Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1990

Курс лекций по индийской культуре и духовности, май 1990 года


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию
1.    Истина и Долг в индийской культуре
2.    Роль и предназначение человеческого тела
3.    Храм, который движется
4.    Беспристрастность или усмирение чувств
5.    Сила слова
6.    Сила мысли
7.    Блуждания Ума
8.    Духовный Разум
9.    Эго и привязанность
10.  Три силы мироздания
11.  Познай самого себя
12.  Путь познания Высшего Я
13.  Духовное Сердце и Свобода
14.  Беспредельный восторг Духа
15.  Чистота и человеческое достоинство
16.  Высшая мудрость
Глоссарий санскритских слов
Аналитический указатель

Урок I

ИСТИНА И ДОЛГ В ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

   Весь Космос возник из Истины и опять погрузится в Истину. Есть ли в Космосе место, неподвластное Истине? Созерцайте, братья, То, что является абсолютной Сатвой.

   Воплощения Божественной Любви! Дорогие студенты, преподаватели и воспитатели!

   [1]   Для каждого человека, рожденного на Земле, Истина - это на самом деле проявленный Бог. Вся Вселенная, состоящая из движущихся и недвижущихся объектов, проявилась из Истины. Творец (Брама) - это Истина, Знание, Блаженство. Истина (Сатья) и есть Бог (Брахман): она - беспредельна. Согласно Ведическим преданиям, Истина - синоним вечного Бога. Поэтому поклонение Истине - долг каждого. Индусы с древних времен соединили свою судьбу с идеалами Истины и Праведности (Сатьи и Дхармы). Справедливость и Долг - их оплот. Каждый человек - наследник Истины и Праведности. Если молодые люди, юноши и девушки, желают способствовать укреплению мира и гармонии на Земле, они должны изо всех сил стараться во всем следовать Истине. Жители Бхараты (* Древнее название Индии, Духовного Сердца человечества) всегда молились о благополучии всего мира. Поэтому и наша молодежь должна посвятить себя делу всеобщего счастья. Это - наша вера, наша религия. И если нам не удается достигнуть всеобщего единства и национальной целостности, это только потому, что была забыта эта святая истина и происходящая от нее наша культура и святость.

   Истину и Справедливость нельзя ничему подчинить: любая власть - физическая, интеллектуальная, экономическая, военная или политическая, должна подчиняться Истине и Справедливости, которые ничему неподвластны. Истина и Справедливость всегда торжествуют победу.

   [2]   Главное достоинство человеческой жизни - человечность. Какой бы властью мы ни обладали, какого бы положения и ученых степеней ни достигли, мы не должны пренебрегать общечеловеческими ценностями. Культура Индии ни с чем не сравнима и уникальна. Современная молодежь, забыв о величии и славе своего культурного наследия и не устояв перед так называемыми соблазнами современности, предала забвению святое знание об изначально присущей человеку божественности.

   [3]   Стремительный вихрь научно-технического прогресса вместе с ростом индустриализации приводит к нежелательным переменам внутри общества, в результате чего сметаются моральные и этические ценности, без которых благополучие человека невозможно. Наука и техника несомненно внесли большой вклад в достижение определенного материального прогресса, но вместе с тем были подорваны такие духовные качества, исконно присущие человеку, как альтруизм, его вера в свое божественное происхождение и чувство человеческого достоинства. В определенном смысле сами идеалы человечности были обесценены до такой степени, что современное поколение молодых юношей и девушек полностью утратило способность распознать божественность человеческой природы. Истинной целью своей жизни они считают самоутверждение, основанное на эгоизме. Такие демонические качества, как показная фальш, эгоизм, пустая болтливость, закружили свой дьявольский танец в современном обществе.

   [4]   И именно наша страна, которая с древних времен являлась духовным учителем всего человечества, становится театром действия сил зла: несправедливости, распущенности, безнравственности и полного пренебрежения Истиной. Превратившись в рабов современности, люди потеряли всякое уважение к принципам Истины и Долга (Сатьи и Дхармы) и, игнорируя почтенные традиции индийской культуры, стали жертвой ложной идеи о том, что материальное благосостояние - это, якобы, summum bonum в жизни. Не защита родины должна волновать современных молодых людей, они должны защищать Истину и Справедливость, которые в свою очередь и спасут нацию. А те образованные личности, которые сегодня похваляются тем, что действуют в интересах страны, отказавшись от Истины и Справедливости, на самом деле приносят стране огромный вред.

   [5]   Получив только одно образование, вы не обретете мудрость. Для современного человека образование - это всегонавсего необходимая ступень для того, чтобы обеспечить себе средства к существованию, а не возможность научиться искусству жить. Никогда нельзя терять из виду высшую цель жизни. Небольшой кусок плодородной земли всегда ценнее большого участка засушливой земли. Также и воспитание характера в жизни гораздо ценнее и существеннее образованности.

   Люди сегодня готовы на всё ради богатства, власти, денег, которые преходящи, как облака в небе, и не желают заботиться о том, чтобы приобрести в жизни те качества, которые откроют им путь к вечной Истине.

   [6]   Вы должны стремиться быть примером добродетели, а не примером богатства или власти. Печально видеть, как даже люди почтенного возраста, объявляющие себя ревностными защитниками общественных ценностей, отошли от древней культуры Индии, соблазненные современными умонастроениями.

   Когда корова щиплет траву на поле, будет ли ее теленок спокойно стоять в стороне? Это маловероятно. Поэтому неудивительно, что молодое поколение следует примеру старших, родителей и учителей, не являющих собой идеальный образец для подражания.

   Чем наши славные предки заслужили уважение, всеобщую любовь и имя поборников морали в обществе? Тем, что они в своей повседневной жизни всегда были примером применения добродетелей на деле и скрупулезно следовали четырем основным устремлениям человеческой жизни (Пурушарта), разделяя с другими всю радость и блага, происходящие от этого. Сегодня же молодежь блуждает в темноте жизни наугад, принимаясь бесцельно и без разбора за любое попавшееся занятие.

   [7]   Выполнение Долга (Дхарма), достижение Благополучия (Артха), исполнение Желания, (Кама) и Освобождение (Мокша) - вот четыре основных устремления человеческой жизни (Пурушарта). Нарушая первое - Долг, который может быть уподоблен ногам человеческого тела, и игнорируя Освобождение, конечное устремление человеческой жизни, подобное голове, человек изнуряет себя в погоне исключительно за богатством и сменой желаний, с тем результатом, что общество и страна в целом стремительно ввергаются во всеобщий беспорядок, хаос и неуверенность. Основной причиной утраты человеком покоя и чувства уверенности является то, что он пренебрег Истиной и Долгом, приверженность которым является абсолютно необходимым и обязательным условием его жизни.

   [8]   Студенты, не забывайте нашу древнюю культуру, которая является самим дыханием жизни индусов. Бхарата в прошлом щедро одарила весь мир жемчужинами своей великой культуры. Впоследствии эта нация в своем развитии претерпела серьезное отставание из-за широко распространявшейся здесь мании подражать другим народам.

   Подражание свойственно человеку.
   Творение - Богу.

   Правильное воспитание - это прежде всего раскрытие божественных свойств природы человека, изначально присущих ему.

   [9]   Приблизительно пятьдесят лет тому назад наша молодежь, полная чувства любви к своей родине и культуре, следуя примеру старших, шла по их стопам. Общественные деятели, преподаватели, профессора того времени были поистине воплощением высоких идеалов жизни, достойным подражания. В их образе мыслей, слов и действий была гармония. Именно поэтому молодое поколение следовало их примеру. Молодежь тех дней увешивала стены своих комнат изображениями святых, божественных учителей и национальных героев, которых они боготворили, стараясь подражать им во всем. Сегодня, к сожалению, приходится отметить, что как идеальных учителей, так и идеальных национальных героев, стало чрезвычайно мало. Все они говорят одно, а делают совершенно другое, потеряв в результате этого всякое доверие молодежи. И современная молодежь предпочитает украшать стены своих комнат фотографиями любимых кинозвезд.

   В чем причина такого упадка нравов? Причину надо искать в недостатке таких национальных героев, которые обладали бы твердой верой в духовность индийской культуры, воплощая в жизнь её идеалы и делая всё для ее распространения.

   И тем не менее, признаки древней культуры Бхараты сохранились. Их легко заметить во всем, не только в манере одеваться и говорить, работать и отдыхать, но и в любой деятельности, осуществляемой человеком с восхода солнца до заката.

   [10]   В наше время многие в Индии не понимают, что такое культура (Самскрити). Человеческая жизнь не мыслима без культуры: культура - это образ жизни. Игнорируя или искажая его по причине неправильного выбора, люди теряют покой и чувство уверенности. Все стремятся к удобствам и благополучию и никто не задумывается о том, в чем же заключается истинное благополучие. Принимать пищу 4 раза в день, спать, смотреть телевизор и один и тот же фильм по 3-4 раза, забыв обо всем на свете, - вот что считается источником комфорта и счастья.

   Согласно Священным Писаниям родиться человеком среди всех живущих на Земле существ, считается редкой привилегией. Но если человек будет довольствоваться лишь тем, что ест, пьет, спаривается и спит, как это делают все животные и птицы на земле и в небе, не стремясь понять, в чем заключается смысл понятия Культура (Самскрити), его жизнь будет потрачена впустую.

   [11]   Понятие Самскрити означает усовершенствование какого-либо предмета, чтобы улучшить его пригодность в использовании по назначению.

   Например, представьте себе, какой обработке подвергается рис, прежде чем он будет готов к употреблению: из снопа извлекают колоски, из них освобождают зерно, после чего его дробят, чтобы отделить мякину от семян, затем рис обдирают, очищают, шелушат, чтобы удалить посторонние элементы: камушки, семена сорняков. Далее рис замачивают в воде, чтобы приготовить из него плов. Такая обработка - самскрити - повышает ценность вещей. Например, стоимость необработанного риса, скажем, 100 рупий за мешок. Но когда он очищен и обмолочен, стоимость мешка поднимается до 600 рупий, то есть, в результате его обработки в 6 раз больше.

   Рассмотрим другой пример: если ручные часы из стали спрессовать и бросить в огонь, то кусок сплава, который получится из них, не будет стоить даже и четверти рупии, в то время как стоимость ручных часов, изготовленных из этой же массы металла, возрастает до тысячи рупий.

   Еще один пример: хлопок, собранный с куста, должен быть высушен; потом необходимо отделить от него ненужные чашечки цветка; после чего он поступает в хлопкоочистительную машину для отделения семян от хлопка; потом в прядильной машине из хлопка прядутся нити, из которых на ткацком станке получается ткань. Таким образом хлопок, преобразованный в ткань, приобретает гораздо большую ценность и полезность.

   Точно так же и человек, он не должен оставаться на том уровне, на котором он был в момент рождения, а должен суметь проявить в себе изначально заложенную в нем божественность. Студентам, таким образом, помимо приобретения академических знаний, необходимо стремиться воспитать в себе смирение и духовное разумение, то есть способность различения добра и зла, и эти качества помогут им стать полноценными человеческими личностями. Как семя находит смысл самовыражения в плодоносном дереве, так и человек должен найти смысл своего существования в жизни, целью которой является постоянное самоусовершенствование и преобразование (Самскарана), приносящее плоды душевного равновесия и покоя, чувства уверенности в себе, счастья и любви.

   [12]   Способность любить - это божественное качество человека. Следует проявлять её не только по отношению к людям, но и по отношению к птицам, животным - ко всем живым созданиям. Истинная культура (Самскрити) - это расширение границ Любви, отход от узости и развитие более широкого видения мира, результатом которого будет радость, истинная радость, как для вас самих, так и для окружающих вас людей. Так природа человека поднимается до высот Божественного.

   В Ведах, которые поистине являются воплощением древней индийской культуры, говорится, что чувство ненависти или недоброжелательства в отношении какого бы то ни было живого существа недопустимо. Поэтому, наряду с повседневными занятиями, студентам следует углубить свои знания по индийской культуре и применять эти знания на практике.

   [13]   Все вы свидетели того, что в современном мире человеком утеряна ясность мысли, ущемлена правдивость слов и забыта праведность поступков. Идеалы всеобщей Любви в полном упадке во всех сферах жизни, а вес в обществе приобрели различные передовые идеи, которые сейчас в большой моде. Над духовностью смеются, и всё больше и больше распространяется ненависть между кастами и религиями. Повсюду местнические интересы и эгоизм безудержно творят свое разрушающее дело.

   В чем причина того, что сегодня так неистово бушуют войны и революции? Всё это происходит потому, что в человеческом обществе были преданы забвению такие понятия как чувство страха перед грехом, любовь к Богу и нравственная чистота. Какой толк в мире от людей, единственным человеческим признаком которых является лишь их внешний вид, а такие истинно человеческие черты, как способность различения добра и зла, самоконтроль и дисциплина, отсутствуют?

   [14]   Студенты, помимо обычной учебы вы должны буквально впитать в себя такие качества, как вера и преданность стране, которой вы принадлежите, искренне желая благополучия всему миру. С незапамятных времен молиться о всеобщем счастье на Земле было древней традицией индуизма. Священная земля Бхараты, благодаря своему уникальному духовному таланту, всегда способствовала надежности мира на всем земном шаре, мира для всех стран и народов.

   [15]   Веды, оплот и фундамент индийской культуры, всегда учили говорить правду и действовать по справедливости. К великому сожалению, люди на сегодняшний день не любят говорить правды, очень много говорят о справедливости, но не практикуют её на деле. Если мы встанем на стражу Справедливости (Дхармы), подкрепляя её в жизни своими конкретными действиями, Справедливость в свою очередь защитит нас. Дхарма - это не простое соблюдение определенных традиций, сложившихся формальных правил поведения и выполнение долга. Дхарма - это гармония мысли, слова и дела, гармония, которая приводит к духовной чистоте этого тройственного орудия человека (Трикарана). Справедливость и Долг (Дхарма) в настоящее время находятся в полном упадке, потому что отсутствует чистота и гармония этого орудия действия. Упанишады призывают человека не предавать идеалов Истины (Сатьи) и Справедливости (Дхармы) ни при каких обстоятельствах, и защищать их даже ценой собственной жизни. Царь Харишчандра (* Харишчандра - Риши царского рода, был в высшей степени добродетельным монархом, принадлежавшим династии Солнца во времена Трета-Юги. В Падма Пуране рассказывается, что он, во имя приверженности правде, чтобы сдержать данное им слово, отдал Вишвамитре все свое царство, жену, детей и в конце концов самого себя, и чтобы расплатиться с долгом, стал простым могильщиком на кладбище, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Бог смилостивился над ним, явившись ему однажды в Своей тройственной форме Брамы, Вишну и Шивы, и наделил царя и его подданых самыми разнообразными благами, возвысив их до небесных сфер.) в этом отношении был наивысшим примером для подражания.

   [16]   Истина всегда восторжествует. Тот, кто хочет одержать победу, должен следовать непреложному закону Дхармы - Справедливости и Долга.

   Однажды, Дхритараштра спросил у Санджаи: "По-твоему, кто победит в войне на Курукшетре: Пандавы или Кауравы?" Санджая, достигший абсолютного контроля над чувствами, так ответил ему: "О Царь, там, где окажется Всемогущий Господь вместе с доблестным Арджуной, свято преданным Истине и Справедливости, несомненно восторжествует победа".

   Не существует морали или религии (Дхармы), стоящей выше Истины (Сатьи). Долг Совести (Дхарма) определяется Истиной. В Бхагават Гите говорится, что нет более тяжкого греха, чем не сдержать свое слово. Поэтому Правда-Истина - превыше всего. Правда (Сатья) и Справедливость (Дхарма) взаимосвязаны и нерасторжимы.

   [17]   Юноши и девушки, дети Бхараты!

   Чрезвычайно важно в жизни встать на путь Истины. Необходимо свято верить в то, что Истина - Божественное начало, и следовательно, полностью покориться ей.

   Люди усваивают огромное количество знаний о самых разнообразных вещах, но при всей своей учености не имеют истинного представления о собственной реальности. И чем больше человек углубляется в книги, тем больше сомневается и спорит. Но как бы ни был образован человек, проникнутый злобой, никакая ученость и эрудиция не смогут изменить его злобного нрава. Какой же смысл так выбиваться из сил ради этой учености и для получения этого не представляющего никакой ценности образования? Настоящим образованием можно считать лишь то, которое ведет человека к бессмертию. Это обучение идеалам Истины, Долга и Праведности.

   [18]   Благородные и чистые души всегда были преисполнены идеалов Истины (Сатьи) и Долга (Дхармы). Вот почему Истину, которая беспредельна и вечна, называют также Атмой, духовным сердцем всех людей. В мире всё подвержено изменению, всё меняется, подобно проплывающим облакам в небе, и только Атма остается неизменной.

   Из всего этого, конечно, не следует, что надо отказаться от учёбы в школе. Но параллельно этому необходимо приобрести знание о том, что истинно и вечно. Подумайте, как много было людей на Земле, которые никогда не имели ни ученых званий, ни славы, ни известности. И насколько всё это кратковременно и мимолетно!

   [19]   Человеческое тело тоже невечно. Тем не менее, когда физическое тело умирает, все накопленные ментальные впечатления (Самсара) остаются с нами навсегда (* Самсара в этом значении причинно-следственное "семя", заключающее в себе весь прожитый опыт, впечатления, влияния, сформулированные психикой и присутствующие на ментальном плане в форме подсознания человека (chitta-память). Все это психическое наследие человека имеет глубокие корни, соединяя в себе опыт многих воплощений человека с чередованием эпох, мест и жизненных обстоятельств. В этом наследии таится объяснение тайны так называемых "врожденных" качеств, которые на самом деле являются приобретенным опытом прошлых жизней.). Следует постоянно помнить, что человек живет не ради плотских интересов (Аннам), а ради высоких идеалов (Адаршам). Идеал - это то, что вечно и возвышенно. А если человек сам становится воплощением идеала, он может изменить к лучшему жизнь огромного числа других людей.

   "Лучше один год прожить лебедем, чем 100 лет вороной...".

   А вам было бы хорошо прожить хотя бы 10 лет идеальной студенческой жизни. Для идеальной жизни студенту необходимо любить свою родину и народ, любить Бога и стремиться к духовности, а также любить и уважать своих родителей.

   [20]   Студенты, постарайтесь в полной мере понять, насколько ваша родная земля величественна, исполнена святости) чистоты, любви и благородных идеалов.

   Многие молодые индийцы в настоящее время эмигрируют за границу, недооценивая и принижая значение своей страны. На самом же деле, ни одна из стран не может дать вам то, что способна вам дать Индия. Молодые люди, родившиеся на этой земле, должны осознать величие её драгоценного духовного наследия для мира, как родины святых традиций Кармы (исполнения своего долга). Йоги (духовного слияния с Высшей Реальностью) и Тьяги (полного отрешения от материального мира вещей).

   [21]   Современное невежество в отношении священной культуры Индии объясняется также отсутствием учителей и родителей, которые были бы способны передать молодежи её содержание. Пятнадцать дней этих Летних Курсов научат вас гармонично соединять богатство традиций древней культуры с требованиями современности, а также использовать в вашей жизни принципы Истины, Долга и Праведности, как руководство к действию.

   Ни положение в обществе, ни обладание властью не имеют никакого значения: всё это мимолетно, как проходящие в небе облака. Не стоит гордиться богатством, знатным происхождением или юношеской силой: в одно мгновение это может исчезнуть. Юношеский возраст - самый драгоценный период жизни. Используйте его правильно, с наибольшей отдачей. Если молодость будет растрачена впустую, ее невозможно вернуть назад, как бы вы не старались. Доверьтесь полностью священной индийской культуре, которая вне пределов времени и пространства, условий и обстоятельств. В течение этих пятнадцати дней проявите свое стремление как можно полнее осознать всю славу, величие и уникальность этой культуры.

   [22]   В своем приветственном выступлении Вице-Ректор Шри Шараф попросил меня рассказать о функциях и значении человеческого тела, сферы чувств, рассудка или ума, духовного разума и Духа (Атмы). Каждый из вас должен очень хорошо понимать содержание этих понятий. Какой смысл знать всё об окружающем вас мире, не не имея никакого представления о том, как устроен ваш внутренний мир? Очень важно понять природу взаимоотношения Брахмана - Верховной Души, и Атмана - индивидуальной души. Это тот путь, который приведет вас к осуществлению высокого замысла человеческой жизни.

   [23]   Студенты! Юноши и девушки! Используйте это святое время для того, чтобы усвоить священные знания и светлые идеалы индийской культуры, и приложите все усилия для распространения их по всей нашей необъятной Земле.

   Не забывайте, что в этом деле преданность Богу является самым важным условием. Ничего нельзя добиться без Его Милости. Мысль о том, что вы можете добиться чего-либо только благодаря своим собственным заслугам, лишь способствует высокомерию и эгоизму. Поэтому, укрепляйте веру в Дух, свое Высшее Я - Атму, и с этой верой вы добьетесь всего.

OM