Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ

Во время Акхандабхаджанов вы вкушали сладость Имени Господа в течение двадцати четырех часов. Акханда значит непрерывное, безостановочное. Я рад, что вы пели дeйcтвительно непрерывно, и что выбрали Намавали, отражающую многообразие Форм Бога, вместо того чтобы петь только одно определенное Имя Бога, как будто Его личность имеет лишь одну грань. Один и тот же человек является одновременно и отцом своих детей, и дядей для племянников, а еще чьим-то братом, родственником и сыном своих родителей. Также и у Бога существует много проявлений, и когда вы поете бхаджаны, вам надо попытаться удовлетворить всех участников, напомнив им о многочисленных проявлениях Господа, а не только о Раме, Кришне или Сайраме.

Помимо этого, Акхандабхаджана означает, что это должно длиться не только двадцать четыре часа или даже семь дней подряд; это созерцание Источника и Цели всего сущего должно происходить непрерывно, от рождения до смерти. Процессия к месту кремации начинается сразу, с момента рождения, и биение сердца – только барабанная дробь похоронного марша на пути к этому месту. Некоторым достается путь подлиннее, некоторым покороче, но в пути находятся все. Поэтому Бхаджаны должны начаться в детстве и продолжаться всегда. Они должны быть постоянным спутником человека, быть его утешением и силой. Не откладывайте их на старость, ибо в них содержится существенная пища для ума.

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕПОСТОЯННО

Вы все были взволнованы бхаджанами, звучавшими здесь, и вы были рады возможности участвовать в них. Но это – только временное чувство. Вы – те, кто сегодня разделяли прославление Господа, завтра, с таким же энтузиазмом, примкнете к другим компаниям, где будет прославляться ложь и несправедливость! Нет постоянства в вашем поведении. То, что вы переживаете как истинное, и то, что вы творите, оказывается двумя диаметрально противоположными полюсами. Но это – не признак Преданного (Бхакты). Если в вас нет Истинной Веры (Шраддхи), откуда у вас возьмется Мир (Шанти) и Радость (Сантоша)?

Люди пытаются обрести Мир и Счастье, неистово метаясь по дорогам жизни. Буквально перед Моим приездом сюда, в Татском Научном Институте, доктор Бхагавантам говорил Мне, что помимо всего этого объективного мира есть еще что-то, есть некоторая тайна, которая становится более глубокой и загадочной с каждым новым достижением Науки. Когда ученым удается открыть одну дверь, перед их удивленным взором предстают десять других – закрытых. Поэтому истинное Шанти можно обрести только в глубинах духа, в дисциплине ума, в вере в Единое Основание всего кажущегося разнообразия. Когда вы достигли Его, вы завладели золотом, и теперь можете изготовить из него любое украшение.

Каждый может обрести это (Шанти), но лишь сам, собственными усилиями. Невозможно передать словами радость и глубину этого переживания. Все практики слушания Имен Бога (Шраванам) и воспевания Их (Киртанам) для того и нужны, чтобы подвести вас ближе к этим переживаниям. Шраванам – лекарство, которое вы принимаете внутрь, а Киртанам – бальзам, используемый для наружного применения. Необходимы оба. Точно так же необходимы и добродетель (Дхарма), и следование долгу (Карма); Карма – это основной фундамент любви к Богу (Бхакти). Это – то основание, на котором строится преданность. Дхарма же – это должное отношение к выполняемым действиям. Когда ум еще только активизируется для какой-нибудь деятельности, он должен направляться Истиной, Любовью и Равновесием.

Карма должна выполняться в соответствии с Дхармой и посредством ее. Те, кем правит невежество (тамас), выполняют карму исключительно с целью извлечения выгоды, для этого они прибегают ко всем видам уловок. Для них все средства хороши. Движимые страстью (раджасом) – горды и напыщенны, они похваляются тем, что являются созидателями, благодетелями и знатоками. Руководимые сатвой, гуной благости, будут выполнять карму, не думая о выгоде, посвящая все Господу, не волнуясь о том, приведет ли это к удаче или к поражению, сосредотачиваясь на своих обязанностях, а не на правах.

И в самом деле, в процессе деятельности заключено гораздо больше радости, чем в окончательном результате. Убедитесь в этом на опыте. Например, все тщательные подготовки – к свадьбе, к праздничному угощению, к священной церемонии, к исполнению музыки – просто захватывающи на стадии планирования и свершения, но позже они уже не доставляют такой радости. А когда приходят счета, они могут вызвать горе и показаться даже отвратительными! Поэтому, если вы немного поразмыслите о Карме и о цене ее плодов, может оказаться, что проще и вовсе обойтись без них.

Душа человека (Дживи) приняла это рождение, чтобы проявить красоту и блеск Верховного Божества, которым и является. Тело – это фитиль лампы, стремление к Богу – масло, питающее пламя. Но, как крыса, привлеченная запахом приманки в ловушке, пренебрегает всей другой едой, хранящейся в закромах, и становится жертвой своей глупости, так и человек пренебрегает тем, что может его по-настоящему напитать, и растрачивает жизнь в погоне за смертоносным богатством.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ БХАКТИ

Вам следовало бы поражаться присутствию Вечного (Нитьям) во всем временном (Анитьям). В этой драме участвуют только два актера: неживая материя (Джада) и Высшее сознание (Чайтанья), играющие миллионы ролей. Словно скрипач Чоудья, который только что исполнил десять мелодий (раг), а может сыграть целых 400 на четырех струнах, Джада и Чайтанья вместе играют все эти роли. Только из 26 букв алфавита составлены все слова в словаре, написаны, прочитаны и поняты миллионы книг. Но вы должны научиться смотреть сквозь эту драму, и установить, кто является ее главным режиссером, узнать, что это не кто иной, как Бог.

Это может произойти при помощи бхакти, основанной на действии, свободном от желаний (Нишкама Карме). Бхакти бывает различных видов, в зависимости от совокупности прошлых действий (Самскар) преданного, от состояния его мышления и уровня развития. Это и смиренное поклонение (Шанта бхакти) Бхишмы, поклонение родителей (Ватсалья бхакти) Яшоды, поклонение сладостной любви (Мадхура бхакти) Гауранги и Мииры, а также глубокая привязанность (Анурага бхакти) пастушек (гопи). Из всего этого разнообразия для искателей, живущих в наше время, лучше всего и проще всего – отношение преданного слуги (дасьи). Это предполагает полную самоотдачу (Шаранагати или Прапаттхи), вырастающую из Шантха бхакти.

Бхакти следует развивать несколькими способами, а вернее – всеми возможными. Целью должна быть тренировка и контроль ума и интеллекта (Буддхи). По Его (Господа) Милости эти методы могут привести вас сначала к ограниченному дуализму Васиштхи (Висиштадвайта), а позднее и к переживанию полного единства с Атманом (Адвайте). Саюджйа – pacтворение в Абсолюте, единство с Богом – также находится в Его (Божьей) Власти. Основные ступени к этому: Шраванам (слушание Имени Господа), Киртанам (пение и повторение Имен Господа), Смаранам (растворение в Нем), Пада севанам (служение стопам Господа), Ванданам (благодарность природе и всему живому), Дасьям (служение), Снехам (отношение к Богу как к Другу) и Атма ниведанам (Отдача себя Всевышнему). Дружба предшествует Отдаче потому, что между друзьями уже нет ни страха, ни сомнений, ни недоверия, ни колебаний.

МИССИЯ, С КОТОРОЙ ГОСПОДЬ ПРИШЕЛ НА ЗЕМЛЮ

Аватар (Божественное Воплощение) пришел, чтобы прояснить путь духовного прогресса Человека. Беспокойство (Ашанти), в котором погрязли люди, должно быть преодолено. Это то, что подразумевается под спасением садхаков (паритраанаайя садхунам), то есть спасением всех благих душ (Джив) от оков горя, порождаемого страстью к познанию относительных и вовсе ничтожных земных вещей. Все Дживы должны обрести Мир (Шанти) и Счастье (Сантошу). В этом заключается миссия Господа, для этого Он приходит на Землю вновь и вновь. Он избирает место, исполненное святостью (Павитратхой) или божественностью (Дивьятхвам), и принимает человеческий облик, дабы вы могли встречаться с Ним и говорить, понимать и ценить, слушать и следовать, ощущать и извлекать пользу.

Трагедия заключается в том, что когда Божество невидимо и бесформенно, вы представляете Его как вам вздумается, молитесь Ему и получаете от Него утешение и силу; но когда Он оказывается перед вами в человеческом облике, вы начинаете сомневаться, погружаетесь в пересуды и отвергаете Его! Люди падают ниц перед камнем, запечатлевшим Змею (Нага), любовно поливают его молоком и омывают священными водами; но если Он материализуется в живую кобру, они все разбегутся в страхе! Но в настоящем Бхакте нет ни страха, ни неверия.

НЕ СТЫДИТЕСЬ ИДТИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПУТИ

Прахлада затрепетал пред Формой Нарасимхи (Человеко-Льва), когда Она явилась перед ним из колонны. Когда Господь спросил его, почему он трепещет, Прахлада ответил, что этот страх вызван не явленной Формой Бога, ибо все Его Формы – прекрасны, так как они – Божественны. Его страх возник из-за того, что Форма могла вскоре исчезнуть и он мог потерять возможность созерцать совершенство Господа. Отец Прахлады был переполнен страстью (раджагуной), и поэтому воспринял форму Нарасимхи как ужасную; но Прахлада видел ее совсем по-другому. Благодаря тому, что он был исполнен Бхакти, Господь предстал пред ним прекрасным и милостивым.

Чтобы добыть жемчуг, необходимо погрузиться глубоко в море. Какой смысл плескаться в волнах рядом с берегом и жаловаться, что в море нет жемчуга и все сказки о его существовании являются ложью. Поэтому, если вы хотите получить от этого Аватара все, ныряйте глубоко и погружайтесь в Саи Бабу. Недостаток искренности, колебания, сомнения, цинизм, увлечение россказнями, все это – не принесет блага. Победу может дать только сконцентрированная полная вера. Это верно по отношению к любой земной деятельности, не так ли? Насколько же это вернее в отношении духовной сферы? Если вы уже привязались к одному из Имен или к одной из Форм, не меняйте их, не выбирайте что-либо иное взамен Воплощения Любви (Према Сварупам).

Сотни людей могут приходить в ваш дом и относиться к вам с любовью, но вы не станете говорить им: "Папа". Если ваш разум уже сконцентрирован на Едином, то, чтобы не затуманить свою веру, не допускайте ни тени сомнений, задаваясь вопросами типа "Велик ли Он?", "Бог ли Он?". Будьте смелыми. Подтверждением победы, которую вы засвидетельствуете, будет радость, переживаемая вами, осознание Милости, заслуженной вами. Если люди спросят вас, не направляетесь ли вы в Путтапарти, не идете ли вы петь бхаджаны, гордо отвечайте: "Да", ибо в том, что вы идете правильным путем, нет ничего зазорного!

ИЗУЧЕНИЕМ КНИГ ДОСТИЧЬ ШАНТИ НЕЛЬЗЯ

Есть некоторые Гуру, настаивающие на полном повиновении, которые советуют своим ученикам даже бить тех, кто замечает в их учителе недостатки! Я презираю все это, и Я пришел, чтобы преподать им хороший урок. Гуру никогда не сможет занять место Шивы; гораздо лучше иметь самого Шиву в качестве Гуру, чем этих учителей, одержимых жаждой власти, эгоистичных, погрязших в ненависти и самовозвеличивании. Оставьте всех, возводящих напраслину, наедине с их Кармой и с их Тамасической анандой. Оставьте не только тех, кто не принимает Меня, но и тех, кто высмеивает любые Формы Бога, кому недоступна сама идея существования Бога.

Крепите в себе веру, чтобы о вас, как о скалу разбивался натиск потоков отрицания. Эта вера поможет вам забыть о переменчивых обстоятельствах внешнего мира. Когда Рамадасу заключили в тюрьму, он благодарил Раму за великое благословение, так как почувствовал, что теперь, когда он находится за высокими тюремными стенами, внешний мир не помешает ему совершать Намасмарану непрерывно!

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ – НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫЕ

В зависимости от того, счастливы вы или нет, окрашиваются все ваши мнения и отношения. Как-то Рамадас воспевал подвиги Анжанейи на острове Ланка, и упомянул растущие там белые лилии. Анжанейя, услыхав, что он поет, тут же возразил. Он сказал, что не видел там ни единого белого цветка; он заявил, что лилии на Ланке – красные. Рамадас, тем не менее, настаивал, что они были белыми. Тут Анжанейе совсем надоела дерзость поэтов, предпочитающих свое воображение тому, что говорят очевидцы, и он попросил Раму рассудить их спор. Рама же согласился с Рамадасом! Он сказал, что Анжанейя увидел цветы красными из-за того, что его глаза были застланы раджасическим гневом, обращенным на весь род демонов (ракшасов).

Поэтому, если вы обладаете Шанти, мир предстанет пред вами тихим и мирным местом; если же вы полны Ашанти (беспокойства), мир будет полон ашанти. Шанти достигается садханой, а не изучением книг. Один судья читает огромные толстые тома и пишет приговор по тяжбе; другой судья читает те же самые тома и пишет прямо противоположный приговор по тому же самому делу! Книги являются гидами только на некоторых отрезках пути. Иначе говоря, вы сами должны найти свой путь, и сделать это легче, когда вы движитесь. Одна пайса и еще одна дают две, еще четыре, и будет анна, а сто образуют рупию. Первый шаг самый трудный; паломничество в Каши начинается с первого шага.

Поддерживайте пламя непривязанности (Вайрагьи) сначала тонкими лучинками, пока оно не вырастет в огромный костер; используйте все возможности, чтобы развивать силы различения (Вивеку). Если вы хороши для этого мира, Господь миров выкажет вам свою Любовь. Станьте цветами, благоухающими ароматом бескорыстного Служения (Севы) и Любви (Премы), тогда Я с удовольствием понесу такую гирлянду, образованную всеми вами.

Выберите Имя Господа и повторяйте Его непрерывно. Я слушал бхаджаны, которые вы пели вчера и сегодня. Ваши голоса были очень тихими, их с трудом можно было услышать за пределами зала. Я знаю, что в одном центре решили устроить акханда бхаджаны, и, чтобы осуществить свои планы, им пришлось нанять несколько человек певцов, да еще за большую почасовую оплату. Исполняйте бхаджаны с верой и энтузиазмом. Пусть весь город дрожит от веры, вкладываемой вами в каждое Имя, которое вы поете. Имя помогает установить дружбу и согласие. Оно усмиряет все штормы и дарует мир.

Бангалор,
Акханда Бхаджаны,
10-7-1959

Вся та радость, к которой вы стремитесь, находится в вас самих, но вы похожи на человека, обладающего огромным богатством, лежащим в железном сундуке, и страдающего от того, что он забыл, где находится ключ.

Выбрав правильное направление, следуя ему в молчаливой медитации, можно найти ключ, открыть сундук и овладеть сокровищем радости.

Шри Сатья Саи