Вы на странице: ГлавнаяМедитацияЭЭГ ➤ Доводы в пользу применения ЭЭГ-гарнитур

Медитация и йога

Доводы в пользу применения ЭЭГ-гарнитур


     Эта статья о доводах в пользу применения нейрогарнитур, таких как NeuroSky MindWave Mobile. Общие вопросы ЭЭГ-медитации и различные приложения рассматриваются в этой статье.

     У практикующих медитацию может возникнуть вопрос, зачем нужны ЭЭГ-гарнитуры (нейрогарнитуры), ведь одно из основных требований медитации – остановить внутренний монолог (который иногда также именуют внутренним диалогом), и эту установку вполне может выполнять ум самого практикующего без всяких нейрогарнитур. Поверхностный ответ тут такой – в большинстве случаев, когда через некоторое время после волевого прекращения ментального шума медитатор теряет контроль над умом и снова начинает думать, например, о том, как лучше медитировать, или «Неужель мы так грешны?», он, во-первых, не сразу способен заметить потерю контроля над умом в процессе медитации, и ментальный шум продолжается какое-то время до тех пор, пока медитатор не заметит этой потери (и тут на помощь приходит своевременный звуковой сигнал о выходе из состояния медитации), и, во-вторых, пока он не решит, что собственно практика медитации во время целенаправленного сеанса медитации важнее тех иногда интересных идей, которые неизбежно могут приходить в ум, как только он хоть чуть-чуть проясняется безмыслием.

     Но нейрогарнитуры, обеспечивающие биологическую обратную связь, имеют и другие неоспоримые преимущества, о которых будет рассказано чуть позже. Компания NeuroSky совершила поистине революционный прорыв в медитации, не только создав выдающуюся массовую дешёвую нейрогарнитуру с сухими электродами, но и добавив в неё формирование параметра «медитация». Причём значения этого параметра в целом согласуются с тем, что происходит в процессе медитации в уме опытных медитаторов, включая практикующих ТМ Махариши. Уже стало общепринятым представление, что классическая медитация – это преобладание альфа-ритма. В некоторых направлениях буддизма к альфа-ритму добавляется значительное увеличение гамма-ритма во время медитации. Это вопрос той или иной техники медитации, и имеются свидетельства, что монахи дзен-буддизма, у которых десятки лет доминировал гамма-ритм, естественным образом переходят в состояние доминирующего альфа-ритма в процессе медитации.

     Автор этой статьи пару лет ставил самые разнообразные опыты с гарнитурами NeuroSky MindWave, в том числе надевал две сразу и сравнивал оказавшиеся очень похожими ритмы, и заметил такие особенности. Не всегда даже самые казалось бы вдохновенные спонтанные состояния сознания соответствуют медитации и альфа-ритму, или же имеют малую продолжительность таких ритмов. В то же время длительная регулярная практика способна более или менее гарантировать быстрый сознательный переход в состояние медитации.

Медитация с нейрогарнитурой NeuroSky MindWave
Медитация с нейрогарнитурой NeuroSky MindWave

     Неоспоримое преимущество ЭЭГ-медитации заключается в том, что беспристрастная гарнитура будет сигнализировать о выходе из состояния медитации всякий раз, когда вы выходите из состояния медитации. Кто-то может сколько угодно безапелляционно утверждать, что якобы гарнитура что-то там неправильно показывает, а он якобы на самом деле умеет медитировать, но ритмы головного мозга напрямую связаны с состоянием ума. Это наука. Уже давно определена связь альфа-ритма с медитацией.

     Да, существуют невероятно продвинутые йоги в Гималаях, и не только в Гималаях, которые могут вытворять чудеса со своим телом, в том числе и играть ритмами мозга как угодно, и при этом находиться даже не в состоянии медитации, а в состоянии сверхсознания. Но сейчас речь не о сиддха-йогах, аватарах и ануннаках. Речь о том, что в подавляющем большинстве случаев опытные медитаторы в том состоянии, которое общепринято называется медитацией шаматха (шинэ, дхьяна, самадхи), демонстрируют преобладающий альфа-ритм. И нейрогарнитуры способны достоверно отслеживать этот альфа-ритм. Одноканальный гаджет-электроэнцефалограф NeuroSky MindWave Mobile EEG Headset

     В разных течениях буддизма придерживаются различных точек зрения на то, должны ли быть закрыты глаза во время медитации. Несомненно, что закрывание глаз во многих случаях способствует увеличению альфа-ритма. Но, с другой стороны, оно способствует и дрёме, которая сводит на нет медитацию. Частично дрёму могут устранять упражнения в визуализации, которые обычно не сопровождаются увеличением шумящего бета-ритма. В одних школах буддизма говорят о необходимости закрывать глаза во время медитации, в других требуют медитировать с открытыми глазами, в третьих – с полузакрытыми («Необходимо просто смотреть на пол прямо перед собой. Вы можете называть это полузакрытыми глазами. Не смотрите вдаль во время медитации».). С нейрогарнитурой вам не нужно гадать – вы всегда можете проверить, как лучше получается медитация в текущий момент. Потому что в одно время медитация лучше получается с закрытыми глазами, а в другое время вы можете в тихой обстановке после интенсивной мысленной деятельности непрерывно хорошо медитировать десятки секунд с открытыми глазами. Нейрогарнитура сделает в такой ситуации для вас то, что может сделать только ясновидящий гуру, способный видеть состояние ума ученика.

     Священные писания и многие учителя медитации говорят о том, что диета медитатора должна быть умеренной. Не должно быть ни голодания, ни чревоугодия. Нейрогарнитура наглядно покажет вам отсутствие альфа-ритма и медитации в течение как минимум 3 часов после употреблённой обильной или тяжёлой пищи. Теория священных писаний становится наглядной практикой с подобной гарнитурой. Вы поймёте, почему медитаторы с многолетним стажем стараются переходить на вегетарианскую или даже веганскую диету.

     Возможно, что в состоянии медитации какая-то ранее накопленная в теле энергия (и тут я подумал о кундалини :) преобразуется в другую, более утончённую форму энергии, способствующую духовному развитию, или же во время медитации создаются условия для перетекания ранее накопленной энергии в выстраиваемые с её помощью тонкие тела (коши; 4-е виджнянамайя и 5-е анандамайя), появление и развитие которых обеспечивает эволюцию личности и соответствующее расширение горизонтов мировоззрения и кармы, что по-настоящему меняет человека в сторону этического и разумного существа, без насилия над собой в виде насаждаемых до этого извне поначалу абсолютно внешних для человека формальных кодексов поведения.

     Возможно, что именно эти перетекания энергий обусловливают текущие пределы продолжительности медитаций, делая невозможной или неэффективной непрерывную медитацию, которая длится значительно дольше среднего текущего натренированного значения. Прогресс в практике медитации происходит крайне медленно, и он может тормозиться и откатываться назад массой факторов, включая неправедный образ жизни медитатора и его особенностями вовлечённости в социум. Другими словами, утечками энергии.

     Нейрогарнитура чётко показывает текущий предел медитатора. Попробуйте как можно дольше удерживать шарик в воздухе в игре Float (Поплавок) приложения Brainwave Visualizer, и вы увидите, как через какое-то время шарик неизбежно упадёт, как бы вы ни старались. Каждый медитатор имеет свой текущий предел длительности медитации. В буддийской медитации есть понятие «утопания ума», когда медитатор спустя какое-то относительно продолжительное время (например, 5-20 минут) после начала медитации полагает, что он всё ещё медитирует, но на самом деле медитации как таковой уже нет, даже несмотря на возможное безмыслие. При этом медитация требует состояния "безмыслие-2" (требующего дополнительного тонкого волевого усилия), а не простого отсутствия мыслей, о чём подробно рассказывается здесь, и нейрогарнитура NeuroSky отлично справляется с обнаружением этого состояния, оказывая неоценимую помощь в практике медитации. Также нейрогарнитура ясно показывает отсутствие медитации в целом и альфа-ритма в частности во время утопания ума, когда медитатор достиг своего текущего предела продолжительности сеанса медитации.

     В отличие от нарушения безмыслия, «утопание ума» очень плохо отслеживается самим медитатором, и нейрогарнитура может оказать неоценимую помощь на этом этапе сеанса медитации. При утопании ума в том числе наступает состояние, похожее на ступор, когда когнитивные способности падают, и медитатор продолжает медитацию в состоянии, скажем так, усталости и пониженной осознанности. Образно это можно сравнить с состоянием сильно уставшего водителя, который уже очень много часов за рулём. При этом медитатор в таком ограниченном состоянии сознания может полагать, что якобы всё в порядке, что он якобы всё ещё контролирует своё состояние и якобы медитирует. Вот только нейрогарнитура при «утопании ума» чётко показывает, что и альфа-ритма, и медитации уже нет. В такой ситуации лучше прекратить медитацию, взбодриться и только через какое-то время снова начать медитировать, чем продолжать тешить себя иллюзией якобы длительной успешной медитации.

     Кроме того, в мире существует множество разношёрстных заграничных и отечественных сект, заявляющих об исключительной духовности и невероятной продвинутости своих руководителей, которые якобы достигли немыслимых высот в самадхи и готовы успешно обучать всех подряд медитации «за толику малую». Подобные гарнитуры в теории позволяют легко определить возможность «самадхи» как руководителей таких сект, так и их доверенных учеников из ближнего круга с зачастую широкими и незамысловатыми формами лица. Представьте, что вы как новичок хотите выбрать для себя студию медитации. Вы пойдёте к такому ведущему студии, который может демонстрировать, например, получасовое преобладание альфа-ритма научным способом, или к тому, кто обвешался дипломами сомнительного происхождения, вплоть до коррупционной составляющей, и способен только вешать лапшу на уши про свои успехи в медитации? Прозрачность деклараций о собственных достижениях преподавателей медитации с помощью электронных гарнитур – необходимость и несомненное преимущество в построении цивилизованного успешного и приносящего положительные результаты общества преподавателей йоги и медитации.

     В свете вышесказанного можно сказать, что нейрогарнитура – незаменимый помощник целеустремлённого медитатора. Да, вполне возможен успех в практике и без гарнитуры. Но с гарнитурой он будет быстрее.

     Любая нейрогарнитура напоминает разборные железные гантели. Как и гантели, сама по себе, валяясь в сторонке, она ничем вам не поможет. Необходима ваша регулярная практика, если вы хотите достичь ощутимого результата.

Экран приложения "ЭЭГ-медитация" при написании этой статьи
Экран приложения "ЭЭГ-медитация" при написании этой статьи

Экран приложения "ЭЭГ-медитация" после медитации в тот же день
Экран приложения "ЭЭГ-медитация" после медитации в тот же день

     Из книги Анны Вайз "Вдохновение по заказу":

     "Однажды ко мне пришёл человек и заявил, что он в течение двенадцати лет медитирует каждый день по одному часу. Он сказал, что, хотя ему и нравятся те ощущения, которые он испытывает, когда медитирует, но, по его мнению, ему чего-то не хватает. Когда он поговорил с другими людьми, которые практикуют медитацию, ему стало ясно, что он, наверное, делает что-то не так, потому что не испытывает ни одного из тех ощущений, которые переживают другие. Я измерила его волны мозговой активности, когда он находился в том состоянии, которое называл медитацией, и обнаружила, что все эти двенадцать лет этот человек уделял целый час каждый день на то, чтобы просто посидеть и подумать! Альфа- и тета-состояния, свойственные медитации, ему были просто незнакомы. За три сеанса я научила его входить в состояние глубокой медитации, и когда он «впервые вошёл в это состояние, он широко улыбнулся мне и сказал: «У меня получилось!»"

     В XIX веке многие "эзотерики" полагали, что при вступлении в Теософское общество они сразу вспомнят пару-тройку своих прошлых воплощений (которые, конечно же, все будут важными историческими фигурами) и обретут пару сверхспособностей впридачу. И хотя технологии с тех пор шагнули далеко вперёд, люди изменились незначительно. Не ждите, что с покупкой гарнитуры вы сразу начнёте медитировать как Падмасамбхава. Успешная медитация требует правильной тренировки в течение большого периода времени. Ниже приведён перевод одного сообщения на форуме, в котором покупатель гарнитуры NeuroSky MindWave жалуется на то, что, по его мнению, гарнитура не работает. Вышеприведённая цитата из книги Анны Вайз показывает, что не все, кто медитируют даже каждый день по 12 лет, умеют медитировать на самом деле. Помните об этом при прочтении нижеприведённой цитаты, её сумбурный текст с ошибками на английском был слегка приглажен при переводе:

     Недавно я купил Brainwave (т. е. Brainwave Starter Kit). В течение многих лет я находился под впечатлением видео Кена Уилбера с электроэнцефалографом. Наконец, я нашёл нечто, с чем можно было бы повозиться, даже несмотря на то, что я знал, что этот дешёвый электроэнцефалограф никогда не будет точным. Так или иначе, меня также соблазнили эти параметры «внимания» и «медитации».

     Я пользуюсь им только один день, но я немного в замешательстве. Я не эксперт, но его показатели не выглядят очень точными (?). Я имею в виду, что я искал информацию о том, как они определили, что такое «медитация» и «внимание», и, насколько я понял, они просто взяли 14 случайных людей, чтобы определить, как будут формироваться эти параметры. Я не очень уверен, но, кажется, что они просто пришли к выводу, что бета-волны – это сосредоточение (от 12 до 30 Гц), а волны от 8 до 12 Гц, или альфа-волны – это расслабление (они называют это медитацией). Как вы думаете?

     Я пробовал различные методы медитации и релаксации, и, насколько показывает мой опыт, параметры «медитации» и «внимания», похоже, не коррелируют (не соотносятся) с моей 15-летней практикой. Я думаю, что они навесили эти ярлыки на то, что они вынесли из этого эксперимента с 14 людьми, но я начинаю задаваться вопросом, имеет ли этот фактор «медитации» хоть какое-то отношение к реальной медитации.

     С другой стороны, я пытался использовать «Журнал медитации» и «Визуализатор 2.0», и они, похоже, выдают данные по-разному (?). Например, в визуализаторе есть игра, чтобы сжечь бочку своим вниманием, я практиковал её до тех пор, пока у меня не получился этот трюк, и затем я перехожу в «Журнал медитации» и не похоже, чтобы получился такой же эффект.

     Пожалуйста, скажите мне, что я совершенно неправ!

     В любом случае, всё ещё интересно увидеть данные в «Визуализаторе 2.0», но всё равно я не знаю, как интерпретировать волны, потому что все волны от дельты до гаммы, похоже, скачут как сумасшедшие. Я посмотрел несколько видеороликов на YouTube, и, кажется, что у всех были подобные (хаотичные) показатели. Я имею в виду, не правда ли, что нормальный человек не должен иметь активности дельта-волн в состоянии бодрствования? Я в смятении, потому что я не знаю, как связать всю информацию о волнах мозга и обратную связь гарнитуры NeuroSky MindWave. Есть идеи?

     Например, я спал 20 минут, и когда после этого проверил данные, всё казалось мне очень похожим на то, что было в состоянии бодрствования, как это возможно?

     Человек может всю жизнь заниматься во время медитации размышлениями и вообще чем угодно, полагая, что это он медитирует. Польза нейрогарнитуры как минимум в том, что можно сразу узнать, умеете ли вы медитировать. А также она помогает быстрее осваивать медитацию с помощью биологической обратной связи.

     Нейрогарнитуры – это новый, третий – после гуру и книжного руководства – способ научиться медитировать. Нейрогарнитура NeuroSky с параметром «медитация» определяет уровень медитации шаматха пользователя в процентах ежесекундно с технической задержкой в 1-2 секунды.

     Ясновидящий гуру, обладающий даже минимальными соответствующими сиддхами, за счёт своей огромной энергии может за пару секунд погрузить ученика в состояние медитации и, тем самым, показать это состояние ученику наглядно и «в ощущениях». Причём такие гуру есть и на постсовке, и они не имеют отношения к постуральной йоге, всецело посвящая себя тому, что в буддизме называют шаматхой и випашьяной, даже если они сами называют это другими терминами.

     Книжное руководство подходит для тех, кто готов посвятить много времени тому, чтобы самостоятельно разбираться в особенностях духовной практики и долго прогрессировать в ней самостоятельно. Причём предварительно придётся разбираться с грудами литературы самых разных «гуру» и просто бизнесменов и аферистов вокруг темы духовности, понаписывавших многие тысячи книг, которые часто смахивают на разный «астральный бред» и бесполезны в практике, только отнимая время на разгребание кучи этой «пустой породы» в поисках «алмазов» эффективных описаний практики.

     Наиболее серьёзный недостаток книжных руководств – они, сами по себе, не дают возможности ощутить действительное состояние медитации. Сколько бы вы ни читали эти тексты, включая «Йога-сутры» Патанджали, всё это будет всего лишь перевариваться умом на ментальном уровне. При этом фактический прогресс в практике медитации очень медленный, и потому подобные тексты будут казаться такими, словно они написаны «в параллельном мире» – с их самьямами и прочими немыслимыми в прямом и переносном смысле достижениями.

     Книжные руководства – это как если учиться играть на гитаре, не слыша звука самой гитары. Например, если бы вы учились играть на гитаре без струн, или на нарисованном муляже гитары. Ясновидящий гуру даже в такой ситуации мог бы дать послушать «звучание» такого муляжа, в то время как книжные руководства будут «беззвучно» повествовать вам о том, сколько лепестков у чакр каким нотам соответствуют струны, какие ощущения в джханах как правильно брать аккорды, давать советы от утопания ума как необходимо перемещать руки при игре и т. д. Но эффективность использования книжного руководства с муляжом гитары будет несравнимо ниже, чем с использованием настоящей правильно звучащей гитары, достоверно откликающейся на ваши действия посредством звуковой обратной связи. Причём даже с настоящей гитарой необходимо настойчиво тренироваться долгие годы, чтобы достичь уровня игры, например, Дидюли. Нет смысла говорить, что использование муляжа не просто очень сильно снижает эффективность и скорость обучения, но и не позволит достичь реальных высот мастерства.

     В любом деле для быстрого прогресса крайне важна обратная связь, указывающая на то, насколько получается лучше или хуже при тех или иных усилиях. Движение впотьмах – не лучший выбор. Тем более, если речь идёт о чём-то настолько новом и непривычном, как медитация. Нейрогарнитура NeuroSky MindWave Mobile 2 предоставляет возможность быстро самостоятельно «нащупывать» состояние медитации благодаря неврологической обратной связи и тренировать всё более длительное пребывание в состоянии подлинной медитации. Использование подобной нейрогарнитуры в значительной степени делает ненужным многолетнее изучение большого количества специализированных объёмных текстов, например, буддийских, предназначенных для опосредованного и окольного лексико-семантического описания практики и ступеней медитации на ментальном уровне для тех, кто не знаком «лично» с этим состоянием и его ступенями.


     Частичный перевод статьи:

     Высокотехнологичная медитация: замените своего йогатичера на нейрогарнитуру

     "Положительных результатов медитации много, но овладение практикой может быть сложной задачей. Попробуйте NeuroSky, ЭЭГ-гарнитуру, которая считывает электрические волны мозга и помогает вам достичь наилучшего психического состояния".

     Грегори Ференштейн. Опубликовано 14 апреля 2014 г. 5:45 ET.

     "Я всегда хотел вступить в ряды тех, кто способен генерировать спокойствие и сосредоточиться в своей жизни, используя древние техники осознанности, но этому было трудно научиться из-за значительного дефицита внимания. Обескураживающая проблема заключается в том, что медитация, возможно, в отличие от любого другого навыка, не может отслеживаться. Я не могу заплатить тренеру, чтобы он говорил мне, «собран» я или нет.

     К счастью, на помощь пришла новая технология: недорогие считыватели электрических волн мозга коммерческого уровня. Приблизительно за 100 долларов у меня есть возможность надеть NeuroSky – нейрогарнитуру, которая дополняет мою повседневную медитацию программным обеспечением, которое сообщает мне, когда я собран или потерял контроль.

     Когнитологам давно известно, что собранность связана с определёнными сочетаниями ритмов мозга, наблюдаемыми с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Используя портативную технологию, которая регистрирует определённые волны мозга, учёные разработали программное обеспечение, которое извещает пользователей визуально и звуком, когда они находятся в желаемом психическом состоянии.

     Медитация с компьютерным отображением её уровня хороша для тех из нас, кому трудно даже понять, на что похожа собранность в медитации. Безусловно, медитация с компьютерным отображением её уровня может быть очень неприятным опытом. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, как получить высокие значения уровня медитации в приложении, в основном потому, что я медитировал совершенно неправильно. Медитация – это не усиленная концентрация, а безмолвие ума. Прежде чем я понял это, я провёл много часов, проклиная это высокотехнологичное устройство на моей голове.

     Инженеры хорошо финансируемой компании InteraXon, которая создаёт (в 2014 г.) альтернативу NeuroSky под названием Muse, говорят мне, что они ищут совершенно разные сочетания волн мозга (соответствующие разным состояниям ума).

     Но основы умиротворённости, слушания и прекращения внутреннего монолога являются основой любой медитации. В то время как мы, возможно, не знаем наилучших способов разработки устройств для отслеживания состояния медитации с компьютерным отображением её уровня, любая помощь в этой сфере может быть чрезвычайно полезной. Для меня эта технология – это восхитительно полезная опора, способная подтолкнуть меня к более продвинутым медитативным практикам".



     Две проблемы восприятия результативности медитации

     Некоторые люди говорят о том, что медитация им не помогает, несмотря на её довольно длительную практику. Многие люди говорят, что практика медитации помогает им в жизни, но, если внимательно изучить эффекты от их практики, то выясняется, что результаты их медитаций часто находятся где-то в промежутке между эффектом плацебо и просто ежедневным спокойным расслаблением, например, под приятную музыку. У кого-то в результате практики того, что они называют медитацией, всего лишь раздувается эго, и их занятия намного больше напоминают карго-культ медитации со всевозможными внешними гламурными атрибутами, чем собственно её надлежащая практика. Но все эти эффекты не имеют отношения к собственно результатам правильной практики медитации из-за наличия двух основных проблем в практике того, что люди называют медитацией.

     Первая – так сложилось, что большинство людей очень туманно представляют, что такое медитация и как медитировать. Многие не понимают, что успешная медитация требует не меньшего самоконтроля и не меньшей самоотдачи на тренировках в течение долгого времени, чем хорошее умение играть на скрипке или спортивные достижения хотя бы мастера спорта. А то, что медитация – это процесс, который невозможно проконтролировать внешне, и что никто не видит ум другого медитатора, и потому никто не в состоянии ориентироваться на состояние сознания какого-нибудь успешного медитатора, порождает ошибочные наивные иллюзии якобы простоты этой психотехники (вроде тех, как «у меня же тоже две руки, и движения смычком скрипки не выглядят невыполнимыми»). Якобы нужно просто сесть на коврик, закрыть глаза и попытаться не думать секунд пять; потом в разных размышлениях, воспоминаниях и фантазиях проведено ещё минут двадцать – и вуаля! – можно записать себе в актив очередную якобы успешную медитацию. И хотя собственно состояние правильной медитации шаматха/самадхи очень простое, и даже почти не требует усилий для его поддержания, как почти не требуется усилий для поддержания равновесия опытному канатоходцу, идущему по натянутому канату, осознать эту простоту и достичь её можно только в результате длительных тренировок.

     Вторая проблема – это высокие требования к качеству процесса медитации для обеспечения её действительных результатов собственно как психотехники. Без качественного безмолвия ума, которое можно назвать «безмыслие-2.0» по сравнению с просто безмыслием, и без натренированной способности удерживать это состояние, все рассказы о результатах своей медитации будут или (1) просто описанием эффектов расслабления на 20 минут от мирской суеты (что, конечно, тоже полезно, но такое расслабление – это всё-таки не медитация), и подобных результатов можно достичь просто слушанием лёжа на диване приятной музыки, или же (2) выдаванием желаемого за действительное. Даже если достигнуты некоторые начальные успехи в медитации, то до достижения результатов собственно медитации, а не бытового расслабления, сопутствующего медитации, тренироваться надо столько же, сколько до эффектов хотя бы первой джханы (дхьяны) буддизма. При этом подавляющее большинство медитаторов, которые рассказывают о положительных эффектах своей практики медитации, эффектов первой джханы не достигало ни разу, а их описания положительных результатов своей практики медитации обычно сводятся к тем же, которые приводятся людьми, просто регулярно расслабляющимися под музыку или на природе (вроде «я стал более спокойным и уравновешенным»).

     Оценить свою реальную способность умения медитировать можно или под контролем ясновидящего гуру (но так везёт единицам), или же с помощью нейрогарнитуры NeuroSky, параметр «медитация» которой откалиброван по состоянию медитации шаматха лучших тибетских мастеров буддизма махаяны, примерно совпадающему и с йоговским самадхи. Проверка с помощью этой нейрогарнитуры своего умения медитировать вызывает у разных людей самые разные чувства, и они часто находятся в диапазоне от отрезвления фактическими (низкими) результатами до гнева и попыток отрицания возможности оценивать умение медитировать научным способом через отслеживание сочетаний амплитуд ритмов мозга, напрямую связанных с умом и имеющих явную и очевидную связь с разными ментальными состояниями, включая и состояние медитации, что многократно подтверждалось самыми разными научными экспериментами.

     В то время как нейрогарнитура позволяет быстро и даже ежесекундно оценивать уровень и само наличие медитации, есть и старый классический способ оценки качества медитации и вообще её наличия. Это естественное замедление дыхания в состоянии медитации, которое демонстрировал, например, йог В. М. Забелин. Без достижения этой естественной, подчёркиваю, естественной задержки дыхания в том состоянии, которое люди называют медитацией, нельзя говорить о результативности собственно медитации. Потому что регулярная правильная практика медитации не может не сопровождаться этой естественной задержкой дыхания.

     К сожалению, результаты собственно медитации не достигаются «с нуля за 30 дней» или даже дольше даже её правильной практики. Некоторые побочные эффекты, конечно, имеют место, но они мало чем отличаются от простого регулярного расслабления под музыку или даже просмотра документальных фильмов о природе Дэвида Аттенборо (это западный «Николай Дроздов»), и имеют мало общего с собственно результатами настоящей медитации.

     Медитация требует длительной регулярной правильной практики с надлежащей интенсивностью. Без соблюдения всех этих требований разные рассказы о пользе, вреде или неэффективности медитации – это просто рассказы людей, которые, по большому счёту, не смогли в медитацию.



     Поскольку за три с лишним года (текст написан в июне 2019 г.) объектизации состояния медитации посредством нейрогарнитур уже накоплена некоторая статистика - моя и не только, то появились наработки на тему минимально необходимого количества времени для практики медитации.

     1. Если медитировать реже, чем пару раз в день хотя бы по 15 минут, то прогресса в медитации как такового не будет. Хотите прогресса в реально подтверждаемых показателях - медитируйте чаще, можно даже и более короткими сессиями. 20 сессий медитации в день по 2 минуты каждая будут эффективнее и для новичка, и даже для середнячка, чем 2 сессии по 20 минут в день. Потому что из тех 20 минут сидения в медитации собственно медитация всё равно будет длиться, как показывает статистика, максимум 1-2 минуты, и эти минуты медитации будут, как правило, ближе к началу сессии.

     2. Если по объективным данным, например, нейрогарнитуры, вы уже можете медитировать в течение пары минут со средним уровнем не ниже 80%, или же удерживать уровень медитации более минуты без единого падения ниже 80%, то для дальнейшего прогресса придётся увеличивать сессии медитации, например, до 20 минут или даже больше. Количество сессий может быть 4 или чуть больше в день.

     3. Если не практиковать медитацию в течение 3-4 дней, то объективные показатели медитации обычно ухудшаются в 2-4 раза. Если не практиковать медитацию в течение недели, то объективные показатели медитации обычно ухудшаются в 5-10 раз. При возобновлении практики медитации потребуется несколько (3-4) дней на то, чтобы вернуть показатели частично (чтобы они начали заметно улучшаться обратно), и около пары недель регулярной практики, чтобы вернуть их почти до исходного перед перерывом уровня.

     Исходя из этого могу сказать, что те, кто медитируют всего 2-3 раза в неделю, фактически не будут прогрессировать в практике медитации. В лучшем случае они будут барахтаться около своего базового (минимального) уровня медитации. Таковы объективные данные, подтверждаемые нейрогарнитурой NeuroSky с параметром "медитация".

     «Мой отец обязательно говорил всем новым ученикам, включая меня, что самый эффективный подход для начинающего состоит в том, чтобы успокаивать ум на очень короткое время много раз в день».

      – Йонге Мингьюр Ринпоче, «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему»




      
Группа "Медитация с нейрогарнитурами"
в фейсбуке


      

     Медитация с использованием обратной нейросвязи с помощью ЭЭГ NeuroSky MindWave Mobile – ускоренное самостоятельное изучение медитации. Общие вопросы ЭЭГ-медитации.

     Подробные описания ритмов, используемых в приложении Brainwave Visualizer, и примеры уровней ритмов при высоких значениях внимания и медитации.

     Вопросы и ответы по нейрогарнитуре NeuroSky MindWave Mobile в контексте практики медитации.

     Обзор приложения NeuroExperimenter (НейроЭкспериментатор).

     Обзор приложения «ЭЭГ-медитация» для Android для гарнитуры NeuroSky MindWave Mobile для практики медитации.

     Обзор приложения «ЭЭГ-медитация» для iOS для гарнитуры NeuroSky MindWave Mobile 2 для практики медитации.

     Бесплатное приложение "Маленький Будда" для нейрогарнитур NeuroSky для Android.

     Обзор приложения Meditation Journal (Журнал медитации).

     "Как медитация меняет ваш мозг и вашу жизнь". Дэниел Гоулмен и Ричард Дэвидсон.

     Сравнение ЭЭГ-гарнитур с точки зрения медитации: NeuroSky, Muse, Melomind, EMOTIV EPOC+, EMOTIV Insight и Neeuro SenzeBand.

     Любительский электроэнцефалограф проекта OpenEEG.

     Meditation with biofeedback using the electroencephalograph gadget NeuroSky MindWave Mobile, or accelerated self-study of meditation.

     The free 'EEG Meditation' app for Android.

     Comparison of the 5 headsets for meditation: NeuroSky MindWave Mobile, Muse, EMOTIV EPOC+, EMOTIV Insight and Melomind.