Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 16

Великое значение матерей для нации

Отец, желая научить ребенка истине,
Может поворчать, побранить или побить.
Мать может ущипнуть за щеку,
Чтобы заставить ребенка выпить молоко.
Никогда не забывайте
Эти признаки родительской любви.
Делая добрые дела, не пожнешь плохих результатов;
Грешные дела никогда не принесут добрых плодов;
Может ли семя перца принести плоды манго
Или семя манго дать урожай перца?

Воплощения любви! Земля одна. Но если вы посеете перец, вы получите только горькие плоды. Если вы посеете сладкие семена манго, вы получите сладкие плоды манго. Не земля создает различия между ними. Только различие в семенах вызывает различие в плодах. Так и чрево матери похоже на чрево Матери-Земли. Мысли, преобладавшие в момент зачатия, определяют качества родившегося ребенка. Если родители хотят иметь добродетельных, образцовых и благородных детей, им придется придерживаться праведности и жить достойной жизнью.

Матери должны обладать хорошими качествами

Именно потому, что Арьямба была преданной и набожной женщиной и соблюдала священные обеты, ее сын Ади Шанкара стал великим учителем. Своей мировой известностью Вивекананда также обязан своей матери, которая вела святую и чистую жизнь. Благодаря хорошим качествам, которыми обладала мать Рамакришны Парамахамсы, ее сын смог возвестить миру священную доктрину любви.

Ганди получил имя “Махатма” благодаря соблюдению его матерью “Кокила вратхи” (ритуала поклонения кукушке). Мать Ганди, Путлибаи, каждый день совершала ритуал “Кокила вратха”. Завершив обряд, она ожидала крика кокилы (индийской кукушки), и лишь потом приступала к завтраку. Как-то раз, заметив это, юный Ганди вышел из дома, изобразил крик кукушки и вернулся, сказав матери: “Кукушка прокуковала, садись, мама, поешь!” Не сдержав огорчения, мать отшлепала Ганди по щекам, причитая: “Какой грех я совершила, что такой лжец родился у меня? Какая я большая грешница, что мне дан такой нечестивый и лживый сын, о Господи!” Говоря так, она не смогла сдержать слез. Это произвело на Ганди такое большое впечатление, что он пообещал ей: “Никогда с этой минуты я не произнесу ни слова лжи”.

В те дни матери наблюдали за поведением своих детей и старались удержать их на правильном пути. Ганди стал Махатмой из-за суровых наказаний, которым подвергала его мать.

У матери Ганди была служанка по имени Рамбха. Как-то Ганди прибежал к ней с криками: “Я боюсь! Я боюсь!” Рамба была хорошей служанкой. Она сказала испуганному мальчику: “Не бойся. Когда ты чувствуешь страх, повторяй имя: “Рам, Рам,” и страх оставит тебя”. Ганди запомнил это на всю жизнь и умер с именем Рамы на устах.

Каково семя, таково и растение

Матери тех дней вели чистую и набожную жизнь, лелея святые мысли, взращивая добродетель и подавая пример миру. Сегодня родители встают с постели, ссорясь друг с другом. Когда родители просыпаются, нанося обиды друг другу, дети просыпаются, обмениваясь тумаками. Каково семя, таково и растение. Родители сегодня должны размышлять над священными идеями, занимавшими умы родителей в старые времена. Вина за все грехи и проступки нынешней молодежи лежит на родителях. Если матери хороши, дети не смогут плохо себя вести. Хотя иной раз родители и выглядят невинными, словно плоды инжира, вина за дурной нрав детей — как гусеница, незаметно съедающая плод — скрыта у них внутри.

Воля Бога в формировании детей

Однако в некоторых случаях, милостью и вмешательством Бога, некоторые дети спасаются от заблуждения и оказываются на правильном пути вопреки желаниям их родителей. Например, царь Шуддодхана использовал все средства, чтобы его сын Сиддхартха (который стал Буддой) не пошел по пути вайрагьи (отречения). Но он не смог этого добиться. Это случилось по Божьей Воле. Когда Воля Бога соединяется с усилиями человека, возможны великие результаты.

Рантидева утверждал: “Дживанам Сарва-бхутешу”. Он провозгласил, что тот, кто считает пищу первичной, невежествен, а тот, кто считает Дух первичным, мудр. Как много тех, кто имея вдоволь пищи, увлекаются на ложный путь! Имея много пищи и не имея духовных побуждений, эти люди становятся бедняками. Пища может поддерживать тело, но она не может накормить душу.

Чайтанья, сын Сатидеви, однажды направился в Пури и получил даршан Господа Джаганнатхи. Он почтил Джаганнатху такими словами: “О Господь! Ты не просто Господин земли. Ты — Господин Вселенной! Ты — Господин Жизни! Ты — Господин Любви! Свами! Я не нуждаюсь в золоте и колесницах. Мне не нужны обряды поклонения, я не ищу мудрости или отрешенности. Я не претендую на мирские удовольствия и приобретения. Мне достаточно, если на меня снизойдет любовь — любовь к Тебе. Если у меня будет любовь к Тебе, все остальное придет само собой. Единственное, что я ищу — это любовь к Тебе. Подари мне это благо.”

Молодые люди не понимают, что в человеческих существах обитает божественный Дух. Они считают, что человек должен жить так же, как птицы и звери. У них нет другой цели. Это неправильно. Им следует осознать, что за аннамайя, пранамайя, маномайя и виджнянамайя кошами (физическим, витальным, ментальным и сверхментальным телами) есть анандамайя коша (оболочка Высшего Блаженства). Когда вы достигнете этого Блаженства?

Истинное значение слова Махараджа

Великий правитель — не тот, кто обладает всеми видами богатства. Настоящий Махараджа (великий правитель) — тот, кто вручил все Богу. Он — тьяги (отреченный) и йоги (находящийся в единстве с Богом). Именно поэтому в штате Уттар Прадеш, в какой бы храм вы ни зашли, пилигримы приветствуют садху и аскетов словом “Махарадж”. Их встречают этим словом, так как они отказались от всего, найдя прибежище в Господе, они ищут слияния с Господом и соблюдают духовную дисциплину с этой целью.

Чайтанья утверждал: “Мое богатство не “Шри”, но “Хари”. Я ценю не Лакшми (богиню благосостояния), но Господина Лакшми (Вишну).” Если вы жаждете Господа, вас не будут мучить никакие желания. Нет большего богатства, чем любовь Господа.

Какой дар ценнее, чем дар пищи?
Есть ли боги, более великие, чем родители?
Есть ли добродетель выше сострадания?
Что ценнее хорошего общества?
Есть ли более страшный враг, чем гнев?
Есть ли болезнь опаснее, чем неоплаченный долг?
Может ли смерть быть страшнее бесчестия?
Что может быть выше доброго имени?
Какое богатство больше, чем любовь Бога?

Именно для того, чтобы овладеть этим высшим богатством, человек рождается на Земле.

Мир видел многих матерей, которые старались с помощью напряженных усилий, благородных мыслей и священных действий, поставить своих детей на путь праведности. В городе Калькутте жили мать и сын. Мать многим пожертвовала ради образования сына. Однако самый главный урок она преподала ему сама. Она сказала: “Дорогой сын, не заботься о мирском образовании. Глупые люди накапливают все виды знания, но не знают, кем являются сами. Одним обучением человек не избавится от своих низких привычек. Образование может помочь в споре, но оно не даст полной мудрости. Зачем заниматься обучением, которое кончается со смертью? Нужно изучать то, что освободит тебя от смерти. Только духовное знание может привести к бессмертию. Оно постоянно. Мирские знания временны. Мирское образование необходимо, чтобы зарабатывать на жизнь. Оно нужно только для того, чтобы жить независимо, установив разумный предел желаниям. Поэтому, милый сын, занимаясь обучением, займись также и духовным поиском. Прахлада говорил своему отцу, что он познал сущность всего знания, которая заключается в поклонении имени Нараяны. Для понимания четырех пурушартх (целей человеческой жизни) нет необходимости в каком-либо образовании. Майтрейи говорила царю Джанаке, что жизнь человека бессмысленна, если он проводит ее, подобно птицам и зверям, в чувственном мире. Человеческая жизнь должна использоваться для служения и самопожертвования”. Так мать учила сына об истинной цели образования.

Мальчик закончил обучение и поступил на малооплачиваемую работу. Однажды в их деревне был народный фестиваль (джатра). Женщины надели свои лучшие праздничные одежды и украшения. Мать тоже пошла на праздник — в своем старом поношенном сари. Сын не мог вынести этого зрелища. Он сказал: “Мама, у тебя нет хорошей одежды и никаких украшений. Мне горько видеть это. Пожалуйста, скажи, какие украшения ты бы хотела иметь!” Мать ответила: “Сейчас не время. Я тебе все скажу в свое время”.

Три украшения, которые просила мать

Благодаря хорошему поведению и прилежанию юноша достиг больших высот на службе. Однажды он снова спросил мать, какие бы она хотела иметь украшения. “Я принесу тебе их так скоро, как смогу”, — уверял он. Мать ответила ему, что она хочет три украшения, но какие именно, объяснит позже.

С годами сын обрел очень высокое положение. Однажды он взмолился: “Мама, у меня есть деньги. Пожалуйста, скажи, какие драгоценности тебе нравятся. Я принесу их тебе”. Мать сказала: “Дорогой сын! Я сейчас не в том возрасте, чтобы носить украшения. Однако кое-какие украшения меня интересуют, и я скажу тебе, каковы они.”

Она обняла сына и сказала: “Меня огорчает, что дети из нашей маленькой деревни так далеко ходят в школу. Я хочу, чтобы ты построил в деревне начальную школу, — и это первое украшение, которое мне хотелось бы иметь. Во-вторых, деревенские жители не имеют возможности получить даже самую простую медицинскую помощь. Я проводила бессонные ночи, думая об их положении. Если ты построишь маленькую больницу для деревенского люда, это будет второе украшение для меня. Третье украшение — это что-нибудь, что ты сделал бы сам. Возможно, в будущем ты достигнешь большой известности. Когда кто-нибудь спросит: “Кто твоя мать?”, тебе придется упомянуть мое имя. Твое поведение должно поддерживать доброе имя твоей матери. Ты должен делиться с другими преимуществами, полученными от образования. Не гонись за богатством. Тот, кто служит золоту, не достигнет Бога. Искатель Бога не станет искать богатства. Соблюдение этого правила — третье украшение, которое я хочу получить от тебя”.

Молодой человек, который услышал эти слова от своей матери и стал впоследствии знаменитым, был не кто иной, как Ишвар Чандра Видьясагар. Он широко известен в Калькутте.

Признак образования — скромность

Однажды он направлялся в соседнюю деревню, чтобы выступить с речью. Люди собирались в большом количестве, чтобы послушать его. Многие приезжали издалека. Один молодой офицер, приехавший на лекцию Ишвара Чандра Видьясагара, сошел с поезда с чемоданом. Ишвар Чандра Видьясагар тоже сошел с этого поезда. Молодой офицер позвал носильщика, чтобы тот понес ему чемодан. Ишвар Чандра подошел к нему и сказал: “Зачем Вам носильщик для такого маленького чемодана? Разве Вы не можете нести его сами и сэкономить деньги?“ Тот ответил: “Нести чемодан ниже моего достоинства. Я образованный человек”. Ишвар Чандра ответил: ”Признак образования — скромность, а не гордость. Если Вы не можете нести свой собственный чемодан, как же Вы носите свое тело? Если, однако, Вам трудно нести свой чемодан, я могу понести его”. И Ишвар Чандра понес чемодан офицера. Он действовал под девизом: “Простая жизнь и высокие мысли”. Ишвар Чандра поставил чемодан там, где остановился офицер. Тот пытался было заплатить “носильщику”, но Ишвар Чандра сказал ему: “Оказать вам услугу — лучшая награда для меня”.

Позже молодой офицер пришел на место встречи. Люди дарили Ишвару Чандра Видьясагаре гирлянды цветов, приветствуя его. Офицер понял, что человек, который нес его чемодан от станции, был не кто иной, как почитаемый лектор Ишвар Чандра Видьясагар. Ему стало стыдно, что такой уважаемый человек нес его поклажу. Он сказал: ”Какое у него образование и какое у меня? Я вел себя как маленькая обезьяна. Я похож на светлячка перед Солнцем”.

Счастье матери

Мать Ишвара Чандры плакала от счастья, видя, какой доброй славой окружено имя ее сына. “Родив такого сына, я выполнила назначение своей жизни. Теперь не важно, что случится со мной в будущем”, — сказала она сама себе. Поэтому пословица гласит: “Появление сына на свет — еще не повод для радости отца”. Сегодня скудоумные люди празднуют рождение сына раздачей сладостей и т.п. Это не признак мудрости. Сказано: ”Отец радуется тогда, когда люди прославляют его сына за его добрые качества”. Отец может почувствовать, что у него действительно родился сын, когда он услышит похвалы ему за его добрые дела и характер.

Эпоха Кали стала эрой Калаха

Отношения между матерью и детьми с древнейших времен почитались священными именно потому, что матери стремились вырастить чистых, добродетельных и честных детей. Отношения были полны любви, взаимного уважения, искренней преданности и упоительной сладости. Дети нежно любили свою мать. Сейчас детям нет никакого дела до матери. Матери также мало заботятся о детях. В результате эпоха Кали стала эрой Калаха — эрой раздоров.

Кто ответственен за эту ситуацию? Матери — вот основная причина. Они балуют своих детей всеми способами, и те сбиваются с пути.

После войны с Бирмой (в 40-е годы) в Мадрасе было много беженцев. Среди них были мать и сын. Сын побирался и приносил пищу обоим. Видя состояние сына, мать сказала ему, что со следующего дня он будет оставаться в бараке, а она будет искать пищу сама. Никакая мать не хочет видеть своего сына просящим подаяние. Поэтому она решила побираться сама. Несколько дней она ходила за едой, но смогла добыть только совсем немного. Она отдавала еду ребенку и сама голодала, но говорила ему, что уже поела. Через некоторое время женщина стала слишком слабой, чтобы ходить. Сын снова начал ходить за едой и кормить мать. Ее состояние ухудшалось с каждым днем. Она не могла переносить муки голода. Однажды в поисках милостыни сын подошел к дому чиновника. Хозяин, который просматривал газету, услышал, как мальчик плачет и просит утолить его голод. Он вынес ему еду и попросил съесть ее в его присутствии.

Мальчик ответил, что он не может есть здесь и возьмет еду домой. Чиновник спросил, почему он не может есть, если он голоден. “Ты не голоден. Ты лжешь!” — закричал чиновник. Мальчик был слаб и упал к ногам чиновника с едой в руках. Тот услышал, что мальчик что-то бормочет про себя. Он придвинулся ближе и услышал: “Сначала маме, сначала маме”. С этими словами мальчик умер.

Дети должны выполнять наказы матери

Какой замечательный пример материнской любви и сыновней преданности! Несмотря на терзающий его голод, мальчик хотел сначала накормить мать. Присутствуют ли такие чувства хоть в малой степени среди сегодняшних студентов? Какая польза от образования или должности, богатства или власти? Детям, не любящим свою мать, вообще не имеет смысла жить.

Наши дети должны почитать мать как Бога. Выполняя наказы матери, вы сможете добиться всего.

Индия сделалась жертвой многочисленных беспорядков из-за того, что ей не хватает образцовых матерей. Чего хотят матери сегодня? Не сострадания, хорошего характера, честности и других добродетелей. Они хотят, чтобы их дети получили образование, нашли хорошую работу, женились на богатой девушке и жили удобной жизнью. К такому ли животному существованию следует стремиться? “Заслужи доброе имя. Стань идеальным сыном. Используй богатство праведным образом. Развивай сострадание. Веди достойную и нравственную жизнь”. Матери должны наставлять детей в таком духе. Такие высоконравственные матери редко встречаются в наши дни. Честность и нравственность день ото дня убывают в стране.

Нация нуждается в матерях, которые ведут образцовую жизнь

Нация нуждается в благородных матерях, которые ведут праведную жизнь. Их жизнь должна быть отражением великой культуры Индии. Тогда культура передастся их потомству. Многие великие люди в прошлом вырастили хороших детей и умножили славу Индии. Сегодня родители только портят детей. Если ребенка с детства удерживать на правильном пути, он вырастет достойными, порядочными людьми. Отцы сегодня ведут себя подобно Дхритараштре (отцу злобных Кауравов). Матери сегодня ведут себя, как Калаканти (женщина, которая била сына Чандрамати змеей). Отцы, вместо того чтобы наказывать детей, которые идут по неправильному пути, балуют и поощряют их. С детьми, ведущими себя неправильно, следует поступать строго. Молодежь сегодня забывает Бога и упивается чувственными удовольствиями, разрушая свою жизнь. У нее нет уважения ни к матери, ни к Родине.

После гибели Раваны Вибхишана уговаривал Раму стать царем Ланки. Рама ответил, что мать и Родина дороже, чем самый прекрасный рай и никакой соблазн не заставит его отказаться от любви к Айодхье. Как много людей сегодня следуют этому уроку Рамы о любви к Родине? Сегодня многие сыновья отбирают у своих матерей их заработок и тратят деньги на собственные удовольствия. Разве это люди? Это вообще не люди. Их образование напрасно. Какая польза от них нации?

Развивайте здоровый патриотизм

Студентам сегодня необхрдимо развивать здоровый патриотизм. Они должны уважать своих матерей. Сегодня коррупция и бесчестье более распространены в больших городах с университетами, высокими дворцами и всеми прочими атрибутами, чем в глухих деревнях, где живет простой неграмотный народ. Дух сотрудничества больше развит в горных племенах, чем у жителей больших мегаполисов.

Дух жертвенности должен расти среди студентов. Им следует развивать широкий взгляд на вещи.

Однажды, когда Рама и Сита жили на горе Читракута, Он сказал Ей, что люди должны почитать своих родитетей как видимые проявления Бога, ибо лишь немногие могут понять тонкое лишенное формы божественное начало.

Только когда матери и дети будут хорошими, нация будет свободна от тревог и беспорядков. Иначе страна расколется на части. Это урок Махабхараты, где порочные Кауравы разрушили весь клан своими дурными действиями.

Сегодня нация нуждается не в материальном изобилии или высшем образовании. Она нуждается в мужчинах и женщинах с характером.

Люди должны развивать веру в Бога, заботиться о доброй славе страны, взращивать страх греха и посвящать себя благочестивой деятельности. Тогда нация насладится миром и безопасностью.

На каждую мать нужно смотреть как на воплощение божественности. Тогда каждый сын будет жить в мире и процветании.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване 6-5-1993, день Ишвараммы

Акт служения не следует оценивать на основании стоимости или публичности; это может быть всего лишь стакан воды, предложенный путнику в глубине джунглей. Нужда принимающего, настроение отдающего — вот что определяет, является ли ваша жертва слитком золота или куском свинца.

— БАБА