Шри Сатья Саи Баба

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ
1978

Курс лекций по индийской культуре и духовности


Содержание
Шри Сатья Саи Баба – аватар нашей эпохи
Глава 1    Вступительное слово
Глава 2    Бог приходит в человеческой форме, дабы помочь людям изменить себя к лучшему
Глава 3    Бхагавата – священная книга, открывающая каждому то, к чему он стремится
Глава 4    Вьяса и Нарада – человек и Бог
Глава 5    Нарада – бессмертный Дух
Глава 6    Только тогда вас примет Всевышний, когда сердце ваше очистится страданием
Глава 7    У Господа нет изъянов. Мы видим отраженными в Нем наши собственные пороки и недостатки
Глава 8    Всё творение вокруг – как учебник, созданный Богом специально для нас
Глава 9    Все деяния Господь совершает ради нашего блага
Глава 10  Гнев уничтожает все человеческое в нас и лишает благосклонности судьбы
Глава 11  Любовь живет, отдавая и прощая
Глава 12  Все печали мы создаем себе сами
Глава 13  Боль и радость неразлучны
Глава 14  Человека определяет его окружение
Глава 15  Милость Бога способна испепелить и горы греха
Глава 16  Радха столь же неотделима от Кришны, как белый цвет – от молока
Глава 17  Во время смерти отбрасывается только телесная оболочка человека
Глава 18  Сосредоточенность во время медитации способна даровать вам видение Господа
Глава 19  Образование должно научить смирению того, кто его получил
Глава 20  У неверующих нет прямого опыта переживания Божественного, не читали они об этом и в книга
Глава 21  Говоря чересчур много, мы вынуждаем язык совершать четыре греха
Глава 22  Сострадание – благороднейшее из качеств, присущих женскому роду
Глава 23  Творец и акт Его творения пребудут вовеки
Глава 24  Кришна как бескрайний океан, а гопи как малые ручейки, вливающиеся в Него
Глава 25  Служение человеку есть служение Богу
Глава 26  Здоровье – наше величайшее богатство
Глава 27  Религиозные книги писались не для того, чтобы делать деньги
Глава 28  Величайшее богатство человека – его крепкое здоровье
Глава 29  Бог как священное дерево Кальпатару, способное исполнить все ваши желания
Глава 30  История и культура нашей родины нам как отец и мать
Глава 31  "Анандо Брахма – Брахман есть Ананда"
Глава 32  Самое важное для студента – научиться контролировать свои чувства
Указатель имен и терминов

Глава 9
Все деяния Господь совершает ради нашего блага

   "Настоящее образование – то, которое учит нас всеобщему миру и помогает избежать ограниченности мышления. Оно также развивает в нас способность жить в единстве друг с другом. То, что мы видим днем, исчезает с наступлением ночи во время нашего сна. То, что приходит во сне, исчезает днем при пробуждении. Таким образом, этот опыт мимолетен и недолговечен".

   Воплощения чистейшего Атмана - Павитратмасварупас! В густых зарослях бамбука стволы так тесно соприкасаются друг с другом, что от их трения может вспыхнуть огонь. Раздуваемый ветром, он перерастает в гигантский лесной пожар, который уничтожает целый лес. Подобное случается и с людьми. Успехи в образовании, положение в обществе, богатство и власть часто раздувают в человеке непомерное эго. Растущее эго наносит большой вред окружающим благочестивым людям и духовным искателям, садхакам.

   Чтобы защитить этих достойных людей и восстановить дхарму, Бог время от времени нисходит на землю и облекает Себя в человеческую форму. Воплощения Бога - аватары – снова и снова появляются в этом мире для того, чтобы защитить достойных людей и на Своем примере показать образец праведной жизни. В Двапара-югу таким воплощением божественности в человеческой форме был Кришна. После исторической битвы Махабхараты Кришна доверил бразды правления государством Дхармарадже, совершившем похороны Бхишмы. Кришна спас ребенка в чреве Уттары, установил повсюду мир и процветание, а затем вернулся в Двараку. Пандавам пришлось смириться с этой разлукой, ибо намерение Кришны было непреклонным.

   Вместе с Кришной в Двараку отправились и два Его ученика – Уддхава и Сатьяки. Арджуна устроился за богато украшенным сиденьем Кришны и держал над Ним усыпанный брильянтами зонт, дабы защищать Его от палящих солнечных лучей. Дхармараджа, несмотря на все запреты Кришны, послал с Ним большую свиту, которая должна была заботиться о Нем в дороге. Правители каждой из стран, через которые проезжал Кришна, восторженно приветствовали Его. Царь Сурадеши, пораженный могуществом Кришны, преподнес Ему богатые дары. Прослышав о великой победе, готовились к приему Кришны жители Двараки.

   Как ребенок нетерпеливо ждет момента, чтобы броситься в объятия матери, так и все жители Двараки, пастухи, гопалы, и дети нетерпеливо ждали возвращения Кришны. Страстное желание встречи переполняло их сердца. Подобно теленку, который на закате дня нетерпеливо рвется к матери, так и жители Двараки горячо желали поскорее увидеть Кришну. Не в состоянии вынести дальнейшей разлуки, пастушки, гопи, забыли о еде и украшениях и с волнением считали минуты до возвращения Кришны. Как голодный исступленно молит о куске хлеба, так молили о возвращении Кришны гопалы. Когда возбуждение всех жителей достигло наивысшего предела, Кришна, наконец, подъехал к Двараке. Громко затрубил Он в Свою раковину: земля затряслась, стены домов задрожали – и весь город обезумел от радости. Женщины стояли на террасах домов и утирали слезы радости. Все экипажи, давно бывшие наготове, выехали навстречу Кришне; все старейшины города – Уграсена, Акрура, Васудева и Баларама – вышли к городским воротам, чтобы приветствовать Кришну. Все парадные дороги Двараки были запружены толпами людей. Всюду раздавались восторженные крики, славящие победы Кришны. На пороге родного дома в Его честь был совершен обряд мангалахаратщ все домашние встретили Его возвращение с великой радостью.

   Матери Кришны нетерпеливо дожидались Его. Кроме Деваки, у Его отца Васудевы было еще пять жен.

   Каждая стремилась заключить Кришну в объятия: для них не имели значения ни возраст Кришны, ни Его социальное положение. Хотя Кришне исполнилось уже восемьдесят четыре года, Его родная мать Деваки по-прежнему относилась к Нему как к малому ребенку. Так сильна была ее материнская любовь, что она старалась держать Кришну подле себя, не вынося долгой разлуки. Деваки спросила Его о благополучии Пандавов. Другие матери также подошли и обняли Его. И хотя они были Кришне неродными матерями, всех их, как магнитом, тянули к Нему исходящие от Него дружелюбие и любовь. Такая любовь - это Сам Кришна, Кришна и есть такая любовь: они не отличны друг от друга. Это качество Кришны в полной мере ощутили на себе жители Двараки и Хастинапуры. Тех, кто испытал на себе воздействие такой любви, уже никогда не привлекут иные страсти. Разве тот, кто любит сладкие финики, захочет есть вместо них кислые плоды тамаринда? Поэтому для пастушек и пастухов, гопи и гопал, существовала лишь према Кришны, Его божественная любовь.

   После того как Кришна ответил на все вопросы о битве, Он проследовал во внутренние покои, чтобы встретиться там с пастушками, гопи. Не стоит судить о поступках Кришны поверхностно, на основании только лишь внешних фактов. Он – само воплощение блаженства, ананды, и в Его существе нет места чему-то иному. Хотя Кришна и делал вид, что живет в Своей семье как обычный человек, в действительности это было не так. Из золота можно сделать различные украшения и дать им разные имена, но всем им будет свойственна одна и та же основа – золото. Хотя Бог может предпринимать разные действия по отношению к миру, но в основе Своей Он всегда остается воплощением блаженства, янанда сварупой. Единственное качество, проявляемое Им в дружбе, привязанности или родственных отношениях, – это только блаженство и ничто иное. Для тех, кто окружал Кришну, могло показаться, что Он относится к ним по-разному, но для Него все они были равны. Для того чтобы даровать счастье Своим почитателям, Кришна мог вести Себя по-разному, однако в Нем неизменно присутствовало чувство милосердия. Кришна прекрасно знал женское сердце. Он понимал, что если появится сначала в доме у одной гопи, а затем – у другой, то это неминуемо приведет к возникновению между ними чувства ревности. Чтобы избежать этого, Кришна показал, что может принимать в одно и то же время разные формы.

   Тысяча сто восемь пастушек стремились обрести Его благосклонность, и Он сумел исполнить желание каждой из них, появившись одновременно в домах всех гопи. Именно тогда Он дал им понять, что все существующие в мире формы – это формы Бога. Здесь у нас появляется возможность увидеть разницу между Радхой и остальными пастушками. Каждая из них считала, что Кришна должен принадлежать только ей и никакой иной женщине. В этом проявлялась узость их мышления. Они постоянно вели себя так, словно Кришна - их собственность. Радха была другой, она рассуждала совершенно иначе. Она ощущала, что Говинда (Кришна), да и весь Вриндаван принадлежат всем без исключения. Она всегда показывала, что Говинда столь же божественен для нее, как и для всех остальных. В этом проявляла себя природа ее уравновешенного ума. Когда Кришна одновременно появился перед тысячей ста восьмью пастушками, каждой из них показалось, что именно ее посетил Он в первую очередь. Таким образом, все они преисполнились чувства высочайшего счастья.

   Долго и с волнением ждали гопи встречи с Кришной. Всё это время они отказывались носить драгоценности и украшать волосы цветами, ибо чувствовали, что не должны делать этого в отсутствие Кришны. В таком виде Кришна не узнал бы их. Как только пастушки видели Кришну, глаза их наполнялись слезами радости.

   Именно гуны, черты их характера, делали их облик прекрасным. На языке каннада есть поэма, в которой говорится, что красота деревни – это красота ее строений, красота озера – красота плавающих в нем лотосов, лучшее украшение неба – луна, а лучшее в женщине – ее добродетели. Слезы радости стали лучшим украшением гопи. Когда Кришна увидел их в таком состоянии, Его сердце исполнилось сострадания, а глаза засияли сочувствием. Он говорил с ними, спрашивал у каждой о ее заботах и печалях. У одной – об олененке, за которым та ухаживала, у другой – о павлине, которого та кормила.

   Именно тогда пастушки поняли, что милосердие и сострадание Кришны распространяются на всех живых тварей. Ишвара (Всемогущий Господь) присутствует во всех живых существах Божьего творения. Такую истину привнес с Собой Кришна. Как только пастушки, гопи, увидели Кришну, они забыли обо всех своих бедах, в то время как Сам Кришна подробно расспрашивал об их благополучии. Воплощение божественного Духа, Атма-сварупа, есть Тот, кто способен даровать счастье при любых обстоятельствах – и в радости, и в горе. Кришна всегда дарил счастье. За это Его качество Он и был прозван Нитья брахмачари, Вечный брахмачарья. Как солнечные лучи исходят из одного только источника – солнца, вся доброта в мире исходит от Кришны. Все живые существа, дживы, произошли из одного источника и должны будут погрузиться в него. Кришна провозгласил, что присутствует во всех живых тварях. Не в силах осознать всё многообразие проявлений Бога, мы подчас привносим в это понятие свои субъективные идеи и представления. Но божественная природа такова, что царская дорога к Богу всегда открыта для вас. Однако путь наш чаще напоминает поездку в такси, пассажиры которого решили двигаться закоулками – вместо того, чтобы выехать на главную широкую дорогу, ведущую прямо к Богу.

   Разве могут раскрыть истинную природу Кришны просматриваемые вами кинофильмы или книги?

   Заложенные в них мысли – лишь плод человеческого воображения. Существует только одна концепция Бога.

   В Своих действиях Он может проявлять различные и даже противоположные друг другу свойства, которые, однако, принадлежат одной-единственной форме. Наиважнейшая сила, которой располагает Бог, – это сила любви. Жизнь Бога исполнена блаженства, ананды. Никакая скверна не может проникнуть в это божественное блаженство. "Экам Эва Адвитьям Брахман (Существует только одно, и это Брахман)". Ему нет альтернативы. Кришна на Своем личном примере указал людям путь к истине. Его любовь, према, - цель жизни каждого из нас. Для блага и процветания всего мира Кришна способен предпринимать действия, которые могут казаться нам противоречащими друг другу, однако Он никогда не совершает поступков, которые не служили бы делу всеобщего блага. Пастушки и пастухи, гопи и гопалы, были в числе тех, кто осознал эту основополагающую истину.

   Радха олицетворяла собою бесконечный поток любви, иначе говоря, сама природа, или пракрити, обрела форму Радхи. Когда мы говорим, что Радха была привязана к Кришне, а Кришна – к Радхе, это означает то, что друг к другу были привязаны Параматман и пракрити. Это можно уподобить серебряной чаше.

   Вследствие того, что серебро и чаша слились воедино, мы называем это "серебряной чашей". Точно так же невозможно отделить друг от друга Радху и Кришну. Пракрити и. Параматманидентичны друг другу, поэтому они образуют единое целое. Без пракрити, творения, нет Кришны, а без Кришны мы не увидели бы и творения. Не может быть ткани без нити, но и нить без ткани – ничто. Неразрывность нити и ткани подобна неразрывной связи Радхи и Кришны. Я уже не раз говорил вам, что слово "радха" означает не только имя женщины. Это слово имеет куда более глубокий смысл.

   Язык развивается как сочетание букв алфавита. Буквы, соединяясь друг с другом, образуют слова. В слове "радха" – пять букв: Р-А-Д-Х-А. Если мы начнем произносить это слово со второй буквы А, то у нас получится адхар – сосуд. Если начнем с Д, то получим дхара – несущий. Если вперед поставить последнюю А, то будет уже арадх - поклонение. Таким образом, слово "радха" означает того, кто постоянно воспевает имя Господа. Всякий, кто совершает поклонение Богу, или арадхану, уподобляется Радхе. Слово "радха" – не женского рода и оно вовсе не означает женское имя. Сама сущность Кришны говорит нам, что перед лицом Бога подобных различий уже нет. Кришна распространил понятие о чистой любви. Только искоренив в себе ревность, мы сумеем развить в себе чистую любовь. Никто не запрещает желать чего-то необходимого для себя, но нельзя развивать в себе желание владеть тем, что принадлежит другому.

   Наставляя таким образом пастушек и пастухов, Кришна указьшал им путь к Богу. Все поступки Кришны божественны по своей сути. И до тех пор, пока мы не осознаем этого, мы не сумеем понять Его истинной природы.

   Ко всему живому в мироздании Кришна относился одинаково ровно. Вы можете возразить Мне на это, сказав, что именно Он послужил причиной гибели почти четырех миллионов Кауравов. Этому может быть дано простое объяснение. Если в теле человека есть раковый нарост, он наполнен мириадами болезнетворных микробов. Эти микробы могут привести к заражению раком всего тела. В это время врач должен решиться ампутировать участок тела, ставший раковым. Врач не станет беспокоиться о том, что уничтожит миллионы микробов. Его задача – выполнить операцию и спасти пациенту жизнь. Так что лучше: выполнить операцию и спасти жизнь пациента или отказаться от нее под предлогом того, что в этом случае будут убиты миллионы болезнетворных микробов? Так как микробы могут нанести вред многим людям, врач принимает решение уничтожить их всех. Ранее Я уже упоминал, что подобный долг, дхарма, был исполнен Кришной.

   В мире в это время возникла раковая опухоль в виде Кауравов. В результате их поступков в мире воцарились несправедливость и беззаконие, адхарма, и мир начал разрушаться. Ситуация сложилась так, что раковый нарост намеревался разрушить всё тело этого мира. Кришна осознал, что болезнь перешла все допустимые границы. Тогда Он приготовился к операции. Он сделал Пандавов ее участниками и провел эту операцию как битву Махабхараты. В этой операции было уничтожено четыре миллиона микробов. Деяние это было совершено ради блага и процветания мира, а не в чьих-то эгоистических интересах. Еще в самом начале Кришна сказал о Кауравах, что они рождены для того, чтобы запятнать и навлечь позор на благородный царский род. Зло росло, как лесной пожар, а дружба Кауравов с Карной, сыном возничего Суты, помогла огню далеко распространиться. Ветер в виде Шакуни подлил масла в огонь. Огонь зла распространился повсюду. Требовалось установить всеобщий мир, и сделать это можно было только языком стрел. Этот лесной пожар оказался столь силен, что малым количеством воды здесь было не обойтись. В данном случае только водопад стрел мог решить дело мира. То, что совершил Кришна, совершил Он на благо всего мира.

   Таким образом, какие бы деяния Бог ни совершал, все они направлены на наше благо. Бог заинтересован в нашем благе. Хорошенько осознайте эту истину и старайтесь вести себя соответствующим образом.