Летние ливни в Бриндаване
1972
Курс лекций по индийской культуре и духовности
Содержание | ||
Введение. Миссия Бхагавана Предисловие Глава 1 Обращение к студентам Глава 2 Истины Вед – достояние всего человечества Глава 3 Природа человеческого разума Глава 4 Чему нас учат упанишады Глава 5 Природа истины Глава 6 Кама и Кродха Глава 7 Пуруша и Пракрити Глава 8 Уроки Гиты Глава 9 Путь бхакти Глава 10 Медитация |
Глава 11 Судьба и божественное благоволение Глава 12 Самоконтроль и отречение Глава 13 Шанкара джаянти Глава 14 Обычаи и характер Глава 15 Временное и непреходящее Глава 16 Почитай своих родителей Глава 17 Гнев – наш злейший враг Глава 18 Путь преданности Глава 19 Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта Глава 20 Божественная любовь – как солнечный свет Глава 21 Радость и боль Глава 22 Знание и смирение Указатель имен и терминов |
Глава 16
Почитай своих родителей
Честь нации зависит от уровня ее нравственности. Упадок нравственности ведет к гибели нации. Простое восприятие и накопление мертвого знания о природе индийской культуры совершенно бессмысленно. Знание должно найти живое отражение в нашем поведении. Престиж конкретного индивидуума определяется моральной чистотой этого индивидуума. Только человек, производящий работу в процессе самскары, или своего очищения, будет способен осознать величие нашей культуры. Общество составляют отдельные личности. То, что происходит в самой маленькой деревне, зависит от состояния общества в целом, а состояние штата зависит от составляющих его деревень. Страна, как единое целое – это совокупность таких штатов. Благополучие нации, таким образом, полностью зависит от качеств и природы каждого конкретного индивидуума. Поэтому преобразование отдельной личности приобретает первостепенное значение. Это преобразование включает два аспекта: искоренение дурных помыслов и вредных привычек и культивирование добрых и полезных дел. Студенты должны постоянно осуществлять это на практике – избавляться от зла, чтобы освободить место добру.
Будущее страны во многом зависит от воспитания зрелой личности в наших студентах. К студентам следует относиться как к корням, из которых произрастает дерево нации. Мы должны постоянно питать эти корни, обогащая их Дивьяшакти, или Божественной силой. Студентов также можно сравнить со стеблями вьющихся растений. Если вовремя не подвязывать стебли и не следить за их правильным ростом, они превратятся в беспорядочный спутанный клубок, лишенный красоты и гармонии. Поэтому мы должны удалять лишние побеги, придавая кусту нужную форму и симметрию, не допуская дикого и бесконтрольного разрастания. Красота жизни зависит от чистоты и строгости наших привычек. Студенческие годы – самый важный и священный период в жизни. Студентам надлежит соблюдать строгую дисциплину ума и тщательно контролировать свои привычки. Помыслы должны быть чисты, и те хорошие и добрые мысли, что рождаются в ваших умах, следует поддерживать и усиливать немедленным претворением их в каждодневную, ежечасную деятельность. Цель организации наших занятий – не просто передать вам определенную информацию, которой владеют приглашенные нами учителя. Сама по себе информация не имеет цены без той внутренней трансформации, которая, как мы надеемся, произойдет с вами. Если в конце наших занятий вы не преобразитесь, считайте, что вы зря потратили силы и время, а своим родителям создали лишние проблемы. Если с молодых лет вы начнете развивать свое духовное начало, у вас появится возможность прожить свою жизнь спокойно, мирно и счастливо. Именно сейчас, в годы ученичества, следует задуматься о вашем собственном будущем, о будущем своей страны, своего народа и всей индийской нации – все эти вопросы заслуживают глубокого и серьезного осмысления. Если сейчас, пока ваши тела сильны и молоды, а способности не растрачены, вы не сделаете над собой усилия, чтобы двинуться в нужном направлении, вы не сможете сделать это позднее даже при сильном желании, когда ваше тело состарится и устанет от жизни, ум утратит живость и бдительность, а силы истощатся и иссякнут.
Ученые и пандиты, читающие вам лекции, – это опытные, образованные и сведущие в своем деле наставники. Однако все, что они могут сделать для вас, – это указать нужное направление. Они не пройдут этот путь за вас. В путешествие вы должны отправиться сами, стараясь не потерять указанную вам тропу из виду. Ваши наставники подобны путеводителям, или указателям на распутье, где сказано, что такой-то путь ведет к одной цели, а другой путь – к другой цели. Вам будет известно название конечного пункта, но никто не двинется по вашей тропе вместо вас. Нынешняя ситуация в стране такова, что правительство не в состоянии провести какие-либо реформы. А с другой стороны – народ не имеет возможности вселить необходимый энтузиазм в своих правителей. Я проясню вам характер сегодняшних взаимоотношений между народом и правительством при помощи нехитрой аналогии. Маленькая змея изловила большую лягушку. Змея старается что есть мочи проглотить лягушку, а лягушка старается изо всех сил освободиться, чтобы удрать от змеи. Однако лягушке не удается вырваться из змеиной глотки, а змея слишком мала, чтобы проглотить лягушку. В результате этого поединка оба противника полностью исчерпывают свои силы. Одно из двух: или правительство должно быть способно вводить реформы и укреплять систему образования, или у народа появляется достаточно сил, чтобы вразумить и поддержать правительство. К сожалению, в настоящий момент катастрофически не хватает сил и возможностей как народу, так и правительству. Истощаются обе стороны. Поэтому основная надежда сейчас возлагается на студентов. Из них должны вырасти достойные лидеры своей страны, способные поддержать как народ, так и правительство.
Помните, что как и высшие сановники, облеченные властью, так и ваши образованные учителя в свое время тоже были студентами. Те, кто несколько лет назад сидели на ученических скамьях, сегодня превратились в учителей и лидеров, и вы, сегодняшние студенты, завтра будете учителями и наставниками. Возможно, что некоторые из вас станут духовными вождями и проповедниками. Поэтому очень важно для каждого из вас именно сейчас понять, для чего вы получаете образование: для того, чтобы вам раскрылись Истина и смысл жизни, или для того, чтобы получить какуюто работу и причитающееся за нее жалованье? Настоящее образование должно помочь человеку прочно встать на ноги. Постарайтесь поэтому развивать уверенность в себе и совершенствовать личность посредством процесса самскары, или очищения. Вы должны развивать в себе культуру, мораль, нравственность и духовность, а также независимый и самостоятельный взгляд на мир.
Приучайте себя не уклоняться от трудностей и испытаний и переносить любые лишения и невзгоды во имя того, чтобы исполнить свой долг добросовестно и исчерпывающе. Вы должны быть готовы в любой момент отдать свои жизни на благо своей страны и своей нации. Сейчас не редкость встретить человека, эксплуатирующего чужой труд ради собственного комфорта и благополучия. И наоборот, чрезвычайно редки люди, способные пожертвовать собой ради счастья других. Счастье и спокойствие десяти человек стоят того, чтобы за это пострадал один человек. Однако унижение и страдание десяти человек ради довольства и выгоды одного индивида совершенно не допустимы.
Нам следует всегда учитывать отношение количества к качеству. Если само действие порочно и недостойно, то вашу жертву во имя благополучия десяти индивидуумов нельзя считать оправданной. Если же десять человек сражаются во имя благородной цели, то в данном случае пожертвовать собственными интересами и оказать поддержку и моральную помощь не только справедливо, но и необходимо. Иногда возникают ситуации, требующие тщательного анализа и особого подхода. Могут быть тысячи людей, чьи умы находятся во власти дурных и вредных идей. И достаточно одного-единственного человека, чьи помыслы чисты, который сможет управлять этими тысячами силой своей любви. Никогда не следуйте слепо воле толпы, не различив смысл и причины происходящего. Подобные ситуации нередки в студенческой среде. Если кто-то чувствует себя несправедливо обиженным и оскорбленным, все без разбору бросаются его защищать и утешать. Прежде всего следует убедиться в изначальной правоте самого "пострадавшего" и выяснить, насколько оправдана ваша защита и поддержка. Вы поддержите престиж своего учреждения и окажете истинное содействие человеку, если с вашей помощью он осознает свою неправоту. В противном случае, если вы успокаиваете и утешаете человека, который пострадал в результате своего дурного поступка, ваши действия нанесут только вред, а престиж вашего учреждения пошатнется.
Вы должны поддерживать только добрые и благородные стремления и не допускать действий, неверных в самой своей основе. Нередко, чтобы осуществить достойный и полезный замысел, вам требуется добиться на это разрешения официального лица. Если вы наносите визит важному чиновнику, то должны вести себя скромно и вежливо. Если ваша просьба будет четко обоснована и спокойно и доброжелательно изложена, должностное лицо с удовольствием пойдет вам навстречу. И наоборот, если вы будете вести себя грубо и вызывающе, то не получите ничего, кроме лишних неприятностей.
Долг и задача каждого студента – стать настоящим видьяртхи, а именно – личностью, стремящейся к получению знания, а не к исполнению своих случайно возникающих желаний. Видья, или знание, обогащается и углубляется винайей, или смирением. О хорошем образовании можно cyдить по зрелости личности и безупречности поведения, а не просто по количеству степеней и званий. Получить образование – это не значит забыть, каких жертв и лишений это стоило вашим родителям. Они ждут, что вы вернетесь к ним в новом качестве и они будут иметь возможность гордиться вашим добрым и сильным нравом. И это не значит, что вернувшись домой, вы можете огорчать родителей несдержанностью, развязными манерами и пренебрежительным отношением к "невеждам" – это значит, что вы не получили никакого образования.
Есть немало родителей, которые готовы терпеть любую нужду и лишения ради будущего своих детей. Некоторые отцы и матери обрекают себя на полуголодное нищенское существование, внося плату за обучение, лишь бы их дети имели возможность получить образование. Образование, которое не учит студентов ценить жертвы своих родителей, не внушает к ним благоговейного почтения, не может считаться полноценным. Древняя индийская мудрость гласит: "Сатьям Вада, Дхармам Чара" – "Говори правду, поступай по справедливости", а также "Матру Дево Бхава, Питру Дево Бхава" – "Почитай как Богиню мать свою, почитай как Бога отца своего". Эти великие предписания нашей культурной традиции надлежит хранить в глубинах своего сердца как драгоценные жемчужины.
Уроженцам севера Индии и штата Махараштра хорошо известна легенда о Пундалике. Пундалик слыл идеальным сыном, который проводил все свое время в служении своим достопочтенным родителям. Когда родители были нездоровы, когда их охватывала лихорадка или другой старческий недуг, Пундалик самозабвенно служил им, проявляя нежную заботу и внимание, склоняясь к их ногам как при священном обряде поклонения Верховному Божеству. Современный юноша редко бывает озабочен тем, что его мать тяжело больна и лежит в постели с высокой температурой, – он мчится в кино по первому зову приятеля. Наша мать – это богиня, чья кровь течет по нашим жилам, подарившая нам наше тело и нашу индивидуальность. Пренебрегая собственной матерью, мы черствеем сердцем и закрываем его для любви. Если в сердце нет любви и доброты, то в жизни не будет места ни успеху, ни счастью.
Как-то раз, когда Пундалик ухаживал за матерью, неожиданно к нему явился Бог Пандуранга. Пундалик растирал ноги своей матери, и у него не было времени взглянуть на Пандурангу. Случилось так, что в это время в доме находился Тукарам, гуру Пундалика. Тукарам спросил: "Мой дорогой Пундалик, ты разве не видишь, кто пришел? Это же сам Бог Пандуранга! Ты не обращаешь на Него никакого внимания! Опомнись, что с тобой происходит?" Пундалик спокойно ответил: "Поклонение двум богам лишено для меня всяческого смысла. Я признаю только одного Бога, экхару, и только один этот Бог важен для меня". Тукарам сказал: "Но к тебе пришел Бог!" Пундалик ответил: "Да, он Бог. Но здесь тоже Бог. Истинный Бог для меня – мой родитель, а вовсе не Пандуранга. Образ моей матери я вижу перед собой с самого рождения. Она дала мне жизнь, вырастила, вскормила и воспитала меня. Поэтому я поклоняюсь ей. Богиня, которая не покидала меня в течение 18-ти лет, для меня гораздо важнее этого Бога, появившегося на мгновение, чтобы потом снова исчезнуть. Если Пандуранга соизволил удостоить меня своего даршана, пусть посидит и подождет, пока я не сделаю все, в чем нуждается моя мать". С этими словами он бросил кирпич к ногам Божества в качестве асаны, или сидения, чтобы Бог мог присесть и подождать, пока Пундалик освободится. Пандуранга терпеливо сидел и ждал, пока верный сын справится со своими священными обязанностями, чтобы наградить его затем своим даршаном. Даже Боги могут подождать, пока вы исполняете свой долг. От вас требуется полная самоотдача, и только тогда вы почувствуете подлинное удовлетворение. Оно и послужит вам наивысшей наградой.
Мы знаем, что на лбу у Кришны обычно изображается тилак – кастури тилак, на груди у него – драгоценный камень, кауштубха, на кончике носа – навамуктика, серьга, а на руке – канкана, браслет. Кастури тилак – это не обыкновенный тилак. Это – символ самой Джняны, или мудрости. Таким образом, на лбу у Кришны – символ джняны, или мудрости. Кауштубха – это не просто декоративное украшение. Оно означает, что скрытое под ним сердце полно любви и нежности. Особый смысл заключен и в том, что в кончик ноздри вдета маленькая жемчужина. Навамуктика, или жемчужина Кришны, напоминает нам о том, что для достижения высшей мудрости наше внимание должно сосредоточиться на кончике носа. Зачем, собственно, спросите вы, нам фокусировать взгляд на собственном носу? Если мы неподвижно сидим в тишине, обратив наши мысли к Богу, а наши глаза при этом широко раскрыты, то всегда есть опасность, что внимание будет рассеиваться и отвлекаться на посторонние предметы. Если же мы совсем закроем глаза, то можем не заметить, как погрузимся в сон. Поэтому надежнее всего держать глаза полузакрытыми, концентрируя взгляд на кончике носа, чтобы не уснуть и не давать мыслям разбегаться в разные стороны. Что же символизирует канкана – браслет на руке Кришны? Индийцы пользуются подобным браслетом в двух случаях – или во время свадебной церемонии, или во время совершения жертвоприношения – яджны, или яги. Смысл использования канканы в том, что мы связываем себя обязательством совершения важного и благородного поступка. Вас заинтересует, почему Кришна носит на запястье канкану. Разве Он собирается ежедневно вступать в брак или устраивать жертвоприношения? Нет, Кришна наложил на Себя священный обет, и канкана – залог того, что Он постоянно помнит об этом. Первый обет Кришны – поддерживать добро и справедливость в мире и защищать дхарму, когда ей грозит опасность. Второй обет Кришны – заботиться о благе преданных Богу – тех, кто самозабвенно служит Ему и устремляет к Нему все свои помыслы. Он сказал: "Когда все вы присягнете в своей верности дхарме и найдете приют у ног Моих, Я избавлю вас от всех грехов, которые вы успели совершить". Канкана на руке Кришны – залог того, что Он связал Себя клятвенным обетом. Поскольку в настоящее время мы слабы в своем устремлении завоевать прощение и милость Божью, то канкана на руке Кришны будет оставаться до тех пор, пока мы не осознаем, от какого дара мы отказываемся, и пока не обратим свой взор и свои мысли к Богу. Он говорил: "Думайте только обо Мне и ни о ком другом, кроме Меня, поклоняйтесь Мне со всею преданностью, и если вы выполните эти три правила, Я позабочусь о вашем благе и процветании". Мы не пытаемся следовать ни одному из них, а вместо этого недоумеваем: почему Кришна оставил нас?
Право лидерства заслуживает лишь тот, кто уверен, что ведет за собой других в нужном направлении. Вы должны в совершенстве владеть тем, чему собираетесь учить других. Современные лидеры – мастера говорить слова, отдавать приказы и требовать от других то, на что сами не способны. На любом из жизненных поприщ, в котором они выступают в качестве вождей и наставников – будь то политика, экономика, социология, культура или религия, ими овладевает мания величия и они чувствуют себя героями. Однако результаты их действий показывают, что они не великие герои, а всего лишь большие нули (* В тексте использована игра слов: "not heroes, but zeroes" (англ.) не герои, а нули). Поэтому нынешние студенты должны взять за правило уверенное и умелое использование полученных полезных знаний в своей ежедневной деятельности. Только тогда вы сможете указать другим правильный путь и контролировать их поведение. Сегодня мы все критикуем своих правителей – что они то делают неправильно, се делают неправильно и т.д. Завтра вы сами можете стать вождями и должны заранее позаботиться о том, чтобы не повторять ошибок, дабы в свою очередь, не стать объектом насмешек и критики.
На нашей руке пять пальцев. Сталкиваясь с дурным человеком, мы имеем привычку указывать на него пальцем. На него направлен наш указательный палец, а три других в это время загнуты и нацелены на нас самих. Прежде чем решиться обвинить другого в его ошибках, трижды подумайте, не страдаете ли вы сами теми же недостатками. В таком подходе есть особый смысл. Когда вы столкнетесь с чьим-то дурным поступком или грубым промахом, воспринимайте это как нечто обычное и тривиальное. Тогда вы не будете заниматься критикой. Представьте, что за вами есть какая-то небольшая вина. Стремитесь увеличить ее, и вы почувствуете, что впредь не будете совершать ничего подобного. Таким образом, можно надеяться, что в следующий раз вы будете полностью владеть ситуацией, чтобы избежать неприятного чувства вины. Если же вы скрываете собственную вину как от себя, так и от других, указывая пальцем лишь на чужие недостатки, то пользы не будет ни вам, ни обвиняемому вами. Далеко не всегда оправдано стремление человека выпятить недостатки другого. Но в то же время вы должны чувствовать благодарность к тому, кто указывает на ваши ошибки и промахи, поскольку вы далеко не всегда знаете, в чем правы, а в чем нет. Из-за того, что ваши глаза повернуты наружу, вы способны находить ошибки других, но не способны увидеть изъяны своей собственной натуры.
Расскажу небольшую историю. В летнее время в окрестностях Нагпура обычно воцаряется засуха и ощущается острый недостаток питьевой воды. Совершая паломничество, одна старая леди, ортодоксальная браминка, добралась до Нагпура. Ее мучила сильная жажда, и она бросилась искать колонки с водой, но из них не вытекало ни единой капли. На станции был организован пункт по выдаче воды населению; вода доставлялась туда в особых кожаных мешках. Старая леди наблюдала, как люди наполняют свои кружки водой из этих мешков, и ее одолевали большие сомнения. Она размышляла о том, что человек, раздающий воду, наверняка принадлежит к низшей касте и что очень опасно пить воду из бурдюка, который, возможно, ни разу не мыли. Леди пребывала в нерешительности и после долгих колебаний спросила у водоноса: "Дорогой мой, скажи, не очень ли грязна эта вода?" Человек, раздающий воду, был достаточно умен и ответил старой браминке: "Этот бурдюк, полный воды, гораздо чище, чем тот кожаный мешок, а именно – твое тело, в который ты собираешься влить ту воду, что я дам тебе. Твой желудок несравненно грязнее".
В наши дни усиливается стремление к внешней чистоте, к поверхностному лоску. Мы заботимся о том, чтобы не "запачкаться" от окружающего нас мира, забывая о том, что начинать надо с очищения самого себя. Не избавившись от скверны, находящейся внутри, мы не сможем освободить от нее и окружающее нас. Это основное правило очень важно для наших студентов, которые в ближайшем будущем могут занять руководящие посты и приступить к усовершенствованию нашего общества.
Несмотря на то, что большинство студентов посещают наши занятия уже более двадцати дней, принимая участие в беседах на важные и возвышенные темы, многие из них до сих пор не способны отказаться от прежних дурных привычек. Если вы сумеете оставить здесь свои вредные пристрастия, это сослужит вам неоценимую службу в будущем. Утром и вечером с ваших губ слетает имя Божие. Если утром ваши уста наслаждаются чудесным звуком этого имени, а вечером наполняются едким табачным дымом, это значит, что все, усвоенное вами за день, оскверняется и обесценивается. Откажитесь от дурной привычки к курению. Она уносит ваше здоровье, разрушает ваши легкие, и, как говорят доктора, приводит даже к раку. К чему продолжать это бессмысленное занятие, наносящее ущерб вашему здоровью и вашей красоте?
Если вы вернетесь домой в таком же неудовлетворительном состоянии, в каком явились сюда, значит, пребывание на этих летних курсах оказалось для вас бесполезным. Если же ваши родители, друзья и родственники, встретив вас, увидят, что перед ними другой человек, вернувшийся домой в новом качестве и прекрасной форме, то все мы будем счастливы: наше начинание не прошло для вас бесследно и наши усилия будут вознаграждены.