Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 37

Пусть торжествует любовь

Тот, Кого мусульмане почитают как Аллаха,
Христиане — как Иегову,
Вайшнавиты — как Лотосоокого Господа,
Шиваиты — как Шамбхо, -
Тот Бог, который дарует всем
Долгую жизнь, здоровье и процветание,
Он — один, имейте это убеждение.
Господь весь — Любовь;
Любовь — Его Божественная форма;
Эта Любовь есть спасительная мантра
Для всех существ мира.
Не испытав и частицы
Этой Любви, как можешь ты прикоснуться
К Божественному, о человек?

Воплощения божественной любви! Если нужно объединить один объект с другим или один человек должен соединиться с другим, основа этого единения — любовь. Весь мир наполнен любовью. Любовь есть мир и мир есть Любовь.

В каждом человеке любовь присутствует как сияние, которым отмечены его чувства. Любовь есть жизнь и жизнь есть любовь. Так же как способность гореть естественна для огня и способность охлаждать естественна для воды, любовь естественна для человека. Без нее он перестает быть человеком.

Любовь и жизнь взаимосвязаны

Любовь — врожденное качество человека. Это само дыхание жизни. Мы выращиваем молодое деревце с большой любовью. Когда оно вырастает и в конце концов становится сухим деревом, мы спиливаем его безо всякой жалости. Как много любви мы расточали молодому деревцу! Мы растили его, пока в нем была жизнь. Когда оно стало сухим и безжизненным, мы перестали его любить. С детства мы любим мать, которая нас родила и растила. Но когда она умирает, ее тело сжигают, не испытывая к нему привязанности. Что же это, что мы любили раньше? Мы любили живое существо. Таким образом, любовь и жизнь взаимосвязаны.

Люди сейчас склонны забывать взаимоотношения любви и жизни. Любовь сейчас смешивается с личными интересами. На дереве жизни каждого человека есть плод любви. Чтобы насладиться этим плодом, сначала надо очистить его от кожуры. Семечки также должны быть удалены. Сладкий сок можно выпить, лишь когда удалены и кожура, и семена. У плода дерева жизни кожура — это ахамкара (эгоизм). Косточки — личные желания человека. Только когда удаляется эгоизм и личные интересы, можно насладиться соком любви. Упанишады описывают эту любовь как “Сладкий сок, который есть амритам и Высший Брахман”. Это значит, что нектар любви есть поистине Брахман (Бог). Это — сама жизнь. Это божественное сияние — Теджас.

Этот сок любви равен Брахману. Он приносит человеку бессмертие и наполняет его божественным блаженством. Люди сегодня неспособны усвоить значение этого принципа любви. Любовь божественна по своей сути. “Любовь есть Бог, живите в любви”.

Однако большинство людей, зачарованные чувственными удовольствиями и мирскими соблазнами, считают привязанности к ним любовью. Поглощенные личными нуждами и интересами, люди добиваются всего только в эгоистичных целях и не обращают внимания на трансцендентное. Все, что человек желает, он желает для своего удовольствия, а не из любви и не ради любви. Нам следует любить ради Бога, чтобы достичь вечности. Без любви вы не увидите сияния джняны.

Мученичество Иисуса

Любовь, таким образом, это амальгама сладости, сияния и мудрости. Сострадание есть отражение любви. Иисус был воплощением сострадания. Он с состраданием смотрел на бедных и несчастных и приходил им на помощь. Он осуждал насилие и жестокость.

С древних времен до нынешних дней те, кто заботился о благополучии всех живых существ и человечества, подвергались многочисленным испытаниям и несчастьям. Добрых людей всегда преследуют трудности и невзгоды. Посланники, пророки, святые и божьи люди всегда страдали от несчастий и испытаний. Вас не должно это волновать. Имейте веру в Бога. Когда вы живете согласно истинам, в которые вы верите, вам будет безразлично, что думают остальные.

Иисус остался безразличным к преследованиям, которым от подвергся из-за обвинения в тяжком преступлении. Какие бы попытки насилия над добрыми людьми ни совершались, их доброта никогда не уменьшится.

Прекрасный бриллиант даже в куче мусора
Не потеряет своего блеска и ценности.
Тыква, даже выросшая за забором,
Не утратит своей сладости.
Яйцо павлина даже в вороньем гнезде
Не потеряет своих ярких красок.
Любовь — выражение Божественного сияния

Подобно этому, слава и величие добрых людей не пострадают в любых обстоятельствах. Такое божественное сияние окружает каждое человеческое существо. Любовь — выражение этого сияния. Чтобы проявить эту любовь, люди должны быть готовы вынести любые страдания.

Можно ли взять сок
Сахарного тростника
Для изготовления сахара,
Если не сломать тростник?

Человеческое тело подобно сахарному тростнику, наполненному соком любви. Только когда тело подвергается тяжелым испытаниям, из него может течь божественный сок любви. Без суровой аскезы тела, без страданий ума, без контроля чувств — как вы можете ожидать, что испытаете Божественное? Люди сегодня претендуют на освобождение безо всяких усилий и страданий с их стороны. Любовь Бога заслужить непросто. Драгоценный самоцвет любви можно купить только на базаре тьяги (жертвенности). Он имеет ценность только в Царстве Любви. Откуда ему взяться на рынке дешевых вещей?

Преданные должны прежде всего отказаться от эгоизма

Преданность человека сегодня пропитана эгоизмом. Все, что он делает, основано на личных интересах. Сначала нужно убрать эгоизм. Нужно надеть узду на эгоистичную гордость и чувство собственности. Ум должен быть заполнен чистой любовью.

Вы слышали о жизни св. Павла. Сначала он был яростным противником Иисуса. Он постоянно критиковал Иисуса. Один раз Иисус появился перед ним во сне и сказал: “Савл, разве ты не человек? Разве это подобает тебе — ругать того, кто не причинил тебе вреда, не лелеял злых мыслей о тебе и не сбил тебя на неправедный путь? Что Я сделал тебе? Почему ты обижаешь Меня? Это величайшая глупость. Ты принижаешь себя. Остерегись!” Произнеся это предупреждение, Иисус исчез. Проснувшись утром, Савл (ставший известным как Павел после своего преображения) сокрушался, что пошел против своей человеческой природы, высмеивая и осуждая своих ближних. Он почувствовал, как много добра творил Иисус. Иисус не мог выносить вида чужих страданий. Он изливал любовь на каждого. Савл ощутил, что это грех — ругать такого святого человека. С этого дня Савл стал преданным Иисуса и приобрел известность как святой Павел.

В истории многих аватаров можно найти немало случаев, когда преданные, несмотря на все полученные благословения и любовь, отворачиваются от Бога, когда их желания не исполняются.

Три типа клеветников на Бога

Есть три типа злословящих на Бога. В первой категории те, кто не верит в Бога и постоянно оскорбляет Его. Как можно быть преданными, не имея веры? Без преданности как может появиться любовь? Без любви какое право имеет человек называться человеком? Слова таких людей лишены смысла.

Вторая категория — это те, кто почитает Бога, когда их желания сбываются, и обвиняют Бога, когда их желания не удовлетворяются. Они воображают, что имеют право получать выгоду от Бога. Такие мелочные люди оскорбляют Бога. Их желания выросли до небес. Но их заслуги минимальны. Их духовные усилия незначительны. Тем не менее, они критикуют Бога, когда их ненасытные желания не исполняются.

Третья категория — те, кто идут против Бога из ревности. Они не могут вынести процветания или высокого положения тех, к кому, по их мнению, Бог благосклонен. Есть лекарства почти против всех болезней, но против недуга ревности его нет. Завистники предаются клевете на Бога.

Именно из-за повсеместного присутствия этих трех категорий людей духовность и божественное чувство любви стали редко встречаться сегодня.

Есть ведическое изречение: “Знающий Брахмана сам становится Брахманом”. Вы знаете о божьем человеке, Моисее, описанном в Библии. Он постоянно молился Господу. Он пламенно любил Его. Его сильная преданность и любовь в конце концов преобразили его лицо и озарили его божественным сиянием.

Так же и гопи, самозабвенно преданные Кришне, стали живыми образами Кришны. Ратнакара (Вальмики), который в молодости был разбойником, обрел сияние Рамы путем постоянного повторения имени Рамы.

Развивайте чувство единства с Богом

Какому бы Богу вы ни поклонялись, почитайте Его с тадхатмабхавой (чувством единства). Тела может быть и два, но сердце одно. Это — чувство, с которым нужно совершать богослужения. Только тогда вы достигнете состояния, о котором сможете сказать: “Ты и я — одно”.

Как достигается это состояние, рассказывает эпизод из Библии. Однажды св. Иоанн, странствуя, заметил ангела, читающего книгу. Он спросил ангела, кто он и что читает. Тот ответил, что он — ангел и что читает книгу, посвященную доктрине любви. Св. Иоанн попросил книгу, и ангел дал ее, однако сказал: “Ты должен съесть ее. Когда ты будешь есть ее, она будет горькой. Но когда ты съешь и переваришь ее, она станет очень сладкой”. “Съесть книгу” означает проглотить содержание книги, применить его на практике и испытать блаженство от этого процесса.

Опыт чтения и переваривания “книги” действительно был горьким. Но, как и было предсказано, внутри Иоанна началось великое преобразование. Его речь приобрела невиданную сладость. Все вокруг него становилось сладким. Что это означает? Это означает истину, что вам следует полностью отождествить себя с божественной любовью, которой вы ждете от Бога. Эта любовь не покупается.

Сегодня преданность рассматривается как вид бизнес-партнерства. Но это неправильно. Преданные должны чувствовать: “Все — Твое”. Только при таком полном самоотречении можно понять природу божественной любви.

Деятельность “Посланцев Сатья Саи”

Нет в мире ничего более легкого, чем духовный путь. Вы найдете его, приобщившись к севе (служению с любовью). Чтобы показать миру красоту, сладость и славу бескорыстного служения, была сформирована ассоциация “Посланцев Сатья Саи” (из бывших студенток Колледжа Сатья Саи в Анантапуре). Несмотря на то, что многие девушки вышли замуж и уехали вслед за мужьями в другие страны, они обязались участвовать в безвозмездном служении. Нужно хорошенько понять, что значит это обязательство. Мужчины имеют большую свободу делать то, что им хочется. Замужние женщины имеют меньше свободы. Они подчиняются своим мужьям и их родителям. Несмотря на эти ограничения, бывшие студентки не только не прекратили свою деятельность, но и заинтересовали ею своих супругов.

Деятельность “Посланцев Сатья Саи” выше всяких похвал. Среди вас есть студенты-мужчины. Какая от них польза? Они наслаждаются свободой, но не используют ее надлежащим образом. Они сосредоточены на себе. Но студентки не таковы. Они не гонятся за популярностью. Упомяну лишь одно из их дел: во многих малых деревнях эти женщины настилали крыши крестьянам, работая, как мужчины. Они не оставляют свое служение и за границей, где их мужья находили работу.

Годовой отчет “Посланцев Сатья Саи” упоминает, что его члены оказывают безвозмездную помощь в разных странах — Кувейте, Австралии, Новой Зеландии. Их разнообразная деятельность достойна высших похвал. Я уверен, что скоро их деятельность охватит весь мир и послужит благу любой страны. Что бы они ни делали, они делают это с твердым намерением.

Например, есть много начальных школ, где работают учителями и мужчины, и женщины. Но учителя-мужчины не трудятся с таким усердием и рвением, как женщины. Кроме того, женщинам самой природой дано воспитывать и учить молодежь. Успеваемость учеников в школах с женским коллективом намного выше, чем там, где работают мужчины.

Следуйте примеру женщин

За последние 16 лет выпускницы женского колледжа сделали много добрых дел. В последнюю неделю бывшие студентки, находившиеся в Прашанти Нилайям, тщательно тренировались для выполнения обязанностей по обеспечению порядка в ашраме. Студенты-мужчины не проявляли такого рвения. Это неподобает студентам — быть безразличными к служению. Жаль, что их не побудило к действию даже слушание годовых отчетов о работе, выполняемой девушками из года в год.

Был такой офицер по имени Раммохан Рао. Он отрастил впечатляющие усы. Как-то он шел на работу и увидел лежащего на земле человека, пострадавшего в аварии. Он прошел мимо, не оказав ему никакой помощи, хотя некоторые женщины бросились к нему с просьбой о поддержке. На работе он подумал о своем поведении и почувствовал стыд, что не смог помочь раненому, в то время как женщины пытались сделать это. Чувствуя, что он поступил не по-человечески, он сбрил усы. Когда он пришел в клуб офицеров на следующий день, приятели заметили изменение в его внешности и стали спрашивать, что послужило причиной. Он признался, что не смог поступить, как подобает настоящему человеку и потерял право называть себя мужчиной. С того дня он посвятил свою жизнь служению обществу.

Служение должно быть вашим лозунгом

Обладающие высоким положением будут оправдывать свое человеческое звание только в том случае, если станут бескорыстно помогать ближним. Окунитесь в общество и участвуйте в служении. Если женщины делают такую великолепную работу, почему мужчины должны оставаться в стороне? Если мужчины и женщины будут работать вместе, Индия станет славной и процветающей страной. Не только в Индии, но в любой стране мужчины и женщины должны оказывать услуги тем, кто в них нуждается. Многие иностранные преданные здесь только едят и бесцельно бродят вместо того, чтобы делать хоть что-нибудь полезное. Они должны побороть свою лень и принять участие в какой-либо полезной деятельности.

Служение должно стать вашим лозунгом. Дух самопожертвования необходим. Говорить о преданности без духа жертвенности бессмысленно.

Многие женщины осуществляют эту деятельность, несмотря на неприятности, которые они встречают со стороны своих мужей. Это проявление их жертвенности. “Посланнцы Сатья Саи” делают замечательную работу. Необязательно ограничивать ее лишь теми, кто входит в ассоциацию. Нужно привлекать и других женщин к бескорыстному служению и стараться улучшить условия жизни бедных людей в сельской местности.

Следуйте посланию Саи

Если имя Иисуса прославилось по всему миру, это произошло благодаря Его безграничной любви. Он служил обездоленным и убогим и в конце пожертвовал своей жизнью. Многие ли, называющие себя христианами, следуют Его заповеди? Многие ли, почитающие Раму, следуют Его примеру? Многие ли из тех, кто объявляет себя преданными Кришны, живут по Его учению? Здесь многие называют себя преданными Саи. Какая часть из них следует посланию Саи? Если каждый поищет для себя ответ на этот вопрос, он увидит, что это — ноль. Всякий, кто объявляет себя преданным Саи, должен посвятить свою жизнь идеалам Саи. Это — истинная преданность и настояшая аскеза. Это — признак человечности. Она проявится в любви, которая найдет выражение в сострадании, что приведет к настоящему блаженству.

Величайшее качество каждого человека — любовь. Когда любовь отсутствует, скверные качества вроде ненависти и ревности поднимают головы. Сделайте любовь дыханием своей жизни.

Рождественское выступление Сатьи Саи Бабы
в аудитории Пурначандра 25-12-1993


Перед вами 26 том уникальной серии "Сатья Саи говорит", состоящий из выступлений Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г. Благодаря изданию этой серии мы имеем счастливую возможность погрузиться в благодать Слов Аватара, смывающих покровы неведенья, лжи и страха. Магия Его слов несет чистоту и исцеление душам искренних искателей Истины, Мира и Любви, независимо от их вероисповедания, национальной или социальной принадлежности.

В этой серии планируется издать 28 томов с 1958 по 1999 год включительно, причем обращаем внимание читателей на то, что тома данной серии выходят не по порядку, а по мере готовности переводов. В ближайшее время будут изданы 2, 3, 5, 6 и 28 тома.


Тысячи и сотни тысяч людей, живущих почти во всех странах по всему миру, верят, что Шри Сатья Саи Баба – Аватар, воплощение Бога, Божественность в человеческой форме. Доктор Джон Хислоп из США преданный Саи Бабы в течение многих лет, говорит: "Мудрость и Любовь Бабы, силу которой чувствует каждый, оказавшись в Его присутствии, Его внушающая трепет власть над материальными вещами и обстоятельствами человеческой жизни, лишь усиливают безмерное благоговение и почти непреодолимую притягательность, что ощущают люди любого возраста и любой расы, когда видят Его, или ближе знакомятся с Его учением и Его жизнью."

Баба говорит: "Есть только одна религия – религия любви. Есть только один язык – язык сердца. Есть только одна раса – раса человечества. Баба учит основным человеческим ценностям – истине, добродетели, миру, любви, ненасилию и жертвенности. Учит тому, как нейтрализовать внутренних врагов – вожделение, гнев, алчность, безрассудную страсть, гордыню и зависть.

Основное место его проживания – ашрам Прашанти Нилаям, в деревне Путтапарти, округ Анантапур, штат Андхра-Прадеш в Индии. Каждый день сюда устремляются тысячи преданных со всех концов света. Где бы ни находился Саи Баба, Он постоянно проводит беседы на духовные темы, непосредственно касающиеся каждодневной жизни любого человека, к какой бы нации или вероисповеданию он ни принадлежал.


Беседы Бабы

Шри Сатья Саи Баба называет Свои выступления не "речами", а "беседами". Он рассказывает множество историй и притч из индийского эпоса, чтобы проиллюстрировать учение, сокрытое в Ведах, Упанишадах, Бхагавад Гите и других писаниях. Эти священные писания хранят уроки, что преподали йоги и мудрецы на благо общества, уроки, которые принесут пользу любому человеческому существу, проживающему в любой стране и в любые времена.

В каждой Своей беседе Он напоминает человеку, что тот – "дитя бессмертия", и ему следует покончить с чувством, будто он является этим телом и ничем больше. Ядро Его учения, обращенного к каждому человеческому существу, заключается в следующем: "Человеческое тело – это вовсе не вы, оно – просто дом, в котором обитает Атман, или искра внутренней Божественности, ибо Бог обитает в сердце каждого человека. Вот эта-то обитающая там Божественная искра и есть вы сами. Все остальное – иллюзия."

Он также разъясняет практические шаги, которые следует предпринять как часть духовной дисциплины, с целью удалить эту иллюзию и обрести освобождение от цикла рождения и смерти.


Разве Саи говорит?

Сатья Саи говорит

Но разве это слова Саи звучат в наших ушах, исполненных вожделения и бесплодных сердцах? Нет! ... Это говорит наша Мать. Чтобы унять боль и благословить блаженством, Она нежно, ласково и вполголоса напевает колыбельную: "Не тревожься, Я увижу, как ты освободишься!" (Мокшайишьяами, ма сучах.) Не плачь, Она баюкает нас! Это Она бережно ведет нас по дороге, минуя камни и колючки. Если путь тяжел и мучителен, а подъем крут, то Она поет нам: "Я отвечаю за ваше благополучие" (Йогакшемам вахамйахам) – так говорит наша Мать.

Сатья Саи говорит

Но разве это слова Саи звучат в наших ушах, заполненных звоном и сердцах, исполненных робости? Нет!... Это говорит наш Отец, очищая, открывая, напоминая нам наше же имя, так давно рожденное и так давно забытое! "Я защищаю все творение" (Абхайам сарва бхотхебьо). Не бойся, Он защищает нас. Охраняет нас и ведет вперед и вверх, к добру и Богу. Если дорога запутана и извилиста, Он нас выручает. Ибо без периодов благополучия счастье невозможно (на сукхал – лабхьяте сукхам), – так говорит наш Отец.

Сатья Саи говорит

Но разве это слова Саи звучат в наших ушах, заполненных хаосом и сердцах, полных безумия? Нет!... Это говорит наш Учитель, советуя, наставляя, согревая нас, чтобы расплавить, излечивая нас в главном, направляя к Богу внутри. "Господь – во всем... весь мир – это Он. (Ишавасьям идам сарвам). Нет никакого второго; Он открывает крышку Божественного ларца с сокровищами, укрытыми пятью покровами (кошами), – Истиной (Сатьей), Знанием (Джнаной), Блаженством (Анандой) и Богом (Брахманом) – так говорит Учитель.

Сатья Саи говорит

Но разве это слова Саи звучат, в наших ушах, стремящихся к знанию и ищущих сердцах? Нет!... Это говорит Бог, успокаивая ум, озабоченный мирскими проблемами. "Познание Брахмана, или Бога, делает человека единым с Ним!" (Брахмавид брахмаива бхавати"). "Стань и будь", – будит Он нас. "Дорогая волна, появившись, растворись; дорогой дождь, вернись назад!" Он призывает. "Дорогая искра, вернись в огонь; ты – это Я, а Я – это ты". Сохам теряет "со" и "хам"; а Ом – это Он и Мы, "Брахмана символизирует единый слог Ом". (Экам-эва-акшарам Брахман).

Вот как говорит Саи.


Санкт-Петербург, 2000 г.

Сатья Саи говорит. (XXVI том) Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы: Пер с англ. Санкт-Петербург, 1999. — 392 с.

Перевод:С.Шкавров, О.Кирпичникова
Гл. редактор:И.Неаполитанская
Ред. группа:А.Н. Акимова, Е.Струкало
Верстка, дизайн:А.Викторов

ISBN — 5 — 93346-017-6

Подписано к печати 05.04.00. Формат 62х941/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,75. Тираж 1000 экз.

© “СаиВеда”, 2000
© Sri Sathya Sai Publication and Education Foundation, Prasanthi Nilayam, India