Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 18
Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа

   "Религия и вера – как ваши два глаза: человека, лишенного зрения, мы называем слепым. Если вам не дано узреть Бога, это еще не означает, что Его нет. Бога может не ыть в представлении отдельного человека. Но разве не существует Он для нас – тех, которые видят Его?"

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасва-рупас! В числе наиболее важных моментов, которые следует обрести и пережить, наипервейший – это милость Бога. Посредством этой милости человек сможет обрести бесценную мудрость, а обретя ее, жить спокойно и безбедно. Каждому живущему на земле нужно стремиться к тому, чтобы усмотреть в своих переживаниях работу Божественного. Также у человека есть насущная потребность распознать истинные аспекты Бога. На начальных стадиях для человека не представляется возможным молиться и постигать непроявленную форму Бога. Поэтому необходимо, прежде всего, научиться почитанию какой-то конкретной Его формы. С помощью обращенных к ней молитв человек наберет ту духовную силу, которая поможет ему перейти к следующей стадии. Следует прилагать усилия к тому, чтобы научиться ощущать присутствие Бога не только в Его имени, но и в области звука, шабды. Мы постоянно повторяем: "Бхагаван, Бхагаван". Необходимо понять значение этого слова. Наши священные писания учат нас, что основное значение слова Бхагаван проистекает из аспекта Параматмана, Высшего Духа. То, что содержится в Брахмане и Параматмане, содержится и в слове Бхагаван. Одно из значений слова Бхагаван то, что Он наделен всевозможными дарами. Также это слово обозначает "того, кого можно и должно почитать". Слог бха- имеет еще два значения.

   Одно – самбхарта, а другое – бхарта. Самбхарта означает то, посредством чего можно постичь происхождение вселенной. Слово бхарта означает Того, на ком лежит бремя творения. Слог га- знаменует то, что Он ответственен за зарождение, поддержание и поглощение вселенной. Слог бха- заключает в себе и третий смысл – "блеск, сияние", а слог га- в данном случае означает распространение этой яркости, или сияния. Слово ванта означает Его способность и возможность совершить это. Таким образом, полное значение слова бхагаванта относится к аспекту Бога, позволяющему Ему распространять Свой блеск, или сияние. Священное слово Бхагаван имеет множество важных и сокровенных значений, но, к сожалению, мы забыли о них и употребляем этот титул лишь как почтительную форму обращения. Чтобы проникнуть в священный смысл этого слова и в сокровенную область Божественного, потребуется большое самоуглубление и самоанализ. Только тогда сможем мы понять природу собственного ума.

   У ума есть отличительное свойство - непрерывно думать о чем-то, снова и снова возвращаясь к пройденному. Наш мыслительный процесс таков, что мысли то сходятся на одном предмете, то снова расходятся. И это - естественное свойство ума. Мысли приходят и уходят - без этого ум не может существовать. Но когда мысли бегут быстрой чередой, торопливо сменяя друг друга, ум может свернуть и на неверный путь. Ум при этом приходит в смятение и теряет свойственную ему устойчивость. Если человек желает побороть сумятицу в мыслях, он должен дать мозгу какой-то ментальный отдых. Если он хочет достичь покоя ума, такой отдых просто необходим. Во временном отдыхе нуждаются не только люди, но и пернатые, животные и даже неодушевленные механизмы. Отсутствие таких временных передышек затрудняет жизнь на планете и угрожает существованию человека. Если же человек дает своему уму отдых, то обретает покой и счастье.

   Ум обладает способностью нестись быстрее ветра. Когда нужно остановить мчащийся на большой скорости поезд или автомобиль, мы используем приспособление, называемое тормозом. Подобным же образом для того, чтобы остановить ум, движущийся свободно и бесконтрольно, следует также воспользоваться тормозом в виде концентрации или медитации, дхьяны. Человек, потерявший контроль над своим умом, может легко превратиться в животного. В этом смысле контроль над умом и органами чувств просто необходим. Вы вполне можете добиться этого, но следует учитывать, что существуют три состояния, способные работать и как препятствия. Первое – это состояние пустоты. Второе – состояние рассеянного мышления. И третье, которое может помочь вам, – это состояние концентрации. Ум наделен тремя этими качествами благодаря самой своей природе.

   Во время чтения священного текста мы можем почувствовать, как нас клонит ко сну. Или другой случай – мы намереваемся пойти и принять участие в работе какого-то священного собрания, но ум не позволяет нам это сделать: даже если тело наше туда отправится, богиня сна и там не оставит нас в покое. Это состояние можно рассматривать как состояние пустоты. Если же мы примиримся с этим и вознамеримся дать себе отдых и пойти спать, наш ум начнут одолевать разного рода беспокойные мысли, вследствие чего он придет в возбуждение и выведет нас из состояния сонливости. Такое состояние определено как "рассеянное мышление". Наиболее же важное состояние – это состояние сосредоточенности. Человек только тогда счастлив, когда, забыв о двух предыдущих, переходит к этому состоянию и концентрирует свое внимание на каком-то предмете. Вполне достаточным, однако, будет то, что человек научится жить, как и подобает человеческому существу. Необязательно становиться Мадхавой и подниматься до уровня Божественности. А для учащихся способность к концентрации особенно важна.

   Именно неумение сконцентрировать свое внимание лежит в основе многих болезней, которыми поражен сегодня наш мир. Этот вид заболевания особенно распространен среди студентов. Врачебное обследование студентов Бомбея показало, что 89% из них страдают от того или иного заболевания. В штате Бенгалия это количество достигло 98%. На первый взгляд студенты кажутся здоровыми и выглядят прекрасно, словно лебеди, однако в действительности их здоровье быстро ухудшается. Внешность обманчива: на самом деле большинство студентов – люди нездоровые. Во многих случаях они позволяют своему уму блуждать, где попало, и тем самым подтачивают свое здоровье. Именно поэтому мы всё чаще наблюдаем, как рассеянные мысли студентов обращаются к предметам низменным, вызываемым тамо-гуной. невежеством и инертностью. Между тем именно в наши дни особенно необходимо такое качество, как способность сосредоточиться на одном каком-то избранном вами предмете.

   Для того чтобы понять, сколь ценно состояние концентрации, снова обратимся к поведению пастушек, гопи. Чем бы они ни занимались, куда бы ни направлялись, все их мысли были неизменно сосредоточены на Кришне. Они никогда не позволяли своим мыслям бежать в разных направлениях и осуществляли полный контроль над своим умом.

   Мы же сегодня уже не хозяева своему уму и физическим органам; наши симпатии и антипатии, как и чувство голода, тоже не подвластны нам. И часто случается, что, пребывая в храме, когда наше тело пребывает подле Господа, ум наш занят тем, что думает о туфлях, которые мы сбросили у входа. Таким образом, мы сосредоточиваемся мыслью на вещах, не представляющих собою ни малейшей ценности.

   Сегодня у людей вошло в привычку сидеть в медитации, но через короткое время после ее начала их начинают одолевать москиты, и их ум полностью переключается на них. Такой же эффект может произвести и муравей, ползущий у вас по спине. В такие моменты соответственно изменяется и наше поведение. Помещение, которое мы выбрали для медитации, может быть расположено в непосредственной близости от кухни. И если в этот момент ваша жена занимается там приготовлением овощей, всё ваше внимание переключается на овощи и вы спрашиваете себя, не подгорели ли они. Таким образом, мы сидим в медитации только для вида, мысли же наши движутся в разных направлениях, привлеченные самыми незначительными вещами.

   Пока вы не постигнете способа достижения истинного знания, или видьи, а также частичного знания, авидьи, вы не преуспеете ни в одном из своих начинаний. Беспокойство и тревожное состояние ума может вызывать не только авидья, незнание, но и видья, знание, – в случае, если последнее не до конца осмыслено. Вот вам пример. Один и тот же нож можно употребить на доброе и на дурное по своему собственному усмотрению – нож можно использовать как для резки овощей, так и для нанесения увечья и возбуждения страха у окружающих. Нож один и тот же, но определяют, использовать ли его в благих или дурных целях, наши мысли.

   Точно так же и с образованием. Если мы применим его должным образом, оно станет нашим другом и союзником и принесет нам благие плоды. Но если мы употребим это же образование во зло, мы обратим его в своего злейшего врага. В связи с этим студентам следует продумать, как они смогут использовать полученное ими образование в полезных для себя целях. Как говорится, "тише едешь, дальше будешь". Поэтому студентам надлежит стремиться выполнять свою работу сосредотоненно и неспешно.

   Пример пастушек, гопи, может многому нас научить. Полезно узнать, как вела себя каждая из них в том или ином случае, какие слова произносила и какую работу выполняла. Мы должны познать то чувство терпения, которое было им присуще, и осознать их сестринские отношения между собой. Казалось бы, когда столько пастушек желало приблизиться к Кришне, между ними могли возникнуть какие-то разногласия и ссоры.

   Однако в их сердцах не было места для зависти и ревности. Отсутствие у них друг к другу ревности – одна из характерных особенностей их взаимоотношений.

   В наши дни люди завидуют друг другу даже в мелочах. Студент, получивший первое место в соревнованиях или первый разряд, неизменно вызывает зависть у остальных. Сами они не работают усердно, но, тем не менее, завидуют отличившимся в учебе. Именно поэтому в восьмой главе Бхагавад Гиты Кришна обращается к Арджуне со следующим советом: "Не преисполняйся зависти".

   Если человек стремится отыскать недостатки у других, значит, в нем пробудилась зависть. Эта болезнь постепенно развивается, и вот вы уже пытаетесь отыскать недостатки у своего наставника, гуру, а там – и у Самого Бога. Зависть, если она появилась, уже не остановить: она не знает границ и бесконтрольно движется во всех направлениях. Она разливается как река в наводнение.

   Пастушки не ведали, что такое зависть или ревность. Если одна из них особенно страдала от разлуки с Кришной, все остальные приходили, чтобы утешить ее. Они уверяли, что полностью разделяют ее печаль по этому поводу, и в этом их подруга находила утешение. Но и утешая ее, гопи постоянно повторяли различные имена Кришны - Говинда, Дамодара, Мадхава и т.п. Таким образом, они непрестанно были заняты мыслями о Кришне. Вы спросите, как удалось обычным человеческим существам обрести такие высокие качества, как уравновешенность ума, терпимость и отзывчивость. Гопи добились этого посредством многих благих поступков, совершенных ими в своих прошлых рождениях.

   Способность их к концентрации была поистине достойной подражания. Они никогда не позволяли себе отвлечься посторонними мыслями. Даже когда они сталкивались с какими-то ужасающими вещами, их ум сохранял полное спокойствие.

   В Гокуле трудно было найти людей, которые бы не осуждали пастушек. Особенно это касалось мужчин. Вообще мужчины редко говорят о женщинах почтительно, и лишь немногие из них осознают их священную природу.

   Однажды в одном из семейств Гокулы появилась новая молодая невестка. Ее звали Сугуна. При первой же встрече пастушки стали говорить о том, как ей повезло, что она попала в Гокулу, ведь это давало ей возможность приблизиться к Самому Господу и воспевать Его славу. У колодца, по дороге на базар – всюду они рассказывали Сугуне о Кришне.

   В то время в Гокуле существовал один древний обычай, который в некоторых деревнях существует и по сию пору. Ежедневно с наступлением сумерек на веранде дома наиболее зажиточного хозяина зажигался первый светильник, и все деревенские жители шли к нему и зажигали от него евои собственные лампы.

   Среди жителей Гокулы Нанда был не только самым состоятельным человеком, но и тем, в чьем доме в облике Кришны родился Сам Бог. Деревенские жители верили, что если они зажгут свои светильники в доме Нанды, то им тоже перепадет что-то от его счастливой судьбы. Молоденькая невестка Сугуна взяла фитиль от лампы и отправилась к дому Нанды за огнем. С самого полудня ждала она того момента когда приблизится к дому, где живет Кришна. В уме Сугуны рождались только священные мысли, и ее божественные устремления были неколебимы. Преисполненная ими, она приблизилась к дому Нанды.

   Сугуна ступила на веранду и попыталась зажечь свой фитиль. Но взор ее был устремлен во внутреннее помещение – она надеялась увидеть там Кришну: только Им было поглощено все ее внимание. Погруженная в такие мысли, она не заметила, как пламя перекинулось ей на руку. Она не испытала боли – в пламени в этот момент возник силуэт Кришны. Предавшись созерцанию Его формы, она полностью забыла о себе.

   Сугуна впала в состояние священного экстаза. Яшода увидела силуэт Кришны в пламени, быстро отвела руку Сугуны от огня и принялась бранить ее, говоря, что не следует так забьтаться. Но, несмотря на брань, внимание Сугуны было поглощено светильником и образом Кришны в нем. Все старания Яшоды оттащить ее от огня были тщетны. Яшода поняла, что Кришна в данном случае даровал Сугуне видение Своей божественной формы. Она поспешила на рынок и позвала нескольких гопи посмотреть на это зрелище. Все пастушки бегом устремились к дому Нанды и, взойдя на крыльцо, стали свидетельницами этого необычайного явления. Они забылись на какой-то момент, а затем в экстазе запели: "Кришна даровал даршаннашей Сугуне, и она забыла себя в лицезрении Его формы.

   Она даже сожгла себе руку при этом!" Именно потому, что Сугуна была сосредоточена на мысли о Господе, Он и даровал ей Свой даршан.

   Итак, на каком бы предмете мы ни сосредоточивались, только он в данный момент должен быть запечатлен в нашем уме. Гопи переживали подобные ситуации, ибо были способны к полной концентрации. Обычно они спали на верандах вместе со своими детьми, но стоило им услышать звуки божественной флейты, как они, позабыв обо всём, спешили на звук ее. Они не сомневались в правильности своих действий; они обладали твердостью духа и были убеждены: то, что они делают в этот момент, священно. Поэтому их не беспокоило, что скажут о них другие. Поскольку они обладали огромной уверенностью в своей правоте, они были способны полностью концентрироваться на мыслях о Боге.

   Мы же вечно боимся того, что подумают о нас окружающие, а также опасаемся своих собственных противоречивых мыслей. Но когда мы Совершаем благие дела, нам не нужно опасаться мнения других. Ваши помыслы и счастье целиком находятся в ваших руках.

   Многие ходят в храм и наносят себе на лоб пепел, вибхути, но, выходя оттуда, сразу же стирают этот священный знак из боязни стать предметом насмешек своих друзей. Зачем же вы посещаете храм, если у вас недостает мужества сделать даже это? Почему вы боитесь признать, что посетили храм и что вы человек верующий? Почему не заявить во всеуслышание, что у вас есть своя вера и что вы не раб чуждых вам идей?

   Нам следует еще многому научиться на примере пастушек, гопи. Их мужество и уверенность в себе должны служить образцом для нас. Необходимо также обладать долей уверенности и в своих собственных силах. Следует набраться мужества и с одинаковым спокойствием встречать радость и печаль, победу и поражение.

   Человек, достигший определенного уровня благосостояния и имеющий свой кусок земли, полагает, что эта земля принадлежит ему безраздельно. Затем он умирает, земля переходит к его сыну, и тот продолжает считать точно так же. Встретившись с финансовыми затруднениями, он может продать эту землю, и тогда купивший ее будет считать ее своей. Кому же в действительности принадлежит эта земля? Сама же земля, являясь сторонней наблюдательницей, чувствует, что не принадлежит никому. Люди приходят и уходят, и никто не может завладеть ею навеки.

   Гопи всегда осознавали, что мысли, владеющие ими, - их собственные, и что они никогда не станут руководствоваться чужими идеями.

   Мы нередко считаем женщин существами слабыми, но это совсем не так, они – воплощение божественной силы, шакти. В Бхагавад Гите сказано, что Бог присутствует в женщине как семь различных проявлений силы, в то время как мужчине свойственны только три этих аспекта. Поэтому божественное начало в женщине развито чрезвычайно сильно. Вот вам лишь один небольшой пример, поймите его правильно и бойтесь его ложной интерпретации.

   Жил некогда полководец, которому были подвластны все войска великой Бхараты, насчитывавшие не один миллион человек. Стоило ему показаться, и всех воинов охватывал трепет. Но этот же грозный полководец буквально замирал от страха в присутствии своей жены.

   Женщина – существо, обладающее огромной силой, и именно благодаря этой силе существует мир. Женщина – как пашня, мужчина же – только зерно, брошенное в нее. Если нет пашни, то не быть и свежим побегам. Женщина – источник всей жизни на земле. Все знаменитые личности, прославленные святые и даже великие Аватары появились в этом мире благодаря тому, что жизнь им дала женщина – мать. Таким образом, сила, заключенная в женщине, есть сила священная. Своими поступками пастушки придали особое сияние самому понятию "женщина". В терпении ли, смирении или дружбе – во всём они подавали пример окружающим.

   Глубоко заблуждается тот, кто считает священный путь, избранный гопи, чем-то тривиальным. Святая преданность Кришне, проявленная Радхой и гопи, всегда будет служить идеальным примером всему человечеству. Будут проходить эпоха за эпохой – юга за югой – будет меняться образ жизни, но идеалы пастушек и лилы, игры, Господа Кришны выдержат любое испытание временем и никогда не утратят своей яркости и жизненности.

   Все поступки пастушек представляют собой действия индивидуальной души, или дживы, по отношению к Богу - Брахману. Глубинный смысл сказанного в том, что наше сердце – Вриндаван, а наши мысли - голи.

   Воплощенная душа, джива, – это Радха, в то время как бессмертный Дух, или Атман, – это Кришна. Таким образом, во Вриндаване нашего сердца джива в образе Радхи вместе с нашими мыслями – гопи ведет свои лилы с Атманом. И да не сложится у вас впечатление, что где-то был такой Вриндаван и именно там имели место лилы Кришны. Считайте Вриндаваном свое сердце, а себя – Радхой и предайтесь целиком Кришне, Господу нашему. Не допускайте к себе нечистых и греховных мыслей. Ваши мысли должны быть подобны мыслям пастушек. Если учащиеся станут неуклонно лридерживаться этого наставления, они будут в силах возродить древнюю славу нашей великой страны.