Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 23
Творец и акт Его творения пребудут вовеки

   "Язык очень ловко и безболезненно увертывается от острых зубов. С таким же искусством надлежит и человеку ориентироваться в окружающем мире. Так говорит Саи, и слова Его – истина"
Что видите вы своими глазами? Что движет вашим умом? Что пробуждает ваше тело и формирует всю вашу жизнь? Все это происходит под влиянием окружающего вас творения.

   Гопала означает "пастух", и Гопала, "Защитник коров", – одно из имен Кришны. Гопала искусен в уходе за коровами и в том, как следует их пасти. Гопала может многое вам дать. Он будет играть на Своей флейте и сумеет заставить вас петь. Он способен защитить вас и подарить вам радость. Такова природа Гопалы. Слово "гову" на языке телугу означает "корова". Но есть у этого слова и ряд других значений, как-то: "земля", "органы чувств", "небеса", "речь" и т.д. С понятием "корова" сравнимо понятие "мать-земля". Согласно нашим традициям и пуранам, Земля приняла облик коровы.

   Гопала понял состояние Радхи, решившейся расстаться с жизнью на песчаной дюне, и явился к ней. Для Высшего Духа, Параматмана, как и для творения Его, нет момента начального или конечного. Акт творения и Сам Творец постоянны и пребудут вовеки. Будут меняться обстоятельства, одна эпоха будет сменяться другой, Божественность же не изменится никогда: Творец и сотворенное Им не исчезают.

   Одна из обязанностей Параматмана - заботиться коровах, оберегать их и в конечном счете помогать им слиться с Собою. Однако в данном случае следует отметить очень важное, глубинное, значение слова "корова". Корова - это то же самое, что "мать-земля", а "коровы" – то же, что наши органы чувств.

   "О Кришна, – произнесла как-то Радха, - эти коровы так непослушны и капризны! Я жду, чтобы препоручить их Твоим заботам. И сегодня, если Ты согласишься взять к Себе моих коров и дашь им возможность слиться с Тобою, я стану очень счастлива". Радха молила Кришну взять ее коров под свою защиту и доставить ей тем самым облегчение. У коров есть дурное свойство: они забредают в поля и способны уничтожить даже лучший урожай. Здесь имеется в виду, что человек, полагаясь на свои органы чувств, склонен исказить даже смысл Вед. "Получив в дар мою корову, Ты можешь обеспокоиться, как же прокормить ее. Не тревожься, я пошлю Тебе и корм. Уповаю на то, что после того, как корова побудет на Твоем попечении, она избавится от своих дурных повадок".

   Остановимся на скрытом смысле просьбы Радхи. Когда она говорит о коровах, то подразумевает разнообразные чувственные ощущения, волнующие ее. Для подобных реакций не существует специально отведенных времени и места. Реакции органов чувств не подвластны ни быстротечному времени, ни изменчивому окружению. Органы чувств доставляли Радхе большое волнение. И потому она умоляюще просит: "О Кришна, Ты же Гопала, и Ты создал эти органы чувств. Только Ты властен над ними. Вот почему в Бхагавад Гите Тебя прозвали Гудакешей". Слово гудакеша означает "того, кто управляет сенсорными органами". Слог го- также употребляется в значении "органы чувств", то есть индрии.

   Просьба Радхи о том, чтобы Кришна позаботился об ее органах чувств, означает, что она добровольно отказывается распоряжаться ими по своему усмотрению, полностью уповая в этом на Господа. Она говорила, что ее эго и привязанности дают хорошую пищу коровам, то есть ее органам чувств, которой они питаются, как коровы свежей травою. Ведь давно известно: именно эго и привязанности дают основную пищу нашим органам чувств. Если мы видим, что человек теряет власть над своими сенсорными органами и позволяет им работать бесконтрольно, в этом повинны его привязанности и эго. Но в данном случае мы видим, что Радха, пребывающая в форме дхары, сосуда, готова полностью отречься от эго и своих привязанностей. В разыгрываемой таким образом драме Кришна использовал Радху как Свой инструмент, дабы поведать людям всей земли о подобных свойствах их органов чувств. Всё творение вокруг есть только образ Радхи.

   И хотя вследствие искажений мы можем заметить некоторые дефекты в образе, сам объект отражения никогда не будет искажен. Он всегда будет устремлен к достижению совершенства.

   С целью передать Свою мудрость всему человечеству Кришна прибег и к посредничеству Арджуны. Арджуна служил ему подходящим инструментом в одном случае, а Радха – в другом. Через Радху Он учил смертных священным принципам преданности. Было бы серьезной ошибкой видеть в Радхе лишь обычную женщину, принимать Кришну за обычного мужчину и воспринимать показанные ими взаимоотношения в каком-то земном смысле. Обращаясь к Арджуне, Кришна называл его Партхой, что означает "сын матери-земли". Этим именем называют каждого, кто рожден матерью-землей. Бхагавад Гита была дарована не одному только Партхе (Арджуне). Она предназначена всем живым творениям и свяжет воедино всех людей на земле. Итак, Радха тоже служила Кришне инструментом в осуществлении Его планов. Это значит, что когда вы всецело подчиняете свои поступки и мысли Кришне, то вы достигаете той же стадии, что и Радха.

   Таким образом, Радха – не обязательно лицо женского пола, Радха – это любой человек, который вручает себя Кришне. Словами Гиты Кришна обещает защиту человеку любого вероисповедания, при условии, что тот будет стараться познать Его. Пример Радхи учит нас не только обогащать свой ум знанием и мудростью, но преисполниться сердцем любовью ко Всевышнему. Он учит тому, что важнее наполнить сердце любовью, нежели голову – знаниями. Радха велит нам искать многообразие в Божественности, которая воистину универсальна. Радха велит нам полностью доверить работу своих органов чувств Кришне – иначе они увлекут нас на ложный путь. Она учит нас не доверять тому преходящему и эфемерному, что существует вокруг, ибо нам надлежит сосредоточить свое внимание на том, что неизменно и по самой сути своей – природа Господа. Радха , учит, чтобы мы не верили в окружающий нас мир, не боялись смерти и не забывали о Боге. Радха – это та, которая преподала нам эти три важнейших наставления. Она учит нас, как во все времена, пребывая в любой из гун, наслаждаться благодатью Господа. Также она учит нас избавляться от зависти, и особенно при виде того, как успешно идут дела у других. Ведь именно Радха убедила пастушек оставить свою подозрительность и избавиться от чувства соперничества.

   Воплощения божественного Атмана - Дивьятмасварупас! Вам следует прикладывать усилия к тому, чтобы развивать заложенную в вас Божественность, приумножать и наслаждаться ею. Следует всеми силами стремиться к духовному подъему и не позволять себе оступаться. Тогда вы убедитесь, что в отношении Духа, Атмана, самое важное - это непосредственный опыт.

   Вам говорили, что Бог превыше всего, а за Ним следует материальный аспект жизни. Однако в действительности дело обстоит не совсем так. Наиважнейшее и наипервейшее – это Бог, далее следует личностный аспект, материальная же сторона занимает третье и последнее место. Однако в нынешнее время все оказалось перевернуто вверх ногами: на первом месте оказалась материальная сторона, а Бог – на последнем. Божественность, сокрытая в нас, проявляется лишь в определенных обстоятельствах. Потому особенно важно для нас понять, как сей божественный аспект через Радху передавался другим людям и возвещал им о Кришне. Вы уже достаточно долго слушаете беседы о священных предметах, и Я хочу надеяться, что вы возьмете на заметку услышанное здесь и сумеете использовать хотя бы часть из него в своей повседневной жизни.