САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА

Мы сейчас выслушали благодарственную речь учеников шестого класса, обращенную к их преподавателям, а также советы, которые они давали ученикам младших классов. Их слова были так нежны и полны благодарности преподавателям и ободрения ученикам, еще остающимся под опекой учителей. Они также выражали свое огорчение, что вынуждены покидать такую прекрасную школу, прекрасный состав наставников, прекрасную компанию товарищей. Но, хотя слова были замечательны, Я немного сомневаюсь, что чувства были такими же, поскольку всем им заранее было известно, что для дальнейшего образования школу придется покинуть. Все эти годы они знали, что этот день настанет. Конечно, приятно видеть, как мальчики выражают благодарность за то благо, которое они получили. Они обещали служить своей стране по мере сил и способностей. Ибо в будущем они станут защитниками этой страны. Я особенно счастлив находиться в обществе школьников, поскольку они подобны бутонам в саду; они – молодые герои, которые должны взяться за трудную задачу национальной и интернациональной реконструкции.

Нынешняя ситуация в мире подобна тайфуну, вызывающему беспокойство и смятение. Покоя нет ни в чьей душе; страх и беспокойство пробрались всюду; паника властвует даже тогда, когда приветствуется освоение космоса и исследование других планет. И для нашей страны наступило время кризиса; нельзя терять времени, следует срочно приводить все дела в порядок, чтобы люди могли наслаждаться прежде всего миром и спокойствием (Шанти), ибо жизнь без спокойствия – кошмарна.

БУДЬТЕ БЛАГОСКЛОННЫ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ И МНЕНИЯМ

Наряду с изучением всего остального, вам следует узнать секрет Шанти. Эту возможность нельзя упускать, так как это – та мудрость, которая вас спасет. Нынешняя система обучения нацелена на то, чтобы сделать вас хорошими кормильцами семьи и гражданами, но она не учит вас счастливой жизни, а именно, различению между нереальным и реальным, а ведь это – то подлинное обучение, в котором вы нуждаетесь. Конечно, здесь не ваша ошибка, а ошибка тех, кто руководит этим. Они должны исправить это, и чем скорее, тем лучше. Развитие различения (Вивеки) – важнейшая цель образования; содействие добродетельным привычкам, укрепление Дхармы – вот на что нужно обращать внимание, а не на приобретение изысканности, джентльменства, не на накопление информации общего характера и на тренировку общепринятых навыков.

Прежде всего, зафиксируйте в своем сознании, что вы сами и есть бессмертный дух, Атман, неописуемый, святой, чистый и божественный. Это придаст вам непоколебимую смелость и силу. Затем необходимо вырабатывать взаимную любовь и уважение. Будьте терпимы ко всякого рода людям и мнениям, различным позициям и странностям. Школа, дом и общество – это все площадки для воспитания терпения. В школе учителя и ученики должны знать свои права и обязанности. Отношения должны основываться на любви, а не на страхе. Только атмосфера любви может гарантировать удачное сотрудничество и согласие. Кроме того, будьте добрыми, честными и старайтесь хорошо себя вести. Это сделает будущие университетские дипломы более желанными и ценными.

Не придавайте чрезмерного значения экзаменам, иначе в случае неудач вы будете подвержены ужасным депрессиям. Мы слышим, как много молодых людей кончают жизнь самоубийством после того, как объявляются результаты экзаменов. Дорогие дети, не делайте таких глупостей. Принимайте неудачу, если она приходит, как стимул к дальнейшим действиям; проанализируйте причину вашей неудачи и извлеките из этого пользу. Если вы погубите себя таким глупым образом, это причинит Мне боль, помните об этом.

НЕ СТАНОВИТЕСЬ КОЗЛАМИ ОТПУЩЕНИЯ ПОЛИТИКОВ

Пока вы школьники, учитесь тому, как преуспеть в суматохе жизни, как жить так, чтобы не причинять боли другим и не страдать самому. Не тратьте время, принимая участие в выборах и распрях взрослых, которые разбились на разные фанатичные группировки; они подают вам очень плохой пример, и вы должны избегать подражания такому низкому поведению. Не повторяйте их ошибок. Политика подобна множеству насекомых-клещей, которые кишат на некоторых людях, терзая их всю жизнь. Не подхватите от них эту заразу. Будьте чистыми и удовлетворенными. Вы слишком молоды, чтобы разобраться в хитросплетениях политики, вы можете стать только орудиями и инструментами в руках тех, кто хочет использовать вас в своих собственных целях. Будьте смелыми, откажитесь быть козлами отпущения для таких людей. Скажите им, что у вас есть дела поинтересней.

Претендуйте только на то, что могут позволить ваши способности и опыт. Подвергайте проверке все и доверяйте только тому, что кажется вам правильным. Не повторяйте просто, что Саи Баба хорошо говорит, или Саи Баба хорошо пишет; оказывайте уважение Саи Бабе только в том случае, если он поступает так же хорошо, как говорит и пишет.

Преданность и деятельность должны следовать вместе. Шри В. Гопала Редди в своей торжественной речи на открытии госпиталя в Путтапарти сказал: "Если бы этот госпиталь проектировало одно только правительство, то сегодня еще не было бы и фундамента". Точно так же, эта школа выросла благодаря любви и заботе тех, кто поддерживал строительство. Все должны объединиться в заботе о таких институтах; различные мнения должны быть как два глаза – они дают разные образы одного и того же объекта, но при объединении мы получаем полную картину. Те, кто жертвовал на эту школу, сделали очень хорошее дело: они совершили это в духе служения Богу и человечеству. Будьте благодарны за их пожертвования и используйте наилучшим образом ту возможность, которую они предоставили.

ИНДИЯ БЛАГОСЛОВЛЕНА МНОГИМИ СВЯТЫМИ И МУДРЕЦАМИ

Окружной судья во вступительной речи сказал, что Бхарата (Индия) была благословлена многими святыми и мудрецами и многими проявлениями Божественности в человеческой форме. Может возникнуть недоумение, почему такие проявления имели место в Бхарате чаще, чем в других местах, ведь мир так велик, и везде люди нуждаются в спасении и наставлении. Но, поверьте Мне, на это есть причина! Ну, например, почему во всей Индии только в Коларе есть золото? Там, где расположен золотой прииск, необходимы горные инженеры и химики, которые будут добывать золотую руду, отделять ее от других пород, очищать и направлять золото в те места, где оно требуется, не так ли?

Точно так же и здесь, в Индии, находится месторождение мудрости и духовных сокровищ, таких как священные писания – упанишады, Гита и Веды и Явления Божественности (Даршаны). Они должны сохраняться и передаваться, оставаясь чистыми и незапятнанными, с гарантированным качеством и ценностью на пользу тем, кто ищет эти знания. Поэтому-то здесь и имеется преемственность святых и мудрецов. Благодаря существованию таких людей, благодаря их наставничеству, в этой стране процветает безбрежное поле духовной добродетели, которое требует лишь немного внимания, но дает богатый урожай.

ПРИВЯЗАННОСТЬ К ПРИРОДЕ ИМЕЕТ ПРЕДЕЛЫ

Люди страдают от того, что имеют массу неразумных желаний, они изнемогают в своем стремлении их осуществить и терпят неудачу. Люди придают так много значения объективному миру. Но вы страдаете от горя и боли только потому, что привязанность усиливается. Если вы смотрите на мир и природу взглядом, исходящим из Внутреннего Видения, то привязанность исчезает, хотя усилие остается; вы видите все гораздо яснее и во всей Славе, пронизанной Божественностью и Великолепием. Закройте эти свои глаза и откройте те, что внутри. Что за величественная картина безраздельного Единства предстанет перед вами! Привязанность к природе имеет пределы, но привязанность ко Всевышнему, которая в вас растет, когда открыто ваше внутреннее видение, границ не имеет. Наслаждайтесь той реальностью, а не нынешней обманчивой видимостью.

Господь – это неотъемлемая сила, присутствующая во всем; те, кто не верит даже в то, что это лицо в зеркале является изображением их самих, как могут они поверить в Бога, который отражен во всех объектах вокруг них? Луна отражается в кувшине, если позаботиться, чтобы в нем была вода; так же и Бога можно ясно видеть в вашем сердце, если позаботиться, чтобы в нем была вода Любви (Премы). Если Господь не отражается в вашем сердце, вы не можете сказать, что Бога нет; это означает только то, что в вас нет Премы.

Студенты и даже взрослые у нас отказались изучать санcкрит, отмахиваясь от него, как от бесполезного и сложного языка. Они перевязали тесемками и забросили подальше древние тексты, доставая их только по праздникам для поклонения! Но те западные искатели истины, кто знал им цену, увезли эти тексты в свои страны, перевели на родной язык и старательно их изучают.

УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УВАЖАТЬ ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД

Просто прочитать – недостаточно; вы должны освоить все комментарии, должны уметь спорить и дискутировать по ним даже с маститыми учеными. Но если вы не будете пытаться применять на практике то, чему учат эти тексты, то только напрасно потеряете время. Я никогда не одобрял книжной учености, практика – вот то, что Я ценю. Когда вы покидаете экзаменационный зал, то знаете, выдержали ли вы экзамен или нет, не так ли? Потому что вы сами в состоянии судить, отвечали вы правильно или нет. Так же и в Садхане (духовной практике), и в поведении, и в делах, каждый может сам судить и установить, что приближается, успех или неудача. Садхана – первостепенное дело даже для вас, так как для нее нет возрастных ограничений. Так же, как вы регулярно заботитесь о своем теле, кормите и поите его, вы должны заботиться о нуждах своего внутреннего Атмического тела посредством регулярной Джапы и Дхьяны. Вы должны воспитывать в себе добродетельные качества. Духовное общество, хорошие отношения и священные мысли (Сат-санг, Сат-Правартана и Сат-Чинтана), – все это важно для роста и здоровья вашей внутренней личности. Тело – это жилище Господа (Бхаванам Бхуванешвара). Насколько вы привыкли пить кофе и чай в определенное время, настолько же для здоровья и живости души важно приучить себя к регулярному выполнению Джапы и Дхьяны.

Ученики не должны зависеть от обстоятельств; они должны заниматься физическим трудом. Они должны воспитывать в себе стремление помочь нуждающимся. Почитайте старших и не упускайте ни одного случая помочь им, проявить к ним уважение и любезность. Принимайте то, что приносит вам здоровье и радость; но не опускайтесь до пошлого времяпрепровождения. Не бродите бесцельно по улицам, не посещайте слишком часто кинотеатры, не связывайтесь с нежелательной компанией, не заводите плохих привычек ради развлечения.

Помните, что эта страна должна достичь больших успехов благодаря вам, а не нынешним лидерам. Обратите внимание, что в то время, как в других странах люди охотно объединяются вокруг отважных, смелых, интеллигентных и хороших людей, здесь национальными чертами характера являются зависть друг к другу, выпихивание достигших высокого положения, и отказ от сотрудничества и помощи. Вы, юноши, должны сказать себе: "Эти старшие поступают так, хотя знают, что неправы. Как жалко! Но мы должны расти иначе. Наши слова не должны расходиться с делами. Мы будем действовать вместе в гармонии и любви." Если вы выработаете такие добродетели, то нация будет процветать; если нет, то она погибнет. Пусть это предупреждение всегда звучит в ваших ушах.

Я благословляю вас всех: горожан, родителей, преподавателей и учеников. Эта школа, которая была создана благодаря великодушию людей, обязательно обретет высший статус и засияет как выдающаяся. Я не сомневаюсь в этом.

Каннанская Высшая Школа, Читтур,
2-2-1958