Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1990

Курс лекций по индийской культуре и духовности, май 1990 года


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию
1.    Истина и Долг в индийской культуре
2.    Роль и предназначение человеческого тела
3.    Храм, который движется
4.    Беспристрастность или усмирение чувств
5.    Сила слова
6.    Сила мысли
7.    Блуждания Ума
8.    Духовный Разум
9.    Эго и привязанность
10.  Три силы мироздания
11.  Познай самого себя
12.  Путь познания Высшего Я
13.  Духовное Сердце и Свобода
14.  Беспредельный восторг Духа
15.  Чистота и человеческое достоинство
16.  Высшая мудрость
Глоссарий санскритских слов
Аналитический указатель

Урок XIV

БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОСТОРОГ ДУХА

   Дорогие студенты!

   [1]   В мире, в котором мы живем, нет ничего постоянного. Молодость - это то, что приходит и уходит. Ваше чувство торжествующей гордости и превосходства по поводу вашей молодости, не является признаком глубокого ума, так как здесь нечем гордиться. Что же касается богатства, то оно мимолетно, и может продлиться также недолго, как вспышка молнии. Жена и дети присоединяются к вам в потоке жизни и покидают вас, уносимые этим потоком. Кто они были до того, как вы встретились? Кем была мать? Кем был этот ребенок до своего рождения? Ваши родственники, жена, дети - это попутчики в вашем путешествии жизни, которых вы встречаете и провожаете как гостей в каравансарае (* Постоялый двор, место стоянки для караванов в городах и на дорогах Азии.). Всё это изменчиво и преходяще. Что же тогда постоянно? Только две вещи: Долг (Дхарма) и Слава (Киртхи).

   Как сказано в Писаниях: Yat drisyam tat nasyam - Всё, что видимо в этом мире, то тленно. В этом видимом мире всё будет смыто быстрым потоком реки времени. И мир, который мы видим, и глаза, которые его видят - недолговечны.

   [2]   Человек, который довольствуется в жизни лишь своим физическим зрением (Чарма Чакшу) и не старается развить в себе внутреннее видение или глаз мудрости (Джнана Чакшу), не многим отличается от животного царства птиц и зверей. Человеческая жизнь бесценна, полна глубокого смысла и предназначена для того, чтобы прожить ее радостно. Но для того, чтобы исполнить священный замысел человеческого существования, абсолютно необходимо овладеть Знанием Высшей Реальности или Атмы (Атма Джнаны). В Писаниях говорится, что среди всех живых существ на Земле воплотиться человеком считается огоромной привилегией. Там же говорится, что жизнь человека, не стремящегося к Знанию, подобна животному.

   [3]   Физическим зрением человек способен увидеть только проявленную материю внешнего мира, но не скрытое в человеке Божественное Начало, природа которого чрезвычайно тонка. На самом деле физическим зрением вы не видите даже некоторых видимых вещей окружающего мира. Например, без помощи зеркала глаза не видят самих себя. Они даже не видят целиком то тело, частью которого являются, например, голову и спину. Следовательно, если эти глаза не способны увидеть полностью физическое тело, которому они принадлежат, что говорить о тонкой материи Ума? Если они не способны видеть тонкую материю Ума, как можно увидеть Атму, природа которой является самой тонкой из всех начал? Поэтому физическое зрение служит человеку только при выполнении его земных обязанностей.

   [4]   Глаз мудрости имеет огромное значение для каждого человека. Джнана-Нетрам - глаз мудрости, Дивья-Нетрам - божественный глаз, Ахам-Нетрам - глаз Высшего Я, БрамаНетрам - глаз Брамы, - всё это синонимы. Только имея твердую веру в то, что все вокруг - это Бог (Сарва Брахман), вы воистину узрите Бога во Вселенной. Вот почему Священные Писания призывают к тому, чтобы ваше зрение (Дришти) прониклось Высшей мудростью (Джнаной), - тогда вы увидете, что все мироздание (Шришти) проникнуто Абсолютной Реальностью - Брахманом. То, в каком цвете вам представляется видимый мир (Пракрити), зависит от цвета очков вашего физического зрения, через которые вы воспринимаете этот мир.

   [5]   Всё, что видимо - подвержено изменению. Но то начало, которое лежит в основе этого постоянно меняющегося мира, - неизменно. Это - Абсолютное Божественное Начало (Брахман). Это подобно, например, тому как дорога, опора всех движущихся по ней машин, остается неподвижной. Если вы придете к познанию этого Божественного Начала, которое является неизменной основой постоянно меняющейся Вселенной, вам откроются и другие таинства мироздания.

   [6]   Причиной неспособности человека осознать истинную природу этого мира является Ум, основной характеристикой которого всегда была внешняя Ориентация (Правритхи).

   Человек порой тратит всю свою жизнь на то, чтобы завладеть вещами материального мира, приобретая различную собственность: дома, земли, машины, умножая свои богатства, которые есть не что иное, как ненужные привязанности в жизни (* Здесь игра слов на английском языке связана со словом "properties" собственность и "not proper ties" - ненужные связи.). Для этих ли пустяков он был рожден? Нет, нет и нет. Смысл человеческого существования - реализация Божественного. Человек должен познать Бога, почувствовать присутствие Бога, видеть Бога, говорить с Богом - вот что такое реализация. Это и есть религия. И нет никакого смысла в том, что человек знает всё на свете, но не знает, что такое Бог.

   [7]   Только что Анил Кумар говорил о науке ботанике в своем выступлении. Цветы и плоды фруктового дерева, питаются от корней, скрытых под землей, от них зависит рост и развитие всего дерева. И для того, чтобы получить хороший урожай фруктов, необходимо поливать и удобрять не цветы и плоды, видимые нами, а невидимые корни, питающие дерево. Также и Божественное Начало, присутствующее во всем Творении (Атма Татва), является корнями дерева жизни в этом мире.

   [8]   В Бхагавад Гите говорится, что Бог - это семя всего живого. В чем смысл этого изречения? Когда вы сажаете семя в землю, оно проростает, потом превращается в большое ветвистое дерево. Дерево расцветает, и на каждой ветке появляется множество цветков, которые потом превратятся в плоды. Каждый плод имеет семя, идентичное тому, из которого выросло дерево. Поэтому из одного семени получились сотни семян. Согласно Бхагавад Гите, Бог - это семя, давшее начало огромному дереву необъятной Вселенной. Каждая страна - это ветвь этого дерева. На каждой ветви - много плодов, это - люди этой страны, и каждый несет в себе семя Божественности. Это значит, что Бог присутствует в каждом живом существе как Дух или Атма.

   [9]   Современная молодежь не прилагает никаких усилий, чтобы познать эту всепроникающую истину, скрытую плотным покровом материальной Вселенной. Молодые люди посвящают большую часть своего времени освоению таких наук, как физика, химия, зоология, ботаника, математика, рассчитывая получить профессию и этим обеспечить себе средства к существованию, но очень редко они задумываются о смысле человеческого существования, а это гораздо важнее, чем заработок на пропитание.

   [10]   Согласно одной из важных ведических мантр, бессмертие души может быть достигнуто только отречением (Тьяга), а не простым совершением хороших поступков, произведением на свет потомства, увеличением благосостояния и т.д.

   Но что означает это отречение на самом деле? Это вовсе не значит, что нужно отказаться от семьи и детей, от дома и от всей своей собственности и благосостояния. От чего же следует отречься? В чем заключается рабство, от которого необходимо избавиться человеку? Оно - в иллюзии отождествления себя с телом. Человек должен избавиться от ложной идеи, что он является телом и проникнуться идеей, что он - Атма. Только тогда вы обретете Освобождение (Мокша). Отречение от осознания себя как тела (Деха вирактхи) освободит вас от уныния физического рабства, а сила устремленности к Богу (Дайва Аашактхи) принесет вам блаженство и восторг Освобождения и единения с Ним.

   [11]   Как можно освободиться от иллюзии осознания себя как тела (Деха-брантхи)? Конечно же не отказом от питья и еды и доведением бедного тела до скелетообразного состояния и заигрыванием со смертью, а настойчивым утверждением, подкрепленным твердой верой: "Я - не тело. Мое тело, чувства, рассудок и духовный разум - это только мои орудия (Упадхи)." (* Упадхи означает букв. "наложение", которое ограничивает. В данном случае имеется в виду все, что "накладывается" на Атму, ограничивая ее, то есть её орудия или проводники. Упадхи - это средства выражения Высшего Я или Атмы.) Вы должны избавиться от идеи отождествления себя с телом, подобно тому, как вы сбросили бы с себя грязную одежду.

   [12]   В дискуссии о свободе, прошедшей позавчера, говорилось, что человек свободен принимать пищу, когда он голоден, и пить воду, когда его мучает жажда. Но разве это можно назвать свободой? Он вынужден есть и пить, чтобы утолить голод и жажду. В этом случае человек следует естественным потребностям своей природы, и свобода здесь ни при чем. Свобода связана с чистым блаженством Высшего Бытия, не имеющего пределов, и она равнозначна ему. Как можно достигнуть такого блаженства, беспредельного и чистого? Можно ли получить его от телесных или умственных удовольствий? Конечно нет. То блаженство, которое вы получаете на физическом и ментальном плане, мимолетно и недолговечно. Смысл человеческого рождения не в этих мелких и обыденных радостях. Вы сами пожелали воплотиться в человеческом теле, но замысел этого заключался в вашем стремлении прийти к познанию истинного и беспредельного Блаженства.

   [13]   В мире все происходит согласно Божественной Воле (Дайва Санкальпа) и человек не в состоянии достигнуть чеголибо исключительно усилиями своей личной воли. Позавчера было сказано, что в одном случае человеку не удается достичь цели, несмотря на все его старания и усердия, а в другом - удача сама находит его, даже если он и вовсе не искал её. Причина этого - в Ахамкаре, чувстве человеческого Эго, в осознании себя как обособленного субъекта деятельности или "деятеля" (Картритва), а также в стремлении к награде и заинтересованности в получении плодов труда (Бхоктритва). Вы - само воплощение Блаженства и Радости. Счастье - это ваще естественное состояние. И это настоящая трагедия, что вы не способны ни понять этого, ни испытать этого счастья. Ваше изначальное состояние счастья и радости окутано тяжелым туманом симпатий и антипатий, эгоистических представлений "лично я..." и "лично моё...", сомнений и колебаний, удовольствия и недовольства. Ваши пристрастия и неприятия (Рага и Двеша) - это тяжелый покров, который скрывает свет радости Духа, пребывающего в вас. Только когда вы избавитесь от чувства привязанности и неприязни, вам откроется ваша истинная природа.

   Как это странно и глупо, что вы, являясь воплощением самого Блаженства, ищете его повсюду. Оно - в вас самих, а вы проводите жизнь в погоне за мелкими удовольствиями и пустыми наслаждениями материального мира. В чем причина такой сумасшедшей гонки? - Неведение и незнание того, что источник счастья - вы сами.

   [14]   Студенты! Все вы знаете, что слон, гигантское животное, обладая огромной силой, послушно и кротко подчиняется маленькому человеку, который пришпоривает его. Почему? Потому что слон не знает, насколько велика его сила. Так и черный шмель может насквозь проточить твердое дерево. Но этот же шмель, попав в мягкий и нежный цветок лотоса, не в состоянии выбраться из него и погибает там, как в ловушке, потому что ничего не знает о своей силе. В подобной ситуации находится и человек, который не делает даже и малейшей попытки, чтобы познать Божественность, святость и блаженство, изначально присущие ему, но что еще прискорбнее, - отказывается даже верить этому, когда ему об этом говорят.

   [15]   Студенты! Будьте уверены, что при определенных усилиях и должной устремленности ваша Божественность, источник вечной Радости, наверняка откроется вам.

   Мускусный олень, не зная, что мускусный запах исходит из его собственного пупка, бродит беспокойно по лесу в поисках источника этого запаха. В конце концов, он в изнеможении ложится на землю в тени дерева, чтобы отдохнуть. И тут, его нос чует, что этот запах исходит от него самого. "Какой глупец! - думает он про себя, - так носиться по всему лесу, изнуряя себя, ведь источник этого запаха - я сам!" Такова природа невежества. Аналогично положение и человека. Вечное Блаженство (Нитья Ананда), беспредельное Блаженство (Брама Ананда) и чистое (недвойственное) Блаженство (Адвайта Ананда) - все это естественное состояние человека. Но соблазненный мимолетными мирскими желаниями, человек не способен открыть для себя Высшую Божественную Радость.

   [16]   В противоположность так называемому блаженству, извлеченному из материальных удовольствий, которое преходяще, и поэтому несет в себе отпечаток сожаления и недовольства, Блаженство Духа - вечно и не имеет и тени печали.

   Если вы наполните кастрюлю пайясам (* Сладкое блюдо, приготовленное на кипящем молоке с сахаром) и потом проделаете отверстия в кастрюле, из них польется только сладкий пайясам и ничего больше. Также и Блаженство Духа или Атмы (Атмананда) в своем проявлении принимает самые разнообразные формы. Поэтому мудрецы древности назвали Дух (Атму) самим Блаженством (Анандой) и Блаженство Духа (Атмананда) было описано ими самыми разнообразными эпитетами: вечное блаженство, высшее блаженство, абсолютное блаженство, блаженство мудрости, непревзойденное блаженство, стоящее выше двойственного мира, чистое блаженство, невозмутимое блаженство, непостижимое блаженство, недосягаемое умом, блаженство, превзошедшее влияние трех гун и так далее. И если это бесценное сокровище беспредельной Радости Духа предоставлено в ваше распоряжение, к чему эта бессмысленная погоня за удовольствиями материального мира, которая не принесет вам ничего, кроме сожаления, печали и разочарования?

   [17]   Драгоценные вещи в сейфе и большие суммы денег в банке находятся под надежной охраной, усиленной всевозможными средствами защиты: железными дверьми, металлическими ящиками с огромными замками, круглосуточным наблюдением вооруженных охранников. Бесценное сокровище Радости и Блаженства Духа тоже постоянно охраняется. Его страж - Ахамкара, ядовитая змея человеческого Эго.

   [18]   Откуда берет начало чувство Эго? Может быть причина в богатстве человека, его силе, положении в обществе, власти или учености? - Нет, не в этом причина его происхождения. Корни Ахамкары - в иллюзии отождествления себя со своим телом (Деха-брантхи). А что касается таких вещей, как богатство, высокое положение, власть, - вам уже должно быть ясно, что они - не долговечны. Этому вас учит как прошлое, история, так и то, что происходит в настоящее время, а также Священные Писания, включая Бхагавад Гиту. Все эти блага, могут покинуть вас в любой момент, порой даже не дотянув до могилы, не говоря уже о том, чтобы пересечь могильную черту. То, что остается с вами вечно - это итог хороших и плохих поступков, совершенных в жизни.

   [19]   Студенты! Не забывайте о непреложном правиле жизни: "Что посеял, то и пожнешь". Это неизменный закон Кармы, в который в Индии свято верят. Поэтому, прежде чем сделать что-либо, скажите себе: "Я - воплощение божественной Атмы. Правильно ли то, что я собираюсь сделать? Честно ли это? Не низко ли это?" Если такой самоконтроль и дисциплина войдут в вашу повседневную практику, вы сможете оградить себя от порока, все ближе и ближе продвигаясь к Атме.

   [20]   Используйте свои таланты и способности для общего блага всего человечества, а не для того, чтобы обогатиться и заработать деньги легким путем, преследуя эгоистические интересы или прибегнув к предательству и коррупции.

   Патриотизм - любовь к земле, где вы родились, чрезвычайно важен. Однажды, когда Субхаш Чандра Бозе был студентом Калькуттского Университета, один британский профессор стал с высокомерным пренебрежением отзываться об Индии и индийцах. Молодой Субхаш Чандра был чрезвычайно неприятно поражен этим, но сдерживал себя довольно продолжительное время. Но лектор перешел все границы приличия и благопристойности. Тогда молодой студент не выдержал и, потеряв душевное равновесие, вскочил на ноги, ловко перепрыгнул через все парты и, достигнув лектора, замахнулся на него и занес над его головой ботинок. Через несколько минут известие о случившемся облетело весь учебный корпус. Руководство Университета было вынуждено собрать экстренное совещание, на котором было вынесено решение исключить Субхаша из Университета без права допуска к занятиям в течение 5 лет. Так Субхаш пожертвовал своим образованием ради того, чтобы защитить честь Родины.

   Впоследствии, для завершения высшего образования, отец послал его учиться в Лондон. И там Субхаш не раз проявил свое чувство патриотизма. Он достиг больших успехов в занятиях науками и вполне мог бы остаться в Лондоне для продолжения карьеры. Но, подгоняемый своим патриотическим рвением и по причине пылкого характера, Субхаш вернулся в Индию и, с очень высокими результатами выдержал конкурс Индийской Гражданской Комиссии, после чего занялся политикой. Студенты, следуя его примеру, тоже должны быть готовы пожертвовать своими личными интересами (Свартха) ради общественного блага (Парартха). Это тот путь, который приведет вас к достижению высшей цели жизни (Парамартха).

   [21]   Помните о том, что Бхагавад Гита, Библия, Коран. Грантх Сахиб и другие Священные Писания служат не только для их чтения и толкования (Параяна), а применения в жизни того, что там написано. Если кто-то выучит наизусть все 700 строк Гиты или будет их комментировать с умным видом, - это вовсе не признак его духовности и преданности Богу (Бхакти), а только доказательство его наклонностей к хвастовству.

   [22]   Сегодня миру нужен человек действия (Ачара Манавас), а не человек слов (Акара Манавас), являющийся человеком лишь по форме, а не по содержанию. Развивая свои интеллектуальные способности, вы можете достичь любых почетных титулов и научных званий, - Падма Шри или Падма Бхушан, но этого недостаточно, чтобы заслужить высшее звание человека - Амрита Путра (дети бессмертия), звание, о котором говорится в Ведах как об исконном праве человека. Нет на Земле других титулов и званий, которые были бы выше права называться Амрита Путра, и именно за это вы должны бороться в жизни.

   [23]   Пусть крепнет ваша любовь к родной земле (Десабхимана), любовь к Богу (Дайвабхимана) и любовь к Долгу и Чести (Дхармабхимана). Нет Долга (Дхармы) выше Истины (Сатьи), и нет Истины выше Долга. Истина и Долг тесно связаны друг с другом. Постарайтесь практиковать их в повседневной жизни и делиться с обществом своими достижениями ради всеобщего счастья. Только тогда вы поймете, что такое Высшая Радость и Блаженство. Блаженство - это и цель, и скрытая причина жизнедеятельности человека, то, ради чего он живет и действует, как в отношении мирских обязанностей, так и в духовных устремлениях.

   [24]   Познание Высшей Радости и Блаженства является целью всех религий. Путей к этому может быть много, но цель одна, также как и драгоценных украшений много, но золото одно, коров много, но молоко одно... Поэтому, никогда не критикуйте какую бы то ни было религию или веру. А также наряду с учебой не забывайте воспитывать в себе беспристрастность ума и святую Любовь, Любовь без ограничений и условий. И тогда вы познаете, что такое Единение в бесконечном Многообразии.

OM