САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

3. БОГ – ВАШ НАСТАВНИК

Бог – это Высшая Энергия (Махашакти), а Человек (Джива) – Сила Заблуждения (Майашакти). Он – реален, а джива – лишь тень, видимость, иллюзия. Даже Мне приходится погружаться в майашакти, чтобы придти к вам. Это напоминает полицейского, который переодевается в одежду вора, чтобы проникнуть в шайку, арестовать преступников и призвать к ответу! Господь не может опуститься к вам в состоянии Махашакти. Чтобы Он мог стать объектом Бхакти и преданного служения, Он не должен являться в полном великолепии и лучезарности.

В этом непостоянном мире, где все переменчиво, только Энергия, присущая Господу, оказывается постоянной и неизменной реальностью. Для того чтобы постичь Вечное и Истину, необходимо соединить себя с этим Источником поддержания Жизни. Этот путь является неизбежным для всех. Это – судьба всех и каждого, независимо от возраста или образованности, страны или касты, пола или положения.

Идя по этому пути, вы можете видеть, как ваша тень падает на грязь, впадины и возвышенности, колючки и песок, лужи и сухие участки земли, но то, что происходит с вашей тенью, никак не отражается на вас. На вас не влияет то, что происходит с вашей тенью, не так ли? И по крайней мере, вас не волнует, куда она падает и где проходит. Мы знаем, что тень и само ее существование не является ни вечной, ни истинной категорией. Подобным же образом вам следует осознать, что "вы" – всего лишь тень Абсолюта. Вы, по сути дела, это не "вы", а сам Абсолют. Понимание этого – лучшее средство от печали, жизненных невзгод и боли.

ПЕРВЫЙ ШАГ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ

Только пройдя Садхану шаг за шагом до конца, вы обнаружите Истину и укоренитесь в Ней – это несомненно. До этого вы будете отождествлять себя со своим телом, забывая, что тело, которое отбрасывает тень, само является тенью. Приверженность Праведности (Дхарме) в любом, личном или общественно-значимом действии, – первый шаг по пути Садханы. Дхарма, направленная на материальный мир (Пракрити), обязательно приводит к духовной Дхарме. Но для этого необходимо, чтобы вы не отступали от нее ни в простых, ни в сложных делах. Когда Ашваттхама, убивший в слепой ярости сыновей Пандавов, был схвачен Арджуной, Арджуна хотел отрубить ему голову. Но Драупади, безутешная мать, лишившаяся близких, воспрепятствовала этому! Она сказала, что принцип "смерть за смерть" противоречит Дхарме. Нельзя убивать сына своего Гуру. Вот какая твердость необходима на пути Дхармы (добродетели). Одно это уже является признаком истинного самоотречения. "Да будет Воля Господа." Человек должен соединить себя с потоком Его Божественной Милости. Узник сидящий в тюрьме не может назвать своей даже одежду, в которую одет. А что вы можете назвать своим, находясь в этой темнице жизни? Еду и одежду вам дает Бог. А когда вы отсидели свой срок, Он вас отпускает. Он может захотеть отпустить вас скорее, если вы своим поведением это заслужите.

СОХРАНЯЙТЕ БЕЗГРАНИЧНУЮ ВЕРУ В ГОСПОДА

Величайшим препятствием на пути к самоотречению является эгоизм (Ахамкара) и собственичество (Мамакара). Они были присущи вашей личности от века, и все туже и туже сжимают свои щупальца с каждой последующей жизнью. Их можно смыть только посредством мудрости и самоотречения. Бхакти – это вода, смывающая подобную грязь веков. Джапа, дхьяна и йога (повторение имени Господа, медитация и слияние с Богом), подобно мылу, помогают это сделать быстрее и эффективнее. Победу вам принесут неторопливость и настойчивость. Самый безопасный способ путешествия – идти пешком, хотя многим это и не нравится из-за малой скорости. Но быстрые средства передвижения приводят к несчастьям. Чем быстрее вы движетесь, тем больше риск несчастного случая.

Вы должны есть ровно столько, сколько необходимо для утоления голода. Большее количество пищи вызовет расстройство. Вы должны проходить Садхану (духовную практику) шаг за шагом. И всякий раз перед тем, как сделать следующий шаг, убедитесь в том, что предыдущий шаг был верным. Сделав шаг вперед, не делайте два назад. Но даже первый ваш шаг окажется ненадежным, если вы не обретете веры. Поэтому воспитывайте в себе веру.

Сатьябхама однажды спросила Кришну: "Почему Ты поступаешь, как обычный человек? Юдхиштхира старейший из Пандавов и лучший из всех братьев, но Ты все время проводишь с Арджуной, у которого совсем не лучшая репутация." Ее вера была неглубока! Что могут знать люди о мотивах поступков Господа и о Его действиях? Некоторые склонны критиковать Нараду за непрерывное повторение имени Господа. Однако пока человек не слился с Богом, он продолжает чувствовать свою отстраненность, и вплоть до полного растворения в Абсолюте (Саюджьи) повторение имени Бога приносит большую пользу. После того, как вы однажды осознали что-то, отбросьте сомнения и колебания. Стремитесь к пониманию и чувству удовлетворенности в себе, но после этого не позволяйте никому увести вас в сторону. Когда солнце стоит прямо над головой, тело не отбрасывает тени. Точно так же, когда вера в сердце крепка, она не оставляет и тени сомнения.

Когда человек теряет свой путь, блуждает в пустыне и начинает думать, что он является этим телом, или набором качеств (гун), или просто одним из объектов, чтобы предостеречь и направить его, приходит Аватар. Сохраняйте безграничную веру в Господа, тогда вы сможете легко ориентироваться в жизни. И ничто не причинит вам никакого вреда! Посмотрите на деревенских женщин, как они несут на голове большие кувшины. Они сохраняют равновесие даже на узкой тропинке, даже разговаривая. Они никогда не забывают о ноше и всегда помнят о цели. Они бдительны и помнят о препятствиях на пути, о камнях и ямах. Именно такая внутренняя концентрация позволяет достичь желаемого результата.

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОКИДАТЬ ЭТОТ МИР С УЛЫБКОЙ

Каждый когда-то должен уйти из этой жизни. И этот момент не должен быть моментом страдания. Вы должны уйти с достоинством, улыбкой и поклоном. К этому необходимо тщательно подготовиться. Расстаться со всем тем, что было накоплено в течение жизни, – трудная задача. Готовьтесь к этому заранее. Начните прямо сегодня с постепенного отказа от всех привязанностей.

Во сне вы видите множество предметов и обладаете изобилием вещей и качеств, таких как деньги, сила, богатство, власть, слава. Но когда просыпаетесь, вы ведь не сожалеете об утрате. Пока вы были во сне, все это казалось вам реальным, все дарило реальное наслаждение и ощутимое удовольствие.

Но это был сон, – так вы говорите себе. А что мешает вам подобным же образом относиться ко всему тому, что вы имеете в этой жизни, когда не спите? Развивайте в себе такое отношение, и вы сможете покинуть этот мир с улыбкой, когда бы этот момент ни застал вас в этой стране грез.

МОЛИТЕСЬ ГОСПОДУ, ЧТОБЫ ОН УКАЗАЛ ВАМ ПУТЬ

Для того чтобы все это смогло стать вашим внутренним убеждением, лучше всего обратиться за поддержкой к Гуру, который на деле постиг Истину, о чем свидетельствуют его каждодневные слова, мысли и поступки. Воспитывайте в себе непривязанность ко всему земному – и тогда, при падении занавеса на сцене земных сновидений, вы сможете уйти с улыбкой.

Слово "Гуру" состоит из двух частей. "Гу" означает "Гунадхиту", того, кто вышел за пределы трех качеств (трех гун – Тамаса, Раджаса и Сатвы – невежества, страсти и добродетели). "Ру" означает того, кто постиг Бесформенный Аспект Бога (Рупара Ваджита). Конечно, Гуру может дойти до такого уровня только по мере возвышения более низких качеств до более высоких, путем постоянного и сознательного отказа мыслить на уровне названий и форм.

На начальных этапах духовной практики имена, формы и качества играют определенную роль в эволюции духа. Гуру разрушает иллюзии и приносит свет. Его присутствие дает прохладу и успокоение. Поэтому сегодня, в день полнолуния (Пурнами), нужно отдать дань уважения Гуру. Кроме того, Луна символизирует божественность разума, и поэтому Пурнами – это день, в который разум становится благотворным. Безусловно, для того, чтобы начать поиск, вы должны знать, что именно вы потеряли! Именно Гуру напоминает вам, что вы забыли свое настоящее имя, что вы потеряли самую драгоценную часть себя, и что до сих пор вы все еще не спохватились о пропаже. Гуру – целитель тех болезней, которые порождают мучительное чередование циклов рождения и смерти. Он знает средства, необходимые для лечения. Если вы не обрели такого Гуру, молитесь Самому Господу и просите указать вам путь. И Он обязательно придет, чтобы спасти вас.

Прашанти Нилаям,
Гуру Пурнами,
1-8-1956

Ум должен служить интеллекту, а не чувствам. Он должен различать и отделять себя от тела. Подобно спелому тамаринду, который уменьшается внутри скорлупы, он не должен соприкасаться с этой оболочкой, с этим футляром, называемым телом.

Если нанести удар камнем по незрелому плоду тамаринда, можно повредить ту мякоть, что внутри. Но попробуйте проделать то же самое со спелым плодом, и посмотрите, что из этого получится. Пострадает только сухая скорлупа, а с мякотью или семенем ничего не случится.

Зрелый ученик не страдает от порывов ветра судьбы и переменчивой удачи, только незрелый человек несет урон от каждого дуновения.

Шри Сатья Саи