САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
том II
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.
1. ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ |
22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА! 24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА 25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ 26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА) 27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ 28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ! 29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ! 30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ 31. СЛОМАННЫЙ ЛУК 32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ 33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)! 34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ 35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА? 36. БРАМИН 37. ПУРНААХУТИ 38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА! 39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО 41. РОСТКИ ВЕРЫ 42. ПЕЧАЛИ И БОГ |
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
Эта наша беседа не была Мной запланирована. Но Кастури упомянул, что многие из тех, кто ездит сюда долгие годы, уже три месяца не имели возможности совершить намаскарам (почтительное приветствие) — со времен праздника Шиваратри, когда собрались толпы народа. Он также сказал, что вы все жаждете получить Мой даршан. Все это время Мне пришлось проводить многие часы в разговорах с людьми, которые уезжают. Я также посещал баджаны дважды в день лишь на несколько минут, чтобы принять Арати, энергию, совершающую великую работу. Я вижу, что все вы огорчены кажущимся невниманием к вам, так что Я решил немного приободрить ваши опечаленные сердца.
Итак, у вас есть возможность видеть Воплощение Господа, чувствовать Его Присутствие и очищаться. Вы получили такую возможность за заслуги множества предыдущих рождений. Эти заслуги привели вас сюда, когда пришел Я. Сколь многие риши и дэвы молили об этой возможности в прежние времена! Не упускайте ее и стремитесь испить до конца эту Сладость; спешите к Блаженству Слияния, не потеряв ни единого мига! Я испускаю три вида лучей: стхулу (физическое, материальное), которая наполняет наш Прашанти Нилаям; сукшму (тонкое, неосязаемое), пронизывающую всю Землю; и карану (причинное, дающее начало), охватывающую всю Вселенную. Кто удостоился чести жить здесь, в Нилаяме, поистине счастливы, ибо они — ближе всего к Киране (лучам). Стхулакирана делает человека садхакой (духовным искателем), сукшма — махатмой (великой Душой), а карана превращает его в парамахамсу (аскета высочайшего порядка). Так что не теряйте свои драгоценные дни, питая мирские желания и строя планы, как их ублажить! Ни успех, ни поражение в этом бою вам ничего не добавят. Когда пир уже приготовлен для вас, к чему подбирать крошки с чужого стола? Подобные планы основаны на песке; эти желания бессмысленны, они не имеют истинной ценности!
Пусть ваша главная цель будет всегда ясной и светлой — ради нее вы и пришли в эту школу! Не сбивайтесь с пути, какие бы искушения ни манили вас по дороге! Повелевайте своим умом, будьте строги в поведении, чтобы прийти к своей цели. Оставьте заботы о теле и о семье; не позволяйте призывам гордыни и ложного блеска перебивать зов вашего духа к самовыражению. Шива (высшая реальность), джива (индивидуальное), пракрити (субъективный мир) — три принципа, осуществление которых вам еще предстоит. Пракрити должна стать служанкой дживе — Душе, в ее устремлении к Шиве — общей Основе их бытия. До тех пор, пока осознание Шивы не даст вам достичь Атмананды (блаженства духа), Пракрити будет давить на вас всем своим весом и удушать вас. Но после достижения Атмананды мирское отпадет от вас само собой, как шелуха.
Заслужить Милость Господа так же легко, как расплавить масло; вот почему говорят, что сердце Бога как масло. Чуть-чуть тепла — все, что необходимо; чуть-чуть тепла и сострадания к ближнему; чуть-чуть тепла при произнесении Его Имени, когда вы, можно сказать, пробуете его на вкус. Имя — источник всего Чайтаньи (Высшего сознания), которого вы можете достигнуть намасмараной (памятованием Имени); это — животворящий нектар, это фонтан Первозданной Энергии.
Воспевайте же Имя Господа — и. Именуемый явится вашим очам! Представляйте себе Его Образ, и Его Имя тут же будет у вас на устах! Его Имя и Его Форма — две стороны одной монеты. Кто-то утверждает, что миллион раз подряд готов написать Имя Рамы, или любое другое Имя Господа, но зачастую это — не более чем ловкость рук. Ум пишущего — это ложка, которой не суждено отведать сочащийся мед. Нужно, чтобы в процессе письма он не позволял уму отвлекаться от Имени Бога; наслаждался сладостью этого Имени и размышлял о красоте Его Формы, вдыхая Его аромат! Слова и дела человека, который взялся за это, должны быть достойны служителя Господа. Только тогда он вдохновит своей верой многих других, а его опыт вдохнет в них свежие силы.
Чтобы заслужить благоволение Учителя, вот вам рецепт: слушайтесь его приказов беспрекословно! Я раскрываю вам Истину не для того, чтоб похваляться перед вами, но для того, чтобы вы понимали Меня. Если Я не скажу о Себе, кто сделает это? Милость изливается на тех, кто следует наставлениям. Этих правил немного; они не трудны в исполнении. Их цель — научить вас видеть больше, чем просто трипути — триединство Паломника, его Пути и его Цели, а понять, что это триединство Бхагаваты, Бхакты и Бхагавана — Любящего, Любимого и Любви!
Но вы — иногда амбариша-татва (принцип преданности), а иногда дурваса-татва (принцип злости). Это неправильно. Вы должны быть тверды и постоянны, как в своей убежденности, так и в образе действий. Вот почему вне Прашанти Нилаяма Я организую беседы в виде "винду", как вы их называете, или празднеств, а здесь Я всегда назначаю вам "манду" — лекарство! Здесь находится кендрам (центр), штаб-квартира Армии верующих (астиков), которая должна устанавливать Локакальяну (Всемирное процветание). Конечно, Я настаиваю на набожности и высокоморальной жизни повсюду, но здесь Я установил еще более строгие правила.
А теперь Я должен сказать вам несколько жестких слов. Нередко вы называете ум обезьяной — но поверьте, он еще хуже! Да, обезьяна прыгает с ветки на ветку; но человеческий ум падает с высоты Гималаев в морскую пучину, и из наших дней в давность тысячелетий. Усмирите его намасмараной! Сделайте его Бадрачалой, как это сделал Рамадас — высокой и неприступной горой! Вот та задача, которую Я устанавливаю перед вами. Пусть ваше сердце станет Айодхьей, благодаря Раманаме, имени Рамы! "Айодхья" значит "город, который не может быть взят силой". Это — ваша истинная природа, Айодхья и Бадрачала. Забудете об этом — и вы погибли! Пусть Рама царит в вашем сердце — тогда никакая внешняя сила вам не страшна!
Осознайте, что подобно морским волнам, сукха и дукха (счастье и горе) вздымаются и опадают; они подобны вдохам и выдохам человека. Если вы достигли такого спокойствия, что любое место, где вы находитесь, становится святым местом, подобным Каши, то каждое произведение ваших рук превращается в высочайшее поклонение Богу, Шивапуджу! Исследуйте сферы собственного ума и поймите его таинства и настроения! Не рвитесь в дальние страны, не освоив собственное королевство! Изучите сперва свое "я" — и тогда получите помощь. Познав себя, вы будете знать и других — много глубже и много вернее!
Посвятите свою жизнь служению другим, ибо только они — видимые и ощутимые представители Бога, обитающего внутри вас. Я пришел, чтобы восстановить древний путь, по которому человек восходит к Господу. Становитесь же преданными и искусными инженерами, подрядчиками и рабочими, и присоединяйтесь ко Мне! Веды, Упанишады и Шастры — вот та дорога, о которой Я вам говорю. Я пришел, чтобы вновь открыть и оживить их!
Правила, предписанные приехавшим в Нилаям, могут казаться вам строгими и даже суровыми, но они — для вашего блага! Первое — внутренняя чистота, затем — внешняя; таков природный порядок. Вы чувствуете себя вполне довольными сначала приняв ванну, а потом надев выстиранную одежду! Я вынужден быть весьма строгим, ведь если Я вас один раз прощу, то вы будете снова повторять ту же ошибку. Цветок расцветает, когда почва достаточно рыхлая и ему достаточно влаги, тепла и света. Я прошу вас забыть прежние ваши привычки — бессмысленную болтовню, праздность, зависть и склонность к скандалам! Вы должны жить как садхаки не для того, чтобы угодить Мне — это ваш долг перед самими собой. Исполняйте его, где бы вы ни были, а не только в пределах Нилаяма! Вы заметили, что Нилаям не отгорожен от мира забором или стеной; он расширяется и расширяется, пока не охватит собой всю Вселенную.
Обычно Я говорю ласково, но если речь заходит о дисциплине, Я не делаю никому снисхождения. Мне безразлично, кто из вас новичок, а кто уже уезжает. Я настаиваю на исполнении правил! Я не делаю исключений ни для кого, ибо это лишь повредит вам. Мне важно ваше высшее благо! Живите мирно, счастливо и в довольстве, считая каждый свой день подарком от Господа. Не торопитесь, не ссорьтесь между собой; не мучайтесь беспокойством и не курите! Будьте бдительны; не позволяйте злобе и алчности одолевать вас!
Посещайте все собрания в Зале: пранаваджапу (повторение ОМ), баджаны и беседы. Не пропускайте занятия! Если вы больны, то баджаны исцелят вас. Поверьте, гораздо лучше умереть во время пения с Именем Господа на устах! Садхаки, бывает, идут по ложной стезе; богомольцы порой не пользуются уважением по той же самой причине. Снисхождение их развращает! Так что в дальнейшем скидок не будет ни для кого. Вы здесь уже долгие годы, так что пора Мне считать вас за взрослых, а не за детей. Только Моя Любовь к вам побуждает Меня упрекать вас, когда вы делаете ложный шаг! Благодаря Моей Ануграхакиране (лучам Благодати) расцветет бутон лотоса вашего сердца!
В больнице докторов заботит течение болезни, а не банковский счет пациента. Болезнь — вот что важно для них. Так и в этом случае, ведь каждый страдает от бхавароги (череды смертей и рождений), от двойственности добра и зла, имеет право на заботу и внимание Доктора. Врач предписывает больному лекарства и режим, которые в равной мере важны. Если вас одолевают сомнения и несчастья, примите повышенную дозу того же лекарства! Придите на сатсанг, в сообщество богомольцев. Подобно тому, как прирученные слоны помогают ловить своих диких собратьев, окружая их и опутывая веревками, так и духовный настрой окружающих поможет вам рассеять ваши сомнения.
Электрический ток неизменно течет по проводу. Вам остается только проверить проводку и повернуть выключатель! Но если провод где-то оборван, то поток Благодати может приостановиться. В вашей воле — включать и выключать его. Вы сами устанавливаете себе "день" и "ночь". Изучайте же Гиту! Вы уже знаете, что слово "гита" на языке телугу значит "черта". Гита чертит ту линию, которую вам не следует пересекать. Я не прошу у вас клятвенных заверений; к чему требовать их у вас и вынуждать нарушать их? Но если вы будете так поступать, то ваша жизнь уподобится выношенной одежде, наспех зашитой, которая рвется при каждом движении.
И еще одно: кто бы вы ни были, все вы — Мои. Я никогда не предам вас! Вы всегда — рядом со Мной; нет такого места, где бы Я не смог до вас дотянуться.
Прашанти Нилаям, 28.04.1962 г.