САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
Том XXVI
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.
Содержание | ||
Разве Саи говорит? Глава 1. Чистота - путь к Божественности Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня Глава 4. Целостный подход к болезням человека Глава 5. Врачи, пациенты и общество Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры) Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя Глава 8. Новые горизонты Института Саи Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый" Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса Глава 11. От самопознания - к самореализации Глава 12. Мученичество Мансура Глава 13. Искры от Божественной Наковальни Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника Глава 15. Сок, сахар и сладость Глава 16. Великое значение матерей для нации Глава 17. Человек, ум и Атма Глава 18. Покорите ум и осознайте себя |
Глава 19. Человек, ум и Космос Глава 20. За пределами ума Глава 21. Мысленные волны создают космос Глава 22. От Ума к Запредельному Уму Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом Глава 24. Сущность Шад-даршан Глава 25. Ревность - главная причина зла Глава 26. Бог и судьба Глава 27. Пути Господа неисповедимы Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные Глава 30. Роль Аватара в космической игре Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии Глава 33. Послание Упанишад Глава 34. Значение и важность Яджн Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу Глава 37. Пусть торжествует любовь Глоссарий |
Глава 27
Пути Господа неисповедимы
“Клим Кришнайя, Говиндайя, Гопиджана валлабхайя Сваха!” Клим означает “земля”. Кришнайя означает “вода”. Говиндайя означает “огонь”. Гопиджана-валлабхайя означает “воздух”. Сваха означает “эфир”. Имя Кришны заключает в себе пять элементов: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Это отражает то, что Космос пропитан Божественным.
Воплощения божественной любви! “Космосом правит Бог. Богом правит истина. Истиной правит тот, кто благороден и высок душой (уттама). Благородный есть воплощение Бога”, — гласит санскритская шлока (стих).
Нелегко осознать истину о Божественном. Только тот, кто может постичь глубинный смысл божественного, может понять его природу. Божественное начало, которое имеет как внешнее, так и внутреннее значение, не может быть понято только с помощью воображения.
Каждый человек, родившийся на земле, должен осознать свою внутреннюю божественность и сделать свою жизнь благочестивой и осмысленной. Это первоочередная цель жизни. Только тот, кто осознает постоянное присутствие Бога в каждом атоме и каждой клетке и вдохновляет этим знанием других, выполняет задачу своей жизни. Недостаточно самому жить благочестиво, нужно и другим помогать жить так же. Это — высшая цель человеческого существования.
Человек не посвящает ни одной мысли тому, как наполнить смыслом свою жизнь. Человеческое сердце — престол Бога. Каждый преданный должен почитать Бога, находящегося в сердце. Чтобы оправдать свое существование, духовный искатель должен наполнить свое сердце божественными чувствами.
Птица Чатака и гопи
Возьмем, к примеру, птицу чатака. Она постоянно ищет чистые капли воды, падающие с неба. На земле нет недостатка воды. Но птица чатака хочет только чистой, незамутненной дождевой воды и подвергается любым опасностям, чтобы получить ее. Для нее бесполезна любая вода, связанная с землей. Так же, истинный садхака, преданный или ученик, должен стремиться только к сладчайшей любви Господа и ради этого быть готовым к любым жертвам и испытаниям.
Гопи демонстрировали такую глубокую преданность Господу. Они жертвовали Господу все, что имели, и все свои действия считали подношением Господу. Слово “Гопи” произошло от слова “Гап”. Термин “го” означает Веды. Он имеет и другое значение, “земля”. Он также оозначает “корова”. Гопи обычно воспевали Веды. Они защищали коров. Они освящали землю. Не понимая высшего аспекта их природы, люди считают их обыкновенными женщинами. Не способные понять природу их любви к Господу, даже их преданность они истолковывают неправильно. По своему узкомыслию эти критики не могут постичь глубокое значение преданности гопи.
Бог — повелитель восьмилепесткового лотоса сердца (Хридайя камала)
Каждое человеческое существо обладает шатчакра (шестью центрами жизненной энергии). Из них наиболее важны два. Хридайя чакра — чакра, относящаяся к сердцу, и Сахасрара чакра — чакра, относящаяся к голове. Хридайя чакра описывается в Веданте как Хридайя камала (лотос сердца). Этот “лотос” имеет восемь лепестков. Каждый лепесток называется пракрити (природа). Все восемь лепестков принадлежат Господу. Это значит, что Бог есть Адхипати (Господин) восьми лепестков. Так как Кришна есть пати (муж) этих восьми лепестков, про Него говорят, что Он имеет восемь “жен”, согласно тексту писания. Те, кто не понимает тайного значения всего этого, говорят, что у Кришны было восемь жен, и кроме того, Он забавлялся с 16000 гопи. Истинное значение “восьми жен” Кришны — то, что Он есть Господь лотоса человеческого сердца. Он правит сердцем. Когда это понимается правильно, становится очевидным высшее величие Бога.
Символические атрибуты Бога
Бог в Его космической форме называется Вишну, пронизывающий Собой весь космос. Бог есть причина, а космос — следствие. Вы должны стараться понять смысл различных атрибутов Господа. Вишну изображают с раковиной в одной руке и диском в другой. В третьей руке Он держит булаву, в четвертой — лотос. Каково эзотерическое значение всего этого? Раковина — символ звука. Поэтому Бог считается воплощением звука. Чакра (диск) символизирует калачакру (колесо времени). Господь — господин времени и звука. Булава символизирует силу. Это означает, что Господь держит в руках силу всех существ. Лотос в руке Господа есть символ сердца. Это значит, что Господь держит в Своей руке сердца всех существ. Так как символика этих атрибутов не объясняется правильно комментаторами, в последнее время широко распространилось неправильное понимание.
Сахасрара-чакра на макушке головы человека — это тысячелепестковый лотос, каждый лепесток имеет 16 кала (фаз). Таким образом, в Сахасрара чакре насчитывается всего 16000 кала. Эти фазы символически описываются как жены Господа. Внутреннее значение этих выражений должно быть правильно понято. Принимая во внимание только внешний, буквальный смысл слов, человек неправильно понимает природу Божественного.
Господь дарует свободу
Необходимо постичь внутреннее значение того, что написано в Рамаяне, Бхагавате, Библии или любом другом писании. Люди всегда были склонны неправильно понимать хорошее и истолковывать его превратным образом. Необходимо заботливо защищать то, что хорошо и свято. Прекрасный попугайчик содержится в клетке, но никто не заботится о безопасности вороны. Точно так же, грешник не имеет ограничений. Только добрые подвергаются ограничениям, испытаниям, проверкам и трудностям.
Кришна родился в день аштами (восьмой день лунного месяца). С момента рождения Он подвергался испытаниям. Но тот, кто лелеет в сердце имя Господа, свободен от оков. Васудева был пленником. Но в тот момент, когда Деваки посадила новорожденного Кришну ему на голову, он стал свободным. Как только Господь коснулся его головы, оковы Васудевы спали. До тех пор, пока Васудева не оставил Кришну в Репалле (Гокуламе), он был свободен. Он положил младенца в доме Яшоды. Затем он вернулся в тюрьму и снова оказался скованным, как и раньше. Каково значение этого эпизода? Пока божественные мысли заполняют ваш ум, вы не связаны. Но когда вы отказываетесь от Бога, вы становитесь связанными по рукам и ногам.
В действиях Господа есть глубокий смысл. Камса всеми мыслимыми способами пытался убить Кришну. Но Господь — за пределами понимания. Такие планы могут строить недалекие люди, съедаемые ненавистью и ревностью. Но эти злобные помыслы только возвращаются к строившим их и не причиняют вреда Богу. Они лишь умножают Его славу.
Недруги Кришны
Для ненависти Камсы были причины. Небесный голос сказал, что Камса встретит свою смерть от руки восьмого ребенка Деваки. Из эгоистичного желания сохранить свою жизнь Камса искал любую возможность избавиться от Кришны. Все его попытки оказались бесполезными. Камса устроил избиение детей в Репалле в надежде убить Кришну. Кришна ускользнул. Когда человек приближается к гибели, он становится безумным. Из-за своих дурных действий Камса пришел к бедственному концу.
На этом, однако, история не кончилась. Два других злодея, Шишупала и Дантавакра, стали противниками Кришны. После того, как они погибли от руки Кришны, пришел черед Джарасандхи. Многие демоны в человеческой форме пытались убить Кришну, но потерпели поражение. Они сами навлекли на себя несчастье. Так из эпохи в эпоху Божественное противостоит подобным враждебным элементам. Счастье не может быть получено без трудностей. Слава есть продукт порицания.
Такие случаи происходили в жизни каждого аватара и в каждую эпоху. Они подчеркивают, а не порочат величие аватара.
Может ли обычный человек появиться сразу в нескольких местах? Если утверждается, что один и тот же человек появился в домах сразу 16000 гопи, сегодняшние люди не только не поверят этому, но и осмеют это. Но это реакция мелочных, не думающих людей, начисто лишенных духа исследования. Если кто-либо вникнет в истину, то станет очевидно, что и в наши времена такие явления имеют место. Передачу музыкальной программы из Дели слушают в миллионах домов во всей полноте, в то же самое время, в мириадах различных мест. Человека, выступающего по телевидению, можно увидеть в миллионах домов. Если человеческая янтра (изобретение) может иметь такую способность к достижению отдаленных мест, тогда почему же сила мантры не может достичь миллионов одновременно?
Как действует милость Бога
Образ Кришны мог появиться в сердцах гопи, хотя они были далеко от Него. Необходимо иметь чистое сердце. Образ Бога не отражается в загрязненном сердце. Нет предела силе Бога. Малая сила лишь у тех, чей ум узок и мал. Один Бог знает, кому, в каких обстоятельствах, когда, в какой степени и в какой форме Он явит Свою милость.
Например, возьмите случай с Драупади. В своем огромном приемном зале Дурьодхана нанес оскорбление Драупади. Невидимый и неузнанный никем, Кришна сделал сари Драупади бесконечным. Как обычные люди воспринимают эту ситуацию? Они спрашивают: “Почему Кришна терпел эти попытки раздеть Драупади? Почему Он не испепелил тотчас же Дурьодхану? Почему Он не положил конец его жизни? Когда преданные страдают, может ли Бог спокойно смотреть на это?” Невежественные люди склоняются к такой реакции.
Но Бог, который есть воплощение мира, любви и истины, учитывает карану, карью и картавью (причину, средство и задачу, которую нужно выполнить). В великой космической драме Господь также является актером. Должно пройти время для того, чтобы Он вышел на сцену и произвел какую-либо последовательность действий. Его действия должны соответствовать Его роли. Он не может действовать по-другому.
Роль Бога в великой космической драме
Например, если бы Кришна решил уничтожить Дурьодхану в момент унижения Драупади, Он бы пошел против Своей роли в игре. Он должен был играть Свою особую роль. Кришна знал, что конец Дурьодхане придет от руки Бхимы, а не от Его руки. Если бы Он сделал то, что предназначено Бхиме, это было бы нарушением Его дхармы. Только Бхима должен был убить Дурьодхану своей булавой. Это — закон творения. Кришна ждал предопределенного события.
Подобно этому, в различных ситуациях Господь остается наблюдателем. Разве Господу недостает сил, или молитвы преданного неэффективны? Подобное сомнение зародилось однажды в уме святого Тьягараджи. Старший брат Тьягараджи подверг его многим испытаниям. Возмущаясь поведением Тьягараджи, который отказался от даров, посланных правителем Танджавура святому, старший брат выбросил в реку статую Рамы и других богов, почитавшихся Тьягараджей. Тьягараджа метался в поисках пропавших изваяний. Он был великим преданным, но и его охватило смятение. Он воззвал к Господу: “О Рама! Почему Ты подвергаешь меня таким испытаниям? Потому ли, что моя преданность ослабела? Или ослабела Твоя сила?” Тьягараджа чувствовал, что его преданность не ослабела. Следовательно, ослабел Рама. Но, размышляя об этом позже, он осознал, что сила Рамы не уменьшилась. Он начал воспевать доблесть Рамы: “Без силы Рамы могла ли обезьяна перепрыгнуть океан? Могла ли богиня Удачи стать Его женой? Мог ли Лакшмана служить Ему? Или в высшей степени мудрый Бхарата — упиваться созерцанием Его и служением Ему?” Тьягараджа экстатически превозносил неизмеримую мощь Рамы и обвинял свое невежество, заронившее сомнение в силе Рамы.
Многие преданные из-за своих мирских занятий и узкомыслия склонны сомневаться в Господе. Господь, тем не менее, остается всегда на высшем уровне. Он не радуется похвале и не огорчается от обвинений. Господь неизменен.
Забота Господа о благополучии мира
Поэтому, чтобы смотреть на Бога, нужна широкая перспектива. Что бы Господь ни делал, все делается для благополучия мира. Его единственная забота — благоденствие мира.
Именно это заставляло Индию с древних времен провозглашать: “Пусть будут счастливы все существа во всех мирах”. С ранних времен Индия подавала пример другим странам в области этики и духовности. С течением времени вера в эти высокие идеалы пошла на убыль. Человек сегодня поражен скептицизмом. Он измучен сомнениями. Комбинация этих двух зол — причина всех тревог.
В Махабхарате Шакуни представляет ануману (сомнение). Карна символизирует авишвасам (недостаток веры). Когда они соединяются, возникает асуйя (зависть) в форме Дурьодханы. Зависть сопровождается злобностью в форме Душасаны. Когда эта четверка объединилась, судьба Кауравов была предрешена. Кауравы представляют дурные мысли, дурные намерения, дурные действия и порочные привязанности.
Кришна ясно предсказал судьбу Кауравов задолго до битвы на Курукшетре. Он сказал Арджуне: “Вставай. Приготовься к битве. Справедливость победит. Эгоизм потерпит крушение. Это — дхарма всех эпох. У родителей этих злобных сыновей не останется ни одного сына, чтобы совершить над ними погребальные ритуалы. Это приговор судьбы”. Кришна закончил Свой призыв Арджуне утверждением, что должен пролиться ливень стрел для того, чтобы восстановить мир, который Шакуни, Карна и другие испепелили огнем ненависти.
Во все времена злобные люди вели себя наподобие Кауравов, и их ждала та же судьба. Никто не может избежать последствий своих действий. Смерть может прийти в любое время, в любом месте, в любой форме. Никто не может предсказать время и лик чьей-либо смерти. И то и другое предопределено. Нет смысла в анализе “за” и “против” в таких событиях. Даже искренне преданные иной раз поддаются сомнениям и пускаются в погоню за мелочами.
Как гнев истощает силы
Однажды Кришна решил убить Джарасандху. Но где бы ни показывался Джарасандха, чтобы биться с Кришной, Кришна убегал. Боялся ли Кришна Джарасандху? Вовсе нет. Но Кришна хотел найти подходящее средство для уничтожения Джарасандхи. У Кришны был свой замысел. Каждый раз, как Кришна вызывал на бой Джарасандху, тот приходил в ярость. Он выходил из себя, преследуя Кришну. Кришна спасался бегством. Повторив эту тактику несколько раз, Кришна заставил Джарасандху растратить силы в бесполезной ярости.
Сила человека сильно уменьшается его гневом. Человеческий век режется на куски ножницами зависти, гнева и ненависти. Зависть — главная причина сокращения человеческой жизни; когда человек в гневе, все его тело трясется. Его кровь нагревается. Затем требуется три месяца, чтобы кровь охладилась. Один момент гнева может поглотить энергию съеденной за шесть месяцев пищи. Таким путем гнев истощает человека. Постоянно ослабляя Джарасандху таким образом, Кришна, в конце концов справился с ним.
Господь невидим для неверующих
Рассмотрим случай Хираньякши и Хираньякашипу. Они не были обыкновенными людьми. Они были инкарнациями Джайя и Виджайя, божественных стражей у входа во дворец Господа (в Вайкунтхе, Его небесной обители). Хираньякашипу люто ненавидел Вишну за то, что тот убил его брата, Хираньякшу. Он искал Вишну во всех мыслимых местах — в океане, под землей, в небесах — но не мог найти Его. Скрывался ли Вишну от Хираньякашипу по причине страха? Нет. Он вездесущ. Но Он не объявлял об этом Сам. Он заставил сына Хираньякашипу, Прахладу, объявить об этом. Хираньякашипу спросил его: “Ты, дурачок! Ты прославляешь Хари. Где этот Хари? Покажи мне Его. Я обследовал каждую частичку Вселенной. Я не нашел Его. Поэтому я — Господь, которому ты должен служить”. Прахлада ответил: “Как я могу служить врагу Хари? Хари везде”. “Можешь ли ты показать Его?” — спросил отец. “Конечно”, — ответил Прахлада. “Есть ли Он в этой колонне?” “Да”, — сказал Прахлада. Господь появился из колонны, чтобы подтвердить веру преданного Ему. Прахлада заявлял, что Господь вездесущ, и Господь стал доказательством истинности его веры. Господь невидим для неверующих.
Господь соблюдает правила космической игры
С ограниченной человеческой точки зрения невозможно судить о том, явит ли Господь Свое Присутствие в определенной ситуации или нет. Господь проявляет Свои силы только в подходящий момент, когда приходит время. Так же, как для созревания плода нужно время, Бог тоже ждет Своего времени. Бессмысленно рассуждать о природе божественных действий. Даже всемогущий и всезнающий Бог должен учитывать фактор времени. Он должен соблюдать Свои законы в космической игре. Он не может нарушить Свои собственные законы, как министр транспорта не может нарушать правила движения, установленные им.
Например, Бог снабдил светильник способностью изливать свет, а ветер — способностью задувать огонь. Если лампу поставить на ветру, Господь не станет приказывать ветру не задувать огонь. Все в творении должно действовать по законам своего существования. Пять элементов управляются законами, которые должны выполняться.
Бхагавата описывает многие эпизоды, которые вызывают вопросы. Ответы на эти вопросы могут быть разными в зависимости от понимания спрашивающих. Но никто не может полностью постичь пути Господа. Чему суждено случиться, то случается. Никто не имеет права спрашивать Бога, почему Он не предотвратил того-то. Только Бог решает за Себя.
Немногие могут объяснить действия Господа. Пять тысяч лет люди исследуют всевозможные явления в этой Вселенной. Но никто не смог разгадать тайну Божественного. Бог всемогущ, вездесущ и всеведущ. Но все, что происходит в космосе, происходит по космическим законам. Их действие нелегко понять. Поэтому преданный сказал: “Как можно, о Кришна, разгадать Твою тайну? Ты меньше атома и больше самого большого в творении. Ты присутствуешь в 84 лакхах видов существ во Вселенной и проникаешь в каждое место в космосе. Ты присутствуешь в добром и в злобном и заставляешь их играть свои роли. Ты — в обвинителе и в обвиняемом. Как может кто-нибудь понять Твою божественную тайну?”
Когда люди говорят о том, что они верят, что Бог — един, независимо от различий в именах, они должны действовать согласно этой вере, развивать равное отношение ко всему. Это основной принцип индийской культуры: безмятежно принимать счастье и горе, потери и обретения.
Покорность воле Бога приводит к блаженству
Поймите, что невозможно полностью постичь пути Бога. Укрепляйте веру в Бога, выполняйте Его наказы, ощущайте блаженство, приходящее от этого и стремитесь к цели своей жизни. Не предавайтесь бесполезным рассуждениям и спорам. Все есть аспекты Божественного. Все, что случается — для вашего блага. Наполните сердца этой убежденностью. Считайте все приходящим от Господа для вашего блага. Бог знает, что для вас хорошо, так же как любящая мать знает, в чем нуждается ее ребенок. Никто не должен ожидать исполнения своих молитв, так как в своем невежестве он может просить то, что не хорошо для него. Мудрый человек не ищет ничего от Бога, но оставляет все Богу.
Твердая вера Чайтаньи в Божью волю
Чайтанья служит примером этого качества — полной веры в волю Бога. Когда он ходил по своей родной деревне Навадвип, воспевая имя Кришны, несколько завистливых людей напали на него и отобрали цимбалы, на которых он играл. Чайтанья расценил потерю как знак милости Кришны и продолжал петь, хлопая в ладоши. Он пел: ”О Господь! Я использую руки, которые Ты дал мне, для хлопания, и воспеваю Твою славу. Я могу обходиться без цимбал”. Злодеи связали ему руки, чтобы он не хлопал. Чайтанья воскликнул: “Господи! Я могу поддерживать ритм и голосом. Твоя любовь будет служить мне для настройки. Я не знаю йоги. Я не проходил аскезу. Я не заботился о мирском. Мое величайшее и единственное богатство — это Твоя любовь. Дай мне это богатство”.
Какая польза от джапы или аскезы без любви к Господу? Они похожи на приготовление изысканной пищи в нелуженом сосуде. Вся пища становится отравленной. Таким же образом человек может практиковать девять форм преданности, но без любви Бога в сердце они бесполезны. Чайтанья утверждал: “О Господь! Я желаю Твоей любви и ничего более”.
При рождении Чайтанья получил имя Гауранга из-за своей светлой кожи. Но так как он всегда произносил имя “Кришна, Кришна”, народ стал называть его “Кришна Чайтанья” (тот, кто всегда погружен в сознание Кришны). Когда он повторял имя Кришны, то обычно терял сознание тела.
Многие великие люди получали одно имя при рождении и становились позже известны под другим. Жизни этих великих людей должны стать идеалом для человечества.
Старайтесь постоянно развивать Божественную Любовь
Воплощения божественной любви! Недостаточно, если вы просто празднуете этот день как обычный праздник, потому что он попал на день рождения Кришны. Кришна был самим воплощением любви. Он притягивал всех Своей любовью. Он растапливал сердца всех и каждого. Он наполнил смыслом жизни многих людей. Любовь была корнем всего, что Он делал.
Все должны стараться постоянно развивать любовь. В старые времена люди боялись греха. Заповедь Господа была такова: Бойтесь греха, любите Бога. К сожалению, сейчас, в Кали-югу (эпоху раздоров), люди любят грех и отворачиваются от Бога. К чему бояться Бога? Те, кому следовало бы бояться совершить грех, боятся Бога. Вместо того, чтобы любить Бога, люди любят грех. Так они проводят жизнь неподобающим образом.
Птица чатака, стремясь поймать чистые капли дождя, не прячется от тучи, несмотря на то, что может разразиться ужасная гроза с ослепительными молниями. Она постоянно молится о чистой дождевой воде. Такое поведение нужно усвоить садхакам в наши дни. Они должны быть готовы встретить любое осуждение, критику, неприятности и препятствия. Им следует придерживаться своей цели несмотря ни на что. Гопи служат примером подобной преданности. Они не боялись никаких угроз и оскорблений. Их ничем нельзя было задеть.
Любите Бога и не бойтесь никого
Поэтому оставайтесь верными своей истине. Любите Бога и не бойтесь никого. Только виновный нуждается в страхе. Зачем бояться, если вы невиновны? Медитируйте на Бога без страха в сердце. Это — царская дорога к Божественному в Кали-югу.
Нет защитника, подобного Богу. Это наглядно продемонстрировал случай с Драупади, когда никто, даже ее доблестные мужья, не вступился за нее, и лишь Кришна спас ее от унижения.
Один Господь — спаситель беспомощных и покинутых. Ни при каких обстоятельствах не следует колебаться в вере в Господа. Продолжайте выполнять свои задачи с верой и решимостью.
Бог испытывает людей многими способами. Испытания предназначены только для того, чтобы помочь вашему духовному прогрессу. Ничто не может повлиять на Бога. Почему вы теряете веру в Него? Это признак слабости. Не оставляйте места для подобных унылых сомнений. Укрепляйте свою веру и постигайте Бога через свою преданность.
Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване 10-8-1993, день Гокулааштами