что происходит. Но не будь солнца, все эти действия были бы невозможны. Таким образом, солнце – это фактор, обеспечивающий возможность действия, но не “распределяющий” результаты этих действий. Оно – только наблюдатель. А совершающему действие неизбежно придется пожинать его плоды. Брахма, Вишну и Ишвара ответственны за обеспечение самой возможности действия, дальнейшие его результаты и за определение того, как эти результаты переживаются. Именно поэтому умилостивление этих трех божеств и завоевание их благосклонности так необходимы. В частности это и осуществляется в ночь Шивы.
Девять форм завоевания милости богов
Как снискать расположение богов? Для этого существуют девять форм поклонения. Это шраванам (слушание божественных бесед, священных писаний и славословий); киртанам (песнопения); ванданам (молитвенное простирание); арчанам (поклонение изображениям богов); падасеванам (почитание Стоп); дасьянам (служение); снехам (дружба с Богом); атманиведанам (полное предание себя Богу).
|
Сегодня нам чрезвычайно важно заслужить расположение этих трёх Божеств. Их благосклонность позволяет преодолеть любые препятствия, как в обычной жизни дружеские отношения с облеченной властью персоной помогают преодолеть ряд трудностей. Если этим Божествам оказываются должные почести, они помогут смягчить последствия наших действий. Для этой цели необходимо воспевать Имена Бога. Также необходимы медитация и покаяние. Для ублажения этих богов желательны все формы поклонения. Брахма, Вишну и Ишвара в соответствии со своими специфическими функциями установили для людей законы и правила, которые им необходимо соблюдать. Эти предписания подобны правилам уличного движения, путевым столбам и знакам, которые указывают людям, движущимся по дорогам, как им следует себя вести.
Например, возьмем Брахму. Как творец он устанавливает законы, касающиеся действий и того, каким образом последствия этих действий влияют на людей в течение их жизни от рождения до смерти. Кроме того, он вносит изменения в исполнение этих законов. Принцип Брахмы, имеющий в основе этот процесс, действует повсеместно. Само понятие “Брахма” означает проникающий. Распространение принципа Брахмы имеет космические масштабы.
Вишну также означает то, что проникает повсюду. Принцип Вишну пронизывает всё. Там, где присутствует принцип творения Брахмы, также присутствует и принцип сохранения Вишну.
Там, где защита, там и возмездие. Это значит, что где присутствует Вишну, там всегда присутствует Ишвара.
Вездесущность абсолюта
Где находится верховное божество? Оно вездесуще. Люди не способны охватить эту истину, и потому они возносят к Богу самые различные молитвы. Эти молитвы обращены не к Богу. Все они адресованы богам, подчиненным единому Господу. Эти назначенные Им попечители оценивают заслуги и грехи в каждом отдельном случае и о своих выводах докладывают Богу.
Поэтому Бог – вечный свидетель. У Него нет атрибутов. У Него нет определенной формы. Он может принять любую форму. Божественное, не имеющее атрибутов, одновременно имеет их. Горшок сделан из глины. Глина бесформенна, но из нее делают горшок, имеющий форму. В глине нет горшка, но в горшке есть глина. Точно так же, Божественное – повсюду. Оно заключено в формах. Оно имеет свойства и не имеет их.
Как человек устанавливает связь с Богом? У человека есть читта (сердце). В нем пребывает божество-“регистратор”, имя которому Читрагупта. Все действия, похвальные и предосудительные, “регистрируются” в сердце и рассматриваются Читрагуптой. Результаты этих действий облекаются в конкретную форму, и таким образом плоды становятся доступны каждому согласно его заслугам. Бог не может предложить то, чего нет. Он так же не отнимет то, что кому-то принадлежит. Он позволяет соответствующим божествам выполнять их функции согласно законам, поэтому Его называют воплощением дхармы. Господь не станет вмешиваться в дела подчиненных ведомств. Он даёт возможность Брахме, Вишну и Ишваре выполнять свои функции в соответствии с космическими законами. Поскольку Он остается лишь свидетелем, Его описывают как воплощение дхармы и сатьи (праведности и истины). Сегодня каждый норовит вмешаться в дела каждого. Это ведет к нарушению естественного порядка вещей. Это называется царством беззакония и неправды. Существует разница между царством дхармы, управляемым божеством, и господством адхармы в царстве земных правителей. Поистине божество – это форма дхармы, праведности. Поэтому Рама известен как Виграхаван дхармах (воплощение праведности). Даже если вы не можете поклоняться божеству в форме праведности и истины, по крайней мере придерживайтесь в жизни справедливости и следуйте истине. Сатьям вада дхармам чара (говори правду, действуй по справедливости) – гласит предписание Вед.
Предайте себя Богу
Космосом правят три главных божества. В связи с этим Я открою вам один секрет. Если вы хотите добиться успеха в делах, касающихся созидания, добивайтесь благосклонности Брахмы и устанавливайте таким образом связь с этим божеством.
Во всем, что касается защиты и сохранения, налаживайте связь с Вишну, умилостивляя его. Если речь идет о разрушении и уничтожении чего-либо, служите Ишваре (Шиве). Укрепляйте узы, соединяющие с ним. Однако если ваше сердце абсолютно чисто, вы можете выйти на прямую связь с Богом. В этом случае вам нет нужды призывать подчиненных божеств. Существует способ для этого. Это путь полного предания себя Богу. Всецело вручив себя Богу, вы обеспечите прямую связь с Ним – от сердца к сердцу.
Все ваши сегодняшние баджаны и песнопения взывают к второстепенным божествам. Тайна божественного чудесна и невыразима. Простому смертному нелегко постичь ее. Люди то и дело недоумевают по поводу действий Свами. “Зачем подвергает Он меня таким испытаниям? Почему Он действует таким образом? История из Пуран проясняет ответы на эти вопросы.
История Бхасмасуры
Однажды Ишвара, исполняя желание Бхасмасуры, ниспослал ему дар: всё, чего бы тот ни коснулся, мгновенно должно было обратиться в пепел. В то же самое мгновенье, как желание было исполнено, Бхасмасура утратил всякое чувство благодарности к Ишваре. Он захотел наложить свою руку на самого Ишвару! Ишвара не может защищать самого себя. Он отправился к Вишну, чья прямая обязанность – защищать всех. Но даже будучи защитником, Вишну должен соблюдать законы дхармы. Он не имел права немедленно и собственноручно наказать Бхасмасуру. Он разыграл спектакль и принял форму прекрасной обворожительной девы, Мохини. Увидев её, Бхасмасура воспылал страстью. Он побежал вслед за Мохини. Она сказала ему: “Делай все в точности так, как буду делать я, и тогда я стану твоей женой”. Бхасмасура с готовностью согласился. У него была не развита не только благодарность, но и способность к различению. Мохини начала танцевать, и Бхасмасура в точности повторял её движения. В какой-то момент, танцуя, она коснулась рукой своей головы. Стоило Бхасмасуре сделать то же самое, и он тут же превратился в горсть пепла. Собственная рука принесла ему погибель. Из этого эпизода ясно, что даже выполняя долг защиты, божество подчиняется законам дхармы. Необходимо уяснить, что на страже божественного промысла стоит шасанам (свод космических законов). Даже божество не может нарушать их.
Бог не может преступить космический закон
Сегодня люди пренебрегают нравственными законами. Но божество не может действовать наперекор своему собственному моральному уставу. Поэтому Бог в зависимости от обстоятельств ждёт подходящего момента для “проведения закона в жизнь”. Совершенно бессмысленно заявлять, что Бог бессилен или некомпетентен. Бог всесилен, но это не значит, что Он может действовать произвольно. Он действует согласно космическому закону. Бог – это не тот преподаватель, что читает лекцию и покидает класс. Бог – это учитель физкультуры, который учит своему предмету на собственном примере. И именно поэтому Я говорю: “Моя жизнь – Моё послание”. Бог учит, демонстрируя на опыте.
Сегодня многие люди развивают широкую пропаганду клеветы на действия божественного, неверно представляя и интерпретируя их. Они заявляют: “Бог наказывает вас, Бог преследует вас”. Это совершенно неверно. Бог не наказывает и не мучает вас. Это не Его дело. Наказания и гонения – последствия ваших собственных действий. Бог – лишь “поставщик” плодов ваших поступков. Он – как почтальон, доставляющий письма по адресам. В какой-то дом письмо приносит горе. В другом доме письмо вызывает радость. Является ли почтальон причиной горя или радости? Причины этих различных реакций – вести, заключенные в письмах.
Точно так же Господь – это беспристрастный свидетель. Он просто вручает каждому плоды действий в соответствии с его заслугами. Но если совершать предписанные богослужения, то в том случае, если эти плоды слишком горьки, Бог может вмешаться и смягчить боль. Это в Его власти. Верховная троица, состоящая из трех главных божеств, управляющих сотворением, сохранением и разрушением, – это Брахма, Вишну и Шива. Но есть четвертая сущность – Широнаякам (Сверхвластелин), и Он стоит над всеми тремя. Он – Бог. Он может вмешаться в решения трех. Каким образом? Облегчив тяжесть последствий кармы. Он может противодействовать любым обстоятельствам. Это божественная привилегия Бога. Он может создать всё что угодно, защитить всё что угодно. Он волен разрушить то, что сотворил.
Поэтому к Богу следует относиться как к тому, кто держит под контролем процессы развития, стабилизации и уничтожения. Чтобы постичь Бога, нужно всецело предаться Ему. Когда эта жертва полная и абсолютная, устанавливается прямая связь с Богом. Без такой полной отдачи любое умилостивление второстепенных божеств – пустая трата времени.
Дурные знакомства ведут к сомнениям
Даже когда верующий всецело вручает себя Богу, неизбежно возникают ситуации, когда его одолевают сомнения и ум впадает в беспокойство. Вот пример из Рамаяны. Когда Рама и Лакшмана шли по лесу в поисках Ситы, Лакшмана внезапно почувствовал усталость и сказал Раме, что с него довольно этих испытаний и он предпочел бы вернуться в Айодхью к спокойной и удобной жизни. Рама, улыбнувшись, ответил: “Пойдём дальше. Я объясню тебе всё позже”. Как мог поддаться подобному настроению Лакшмана – тот, кто еще в детстве заявил, что Рама для него – всё и он не может и мгновения прожить без Рамы? Откуда взялась эта тяга к телесному комфорту?
Они прошли еще немного и сели под деревом. Лакшману тут же стали терзать муки раскаяния. Он осознал свое “затмение”, приник к стопам Рамы и воскликнул: “Брат, прости мне мои слова! Я не понимаю, как эта ужасная мысль могла проникнуть в мой ум. В чем причина?” Рама ответил: “Лакшмана! В лесу, который остался позади, находится логово Шурпанакхи. Мы шли мимо дерева, под которым она обычно отдыхает. Эти места насыщены её дурными качествами. Эти вибрации породили в тебе дурные мысли. В тот момент, когда мы миновали это место, твоя настоящая светлая природа восторжествовала”.
Отсюда следует вывод: необходимо проявлять осторожность по отношению к определенным местам и знакомствам. Сторонитесь плохой компании. Держитесь подальше от мест, насыщенных дурными качествами. Исходящие от них вибрации влияют на тех, кто там часто бывает.
Божественные вибрации в Прашанти Нилаяме
Здесь в ашраме – божественные вибрации. В других местах могут быть демонические вибрации. Почувствуйте разницу между этими двумя типами вибраций. Поймите, что общество благочестивых людей непременно приведёт вас к богоосознанию. Вам нужно уяснить, что божья милость напрямую связана с вашими хорошими поступками. Ведите себя достойно, и милость Бога не замедлит явиться. Люди спрашивают: “Где Бог?” Но даже не зная ответа, так называемый неверующий все равно верит в Бога.
Однажды премьер-министр Неру находился с визитом в Мадураи (южная Индия). Его не интересовали духовные вопросы. В слове Бог для него не было смысла. Его агностицизм был продуктом среды, в которой он вырос. Городские власти повезли министра в храм Минакши, не поинтересовавшись, хочет он этого или нет. Во время осмотра храма те, кто сопровождал Неру, превозносили украшения на статуе богини, поясняя, что бриллианты и жемчуга стоят много кроров рупий. Выслушав их, Неру заметил: “Не понимаю, зачем столько ценных украшений висит на ничего не стоящем изваянии”. Вслед за тем он направился к выходу из святыни, но не заметив дверного проема, споткнулся и чуть не упал. Он тут же воскликнул “О боже мой!”. У каждого есть свой собственный бог, и он обращается к нему “О боже мой”.
У всех есть какая-то вера, порой совсем бессознательная. Причина этого в том, что Бог – во всех и каждом. Эта божественность проявляет себя, даже если вы не знаете об этом. Вера в Бога естественна для человека. Сомнения насчет Бога – искусственные построения ума.
Духовность призывает человека к избавлению от животных качеств и к развитию божественных. Это задача всех духовных искателей. Такие качества как клевета, злословие, обсуждение недостатков других – ниже человеческого достоинства. Вам нужно учиться, занимаясь своими повседневными обязанностями, чтить божественное начало в каждом.
Полное подчинение Богу – условие богоосознания
Прямой путь к постижению Божественного – полное предание себя Богу. Пример тому – Лакшмана с его безоговорочной преданностью Раме. Он поведал Раме, что после того как он вручил Раме всего себя, у него не осталось ничего, что он мог бы назвать своим. Смысл его существования только в том, чтобы во всем без исключения исполнять волю Рамы.
Святой Тьягараджа, у которого в момент слабости появились сомнения в способности Рамы избавить его от напастей, чуть позже вновь превозносил безграничную силу Рамы, которая дала возможность Хануману перепрыгнуть океан, Лакшмане – пожертвовать всем ради Рамы. (Свами спел киртану Тьягараджи во славу могущества Рамы – источника благоговения и восторга Лакшманы и Бхараты).
Таким же образом можно убедиться в существовании Саи-шакти. Здесь находятся люди из Аргентины, Австралии и многих других стран. Может быть они – слабоумные? Нет, они вполне нормальные и обеспеченные люди. Зачем же тогда они приехали к Свами? Если бы у Свами не было этой силы, зачем им приезжать сюда? Один лишь этот факт демонстрирует, каким образом они узнали правду о Свами. Чтобы распознать божественное, нет нужды заучивать Писания или штудировать упанишады. Достаточно только увидеть.
Природу Божественного невозможно ни описать, ни определить. Она не поддается выражению. То, что необходимо, – это развитие веры в Бога и сохранение её в счастье и в горе. Поиск Божественного требует настойчивости. О нем нельзя забывать ни при каких обстоятельствах. Сегодня у людей нет на это ни решимости, ни упорства. Частичная преданность приводит к частичной милости.
Восхваляйте Бога, исполнившись твердой решимости. Лучшее время для вступления на этот путь – прямо сейчас, пока вы молоды. Пусть ваша вера будет неподкупной.
Вы пели баджаны всю ночь. Но этого недостаточно. Размышлять о Боге нужно всегда и везде. Какую бы работу вы ни делали, посвящайте ее Богу. Освящайте каждое слово и действие.
Беседа 28-2-1995, Прашанти Нилаям