САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том XXVIII
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? Глава 1. Сила божественной любви Глава 2. Према и тройная чистота Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога Глава 5. Бог: триединство и космос Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы) Глава 9. Бог, человек и космос Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу Глава 11. Близость к Богу Глава 12. Возрождение нравственных ценностей Глава 13. Божественный опыт Глава 14. Бессмертные преданные Господа Глава 15. В поисках духовной мудрости Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни Глава 17. Важность поклонения божественным стопам Глава 18. Проявляйте божественные качества |
Глава 19. Обретите дружбу Бога Глава 20. Божественное рассеивает тьму Глава 21. Посвятите все действия Богу Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры Глава 23. Смысл поклонения Винаяке Глава 24. Отдайте всё Богу Глава 25. Заслужите уважение общества Глава 26. Хануман - идеал для человечества Глава 27. Блаженство самореализации Глава 28. Боритесь с силами зла Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву Глава 30. Заполните мир любовью Глава 31. Самое главное - национальное единство Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт Глава 33. От индивидуального к Божественному Глава 34. Духовный смысл служения с любовью Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество Глава 36. Лечите пациентов с любовью Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви Глоссарий |
Глава 3
Благородные матери растят благородных сыновей
Воплощения любви! Всем космосом управляет Бог. Богом правит истина. Истина находится во власти благородных душой. Эти благородные существа – воплощения Божественного.
Ученики! Сегодня вы все должны стать посланцами мира и безопасности для всех людей Земли. Чтобы подготовить себя к этой роли, вам нужно развивать дух жертвенности. Только тот, кто в служении способен забыть себя и отказаться от всех удовольствий, может считаться готовым для жертвенной жизни. Только когда вы окончательно поймете, в чем разница между отречением (от удовольствий) и принятием (жертвенной жизни), вы сможете испытать радость от жертвы.
Даже на самой плодородной и богатой почве вы не вырастите большое дерево, если посадите негодные семена. Дерево не вырастет и в том случае, если семена хороши, но почва скудна. Если родители хотят воспитать в своих детях совершенство и культуру, то этим родителям следует позаботиться об усовершенствовании культуры. Если родители ведут безупречный образ жизни, основанный на принципах древней культуры, их поведению будут подражать и дети. Как отметил в своем выступлении доктор Сушила Найар, студенты должны жить просто, а мыслить высоко. Студентам очень важно научиться вести простую жизнь. При этом идеалы должны оставаться самыми высокими. Существует множество примеров людей, которые вели такую жизнь.
Путлибаи и Ганди
Мать Ганди, Путлибаи, свято придерживалась двух принципов: истины и праведного поведения. Многие годы она неукоснительно соблюдала обряд: не приступать к завтраку, пока не раздастся первый крик кукушки. Однажды утром кукушка сильно “запаздывала”, и Путлибаи всё откладывала свой завтрак. Заметив это, юный Ганди пробрался на задний двор и пропел “кукушкой”, а затем вернулся в дом и сказал матери, что теперь она может позавтракать. Путлибаи, мгновенно разгадав хитрость, очень огорчилась из-за поведения сына. Она сказала ему: “Какой грех я совершила, что у меня родился такой сын? Бесполезно осуждать тебя за то, в чем виноваты мои грехи. Но какая, должно быть, я великая грешница, если вырастила сына-обманщика?” Её горе было так велико, что не сдержавшись, она ударила сына по щеке и вышла из комнаты. В тот же самый миг Ганди принял решение: “Клянусь, что никогда в жизни не произнесу больше ни слова лжи. Может ли жизнь того, кто приносит страдания матери, считаться достойной? Родившись в стране, где каждому завещано чтить как Бога мать и отца, я заставил горевать свою маму, опустившись до обмана”. В тот день он дал обет говорить только правду и никогда не быть причастным к лицемерию и лжи.
Матери тех дней были глубоко набожны и обладали благородным нравом. Они были добродетельны сами и учили этому своих детей. Только из лона таких благородных женщин могут появиться на свет сыновья, обладающие великими достоинствами.
Арьяамба, мать Ади Шанкары, была женщиной с возвышенной душой. Благодаря ей Шанкара обрел величие и мировую славу. И еще одна выдающаяся личность – Вивекананда. Следуя наставлениям своей матери, он вел безупречную жизнь и заслужил славу и доброе имя. Их имена сияют на страницах истории как примеры для всего человечества.
Каково семя, таково и дерево. Одни рождаются с благородным характером, а у других его нет и в помине. Эти различия – результат их деяний в прошлых жизнях.
Стремление Чайтаньи обрести любовь к Господу.
Однажды Чайтанья отправился в Пури и взмолился Господу Джаганнатхе: “О, Господь Вселенной! О, Властелин жизни! Хозяин моего тела! Господь творения! Я не предаюсь покаянию и не жажду спасения. Я не способен заниматься йогой и дхьяной (медитацией). Не интересуют меня и радости мира. Только одно желание есть у меня: дай мне всепоглощающую любовь к Тебе. С этой любовью я смогу совершить всё. Но без этой любви какая польза от всех чудес этого мира, от всех талантов, от всех сил, что человек подчиняет себе? Зачем нужны ему ученость и блистательный ум? Я должен добиться любви к Богу. Ниспошли мне эту любовь, о, мой Господь!”
Многие великие люди прошлого обрели славу и доброе имя благодаря тому, что почитали своих родителей и следовали их благородному примеру. Если сегодня нашей молодежи не хватает возвышенности, виноваты в этом родители. В этой связи позвольте мне рассказать историю Ишвара Чандры Видьясагара, великого учёного из Калькутты. Его мать вдохновила его на получение такого образования, которое дает возможность посвятить всего себя бескорыстному служению людям. Мать сказала Ишвару Чандре: “Истинное образование должно вести тебя к Богу. Академические знания призваны помогать тебе служить обществу и трудиться на благо всего человечества. Ты должен стать примером для других людей и вести идеальную жизнь”. Несмотря на бедность, сын последовал материнскому совету и получил диплом. В свое время он нашел работу, продолжил свое образование и достиг большой известности.
Накопив немного денег, он пришел к матери и спросил её, что бы она хотела получить в подарок. Та ответила: “У меня нет желаний. Я хочу только одного: чтобы ты прославился как человек с безупречным характером, посвятивший всего себя служению нации”.
Три желания матери Видьясагара
Через некоторое время сын снова спросил у матери, не хотелось бы ей выбрать какие-нибудь новые украшения и красивые сари. Она сказала ему: “Я уже вышла из того возраста, когда носят драгоценности и щеголяют в роскошных нарядах. Но все же я хотела бы иметь три украшения, а какие – об этом я скажу тебе позже”.
Прошло еще несколько лет, и Ишвара Чандре удалось отложить значительную сумму денег. Он попросил мать: “Скажи мне теперь о своих трёх желаниях”. Она ответила: “Первое моё желание – это начальная школа для детей в нашей заброшенной деревне. Второе желание – это маленькая больница, где мог бы лечиться деревенский народ. И в-третьих, мне бы хотелось, чтобы ты не считал свои знания предметом торговли и не гордился ими. Развивай в себе смирение и считай себя слугой всех людей. Служение – это единственный способ стать настоящим лидером. Вот три украшения, о которых я прошу.
Видьясагар исполнил желания матери: он построил начальную школу и госпиталь в своей деревне и посвятил жизнь служению своим собратьям. Его имя приобрело известность как имя человека, обладающего глубокими знаниями и исполненного духом служения. Он стал прославленным оратором, чьи выступления привлекали огромные аудитории. Его речи облагораживали и вдохновляли, призывая людей к жизни, полной отречения и жертвенности.
Урок, преподанный молодому чиновнику
Однажды один важный чиновник, вознамерившись послушать речь Видьясагара, отправился на поезде в город, где тот собирался выступать. У него был с собой чемодан, и, сойдя с поезда, он кликнул носильщика. Носильщика поблизости не оказалось, но один пожилой человек, слезший с того же поезда, предложил чиновнику свою помощь. По скромности его одежды приезжий рассудил, что это один из бедных деревенских жителей и позволил ему донести багаж до места, где собирался остановиться. Когда носильщик, поставив чемодан у дверей, готов был удалиться, чиновник предложил ему рупию за труды. Но тот отказался от денег, заметив, что оказал услугу просто из желания помочь, а не ради заработка. Он вежливо поблагодарил приезжего и на прощание заметил: “Ваше поведение не делает чести вашему образованию. Получив основательное образование, вы не способны даже в такой малости позаботиться о себе. Вы сами сделали себя непригодным для жизни. Украшение образования – скромность. Образование без скромности вообще нельзя считать образованием. Чрезмерное тщеславие тоже не является признаком хорошего образования. Высокомерие и зависимость – плохие качества и вам нужно избавляться от них”. В тот же день в том месте, где должно было состояться выступление Видьясагара, собралось множество народу. Все с нетерпением ждали появления Ишвара Чандра, чтобы приветствовать его. Когда он поднялся на трибуну, в знак почитания его украсили гирляндами. Среди слушателей был и молодой чиновник. Он увидел оратора и очень удивился: “Неужели это и есть Видьясагар? Но ведь это тот самый бедняк, что утром нёс мой чемодан!” Ему стало очень стыдно. “Какой позор, что я был так непочтителен с этим уважаемым всеми человеком! И все из-за гордыни и самомнения!” Чиновник понял, что ему был преподан хороший урок о том, что скромность – самый верный признак настоящей культуры.
У Ишвара Чандры вошло в привычку анализировать собственные ошибки и стремиться исправить их. Но нынешние студенты позволяют себе и дурно мыслить, и дурно поступать, оправдывая свое поведение сомнительным аргументом: “человеку свойственно ошибаться”. Им пора понять, что они должны вести себя безупречно именно потому, что они – люди. Им не пристало вступать на дурные пути. Плохое поведение – совершенно неподходящая вещь для того, кто считает себя человеком. Естественное свойство человеческого существа – хорошие мысли и хорошие поступки. Студентам нужно стремиться именно к такой жизни.
В том, что дети сбиваются с пути, виноваты родители
Мир за свою историю видел множество людей, которые вели образцовую жизнь. Сегодня матери, способные воспитать столь благородных существ, стали редкостью. Родители сейчас склонны скорее поощрять детей на неблаговидные поступки, нежели предостерегать их. Сегодня родители в первую очередь виноваты в том, что дети сбиваются с пути.
Вот небольшая история матери и сына, беженцев во время войны в Бирме. Сын просил милостыню и голодал, пытаясь накормить мать. Однажды, когда хозяин дома велел мальчику съесть предложенную еду в его присутствии, тот ответил, что не может есть здесь, но должен отнести пищу домой. Он упал перед дверями дома и хозяин услышал слабый шёпот, слетевший с его губ: “Сначала маме, потом мне”. С этими словами мальчик умер.
Сейчас под влиянием современного образования такая сыновняя и материнская любовь – большая редкость. Настоящая материнская любовь почти исчезла. Сыновний долг отсутствует. И это – трагический результат современного образования. Нет уважения к старикам, нет признательности и обязательств по отношению к родителям. Эгоизм стал правящим принципом жизни. Из-за этого всепроникающего эгоизма нация пала жертвой всевозможных бедствий.
Образование должно воспитывать дух служения
В прошлом были времена, когда люди готовы были пожертвовать всем ради своего народа и благополучия нации. Сегодня этот дух самопожертвования отсутствует. Эгоизм бурно разрастается. В этом виновата образовательная система. Образование должно настраивать на служение, а не только на поиск работы. Родители здесь тоже играют важную роль. Им нужно воспитывать детей своим хорошим примером.
Вы должны быть готовы к любой жертве на благо общества. Откройтесь для жертвы, закройтесь от удовольствий. Оцените радость, которую дарит жертва. Когда бхаратийцы завоевали независимость, премьер-министром был Неру, а министром обороны – Валабхаи Патель. Министром здравоохранения была тогда Сушила Найар. В то время Я приехал в Дели, и она пришла на встречу со Мной. Позднее, в 1962 г, она побывала в Путтапарти вместе с Винобой Бхаве. С тех пор ее жизнь связана со Свами. Валабхаи часто говорил Сушиле Найар: “Сушилабен, ты ведешь слишком простую жизнь. Как министр ты должна выглядеть более представительно”. Он любил иногда подтрунивать над ней таким образом.
Валлабхаи жил вместе со своей дочерью. У него была поистине образцовая дочь. Она сама пряла ткань, из которой шила одежду отцу и мастерила сари из его старых дхоти. Национальные вожди того времени были идеальными лидерами. Они боролись за свободу страны. Тогда в ходу были слова о том, что белые завоеватели угнетают темнокожее население. Увы! Сегодня темнокожие коренные жители угнетают таких же темнокожих. В то время многие готовы были пожертвовать всем во имя нации. Сегодня есть люди, готовые предать нацию ради личных интересов. Могут ли из них получиться лидеры? Куда улетучились все идеалы? То, в чем мы нуждаемся – это преданность Богу, которая наполняет человека духом жертвенности. Только тогда гуманизм сможет восторжествовать. Жертва – это ключ от дверей бессмертия. Сегодня люди ищут нектар бессмертия в опьяняющих напитках. Это ли признак культуры? Нет. Первый и главный ее признак – контроль чувств. Жизнь – это вызов. Примите его!
Студенты должны стать “крестоносцами”, несущими мир в эту страну, обессиленную раздорами и беспорядками. Освятите своё образование, превратив жизнь в бескорыстное служение. Я говорил вчера студенткам, что дисциплина и долг – это два телохранителя, стоящих на страже преданности.
Вы должны стать образцом для подражания, ведя жизнь, отмеченную преданностью, чувством долга и дисциплиной. Я благословляю вас всех на то, чтобы вы стали достойными служителями отечеству.
Я неоднократно встречался с Сушилой Найар. Недавно она приезжала в Бриндаван и оставалась там два дня. После смерти Гандиджи она посвятила себя работе в Гандиграме. Ей пришлось столкнуться с многими трудностями и испытаниями. Всякий раз, когда она приезжает к Свами, на нее нисходят покой и счастье. Она трудится не покладая рук, поддерживая деятельность Гандиграма. В этой её работе ей всегда с избытком хватает милости Свами. Ей не стоит беспокоиться по этому поводу. Её возраст весьма почтенен. Ей 96 лет. Несмотря на старческую немощь, она активно трудится на благо общества. Что за недуг поразил нашу молодежь, что служение ближнему потеряло для неё всякую привлекательность? Единственное служение, на которое она способна – это посытнее накормить и развлечь самоё себя. Но тело дано для того, чтобы следовать дхарме. Если оно не используется для этого, зачем тогда вообще иметь его? Перестаньте заботиться о том, как бы сделать это тело толще! Лучше пожертвуйте им ради служения другим. Только таким служением вы сможете оправдать свое существование.
Укрепляйте преданность Богу медитацией и размышлением. Возьмите на себя обет: всегда помогать ближнему.
Беседа 15-2-1995, Прашанти Нилаям