Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том I

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.


Содержание

ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ!
"Друзьям-странникам"
1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ)
2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ)
3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК
4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна)
6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА
7. МУЖЕСТВО
8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ
9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ
10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ)
11. НАРА И НАРАЯНА
12. ТЕРПИМОСТЬ
13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ
14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА)
17. ГУНЫ И АННЫ
18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ)
19. ЛУНА И УМ
20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА
21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ
22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН
23. ХРАМ
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС)
26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ
27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ
28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
29. САТЬЯ САИ ГИТА (I)
30. САТЬЯ САИ ГИТА (II)
31. САТЬЯ САИ ГИТА (III)
32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV)

22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН

На таких встречах принято обращаться к собравшимся словами "братья и сестры", хотя ни один оратор не готов жить в согласии с тем идеалом, который подразумевается подобной формой обращения. В нашу повседневную жизнь проникло так много пустых формальностей. К примеру, мы уже слышали, что сегодня – "красная дата календаря" в истории Тирупати. "Красные дни календаря" или "дни, которые должны быть вписаны золотыми буквами", все это в наше время теряет смысл. Запомните, такой чести заслуживают только четыре дня: это день, когда собираются преданные (Бхакты) для воспевания Славы Божьей; день, когда накормлены голодные; день встречи с великим мудрецом и день, когда в человеке пробуждается различение (Вивека). Сегодняшний день, несомненно, попадает в эту категорию, и поэтому слова секретаря на этот раз оказались правильными.

Мне нравится та деятельность, которой занимается ваш комитет, и поэтому Я поспешил сюда из Бангалора, где вчера многие преданные непрерывно распевали Акханда баджаны. Мне нравится Тьягараджа (великий святой поэт Индии). И Моя привязанность к нему – это не вопрос сегодняшнего дня, она насчитывает уже не одно столетие. Тьягараджа и Тирупати (святое место) – неразделимы. Здесь он молился, чтобы завеса, скрывающая его внутренний свет, была удалена по Милости Всевышнего. Ваш комитет предпринимает героические усилия по сооружению места поклонения святому мудрецу (Тьягарадже), и зала для проведения праздника в его честь, а также для тщательного изучения и исполнения его песнопений. Меня огорчил ваш отчет о поездке по отдаленным местам и о том, насколько малую сумму пожертвований удалось собрать.

ЦЕЛИ СБОРА ПОЖЕРТВОВАНИЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧИСТЫ

Хотя отчет свидетельствует о преданности и жертвенности, он разоблачает и те ложные ценности, которых в наши дни придерживаются люди. Как кровь (блудду) циркулирует по телу, так и деньги (даббу) должны двигаться и работать. Застой влечет за собой болезнь всего организма. Нет лучшего способа применения денег, чем содействие преданному служению (бхакти), ведь от этого выиграет вся система, включая личность и общество. Если же деньги будут накапливаться, а не работать, это вызовет появление социальных опухолей, которые впоследствии могут развиться в нарывы и лопнуть.

Я узнал, что отчаявшиеся секретари этого Комитета раздумывают об организации какой-нибудь лотереи для завершения задуманного плана. Но Я решительно возражаю против этого. Лотерея привлекает к себе деньги людей, движимых жадностью, она притягивает обещанием быстро разбогатеть и искушает человека. Продажа лотерейных билетов, распределение выигрышей и использование дохода приведут к притоку "грязных" денег. Поскольку это задумано для благородной цели, то и средства должны быть идеально чисты. Каждый, кто пожертвует на это дело хотя бы одну рупию, должен дать её из искренней преданности, зная, что эта рупия будет использована именно на строительство того, что он хочет увидеть построенным. Не принимайте денег, которые даются неохотно или исходя из каких-либо других мотивов, помимо преданности. Только в этом случае сооружение будет достойно Тьягараджи, который с презрением отверг богатство (нидхи), предлагаемое раджами Тангора, и предпочел близость Всевышнего (саннидхи) покровительству людей.

Как во время эпидемий особенно нужны доктора, так и сейчас, при сильном падении нравственности, люди должны обратиться к таким докторам, как Тьягараджа, распространяющим в своем сладкозвучном переложении лекарство Святых имен Бога, Раманамы. Все люди имеют равное право приобщиться к целительным свойствам такого лекарства. У каждого народа есть великие доктора (вайдьи), которые успешно лечат болезнь мирского существования (бхаварогу). Если привести по одному примеру из каждого языка, то в хинди это святой поэт Сурдас, в тамильском языке – Рамалингасвами, в каннада – Пурандарадаса.

ПЕСНИ ТЬЯГАРАДЖИ ДАРУЮТ БЛАЖЕНСТВО

Тьягараджа является единственным в своем роде, но не потому, что он пел на телугу, а потому что его песни отмечены редким совершенством, искренней преданностью, поэтической красотой и мелодичностью. Мелодия (рага) всегда соответствовала эмоциональному настрою раскрываемой в песне идеи; музыкальный ритм отслеживал развитие смысла; слова как бы сами задавали ритм (талу) и вели музыканта по нотам; вся структура песни способствовала пробуждению в певце йогического потока, порыва единения со Всевышним. Такое спонтанное совершенство науки и искусства одновременно как в музыке, так и в духовной практике редко встретишь в истории какого-либо языка или страны. Он исполнял песни не по наитию, а от полноты своей реализации, и поэтому его песни обладали необычайной очищающей силой, дарующей Блаженство как самому певцу, так и его слушателям.

Кришну родила Деваки, а воспитала Его Яшода в Бриндаване. Яшода испытала все радости, которыми может одарить ребенок. Точно так же тамильские почитатели песнопений адаптировали тексты Тьягараджи и исполняют его песни чаще, чем песни авторов, говорящих на телугу. Они стали Яшодой для Тьягараджи. Тамильцы специализируются в раге и тале и песнопения исполняют с добросовестной приверженностью к ним. Однако из-за того, что они не всегда полностью улавливают смысл текста, у них часто возникают искажения, режущие слух говорящих на телугу. Все больше и больше телугских преданных должны обучаться исполнению критисов (музыкальных произведений) Тьягараджи, чтобы сохранить в песне все нюансы языка телугу. В конце концов, рага, тала и ноты должны помогать скорейшему постижению смысла песни и передавать певцу и слушателю то состояние любви, из которого изначально эта песня родилась. Но произойти это может только при полном понимании смысла.

БХАКТИ – ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ВСЕХ ХРАМОВ

Музыка популярна повсюду: мужчины, женщины и дети всех стран восприимчивы к ее тонкому воздействию. Даже животные и растения подвержены её тонкому влиянию. Как сказал Всевышний: "Там, где поют Мои преданные, присутствую Я Сам". ("Мадбхактаах ятра гайанте, татра тиштхаами, Нарада"). Таким образом, песни Тьягараджи, исполненные искусно и с полным осознанием контекста и значения, являются прекрасным средством для распространения Бхакти. Вот почему Я приехал сегодня, чтобы вдохновить и благословить ваш комитет, который проводит праздник Тьягараджа Утсава. Меня сюда привели три причины, неотъемлемые одна от другой: ваше страстное желание (икча), вера (шраддха) и родство интересов (анукула)!

Тирумалаи Тирупати Девастханам должен лелеять ростки Бхакти, где бы они ни проявлялись. Ибо именно благодаря Бхакти паломники стекаются к Горе и молятся Венкатешваре. Если засохнут побеги Бхакти, то чем тогда орошать умы людей? Это живительный источник для всех храмов на этой земле. Таким образом Девастанам вполне может прийти на помощь этому комитету. Он выполняет работу Девастанама, способствуя распространению музыкальных произведений Тьягараджи (критисов), которые развивают дух преданности. Сам Вальмики когда-то приехал на юг Индии, чтобы в песнях прославлять Раму и распространять Раматарака мантру. Он всегда заботился о благополучии человека и всего мира. Он постоянно ощущал присутствие Бога, поэтому Рама должен был дать ему Даршан и не однажды прибегнуть к его помощи. Его преданность всегда приносила ему мир и радость.

ИНДИЯ НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭРЫ

Молитва и покаяние – это две дисциплины, посредством которых можно очистить ум от эгоизма и ненависти. Тьягараджа являет собой прекрасный пример, как этого можно достичь. Он постоянно проверял свои слова и поступки, оценивая их с точки зрения Бхакти. Как пчела в поисках меда ищет цветок, как плющ прочно и доверчиво цепляется за ствол дерева, чтобы не упасть, как ручей бежит к реке, а река торопится к морю, так Тьягараджа, томящийся по Раме, утолял свою тоску в песнях, которые являются благоуханными цветами Бхакти и потому бессмертны.

Каждый человек ищет покоя, но в его уме постепенно накапливается пыль чувственных желаний, вызывая ржавчину и угрожая в конечном счете "взорвать" его. Поэтому он должен время от времени проверять состояние своего разума и держать его в идеальном порядке. Для удаления ржавчины музыка критисов Тьягараджи будет очень полезной. Отставьте на некоторое время свой цинизм, вслушайтесь в пленительные мелодии и впитывайте их смысл. Наука духовной культуры и управления разумом развивалась и практиковалась в нашей стране на протяжении тысячелетий; вот почему индийская цивилизация вынесла все потрясения и бури, обрушившиеся на нее на протяжении веков, сбивающие с ног все другие народы. Индия по-прежнему свежа и прекрасна на пороге новой эры, ведомая своими древними идеалами.

В наши дни, с появлением навязчивых популярных мелодий и песенок из кинофильмов и с эстрады, вкус к хорошей музыке пропал. Это помешательство дошло даже до того, что подобные мелодии пытаются имитировать в бхаджанах! Пойте критисы Тьягараджи в стиле классических раг, и Я уверен, они окажут сильнейшее воздействие. Это не просто песни (пааталу), это настоящие россыпи (муталу) драгоценных камней, и они ведут вас по дороге (бааталу) к Богу. Если Тьягараджа будет забыт, эта священная Гора рухнет, ибо она возвышается потому, что в ее основании лежит Бхакти. Забвение Тьягараджи может произойти лишь тогда, когда люди этой земли станут безнадежно мирскими, глухими к тихому голосу Бога внутри себя.

Тирупати,
Тхигабрахма Утсава,
11-7-1957