Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ

(МАНАСА БХАДЖАРЕ)

Как вам известно, однажды, это было во время Моей учебы в средней школе в Ураваконде, настал такой момент, когда Я решил оставить школу, отбросил учебники и объявил всем, что Меня ждет Моя собственная работа. Об этом рассказал вам здесь в своем выступлении ученый-пандит, который занимается языком телугу. Так вот, в тот день, когда Я вышел из дома пандита и впервые объявил, что Меня зовут Саи Баба, первой песней, с которой Я обратился к собравшимся в саду, была:

"Манаса бхаджаре гуру шаранам
Дустара бхава сагара тхаранам".

Я призвал всех страдающих в бесконечной череде рождений и смертей к поклонению Стопам Духовного Учителя (Гуру), того Гуру, кто объявил о Себе Сам, кто вновь явился, чтобы взять на Себя тяготы всех тех, кто сумеет найти прибежище в Нем. Это было Мое самое первое послание Человечеству. "Манаса бхаджаре." "Поклоняйтесь в своем уме!" Мне не нужны гирлянды цветов, не нужны фрукты – все то, что вы можете купить за одну-две монеты, то, что на самом деле вам вовсе и не принадлежит. Дайте мне то, что является всецело вашим, что чисто и благоухает ароматом целомудрия и невинности, что омыто слезами раскаяния! Вы приносите фрукты и гирлянды цветов, и устраиваете целые шоу, чтобы продемонстрировать свою преданность. Те же преданные, кто победнее и не могут позволить себе такого, испытывают чувство унижения и сожалеют о своей беспомощности. Они не могут проявить свою преданность такими широкими жестами, как это делаете вы. Поэтому поселите Бога в своем сердце, предложите ему плоды своих деяний и цветы своих сокровенных мыслей и чувств. Именно такого поклонения Я хочу более всего. Именно такую преданность Я более всего ценю.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ – ЗАДАЧА ВСЕХ ВРЕМЕН

В магазинах все расфасовано по пакетикам, и каждый магазин специализируется на каком-то определенном виде товаров. Но на ярмарке сотни магазинов объединяются вместе, чтобы сделать доступным все разнообразие товаров. На ярмарке множество витрин, мероприятий и демонстраций. Можно сказать, что все эти дни Я, в основном, раздавал индивидуальные советы, подобно пакетикам в магазине. Я отвечал на личные вопросы. И Моя сегодняшняя "речь" – это нечто новое для вас, ибо сегодня Я обращаюсь к целому собранию. Но, хотя это ново для вас, для Меня-то это совсем не новость. Мне уже приходилось давать советы огромным скоплениям людей, хотя это было не в этом Проявлении. Когда бы Бесформенное (Ниракара) ни принимало форму (сакара), оно должно выполнить некую Миссию, и оно выполняет ее самыми различными способами. Но при этом неизменно преследуется одна и та же цель – дальнейшее обучение человека, независимо от времени или эры (юги).

Первые шестнадцать лет этой жизни, как Я уже неоднократно говорил вам, были периодом, когда преобладали божественные детские игры (балалила). Следующие шестнадцать лет будут, в основном, связаны с чудесами (Махима). Так происходит для того, чтобы подарить этому поколению радость. Сантоша, или радость и удовлетворенность, – это мимолетные ощущения. Но вы должны уловить такое расположение духа и сделать его своим постоянным достоянием, то есть Анандой или блаженством. По достижении Мною возраста тридцати двух лет вы увидите, что Я все более и более буду занят духовным наставничеством (Упадешой), то есть обучением заблудшего человечества тому, как вернуть мир на путь Истины (Сатьи), праведности (Дхармы), Мира (Шанти) и Любви (Премы).

Это не значит, что Я решу исключить Игру и Чудеса из круга Своих Действий. Нет, Я имею в виду только то, что с этого времени Моей задачей будет восстановление Дхармы, исправление извращений человеческого сознания, возврат человечества обратно ко Всеобщей Предвечной религии (Санатана Дхарме).

Не позволяйте сомнениям и пустым спорам увести вас в сторону. Не стоит задаваться вопросом, как Я смогу это сделать и смогу ли вообще. Пастухи в Бриндаване тоже не верили, что маленький мальчик, выросший среди них, сможет поднять гору Говардханагири и держать ее на весу! Так что все, что требуется, это Вера и еще раз Вера.

ТАЙНА ДУХОВНОГО УСПЕХА

Однажды Кришна и Арджуна шли по дороге. Увидев в небе птицу, Кришна спросил Арджуну: "Не голубь ли это?". Тот ответил: "Да, это голубь". Тогда Он спросил Арджуну: "А может быть, это орел?" Арджуна поспешно ответил: "Да, это орел". "Нет, Арджуна, Мне кажется, это ворона. Разве это не ворона?", – спросил Кришна, и Арджуна ответил: "Извини, это несомненно ворона". Тогда Кришна рассмеялся и пожурил Арджуну за то, что тот соглашается со всем, что бы Он ни сказал. На что Арджуна ответил: "Для меня Твои слова имеют гораздо большее значение, чем то, о чем свидетельствуют мои глаза. Ты можешь превратить это в ворону, в голубя или в орла, и поэтому, когда Ты говоришь, что это ворона, то так это и должно быть". Безоговорочная вера – вот секрет успеха на духовном пути.

Помните, что Господь любит не самого преданного (Бхакту), а его преданность (Бхакти). Милость Господа подобна дождю, чистой воде, проливающейся повсюду одинаково. Но вкус воды меняется в соответствии с той почвой, по которой она протекает. Точно так же, слова Господа для одних сладки, для других же – горьки. Пути Господни неисповедимы. Он благословил Видуру словами: "Погибни!", а Душхасану словами: "Живи тысячу лет!" Он имел в виду, что у Видуры будет уничтожено его "Я", а злобный Душхасана должен будет страдать от болезней и напастей этого мира в течение целых десяти веков. Вам неведомы истинные причины, скрывающиеся за действиями Господа. Ведь вы не можете понять даже мотивы поступков других людей, которые почти во всем похожи на вас, и чьи действия имеют те же побуждения, которым нравится или не нравится то же, что и вам! И все же, как легко вы судите о мотивах Того, кто находится выше, гораздо выше уровня Человека! Как много слов и рассуждений о том, что так же недоступно для вас, как рыбам воздух!

БОЛЬ – ПРЕДВЕСТНИЦА РОЖДЕНИЯ НОВОЙ ЖИЗНИ

Есть четыре типа людей: "мертвые" – это те, что отрицают Господа и полагают, что они существуют сами по себе, независимые, свободные, сами собой управляющие и сами собой распоряжающиеся; "больные" – это те, кто обращаются к Господу только тогда, когда на них обрушивается какое-то несчастье, или когда они чувствуют, что источники, которые их обычно поддерживают, временно иссякли; "тупые" – те, кто знает, что Бог – это вечный спутник и свидетель, но они вспоминают об этом только время от времени, когда эта идея сильна и несет мощный заряд энергии; и, наконец, "здоровые" – это те, чья вера в Господа неизменна, и кто всегда живет в Его Умиротворяющем и Созидательном Присутствии.

Вы продвигаетесь от "смерти" к "жизни" и от "болезни" к "здоровью" благодаря тому, что испытываете удары со стороны этого мира. Мир – очень важная часть учебной программы человека; через муки поиска рождается младенец мудрости. Ценность страданий в том, что они являются признаком рождения новой жизни. От беспокойства (Ашанти) вы приходите к полному спокойствию (Прашанти), от полного спокойствия – к духовному озарению (Праканти), от духовного озарения – к Вечному Божественному Свету (Парамджйоти). Смена радости и печали подобна смене дня и ночи. Ночь и день – это сестры-близнецы, и они обе необходимы для плодородия почвы, для возрастания активности и обновления Жизни. Они подобны лету и зиме. Есть такие, кто просит: "Баба! Сделай это лето не таким жарким!" Но ведь во время летней жары земля впитывает необходимую ей энергию солнца с тем, чтобы, когда наступят дожди, она могла дать обильный урожай.

СИЯНИЕ ВАШЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ

"Холод" и "Жара", и то, и другое, предусмотрены Божественным Планом, и вам остается только знать об этом и ценить по достоинству. В природе есть как растения с колючками, так и без колючек. Мудрый человек ценит и те, и другие. Он выращивает растения без колючек и окружает их растениями с колючками, и таким образом то, что он выращивает, оказывается защищенным. Карма может как спасти, так и убить. Посмотрите, как остры зубы у кошки. Она хватает зубами котенка для того, чтобы унести его в безопасное место. Но теми же самыми зубами она хватает крысу, чтобы убить её и съесть. Будете котенком – и Карма спасет вас как любящая мать. Будете крысой – и вы погибли.

Бог приводит человека к Себе. Такова уж природа их обоих – иметь взаимное влечение, ибо они – одно и то же. Это напоминает железо и магнит. Но если железо сильно заржавело и покрылось слоями грязи, то магнит не сможет его притянуть. Устранить препятствие – это все, что вы должны сделать. Светите светом своей истиной природы, и Бог примет вас в Свое сердце. Испытания и несчастья – это те средства, с помощью которых происходит очищение. Именно поэтому Кунти умоляла Кришну: "Посылай нам всегда только горе, чтобы мы никогда не могли забыть Тебя". Горе и испытания подобны диете и прочим ограничениям режима, которые доктор прописывает больному в дополнение к лекарству. А лекарством является постоянное пребывание в Боге (Намасмарана).

ЗАНИМАЙТЕСЬ ДУХОВНОЙ РАБОТОЙ ПОСТОЯННО

Саи означает "возлюбленный всех людей" (сарваджанаприя), но вы можете выбрать для себя любое Имя, которое приносит вам радость. Вкусы у всех разные, они соответствуют темпераменту и характеру, которые каждый вырабатывает в себе за поколения деятельности в качестве живого существа этого мира. Владелец кофейного заведения идет в соседнюю аптеку, чтобы получить пилюлю от головной боли. А аптекарь, когда у него болит голова, идет в кафе выпить чашечку кофе, которое, как он считает, должно его вылечить. Все люди ведут себя так же. Вкусы людей различны (Лока бхинна ручих). Знающий (Джнани) скажет: "Бог есть все" (Сарвам Брахма Майям). Практикующий йогу (Йогин) скажет: "Все есть энергия". А третий, преданный Богу (Бхакта) скажет: "Все есть игра Господа (Бхагавана)". Каждый говорит в соответствии со своим вкусом и со своим уровнем развития в духовной практике (садхане). Нельзя торопить кого-то или смеяться над кем-то, поскольку все они – пилигримы, идущие одним и тем же трудным путем.

Садхана более всего необходима для контроля над умом, а также над желаниями, за которыми ум всегда следует. Если вы обнаружили, что не можете добиться успеха в садхане, то не отказывайтесь от нее, а, наоборот, совершайте ее с еще большей энергией. Ибо это тот предмет, по которому вам не ставили оценок в школе, и он требует особой проработки, разве не так? Садхана неразрывно связана с внутренней, а также с внешней чистотой. Разве вы почувствуете свежесть после купания, если наденете грязную одежду? Но ощущение свежести не возникнет также, если надеть чистую одежду на грязное тело. Нужно и то, и другое, – Бахья и Бхава – и внешнее, и внутреннее.

Дети верят вам, когда вы говорите, что их заберет полицейский или схватит привидение. Они полны Страха, Силы Духа и Веры! Но, став взрослыми и забив свои головы самыми разными доктринами, догмами, теориями и аргументами, вы вынуждены открывать Бога трудным путем, используя свою способность к различению (вивеку). И поверьте Мне, это дело, от которого никто не может уклониться. Все сущее, рано или поздно, пройдя длинным или коротким путем, должно достичь Бога.

Прашанти Нилаям,
Виджайадашами,
1953 г.

Одно желание ведет к другому, одна привязанность рождает десяток других. Это заложено в самой природе человеческого желания, так как радость, испытанная посредством его удовлетворения, – не настоящая, ограниченная, временная, чреватая печалью.

Вы сеете семена горечи и молитесь в надежде на сладкий урожай. Вы жалуетесь на плохую почву, на сорняки, на дождь. Но при чем тут они, если сами семена больны и изуродованы?

Шри Сатья Саи