Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1972

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Введение. Миссия Бхагавана
Предисловие
Глава 1    Обращение к студентам
Глава 2    Истины Вед – достояние всего человечества
Глава 3    Природа человеческого разума
Глава 4    Чему нас учат упанишады
Глава 5    Природа истины
Глава 6    Кама и Кродха
Глава 7    Пуруша и Пракрити
Глава 8    Уроки Гиты
Глава 9    Путь бхакти
Глава 10  Медитация
Глава 11  Судьба и божественное благоволение
Глава 12  Самоконтроль и отречение
Глава 13  Шанкара джаянти
Глава 14  Обычаи и характер
Глава 15  Временное и непреходящее
Глава 16  Почитай своих родителей
Глава 17  Гнев – наш злейший враг
Глава 18  Путь преданности
Глава 19  Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта
Глава 20  Божественная любовь – как солнечный свет
Глава 21  Радость и боль
Глава 22  Знание и смирение
Указатель имен и терминов

Глава 8

Уроки Гиты

   Бхакти, или преданная и благоговейная любовь к Богу – единственный путь к Божественному. Бхакти – единственная панацея от всех недугов мира. Бхакти – универсальный способ, ведущий к познанию Истины. Я надеюсь, что нет такого индийца, который не читал бы целиком текст БхагавадГиты, или, по крайней мере, не слышал о ней и не подозревал о ее существовании. Слова Бхагавад-Гиты, или "Песни Господа", подобны букету прекрасных цветов. Это – прасад, преподнесенный нам самим Богом. Вьяса собрал эти цветы, или слова Господни, в чудесную гирлянду и вручил нам этот бесценный дар.

   Бхагавад-Гита состоит, по существу, из трех частей, а именно: Карма канды, Упасана канды и Джняна канды. Каждая из этих частей состоит из шести глав, или "шестерок", шатки. Учение Гиты рассматривает множество аспектов духовного пути – таких, как бхакти, или преданность Богу; джняну, или знание; йогу, или медитацию, и так далее. Кроме того, в Гите содержится великое изречение "ТАТ ТВАМ АСИ", или "То есть Ты". Это – основная мысль и суть великой Песни. Первые шесть глав посвящены описанию джиеы, или души, обитающей в теле и раскрытию ее истинной природы. Следующая "шестерка" глав, основное содержание которых – учение о бхакти, или преданной любви к Богу, описывает также природу "ТАТ", или "Того". Заключительные шесть глав, помимо разъяснения смысла и содержания слова "АСИ" или "Есть", помогают осознать идентичность своего "я", или Дживатмы, с "Тем", или Параматмой, и указывают путь отречения от привычных ценностей материального мира и путь жертвенности, которые ведут к мокше, или освобождению. Изучив содержание Гиты, вы сможете открыть для себя истинный смысл фразы "ТАТ ТВАМ АСИ".

   Сегодня утром вы уже слышали, что подразумевается в Бхагавад-Гите под понятием жертвы, или саранагати. Мне показалось, что вы не совсем правильно поняли смысл этого слова. Чтобы прояснить его значение, нашим великим мыслителям потребовалась вся их мудрость и весь духовный опыт. Тем не менее мы продолжаем считать, что жертва – это передача в полное распоряжение Господа всего, что нам якобы "принадлежит": тела, ума и всего прочего. Нам кажется, что истинное значение слова "жертва" – это возложение всех этих даров на алтарь Божий. Такое понимание слова "жертва" не точно и не правильно. Наше тело совершенно нам не подвластно. Нередко оно служит для нас источником всяческих неприятностей. Не совсем понятно, каким образом мы предадим Богу тело, которым не умеем безупречно управлять.

   С умом дело обстоит еще хуже. Незрелый ум склонен постоянно искажать Истину. Мало того, что мы не способны держать его в узде сколько-нибудь продолжительное время, мы просто являемся его подневольными рабами и слепо следуем его метаниям. В подобных обстоятельствах абсолютно бессмысленно считать, что наш ум – благая жертва во имя Божье. Вы постоянно сражаетесь с доводами собственного рассудка, пытаясь хотя бы ненадолго укротить его, но, как правило, наши усилия оказываются бесплодными. Смешно и нелепо приближаться к стопам Всевышнего с таким несовершенным даром; торжественно заявляя: "Я предаю свой ум Господу". Наши чувства и эмоции, как известно, управляются умом. Ум, к сожалению, не подвластен до времени нашему контролю. Ясно, что в данной ситуации говорить о жертве тем более не представляется возможным.

   Убеждая себя, что мы вручаем Богу свои мысли, слова и деяния, мы просто-напросто занимаемся дешевым самолюбованием. Такое понимание жертвы не имеет ничего общего с ее истинным смыслом и значением. Богу не нужны такие дары, и Он вовсе не стремится присвоить Себе то, что вам "принадлежит". Он, собственно, никогда и не просит ничего подобного. Вам потребуется немало усилий, чтобы уяснить подлинный смысл слова саранагати. Чтобы понять природу жертвенности, вы должны не только исходить из категорий Божественного, но само понятие и сущность жертвы рассматривать с этой точки зрения. Только когда вы укрепитесь в вере и знании, что Бог присутствует в каждом живом существе, что Он вездесущ и что вы тоже Его частица, лишь тогда вам откроется таинство жертвы – мыслью, словом и действием. Полное предание себя в руки Божий возможно лишь для того, кто в совершенстве владеет своим умом, словом и телом. Только тогда можно сказать, что человек "отдается" Богу, то есть сливается с Ним и становится Им. Как только человек осознал вездесущность и всемогущество Господа, в нем исчезает ощущение эго как отдельного "я", отличного от Бога. Чтобы вам стало еще понятнее, обратимся к первым шлокам Песни Господа. Когда Арджуна, попросив Кришну остановить колесницу, начал беседу с Господом, ему казалось, что в своих действиях он руководствуется собственным разумом, позволяющим ему с уверенностью различать понятия добра и зла, праведности и беззакония; он считал, что использует в жизни собственные возможности. Из-за того, что Арджуна привык полагаться только на собственные силы, они казались ему превосходящими даже силу самого Господа. Он оказался в чрезвычайно затруднительной ситуации и полностью утратил уверенность в себе. Он замер в бездействии, не смея ни отступить назад, ни броситься вперед. Тогда Арджуна обратился к Кришне и сказал: "Я готов выполнять все Твои приказы, так как пребываю в неведении, как поступить. Я всем сердцем желаю подчиниться Тебе и полностью отдаюсь на волю Твою". Таким образом он вручил в руки Господа свою мысль, слово, деяние и самого себя. Это один из уроков, который дает нам Гита.

   Однако не совсем правильно считать, что такая жертва является исчерпывающей. Арджуна, оказавшись перед лицом неразрешимых проблем, был готов подчиниться любому приказу Кришны и выполнять их безоговорочно. В таких обстоятельствах некто, в данном случае Арджуна, добровольно и с полным доверием отдается в руки Божий, который руководит его дальнейшими поступками. Иными словами, сохраняется раздвоенность, когда один, или Бог, отдает приказы, а другой, или человек, охотно выполняет их. Пока ум не преодолеет это кажущееся различие между Богом, с одной стороны, и отдельным от Бога личностным "я" – с другой, жертва будет оставаться неполной. Счастье и блаженство возможны в единстве, им нет места в двойственности.

   Понятия "жертва" и "воля Божия" нередки в нашем повседневном словесном обиходе. В жизни часто возникают ситуации, когда нам кажется, что наши поступки соответствуют воле Божьей и мы "жертвуем собой", следуя приказу Высшей воли. Такое понимание жертвы ограничено и не полно.

   Я хочу вам напомнить некоторые события, предшествовавшие встрече Кришны и Арджуны на Курукшетре. Вы знаете, что они не только состояли в родстве, но и тесно общались друг с другом более восьмидесяти лет, очень часто встречались и вели дружеские беседы. Однако ни разу за все эти удивительные годы Кришна не пытался учить Арджуну высшей премудрости, которую теперь мы черпаем из Бхагавад-Гиты. Им пришлось прожить бок о бок много десятилетий до тех пор, пока уникальное стечение обстоятельств, возникшее на поле решающей битвы, не побудило Кришну передать Арджуне знание Истины, а вместе с ним и уверенность в себе и способность самому отвечать в дальнейшем за свои поступки. Нам нужно разобраться в том, что на самом деле произошло между Кришной и Арджуной. В БхагавадГите разъясняется смысл понятия адхикара, или возможности выполнить почетную миссию. Чтобы заслужить эту честь, необходимо быть подготовленным к восприятию учения и обладать достоинствами, дающими право на приобщение к учению Бхагавад-Гиты. Ведь совершенно бессмысленно вручать сокровенный дар тому, кто не способен его оценить и для кого этот дар не является первейшей жизненной необходимостью. Если ты очень голоден, у тебя есть право попросить пищу. Если у тебя есть деньги, ты имеешь право их потратить. Если ты впал в крайнюю нищету и нуждаешься в самом необходимом – протяни руку, и тебе подадут. У каждого человека есть свои права. Нужно отдавать себе полный отчет в том, какими именно правами ты обладаешь. Перед тем как приступить к любому действию, необходимо осознать свои возможности. Это еще один урок Бхагавад-Гиты.

   Господь сказал в Гите, что будет всегда хранить и защищать преданных Ему. Кришна провозгласил, что позаботится о вечном благоденствии любящих Его. Когда же это произойдет? Как добиться милости Божьей? Тот, кто зажег в своем сердце любовь к Богу, добьется ответной любви, так как знание и преданность – путь к Богоравности. Все помыслы и устремления Божьего избранника направлены только к Вездесущему как к единственной реальности, заполняющей мир. Господь не обещал, что будет постоянно заботиться о благополучии своих почитателей, лишь изредка вспоминающих о Его существовании и творящих зло и беззаконие под видом воли Божьей. Нам следует навсегда запомнить три правила: "Мысль о Боге никогда не покинет меня"; "Я не совершу ни единого действия, противного воле Божьей"; "Мой внутренний взор и все мое внимание будут сосредоточены только на Боге". Когда эти правила станут необходимым и естественным условием нашей жизни, мы будем щедро вознаграждены Его заботой и милостью.

   В последнее время нас почти не беспокоит, что мы игнорируем предписания и наказы Господа. Вместо этого мы позволяем себе роптать, что Бог не только перестал заботиться о своих созданиях, но ввергает род человеческий в пучину все более тяжелых невзгод и напастей. Заучивание и повторение фраз из "Бхагавад-Гиты", равно как и размышление только над ее сюжетной канвой – не более чем обычная тренировка ума. Необходимо понять смысл текста, охватить его целиком, впитать и усвоить его всем своим существом, вплести красной нитью в полотно своей жизни. Истинная польза сокровища – в его правильном применении.

   Вы не раз слышали притчу про котенка и маленькую обезьянку. Обезьяний детеныш ни на миг не покидает свою мать, какие бы головокружительные прыжки она ни совершала. Он будто бы прилепился к телу матери, прочно вцепившись в ее шерсть и прижавшись к ее груди. Малыш абсолютно уверен, что когда он рядом с матерью, ему ничто не угрожает. Он испытывает к ней полное доверие и чувствует, что она – его единственно надежная защита. Если мы вверяем себя Богу безоговорочно, без тени сомнения в Его могуществе, доверчиво прильнув к Нему, мы можем быть уверены в том, что нам гарантирована безопасность в любых условиях и в самых затруднительных обстоятельствах. Это один из возможных путей. Однако в данном случае ответственность за судьбу детеныша не лежит на взрослой обезьяне. Вся ответственность за свое поведение лежит на самом детеныше. С другой стороны, наблюдая за тем, как ведет себя кошка со своим котенком, мы видим, что полная ответственность за благополучие детеныша лежит на матери. Она постоянно следит за котенком, перетаскивая его в безопасное место. Такая ситуация соответствует понятию саранагати: жертвуя "собой", мы предоставляем Богу полное право распоряжаться нашей судьбой, подчиняясь Его приказам. Это – второй из возможных путей. Вы замираете в смирении, и тогда Бог сам берет на себя ответственность за заботу о вас.

   Эти два пути поклонения Богу, которые мы прояснили на примере поведения маленькой обезьянки и котенка, кажутся нам вполне достойными. Ими следуют немало людей в своей повседневной жизни. Они доступны многим, но не годятся для сильной личности, стремящейся познать истинное глубинное значение Атмы или Души. Такому человеку приходится искать другой путь, ведущий к самой вершине. Чтобы выяснить смысл истинной преданности, обратимся к примеру, который дает нам Вивекананда. Зрелая человеческая личность стремится обрести мокшу, или достичь освобождения. В принципе слово "освобождение" есть синоним свободы. Если вы жаждете свободы, то подразумевается, что в данный момент ее у вас нет: вы скованы и закрепощены. В чем видится эта несвобода? Разумеется, в собственной жизни – в нерасторжимых семейных узах, в привязанности к домашнему очагу, к своим близким и пристрастии к вещам. Ваши личные привязанности и ваши близкие – словно цепь на ноге раба. Для того чтобы сбросить этот тяжкий груз и освободиться от оков рабства, существуют два способа. Один из них – обрести такую невиданную мощь и силу, чтобы единым усилием разорвать все цепи. Другой способ – это постепенно сжиматься и уменьшаться и стать в конце концов таким незаметным и крошечным, чтобы проскользнуть сквозь кольцо цепи и вырваться на свободу.

   Если вы стремитесь к освобождению, вам придется выбрать один из этих способов, ибо третьего не дано. Первый из них называется бхакти, или путь преданности, а второй – джняна, или путь знания. Преданное служение, или бхакти, ставит вас в положение смиренного и раболепного слуги, безоговорочно преданного своему Господину. Все поведение истинного раба Божьего должно служить одной цели – завоеванию милости Всевышнего. Таков путь бхакти. Бхакти становится для него единственно возможным способом существования, выраженным понятием ДААСОХАМ, что означает: "Я – Твой слуга". Скованный цепью привязанностей, ты терпеливо повторяешь: "Даасохам, Даасохам", – и по мере роста твоего смирения эго, или личное "я", уменьшается, съеживается и в какой-то момент становится таким ничтожным, что ты легко проскальзываешь через отверстие цепи.

   Если же ты избрал другой путь, путь знания, или джняны, все в тебе наполняется сознанием мощи и силы. Этому состоянию Богоравности соответствует понятие ШИВОХАМ. Упорно повторяя: "Шивохам, Шивохам", или "Я – Шива", "Я – Шива" – ты растешь, расширяешься и становишься таким огромным и необъятным, что разрываешь цепи как легкую паутину. Оба эти пути, бхакти и джняна, ведут к освобождению.

OM