Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1972

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Введение. Миссия Бхагавана
Предисловие
Глава 1    Обращение к студентам
Глава 2    Истины Вед – достояние всего человечества
Глава 3    Природа человеческого разума
Глава 4    Чему нас учат упанишады
Глава 5    Природа истины
Глава 6    Кама и Кродха
Глава 7    Пуруша и Пракрити
Глава 8    Уроки Гиты
Глава 9    Путь бхакти
Глава 10  Медитация
Глава 11  Судьба и божественное благоволение
Глава 12  Самоконтроль и отречение
Глава 13  Шанкара джаянти
Глава 14  Обычаи и характер
Глава 15  Временное и непреходящее
Глава 16  Почитай своих родителей
Глава 17  Гнев – наш злейший враг
Глава 18  Путь преданности
Глава 19  Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта
Глава 20  Божественная любовь – как солнечный свет
Глава 21  Радость и боль
Глава 22  Знание и смирение
Указатель имен и терминов

Глава 22

Знание и смирение

   Индия – священная страна, и терпимость в этой священной стране всегда была главной добродетелью. Из всех врат, или принятых норм поведения, врата, соответствующая правдивости, играет важнейшую роль. Высочайшим и нежнейшим из всех чувств является материнская любовь. Народ Индии выше жизни всегда ценил честь. Увы, сегодня мы позволили этим славным идеалам рассеяться, исчезнуть. Мы стали, как обезьяны, подражать Западу. Дойдя до стадии, когда мы утратили всякое представление о собственном величии, мы, тем самым, уподобились слону, который не подозревает о своей силе.

   В переднем ряду сидят мудрые учителя, которые сделали все, чтобы донести до собравшихся здесь юных существ знание об их душе. Они давали толкование нашим священным текстам, шастрам и ведам, хранящим для нас память о славе древней Индии. Люди склонны считать, что богатство культуры сосредоточено в собственности, в зданиях и прочих материальных объектах. Мы потеряли себя в безумной погоне за временными ценностями. А ведь они не составляют настоящего богатства, способного дать нам истинную радость. Человеческая личность – вот наше богатство, а добрые поступки являются нашим истинным сокровищем. Основой для них является познание Бога. Мы не должны утратить это прочное, драгоценное и вечное богатство ради быстротечных и преходящих благ, которые подобны проплывающим облакам. Нам также надо помнить, что многие раджи, в свое время очень богатые, теперь спустились до уровня обычных людей. С другой стороны, кое-кто из простых людей поднялся до положения правителей и теперь услаждает себя огромными материальными богатствами. Не следует поэтому ставить знак равенства между вечным счастьем и неустойчивым материальным процветанием.

   Когда в сезон дождей пруд заполняется водой, в нем появляются миллионы лягушек; когда пруд высыхает, лягушки покидают его в поисках нового пристанища. То же самое случается с человеком, обладающим властью и богатством: его окружает множество людей, но как только настают его черные дни и несчастья и беды надвигаются на него, все его лучшие друзья покидают его. История Индии дает нам примеры великих потрясений и знаменательных событий в жизни ее героев. Мы помним о Раване, о Хираньякашипу и других, которые обладали всеми материальными благами, но предали забвению главные ценности жизни, нанося обиды и оскорбления другим людям. В конце концов все они пришли к великому краху. Сегодня те, кто кичится своим материальным благополучием и игнорирует высокие ценности жизни, должны знать, что их ожидает то же крушение. Вишвамитра был горд сознанием своей физической силы и непревзойденной способности к тапасу, аскезе. Он даже бросил вызов Васиштхе, хотя и понимал, что у Васиштхи есть то, чем сам он не обладает, – Божественная сила, которая превосходит все другие силы.

   В Махабхарате есть эпизод, который должен знать и держать в памяти каждый студент. Кришна задал вопрос Арджуне и Дурьодхане. Он сказал: "Дурьодхана, Я предлагаю тебе одно из двух – Мою армию или Меня Самого. Что ты выбираешь?" С этим же вопросом Он обратился и к Арджуне. Поскольку Дурьодхана пребывал в невежестве, он имел глупость решить, что доблесть огромной армии окажет ему более сильную поддержку, чем один-единственный Кришна. Поэтому он выбрал армию, а не Кришну. Но Арджуна понял, что, если рядом с ним будет Кришна, он получит все. И он сказал: "Господин! Будь возничим моей колесницы и не только моей колесницы – будь возничим всей моей жизни. Твое присутствие – вот мое вечное сокровище". Арджуна выбрал качество, Дурьодхана – количество.

   Сегодня мы должны сосредоточить внимание на высших ценностях жизни и понять, что нельзя терять голову в бешеной погоне за низменными удовольствиями. Человек в наши дни ведет себя так, что в нем не найти и следа Божественного начала. Он ведет себя как обезьяна, выставляя напоказ свои животные инстинкты. Четыре колеса колесницы, которая уверенно влечет человека по предназначенному пути, – это сильный характер, правдивость, жертвенность и терпение. Современный человек совершенно упустил из виду тот факт, что он – вместилище вечной души, он живет настоящим моментом, забыв о возвышенных идеалах. Хорошее образование – это только то, которое может обнаружить в человеке все его скрытые возможности. Люди зря растрачивают жизнь, читая много книг. Они даже не пытаются понять дух этих книг, не то что применить на практике их содержание. Книжное знание растет, но не сопровождается накоплением нужного опыта. Сегодня в ведомостях любого колледжа больше замечаний студенту, чем отметок. Хорошая оценка, к которой вы должны стремиться – это отсутствие замечаний.

   Истинное образование требует развития чувства смирения. Большее знание ведет к большему смирению. Без смирения нет образования. Этого очень не хватает современной молодежи. Между учителем и учащимся нередко возникают всякого рода разногласия. Они также могут появиться между студентом и администрацией центра обучения. Когда мы задумываемся над этой проблемой и пытаемся понять, что за всем этим стоит, кто за это несет ответственность, мы приходим к выводу, что виноваты в этих конфликтах не преподаватели, не студенты, а политики. Студенты чисты, как чисты и их помыслы. Белая одежда, которую они сегодня надели как униформу, является эмблемой естественной чистоты юности. Наши студенты весь последний месяц живут в Вайтфилдe (* Вайтфилд – досл. "Белое поле" (англ.), место недалеко от Бангалора, где в местечке Бриндаван расположен один из ашрамов Сатья Саи Бабы). Белая униформа согласуется с общим духом Вайтфилда. Ваше сердце – это поле, которое есть кшетра. Но оставаться чистым, только пока вы находитесь в Бриндаване – этого мало. Ваше сердце должно сохранять чистоту всегда, где бы вы ни были.

   Есть немало людей, которые, привлекая к себе молодежь, совращают ее, толкают на ложный путь и, разжигая страсти, используют ее в противозаконных целях. Студенты не должны позволять подобным людям губить свое будущее. Они не должны становиться заложниками в руках эгоистов и эксплуатироваться политиками. Прежде всего вы должны трудиться над собой, чтобы достичь личного счастья, и попытаться в начале придти к ощущению самоудовлетворенности, после чего вы обретете независимость и уверенность в себе. Будучи студентом, вы должны все свое время посвящать занятиям, а впоследствии, уже покинув стены колледжей, служить своей стране. Если в вашем сердце нет чистоты и ваши силы не развиты, вы не сможете стать лидерами своей страны. Только когда бак доверху заполнен водой, вода потечет в краны. Только когда ваше сердце наполнится благородными мыслями, высокими идеалами и возвышенными чувствами, вы сможете отдать их своей стране, подобно тому, как вода свободно струится из крана.

   Когда возникает конфликт между студентом и центром обучения, студентам лучше сделать заявление администрации в мирной и мягкой форме, тогда и власти будут рассматривать это заявление без раздражения. В ином случае, если студенты дадут себе волю и будут демонстрировать силу, они забудут о своем истинном предназначении. Студент – искатель видьи, знания, и ему нельзя вести себя подобно тем, кто блуждает во мраке невежества. Если даже вам удастся с помощью силы добиться своих прав, причинив при этом много неприятностей другим людям, эта победа не будет прочной для студенческого коллектива.

   Есть люди, которые стремятся разжечь огонь революции, хотя и не знают, к чему это приведет. С помощью любви, мира и терпения можно достичь гораздо большего, чем того, которое приобретается путем революционного насилия. Завоеванное с помощью силы всегда непрочно и несвято. Индийцы добились свободы, прибегая к методам мирной агитации, а не к средствам революционного террора. Когда мы стремимся к справедливости, то, естественно, сталкиваемся с определенными трудностями. Но эти препятствия не должны нас отпугивать. Мы должны идти вперед, сосредоточившись на цели, которая сияет перед нами.

   В течение всего периода обучения вам нужно сознавать свою ответственность как студента. Вы должны проявлять как можно больше внимания к своим родителям и учителям, и ваш ум должен находиться в состоянии равновесия и гармонии. В древней школе, Гурукуле, отношения, существовавшие между Учителем и учеником, были такими же близкими, как отношения между родителем и его отпрыском. Ученик всегда должен стремиться доставить гуру удовольствие и радость. Гуру приятно это служение, и он охотно делится с учеником сокровенными тайнами, и кругом воцаряется атмосфера, полная покоя и благостности. Арджуна изо всех сил старался служить Дроначарье и в итоге сумел завоевать его сердце, тронув его верным служением. Дроначарья любил Арджуну больше, чем собственного сына, и, бывало, отсылал сына под каким-либо предлогом, чтобы поделиться житейскими тайнами с Арджуной.

   Очень важно, чтобы все девушки-студентки готовились к тому, чтобы стать хорошими домохозяйками и хорошими матерями. На них направлена сейчас нежнейшая любовь Саи Маты; добившись своим самоотверженным трудом любви Деша Маты, или Матери-родины, они должны подготовиться к тому, чтобы в будущем стать идеальными матерями. Я надеюсь, что все вы будете хранить те жемчужины мудрости, которые вы извлекли за прошедший месяц из бесед и занятий, сбережете их в шкатулке своего сердца и соберете из них впоследствии свое лучшее украшение.

   Было время, когда в Бихаре свирепствовал жестокий голод. Семья, состоящая из отца, матери и двоих детей, ушла из Бихара искать пропитание в другом месте. Отец, зная, что несет ответственность за свою семью, претерпел много трудностей и тяжких испытаний. Сам он часто голодал и спустя некоторое время умер, истощенный голодом. Мать, потеряв мужа, страдала от одиночества, но продолжала нести тяжелое бремя – поддерживать жизнь семьи. Она обходила дом за домом, прося милостыню, и если еды, которую ей удавалось собрать, было совсем мало, она отдавала ее детям, сама же голодала. Вскоре она так ослабла, что ей уже не под силу было ходить от дома к дому с протянутой рукой. Двенадцатилетний мальчик, сидящий у нее на коленях, заметил плачевное состояние матери и сказал: "Мама, пожалуйста, отдохни немного. Теперь я пойду просить подаяние и принесу тебе пищу". Когда она услышала слова сына, ее сердце сжалось. Она почувствовала себя очень несчастной от того, что ее сын будет просить милостыню. Ни одна мать не хочет, чтобы ее сын стал нищим. Но мальчик настаивал, и мать согласилась. С этого дня маленький мальчик стал просить милостыню, и, получив ее, отдавал все своей матери и младшему брату, а сам часто голодал. Через несколько дней он почувствовал, что у него нет сил передвигаться, но все же отправился за подаянием. Он подошел к какому-то дому и увидел, что хозяин его сидит в кресле и читает газету. Слабым голосом он попросил у хозяина на хлеб. Тот ответил, что давать милостыню бесполезно и что он лучше вынесет мальчику еду на листе. Тут мальчик от слабости лишился чувств. Тогда хозяин дома поднял ребенка и посадил его к себе на колени. Мальчик бормотал какие-то слова, но хозяин не мог их разобрать и приложил ухо к губам мальчика. Еле слышно тот прошептал: "Еду, которую вы хотели дать мне, пожалуйста, отдайте моей матери". Произнеся эти последние слова, он умер.

   Сегодня мы не найдем такой любви, такой близости, которая существовала между членами этой семьи. Мы видим, как глава семьи, голодая ради своих близких, довел себя до смерти; как ради спасения своих детей голодала мать; как погиб от голода сын, пытаясь спасти мать от унизительной необходимости просить подаяние. Перед вами высокий пример истинной любви, связавшей воедино членов одной семьи. Когда эти трое – отец, мать и сын – соединены вместе, они подобны Святой Троице. Таким образом, каждый член семьи должен нести личную ответственность за всех. Только тогда семьи будут пребывать в состоянии благополучия и счастья. В древней Индии все главы семейств стремились следовать своему долгу – брать на себя всю полноту ответственности и не требовать никаких прав для себя. Теперь же мы слышим повсюду агитацию в защиту прав людей, которые не имеют никакого понятия об ответственности. Если вы воспитаете в себе чувство ответственности, сила вашего авторитета возрастет.

   Студенты всегда должны помнить о двух великих принципах – труде и почитании – и следовать им каждую минуту своей жизни. Какую бы работу вы ни выбрали, делайте ее наилучшим образом, используя все свои способности, и выполняйте свой долг так, чтобы полностью удовлетворить всех, кого это непосредственно касается. Так же и у себя дома вам надлежит исполнять все свои обязанности и нести за это ответственность. Если сегодня вы доставите радость своим родителям, выполняя свой долг перед ними, то завтра такую же радость вам подарят ваши дети. Если вы мечтаете о счастливой и спокойной жизни в будущем, вы должны направить свою теперешнюю жизнь по верному пути, исполняя все свои обязанности в надлежащем духе.

   В эти тридцать дней Я говорил с вами о многом. Я надеюсь, что вы будете следовать идеалам, которые впитали в себя за этот месяц. Когда вы уедете из Бриндавана, вам нужно придерживаться той же дисциплины и тех же правил, в какое бы место вы ни попали и чему бы ни посвятили дальнейшую жизнь. Пройдет время, и вы, возможно, вернетесь сюда в другой роли – в роли учителей, которые наставляют юное поколение. Опытные преподаватели, которые давали вам здесь напутствия, сами когда-то были студентами. Вы должны сохранить в своих умах и применить на практике все то доброе, что дали вам эти знающие люди, приобретшие мудрость благодаря многим годам учения. В летнее время организуется немало учебных курсов в разных частях страны, но они не предложат вам тех знаний, которые вы получили здесь, и той атмосферы, в которой вы находились. Студенты, посещавшие наши занятия, – счастливые избранники, поскольку они удостоились этой чести в результате заслуг, накопленных в предыдущих рождениях. Они получили редкую возможность слушать мудрых учителей, уроки которых не должны пропасть даром. Каждый учитель, читая вам лекции, не только передавал вам свои знания, но и дарил любовь, идущую прямо из сердца. Вы видели, как были растроганы и опечалены учителя, расставаясь с вами. В этом проявляется истинная сущность гуру. Где еще в наше время вы столкнетесь с таким отношением? Гуру глубоко переживают разлуку с вами. Вы тоже наверняка чувствуете боль расставания при мысли о том, что покидаете своих гуру. Однако вы должны понять, что на самом деле мы не расстаемся. Если в каждом своем поступке вы будете следовать мудрым заветам, которые передали вам гуру, и они, и Свами всегда будут рядом. Только через свою деятельность сможете вы ощутить в глубине своего сердца живое присутствие Гуру. Он навсегда останется с вами.

OM