Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 20
Божественное рассеивает тьму

Человеческое тело, состоящее из пяти элементов, –
Совокупный продукт этих элементов.
Эти элементы божественного происхождения.
Но человек сегодня не знает правды об этих элементах.
Человек может достигнуть многого в этом мире,
Он может стать великим учёным, великим воином,
Главой правителей, великим астрономом
И астронавтом, достигшим Луны.
Но может ли он держать под контролем свои чувства
И свой ум - в покое и твёрдости?
Без самоконтроля не принесут пользы
Ни благотворительность, ни жертвоприношения,
Ни аскеза, ни мудрость, ни любовь к правде и дисциплине,
Ни преданность древней дхарме.

Воплощения божественного Атмана! Вода на земле с каждым днём убывает. Почему? Потому что в мире среди людей падает нравственность. Для жизни человека нравственность всё равно что дыхание. Благодаря нравственности расцветает человечность. Моральные устои расшатываются, и воды становится всё меньше.

Сегодня люди на разные лады проповедуют философские идеи Веданты. Эта пропаганда возбуждает умы, будоражит сердца. Жизнь наполняется сомнениями. Но человеку сейчас не нужна идеология. Ему нужен контроль над чувствами, без которого он не обретёт духовности. Это утверждал святой Тьягараджа, в своей песне он пел о том, что без спокойствия духа никто не может быть счастлив, будь он учёный, знаток Вед или духовный искатель. Только через самоконтроль может человек прийти к душевному покою. Но человек занят бессмысленными поисками неизвестно чего. Мир полон таких бесцельных искателей. В погоне за преходящими мирскими вещами они забывают о вечной реальности.

Ведите жизнь, вдохновлённую шилам (нравственностью) и тьягой (отречением)

Человек сегодня находится во власти эгоизма, ненасытные желания захватывают всё его существо. Число таких людей беспредельно возрастает. Как смогут они достигнуть в жизни чего-то значительного? Читать газеты, смотреть видео-программы, слушать радио – вот в чём состоит их активность в течение дня. Всё это способствует ещё большей узости взглядов и замыканию интересов на “своей” социальной прослойке или религиозной доктрине.

Человеку следует учиться вести жизнь, основанную на нравственности и жертвенности. Человеческие отношения строятся сегодня на дружелюбии или враждебности. Оба эти чувства исходят от ума. Ненависть порождается мыслями человека. Таковой была ненависть Раваны к Раме, Шишупалы и Дантавакры – к Кришне, Кауравов – к Дхармарадже, который сам был аджаташатру (не способный ненавидеть кого бы то ни было). Не нужно волноваться из-за враждебных чувств других по отношению к вам. Будьте ко всем доброжелательны. Не обращайте внимания на оскорбления, поскольку они служат лишь тому, чтобы уменьшить груз ваших грехов и передать его вашему обидчику. Когда человек хвалит другого, заслуги последнего переходят к первому. Считайте своим другом того, кто вас критикует, а не того, кто льстит вам.

Ответственность за действия

Действия человека определяют его будущее. Есть три вида действий. Первый – это мысли. Второй – их выражение в словах, третий – само действие в соответствии со словами. Ум ответственен за мысли, язык – за слова, руки – за действия. Мысль, слово и дело в своём сочетании определяют состояние человека. Они отвечают и за удовольствие и за боль. Усвоив это, человек должен понять, насколько он ответственен за свои действия. Никто не может избежать последствий своих дел, однако всего можно добиться благодаря милости Господа. И человек должен делать всё возможное, чтобы завоевать эту милость.

Результаты действия человека проявляются в разное время. В некоторых случаях – немедленно, например, когда вы споткнулись и тут же упали. В других случаях последствия проявляются через несколько минут или часов. Например, съеденная пища переваривается через два часа. Когда вы бросаете семечко в землю, должно пройти несколько месяцев или лет, чтобы из него выросло дерево, дающее затем плоды. Глупцы воображают, что совершая дурные дела, они могут выйти сухими из воды, поскольку последствия сказываются не сразу. Но рано или поздно последствия всё равно наступят.

Три типа кармы

Существует три типа действий – сукарма, викарма и акарма. Сукарма связана с добрыми действиями, ведущими к хорошим результатам. Викарма связана с плохими действиями, имеющими плохие последствия. Акарма связана с плодами действий предыдущих жизней. Страдания таких добродетельных людей, как Харишчандра, Нала, Дамаянти обусловлены их предшествующей кармой, а не делами, которые они совершали во время текущей жизни. Люди могут не совершать вообще никаких действий в своей нынешней жизни, и, тем не менее, страдать от последствий действий в прошлых жизнях.

Воздействие прошлых действий может быть смягчено, если вы заслужите милость Господа. А её можно обрести, развивая в себе такие качества, как правдивость, праведность, любовь, сострадание, терпение. Эти качества делают жизнь прекрасным садом и вечной радостью. Если же человек полон дурных мыслей, его жизнь становится похожей на тёмную и мутную реку Вайтарини (в греческой мифологии она называется Стиксом). Каждый должен рассудить сам, какова природа его жизни. Каждый человек – сам себе свидетель. Плохой человек по внешним признакам может сойти за хорошего, но сам-то он знает свою реальную сущность.

Бог – вне хулы и похвал. Он – Сат-Чит-Ананда (чистое Бытиё-Сознание-Блаженство). Он милостив даже к тем, кто высмеивает Его. Когда Камса, всегда ненавидевший Кришну, погиб от руки Бога, его кровь потекла к ногам Кришны. Шишупала, оскорблявший Кришну самыми мерзкими словами, также был убит Кришной, однако его дух слился с Богом, поскольку он так сильно ненавидел Кришну, что всегда помнил о Нём. (Свами пропел строки из Бхагаваты, чтобы показать, какими словами поносил Шишупала Кришну).

Глупцы, которым доставляет удовольствие вести двусмысленные разговоры о Шри Кришне, не имеют никакого представления о неисповедимых путях Господних. Каждый должен быть готов встретить последствия своих поступков, хотя он может и не знать, когда, где и как эти последствия скажутся. Но совершая добрые дела и взывая к помощи Господа, человек может предотвратить или смягчить последствия дурной кармы.

Гуру – в сердце

Сегодня – Гурупурнима. Истинное значение гуру не в том, что в знак почтения ему приносятся дары, а в том, что вы избавляетесь от темноты невежества. Пурнима отмечается в полнолуние, а полная луна символизирует ум, полный радости и безмятежности. Есть тесная связь между умом и луной. Гурупурнима означает очищение ума от темноты и зла. Настоящий гуру – в вашем сердце. Держите своё сердце в чистоте, чтобы Бог мог поселиться в нём.

Не забывайте о Боге. Земной мир – вот что вам следует забыть. Бог вездесущ, Он – во всех формах, как сказано в Пуруша сукте. Глупо пускаться на поиски Бога, если Он – внутри вас и вокруг вас.

Когда Рамакришну Парамахамсу спросили, видел ли он Бога и может ли показать Его, он ответил: “Я видел Бога, но как можете увидеть Его вы, если не тоскуете о Нём так же, как тоскуете в разлуке по жене, детям и домашнему уюту? Молитесь Богу, стремитесь к Нему, будьте готовы всем пожертвовать ради Него. Тогда Он явится вам”.

Тот, кто духовно слеп, не может постигнуть Бога, как незрячий не способен понять, что такое белизна молока. Бог – беспредельное блаженство. Он не имеет формы, но может принять любую форму, какую пожелает. Кто осмелится описать природу Бога?

С чистым сердцем размышляйте о Боге – лучшей духовной практики не существует. Но пока люди привязаны к мирскому, они не могут продвинуться в духовной сфере. Однажды Радха и другие пастушки собрались спуститься по реке на лодке от Матхуры до Бриндавана. Они гребли всю ночь напролёт, но утром к своему удивлению обнаружили, что лодка не сдвинулась с места. Оказалось, они не отвязали верёвку, которой лодка была привязана к столбу на берегу.

Развивайте в себе отрешённость и дух преданности

Первая необходимость – развивать дух преданности и избавляться от привязанности и чувства собственности. Тогда стремление к Богу усилится. Каждый имеет право получить милость Господа согласно своим заслугам. Это всё равно, что снимать деньги со счёта в банке.

Существует три способа получения денег из банка. Первый – это просто снять деньги с текущего счёта. В духовном плане это означает возвращение результатов ваших прошлых дел. Второй способ – получение денег со срочного вклада под небольшие проценты. Это соответствует тому, что вы получаете награду за ваши нынешние добрые дела. И третий способ – это получение денег с долгосрочного вклада под большие проценты. В духовном плане это означает обретение божественной милости через посредство гуру. Кто же есть гуру? Он – тот, кто рассеивает тьму внутри вас. Каждого из трёх богов, входящих в божественную троицу – Брахму, Вишну и Махешвару описывают как гуру. Из этого следует, что в божестве нужно видеть высшего наставника, который рассеивает тьму невежества.

Заключите Бога в своё сердце

Забывая эту главную истину, люди готовы бежать за всяким, кто одет в оранжевую одежду. Такой “гуру” изображает посвящение в мантру и тут же тянет руку за деньгами. Таких людей нельзя считать гуру. Заключите Бога в своё сердце. Вибрации, исходящие из сердца, духовно возвысят вас и передадут вам божественную мудрость. Эта мудрость описана как праджняна (постоянное целостное осознание). Чтобы обрести её, вы должны стереть всю пыль (плохие качества) с зеркала своего ума, используя материю шраддхи (убеждённости), увлажнённую водой премы (любви). Такую мудрость нельзя извлечь из книг. Её может дать лишь критичное отношение к себе и самоисправление.

Гурупурнима предоставляет возможность преобразить ум, сделав его абсолютно чистым. Мало прославлять Бога. Нужно любить Его. Вы должны стать самой любовью, чтобы любить всё мироздание. Я обращаюсь к вам как к воплощениям любви. Когда вы и в самом деле станете этим воплощением, то сможете любить всех.

Беседа 12-7-1995, Прашанти Нилаям