САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)

Губернатор, доктор Рамакришна Рао, очень убедительно говорил здесь о крайней необходимости воспитания духовных ценностей. Если экономический рост осуществляется без опоры на духовность, то эгоизм, конкуренция, алчность ведут общество к несчастью. Но здесь в Тривандруме, уж здесь-то о духовности не забыли. Храм Падманабха своим присутствием возвышает и город, и обыденную жизнь людей не только здесь, но и во всем штате. Керала и сама по себе являлась священной землей, но ее святость была еще больше возвеличена приходом Шанкарачарьи и его учения.

Всю дорогу, возвращаясь из Коимбатора в столицу, Я восхищался тем, насколько прекрасна эта земля. Пейзаж представляет собой тихие заводи в обрамлении кокосовых рощ, простирающихся из конца в конец всего штата, подобно огромному полотну величайшего художника. Господь, глядя на Свое творение, наслаждается этим как живописец. Ему очень нравится работа Его рук. Чтобы усмотреть в восхитительных пейзажах проявление любви Самого Господа, необходимо воспользоваться не внешним зрением, а внутренним. Если вы достигли этого, то прогулка по земле или путешествие по воде превращаются в настоящее паломничество по святым местам; вы видите Бога в каждом облачке, в каждом пятнышке зелени. Но вся эта Красота (Сундарам) должна вести человека к Истине (Сатьям), а Истина (Сатьям) – к Божественности (Мангалам). И это естественно. Красота сотворенного Господом ведет человека к Славе Господа, картина возбуждает в вас интерес к художнику. Господь, если истина Его осознана, одаривает Блаженством, что само по себе является великим Благом.

КЕРАЛА – ДРЕВНЕЙШЕЕ ХРАНИЛИЩЕ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ

Я заметил, что люди здесь все время заняты трудом. Дорога пролегла через весь штат, и повсюду мы видели, что люди усердно трудятся, в магазинах и на полях, в садах и на каналах. Что еще привлекло внимание Моих спутников, – это вереницы детей, как мальчиков, так и девочек, спешащих в школу с кадьяновыми листьями и грифельными досками, обвешанных сумками с книгами. Я знаю, что уровень грамотности в этих местах самый высокий во всей Индии. Кроме того, в каждой семье есть высокообразованные мужчины и женщины. Тривандрум – средоточие многих высших образовательных и культурных заведений.

И все же, несмотря на древнейшие традиции духовных достижений, несмотря на наличие источников духовного учения, на всю энергию и трудолюбие, всю страсть к учению и умение воспользоваться благоприятными обстоятельствами, Я заметил, что здесь присутствует А-Шанти (Беспокойство). Да, здесь вовсе не преобладает тот "внутренний мир", который можно было бы ожидать в гораздо большей степени. Это как в поговорке: "И у старого тигра есть полоски". Позвольте Мне сказать, что дыхание все еще присутствует, но сила уже ушла из этого древнейшего хранилища духовной мудрости, которое когда-то всем поведало тайну Бесстрастия и Божественного Мира.

Все граммофонные пластинки сделаны из одного и того же материала. Так же и наши сердца содержат одно и то же Высшее Сознание (Чайтанью). Желобки на всех пластинках выглядят одинаково. Так же и в наших сердцах "желобки" от печалей и радостей выглядят примерно одинаково. И вот игла, бегущая по звуковой дорожке, при помощи усилителя и колонок воспроизводит музыку, плохую или хорошую. Игла – это ум (манас), он скользит через счастье и несчастье, передает их на усилитель, заставляя вас радоваться или грустить. Если игла остра, музыка приятна для слуха. Если она тупая или сломана, то звук становится невыносимым, превращаясь в пытку.

ОБРАЗОВАНИЕ, К КОТОРОМУ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Ум – ветер, что доносит к нам скверные запахи или благоухание со всего света. Если ум ориентируется на грязь, то погружает вас в отвратительные состояния, когда же он обращен в сторону благоухания, вы испытываете счастье. Ветер собирает облака с четырех сторон света, подобно ему и ум отовсюду приносит в ваше сознание разочарования от сокрушенных надежд. С другой стороны, как и ветер, ум может рассеять затмевающие сознание облака, что внушали чувство затерянности во мраке сомнений. Контролируя разум, вы становитесь невозмутимым и спокойным. В этом секрет Шанти, это то знание, к которому человек должен стремиться прежде всего. Но мы сегодня обнаружили, что чем выше уровень образования человека, тем более он дисгармоничен и несчастен. Тогда какой же смысл во всех этих занятиях со всеми этими книгами, людьми и вещами?

Чтобы научиться бесстрастию, вы должны не читать, а заниматься духовной практикой (Садханой). И тогда вы будете счастливы, независимо от того, богаты вы или бедны, оценивают вас по достоинству или отвергают, удачливы вы или несчастливы. Это – та защита, без которой глупо выходить на арену жизни.

Если вы вышли на арену жизни только для получения чувственных удовольствий, то вас ожидают все виды проблем. Это все равно, что плыть в бушующем море в крошечной лодке без руля. Поэтому вступите прямо сейчас на тропу духовного учения.

МЕДИТАЦИЯ, КОТОРАЯ УЧИТ ОСТРОТЕ УМА

Каждый из вас познал великую силу концентрации, вы знаете это искусство, необходимое для решения любой задачи, и каждый получает пользу от нее. Плотник, ткач, конторский служащий, лодочник – все умеют концентрироваться в большей или меньшей степени. Используйте теперь это умение для решения новой задачи, направьте свой ум на его собственную работу, проконтролируйте его и научите ограничиваться хорошим обществом, хорошими мыслями и хорошими поступками. Практикуйте медитацию на любой Форме Господа. Повторяйте любое Имя Господа, осознавая Его Сладость. Ваш ум станет острым, он научится извлекать хорошую музыку как из радостей, так и из печалей, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Помните, Божественное присутствует в каждом из вас, подобно подземным водам. Господь постоянно пребывает во всех существах (Сарвабхутха Антхаратма), Он – Вездесущ (Сарвавьяпи). Он – Душа (Атма) каждого существа. Он – в вас, так же, как и во всяком другом. В богаче или в толстяке Его ни на сколько не больше. Его искра освещает пещеру сердца каждого. Также как Солнце светит для всех одинаково, так и Его милость падает одинаково на всех. Но вы сами воздвигаете препятствия, которые мешают лучам Его Милости согревать вас. Поэтому не обвиняйте Господа за ваше неведение, глупость или порочность. Подобно тому, как подземные воды по весне бьют из скважин фонтаном, вы, повторяя непрерывно: "Рам, Рам, Рам, Рам, Рам", дотянете свою скважину до источника Божественности, и в один прекрасный день он забьет, даря прохладу и вечное блаженство.

НЕТ НИЧЕГО, ЧТО ДАВАЛО БЫ ТОЛЬКО РАДОСТЬ

Человеческая жизнь – это путь к Богу, поэтому святое место там, впереди! Перед вами лежит путь, но если вы не сделаете первого шага, а потом следующего, и следующего, то как же вы сможете следовать по нему? Соберитесь с мужеством и начните прямо сейчас, исполнившись веры, радости и твердости. И вы достигнете цели. Ум и интеллект – это два вола, тянущие повозку, ваше "внутреннее Я". Волы не знают дороги Истины (Сатьи), Добродетели (Дхармы), Мира (Шанти) и Любви (Премы), они тянут повозку по привычной дороге лжи, несправедливости, тревоги и ненависти. Но вам необходимо тренировать их, чтобы они выбирали лучшую дорогу, ту, на которой не приносили бы несчастья ни себе, ни повозке, ни человеку в ней.

Ваш ребенок доставляет вам великую радость, играя и лепеча. Но если он мешает вам работать и надоедает вам, когда вы заняты, то вы злитесь на него. Он оказывается источником и радости, и печали. Не существует ничего, что давало бы только радость. Даже если она присутствует, то теряя ее, вы уже испытываете сожаление. Такова природа вещей. Поэтому попытайтесь удостовериться, что первопричиной радости или скорби является ум. Старайтесь его контролировать и учиться видеть истинную природу материального мира, который, изменяясь, то привлекает, то отталкивает вас. Вот – плод истинного образования.

Тируванантапурам,
20-12-1958