Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 2
Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему

   "Книги содержат много информации и знаний, однако головы наши забиты чепухой. Образование используется лишь как средство заработать на жизнь. Задумайтесь над этой истиной, о дети Бхараты".

   Предания, из которых мы черпаем знания о наших священных традициях, наполнены глубоким смыслом. Однако наша беда в том, что студенты не в состоянии понять всего их значения.

   Бхагавад Гита в переводе означает "Песнь Господа". Бхагаватами назывались также и почитатели Бога. Великий мудрец, махариши Вьяса разделил сказание о Бхагавате на двенадцать частей, сканд, и через своего сына, махариши Шуку, передал его людям, с тем чтобы они освободились из оков материального рабства. С помощью отца Шука тщательно изучил Веды. Веды и Веданги (вспомогательная литература Вед) были разделены на четыре части, называемые самхитами. Сказание о Бхагавате было создано одновременно со сказанием о современниках Шуки. То было время, когда совершали свои подвиги и боролись друг с другом Кауравы и Пандавы – две ветви великого царского рода. Все эти события Вьяса описал в Махабхарате, которая традиционно считается пятой Ведой. Воистину она дает нам великие уроки морали и нравственности.

   Вьяса понимал, что для простых необразованных людей познание Божественной сущности – нелегкий труд.

   Чтобы облегчить таким людям путь к Богу, он создал еще один священный текст – "Брахма-сутры". Он также открыл ту истину, что блаженство можно обрести лишь посредством размышления о Боге, а не каким-либо иным путем. Согласно его утверждению, блаженство и счастье суть воплощения Бога, и другого источника у них нет. Только Бог может даровать их, а того, кто заслуживает Его милость, называют Его "преданным почитателем". Бхагавата описывает близкие взаимоотношения, существующие между Богом и Его почитателем, но осознать эту истину далеко не просто. В связи с трудностью понимания "Брахма Сутры" Вьяса создал восемнадцать Пуран, объясняющих природу Божественности. И он очень сожалел, что, несмотря на все его попытки распространить знания о Божественном, он не смог подсказать людям легкий путь избавления от страданий. И вот как-то раз, когда Вьяса был погружен в размышления над этой задачей, к нему явился святой Нарада. Нарада объявил, что единственное средство достижения человеком счастья – это описание и воспевание славы Всевышнего. И начиная с того самого дня Вьяса принялся описывать игры, милы, Господа.

   Год за годом жара сменяется холодом, дожди - засухой. Со сменой времен года меняемся, в какой-то степени, и мы сами – наши мысли и наше здоровье. Наступает новый сезон – и мы слышим, как поет кукушка, видим, как начинают созревать плоды манго, и т.д. Каждый год сезоны сменяют друг друга, начинаясь и заканчиваясь примерно в одно и то же время и принося нам каждый раз схожие ощущения.

   Взяв за основу цикличность времен года, великие мудрецы, махариши, создали учение о югах – четырех вселенских "сезонах". Все проходит и воскресает вновь. Это общепризнанный опыт. Если сегодня пятница, то через неделю снова будет пятница. Если сейчас май, то через двенадцать месяцев он наступит снова.
Мудрецы, риши, разделили период существования вселенной на четыре юги. Крита-югу, Трета-югу, Двапара-югу и Кали-югу. Эти юги в бесконечной последовательности сменяют друг друга, составляя все вместе период жизни вселенной от ее зарождения до гибели, за которой следует ее новое рождение. Основной единицей отсчета времени выступает Кали-юга. Крита-юга в четыре раза дольше, чем Кали-юга, Трета-юга – в три раза дольше, а Двапара-юга – в два. Согласно расчетам махариши, Кали-юга длится 432 тысячи лет. Соответственно, Двапара-юга – 864 тысячи лет, Трега-юга – 1 миллион 296 тысяч лет, а Крита-юга – 1 миллион 728 тысяч лет. Общее время существования вселенной, таким образом, – 4 миллиона 320 тысяч лет, и весь этот период носит название Maxa-юги – Великой юги. С завершением Маха-юги начинается Крита-юга следующей эпохи. Подобным способом и подобной мерой мудрецы древности и исчисляли время.

   На протяжении всех этих юг Бог периодически нисходил на землю в облике аватары, для того чтобы словом и делом приблизить людей к пониманию скрытой в них Божественности. В писаниях сказано, что Бог облекается человеческой формой, дабы стать доступным людям и даровать им счастье. Птицы и животные более ограничены в этом в силу своей природы. Человеческое же существо наиболее священно из всех 8 миллионов 400 тысяч (84 лакхов) видов живых существ, джив, этого мироздания. Добиться такого священного рождения – поистине великая удача. У человека есть отличие от прочих живых тварей.

   Необходимо разглядеть и понять разницу между животными и птицами, с одной стороны, и человеком – с другой. Понаблюдайте за животными: они рождены в свойственной их природе жестокости и в жестокости проводят всю свою жизнь. Их можно приручить и выдрессировать, но они никогда не избавятся от своих инстинктов до конца. Они будут вас слушаться, вести себя так, как вы их приучили, и все равно не избавятся от присущей им жестокости. Человек – другое дело. Даже если он рожден в условиях жестокости, он может избавиться от нее собственными усилиями или духовной практикой, садханой. Отсюда вытекает, что тот, кто не поддается воспитанию, – это животное, а кто способен к самоизменению – человек.

   И именно для того, чтобы ускорить в человеческих существах подобное очищение и превращение, Бог принимает время от времени человеческую форму. Это очищение в разные периоды времени достигалось разными методами. В Крита-югу это была медитация, или дхьяна, в Трета-югу – жертвоприношение, или яджна, в Двапара-югу – поклонение образу Бога в храме, или арчана, а для Кали-юги предпочтительно напевное повторение имен Бога, или намасмарана. Вот те прямые пути, которые способны привести человеческое существо к самосовершенствованию.

   В Крита-югу великие мудрецы достигали освобождения, мокши, или видения Господа через аскезу, тапас. Испытавшие это высокое состояние шли затем к людям, чтобы передать современникам свой божественный опыт.

   В Трета-югу Бог явил Себя как человеческое существо в облике Рамы, который на примере Своей семьи стремился дать всему миру образец истинно праведной жизни в полном соответствии с законами дхармы той эпохи. Уже в то время люди осознавали, что Рама есть само воплощение любви, а Его брат Лакшмана – сострадания и что сочетание праведного поведения, дхармы, и сострадания рождает достойное человеческое существо. Такова истинная дхарма. Не уподобляйте ее простому совершению ритуалов. Не в повседневной практике и ритуалах состоит истинная дхарма: ее творит сострадание, что зарождается в чистом сердце. Это качество также является важнейшим и основополагающим в человеке. И человек должен стремиться к тому, чтобы следовать голосу своей совести. Личным примером и поведением Рамачандра вел человечество к совершенству.

   Наступила Двапара-юга, и на земле появился аватар Кришна, дабы дать людям идеальный образец любви. Это природное качество Кришны влекло к Нему всех окружающих. Его любовь была такова, что люди теряли себя в исходившем от Него потоке блаженства и счастья. С нежным вниманием наблюдал Кришна за людьми и заботился об их нуждах. Бхагавата донесла до нас ту великую истину, которую олицетворял Собой этот аватар. Явление Кришны показало всем людям, что никогда не следует забывать о Боге – в наслаждении и в боли, в радости и в печали, в изобилии и в нужде. Так наставлял людей Кришна, и так поступала Драупади, потерявшая всех своих сыновей, но несмотря на удары судьбы, сохранившая кроткую сдержанность и любовь. Бхагавата учит, что преданный Богу не должен думать о Нем лишь в трудные для себя времена, полностью забывая о Нем в минуты счастья.

   Все Аватары несут в мир очень важные уроки, и вы должны прикладывать усилия к тому, чтобы понять тот сокровенный смысл, который содержится для нас в таких уроках.