Пегги Мэйсон и Рон Лэнг

САТЬЯ САИ БАБА
ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ


Санкт-Петербург, 1993

   В основу книги были положены впечатления известных в Англии писателей Пегги Мэйсон и Рона Лэнга от их первых встреч с Бхагаван Шри Сатья Саи Бабой. Описывается множество необычайных событий, чудес, связанных с Сатья Саи, его деятельностью и учением.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Книга первая (написана Пегги Мэйсон)
1.  3ов
2.  Встреча с воплощенной любовью
3.  Дары благодати
4.  Воскресение Иисуса
5.  Неудача ли это?
6.  Наша чаша переполнена
7.  Обитель Великого Мира
8.  Из Вифлеема в Бриндаван
9.  Саи Баба и животное царство
10.  Практика Единства
11.  Вездесущность
12.  Аура не может лгать
13.  Возвращение домой
Книга вторая (написана Роном Лэнгом)
Примечания автора
1.  Последнее путешествие
2.  Замечательные моменты путешествия
3.  Второе пришествие уже наступило
4.  Современное воскрешение Лазаря
5.  Чудеса Сатья Саи Бабы
6.  Благотворительная деятельность Сатья Саи Бабы
7.  Просветительская деятельность Сатья Саи Бабы
8.  Жизненные принципы Сатья Саи Бабы
9.  Учение Сатья Саи Бабы:
  Часть I
  Часть II
  Часть III
10. Любовь на практике: Малые пути
  Проявления высшей любви
11. Кто же такой Саи Баба?
Постскриптум: Моя мечта
Об авторах

КНИГА ПЕРВАЯ

(Написана Пегги Мэйсон)

   Человек превозносит Бога как вездесущего,
всеведущего и всемогущего, но он забывает
о присутствии Бога в самом себе!
Бог в сердце каждого человеческого существа...
Все люди – это клетки тела Божьего.

Шри Сатья Саи Баба


8

ИЗ ВИФЛЕЕМА В БРИНДАВАН

   "Есть только одна религия – религия любви".

Шри Сатья Саи Баба

   Несмотря на интерес к коммерции, к еде и питью и на тот факт, что большая часть населения Запада сейчас не обращает внимания на значение и сущность Рождественского праздника, несмотря на все это, в воздухе витает дух доброй воли, и это действительно так. В Рождестве есть какое-то волшебство. Где бы мы ни отмечали Рождество – на холодном Севере или в солнечной стране под созвездием Южного Креста – ощущается неуловимое и бесшумное приближение войска Господня, ощущается смутно и неосознанно.

   Может быть, это подсознательное возвращение в наше детство, когда мы знали, что волшебные сказки – это правда, что царство духов природы действительно существует (а это на самом деле так и есть), что существует Хорошее и Плохое (с большой буквы), что когда-нибудь появится Принц на белом коне, подпоясанный мечом Правды.

   Среди христиан, относящихся к различным и многообразным сектам, существует расхождение в точках зрения на то, кто является фигурой, которой посвящен праздник. Упражнения ума в теологии сделали все, чтобы уничтожить Человека из Назарета, который ходил по горам Галилеи и Иудеи с небольшим количеством полуграмотных учеников, столь сильно воздействуя как на богатых, так и на бедных, как на патрициев, так и на крестьян, что священники составили заговор с целью избавиться от него.

   В наш научный, материалистический век даже среди некоторой части духовенства имеется мода отбрасывать Библейские чудеса как миф и представлять Иисуса как вдохновенного учителя истины и морали – как пример и идеал, к которому надо стремиться в гуманитарном смысле. Но претворить это учение в практику джунглей, в которые мы превратили наш мир, почти, если не сказать "совершенно" невозможно.

   Нагорная проповедь кажется далеким криком, идущим из космической войны, мегатонной бомбой, политическим шантажом, использующим носители пучкового оружия, лазеры, смертоносные микроволны, химическое и биологическое оружие, кибернетику, международный терроризм или базы на Луне. Кем бы человек ни был – даже если он называет себя атеистом, агностиком или материалистом – он не может не удивиться тому, что еще довольно молодой человек, чья проповедническая деятельность в Палестине, крошечной провинции Римской империи (поскольку путешествия в Тибет, Индию, Персию и Египет упоминаются в других источниках, но не в ортодоксальной Библии), длилась всего три года, произвел изумительное, поразительное впечатление, длящееся уже две тысячи лет! Представьте себе, если бы в те дни у людей были бы кинокамеры, если бы публичные выступления и даже частные разговоры записывались на магнитофон, если бы люди на другом конце света могли слышать его голос, воспроизводимый с долгоиграющей пластинки, если бы, когда он говорил в храме и других местах "как имеющий власть", его записывали на пленку.... Предположим, что во время его земной жизни опубликованы книги на различных языках, где задокументированные свидетельства тех, кто лично видел мгновенное исцеление, феноменальные случаи проявления способности к ясновидению, с засвидетельствованными случаями умножения пищи для тысяч людей, материализации, трансформации, биолокации, удивительных чудес и возвращения к жизни тех, чьи тела начали разлагаться. И предположим также, что его величайшая аура любви была бы исследована учеными-экспертами, будучи заснятой по методу Кирлиана, а чудеса, которые он творил, были бы зафиксированы и проверены в институтах физических исследований.

   Представляете, если бы все это было возможно! Но на деле же у нас есть только его слова: "Блаженны те, кто видел и уверовал. Но трижды блаженны не видевшие и уверовавшие".

   Однако сегодня это все возможно. И именно потому, что сейчас все это возможно, я верю, что мы сможем приблизиться к пониманию "природы" Иисуса, которого звали "Помазанник" – Христос.

   "Сейчас? – спросите вы. – Как это возможно?". Отвечу: дело в том, что каждый из феноменов и случаев, упомянутых выше, проявлен и продолжает проявляться Тем, кто живет на земле сегодня в человеческом облике Аватара нашего века, Сатья Саи Баба.

   Одно из различий между самым безгрешным святым и Аватаром заключается в том, что возможности первого приобретаются и развиваются путем долгой тренировки и духовной дисциплины и, чтобы эти возможности сохранялись (а они в конце концов снижаются), их надо поддерживать; аватар же рождается с этими возможностями. Они – часть его бытия.

   Способности, которые мы называем чудесными, для него – нормальные. Достаточно его желания. Ему стоит только пожелать, чтобы например, что-то случилось и появилось – и это случается или появляется, или исчезает. И аватар – не медиум, зависящий от другой сущности или высшей силы в другом измерении. Он сам – высшая сила.

   Баба говорит: "Мои чудеса – часть неограниченной силы Божьей, но не результат йогических способностей, которые приобретаются. Они не наработаны, а естественны. Нет никаких невидимых существ, помогающих мне. Благодаря божественной воле предмет может проявиться в одно мгновенье. Я – везде." Слово "появиться" в этой связи не должно ввести вас в заблуждение, хотя в некоторых случаях Баба действительно апортирует и телепортирует предметы, он имеет полную власть над элементами и атомными частицами, поэтому способен трансформировать один предмет в другой, просто подув на него своим созидательным дыханьем. Этот феномен происходит постоянно.

   Между прочим, д-р В. К. Гокак, когда нам была оказана честь посетить его дом в Бангалоре, рассказал нам об удивительной телепортации, которая произошла в Прашанти Нилаяме. В один час дня он вместе с Бабой обсуждал некоторые дела, связанные с праздником, который должен был состояться, насколько я помню, в тот же день вечером. В три часа ему нужно было снова зайти в комнату Бабы. К его совершенному изумлению, оказалось, что комната завалена закрытыми корзинами с пищей, просто невероятное количество. "Но что это, Свами?" – спросил он. Как это все здесь оказалось?" Баба улыбнулся и ответил: "Нечеловеческими средствами. Фургон, который вез их, попал в аварию. Он не смог бы приехать". Баба телепортировал целиком все содержимое фургона!

   Аватар принимает человеческий облик, чтобы поднять развитие человека на ступень выше, чтобы ввести его в новый век, когда потребность в посредничестве очень велика, а сегодня именно такое время. "Чтобы спасти утопающего, – говорит Баба, нужно прыгнуть в воду", т.е. воплотиться.

   "Я пришел в ответ на молитвы святых, пророков и искателей истины", или как сказано Кришной в "Бхагавад-гите", "когда исчезает добродетель и расцветает зло ... то, чтобы спасти добро и разрушить творящих зло, чтобы установить справедливость и истину, я рождаюсь из века в век." Но, как говорит Баба, в век Кали, в который мы живем, вопрос не в уничтожении творящих зло. Уровень велик. Стоит вопрос об уничтожении зла, но не силой, а любовью и преображением.

   Тот же священный принцип провозглашался всеми аватарами, малыми и большими, но в различной степени. Иисус, Учитель Учителей, был сосудом, в котором луч божественного духа был проявлен, чтобы осуществить определенную миссию Аватара.

   Баба говорит; "Иисус был учителем, рожденным с целью возродить в сердце человека любовь, милосердие и сочувствие." Когда мы спросили: "Был ли Иисус Аватаром?" – Свами ответил: "Да". Но он не уточнил это утверждение, сказав, что у Иисуса были некоторые божественные силы, но не полная власть (все шестнадцать kalas или свойств) полного Аватара. В прошлом 6ыло только два Пурна-Аватара (полных воплощений божества) – Рама, 11 000 лет назад, и Кришна, 5000 лет назад, но тогда условия в мире были совершенно отличные от сегодняшних. Сейчас нам предоставлена привилегия жить в очень важный период нашей истории, когда в нашей среде ради нас находится третий Пурна-Аватар.

   Саи сказал: "Рама, Кришна и Баба появляются в различных одеяниях, но это одно и то же существо, поверьте мне... Я новый вечно древний. Я всегда прихожу ради восстановления Дхармы (справедливости), чтобы вести за собой добродетельных и обеспечить им условия, необходимые для прогресса, чтобы помочь прозреть тем "слепым", которые сбились с пути и блуждают в пустыне".

   "Некоторые сомневающиеся могут спросить, может ли Параматма принять человеческий облик? Человек может испытать радость только будучи в облике человека: он может получить инструкции, вдохновение, озарение только благодаря человеческому языку и человеческому общению.... Падение Дхармы это такая большая трагедия, а сила любви, которую Господь питает к благочестивым людям столь велика, что приходит Саи.

   Господь – это сама Любовь. Он является в человеческом облике, чтобы Вы могли поговорить с Ним, идти рядом с Ним, служить Ему, поклоняться Ему и достичь Его, чтобы вы могли признать родство с Ним. Я утверждаю, что Я в каждом из вас, в каждом существе".

   Естественно, у всех аватаров есть определенные черты сходства, но будь они большими или малыми, главенствующим их признаком является всеообъемлющая, вселенская, бескорыстная любовь. Вот почему Сатья Саи Баба говорит, что день рождения Иисуса должен отмечаться всем человечеством, ибо такие Учителя принадлежат всей человеческой расе. (И, как заметил Йогананда: "Иисус родился на Ближнем Востоке, чтобы соединить Восток и Запад.")

   Характерно, что именно в ашраме Сатья Саи Бабы праздник Рождества отмечается с чистой преданностью идеалам, жизни и учению того, кого мы называем "Возлюбленный Иисус". В этот день можно увидеть не только прекрасно поставленные и сыгранные пьесы о бессмертном Галилеянине, но и рождественским утром перед рассветом стать свидетелем факельного шествия, сопровождаемого пением, проходящего изгибом улиц и на большом участке земли для ашрама (обычно в Бриндаване), завершающегося кульминационным "трепещущим пламенем тысячи свечей" – волнующее зрелище, которое задает тон всему дню.

   В эти дни Свами раздает еду огромному количеству бедных и нищих. (Во время некоторых праздников он также раздает одежду: сари – каждой женщине и дхоти – каждому мужчине, но делает ли он это на Рождество – я не уверена.) Всегда произносятся вдохновенные речи об Иисусе и его миссии. Это воистину святой и счастливый день, и это правильно. "Вы можете отмечать Рождество не только весельем и радостью, – сказал как-то Свами. – Лучше отметить его решением претворить на практике хотя бы один из идеалов, которые он провозгласил, или попыткой достичь хотя бы одной из целей, которые он поста вил перед человеком.

   Позвольте мне в честь этого святого дня призвать вас освободить ваше сознание от двух зол: от самовосхваления и злословия по отношению к другим. Пусть войдет в вашу жизнь привычка любовного служения обиженным. Если все свое время и энергию вы тратите только на накопление мирских удобств и чувственных удовольствий, вы позорите человеческое существование.

   На жизнь вы смотрите как на существование своего тела, но это Храм Божий. Бог пребывает в нем. Содержите его в чистоте, свежести и благоухании через проявления сочувствия и любви. День рождения Христа – это день, когда он рождается в сердце каждого человека. И только в этот день человек имеет право отмечать Рождество".

   Об Иисусе Баба говорил очень много, но здесь можно привести лишь несколько цитат из его многих речей, посвященных этой теме. Например: "Судьба человека – идти от человеческого к божественности, так же как он прошел путь от животного. И на этом пути он неизбежно встречается с различными препятствиями и испытаниями.

   Чтобы сгладить этот путь и помочь ему преодолеть затруднения, среди людей появляются и освещают этот путь мудрецы, пророки, высоко продвинутые души, святые и Воплощения Бога. Они ходят среди несчастных искателей, которые потеряли путь и заблудились в пустыне, и ведут их к уверенности и мужеству.

   Некоторые люди ради этой цели рождаются и живут всю свою жизнь. Они осознают, что родились ради определенной миссии. Такие проводники, образцы для подражания, учителя появляются среди всех народов во всех странах. Их вера вдохновляет на высшие идеалы, как если бы их голос был голосом Бога, идущим от сердца. Они учат, что существование врозь- это иллюзия, что единство – это реальность. Они учат, что в каждом человеке находятся три: тот, кем он себя считает, тот, кем его считают другие, и тот, кто он есть на самом деле.

   Иисус не был привязан к Эго: он никогда не обращал внимания на печаль и горе, радость или приобретение. У него было сердце, которое откликалось на зов страдания, на жажду мира и братства. Он ходил по земле, проповедуя уроки любви, и вся жизнь его вылилась в жертву ради человечества.

   Иисус мог сказать, что его миссией была его жизнь, поскольку он жил среди людей и советовал им жить так же. Каждый должен начать свое духовное паломничество, провозгласив себя слугой или посланником Бога, и жить, придерживаясь этого высокого и достойного уровня. Это стадия двойственности.

   Затем он, совершенствуясь, приходит к открытию божественности в себе и осознает, что Бог – это его драгоценное наследие, которое он должен по праву получить и использовать. Это стадия, когда человек чувствует себя сыном Божьим, имеющим ту же природу, что и Бог.

   Наконец, он сливается с Божественным сознанием. Это сущность всех религиозных учений.

   Когда Иисус провозгласил, что он посланец Божий, он хотел подчеркнуть, что каждый человек – посланец Божий и поэтому должен говорить, действовать и думать соответственно... Когда наступил следующий этап, Иисус сказал:" Любой может осознать, что все мы сыновья Божии, дети Божии, братья и сестры друг друга... Наконец, когда человек осознает: "Я и Отец мой едины", знание перерастет в мудрость в цель будет достигнута.

   Иисус показал этот путь, используя простые и ясные слова. Еще в начале жизни он объявил, что пришел, чтобы осветить духовный путь. Он нес этот Свет в самом себе. Его знали под именем Иисуса; но люди удостоили его чести называться Христом, так как они не нашли в его мыслях, деяниях и словах ни единого следа его "эго". Он был чужд зависти или ненависти; он был полон любви и милосердия, смирения и сочувствия... Имя Иисус не есть что-то изначальное. Он был назван ИСА. В рукописях тибетского монастыря, где ИСА провел несколько лет, его имя записано как Исса. Иса означает "Господь всех живых существ". Как И-са, так и Са-и означает "Ишвара, Вечный Абсолют". (Для тех, кто не знает, Саи произносится как два слога, а не так, как часто считают – Сай.)

   Тибетская рукопись, на которую ссылается Баба, была обнаружена русским путешественником Николаем Нотовичем, который посетил многие места в Афганистане, Индии и Тибете в конце 1880-х годов. В своей книге, первое издание которой вышло в 1890 г., он рассказывает восхитительную историю своих странствий, которая достигла кульминационной точки в одном "эпизоде". Будучи сброшенным ослом с крутой горной тропы, он до выздоровления вынужден был остаться в буддийском монастыре возле Химиса, в Лехе, область Ладак, в те времена – западный район Тибета, а теперь – самая северная часть Индии, на высоте 14500 футов. Во время своего путешествия Нотович слышал рассказы о святом, пришедшем с Запада, которого почитали и индуисты, и буддисты. Когда он выздоравливал, ему показали копию рукописи, описывающей жизнь этого святого, известного под именем Исса, индийского эквивалента имени Иисуса.

   История, рассказываемая в рукописи, не только во многом совпадает с тем, что сказано в Библии об Иисусе, но также включает в себя отрезок его жизни между двенадцатью и тридцатью годами, который по странной причине был полностью выпущен из четырех евангелий Нового Завета (выбранных из многих других), которыми мы располагаем, хотя он описывается в Евангелии от Водолея.

   Первоначально написанная в Индии и перенесенная впоследствии в Тибет, эта рукопись вскоре после того, как торговые караваны принесли известие о распятии Иса, была переписана на древнем языке пали.

   Оригинал рукописи находился в монастыре горы Марбур возле Лхасы, столицы Тибета, а копии – в нескольких главных монастырях страны. Копия, показанная Нотовичу монахами тибетского монастыря, была им переведена и включена в его книгу "Неизвестная жизнь Иисуса Христа".

   В 1922 г. Свами Абхедананда, который много странствовал по Азии, Канаде и Америке, пришел в Химис, увидел рукописи и рассказал о них в своей бенгальской книге путешествий "Kashmiri o Tibbetti".

   В 1925 г. русский художник Николай Рерих также посетил этот монастырь и написал о рукописях. И, не далее как в 1975 г. профессор Роберт Равич, доктор философии Калифорнийского государственного университета в Нортбридже, тоже побывал в этом монастыре. Настоятель монастыря сказал ему, что изучить документ можно, но это неизбежно повлечет за собой необходимость длительного проживания в монастыре и изучения классического тибетского языка.

   Оригинал рукописи на языке пали, хранившейся в монастыре горы Марбур возле Лхасы, без сомнения, исчез во время разрушения монастыря китайцами, которое случилось после их вторжения и аннексии Тибета в 1957 г. Однако моего друга, который недавно побывал в монастыре Химиса, заверили, что эти рукописи были надежно спрятаны в пещерах.

   Баба подтвердил и дополнил содержание этих "недостающих лет". Достигнув возраста, когда, по обычаю тех времен, совершалась помолвка, Иисусу удалось избежать этого и отправиться с торговым караваном на Восток. Баба говорит, что он попал в Индию в шестнадцатилетнем возрасте, и что мать его, Мария, продала домашнее имущество, чтобы помочь ему в этом путешествии. Однако во время своих странствий он был практически без гроша в кармане, зачастую питаясь один раз в день. Он носил простое дхоти, такое же, как мы и сейчас видим в Индии.

   Свами говорил также в ответ на вопрос, сформулированный Джанет Бок и поставленный в ее книге "Тайна Иисуса", что Иисус достиг сознания Христа, в возрасте двадцати пяти лет в Индии, когда он провозгласил: "Я и Отец мой едины". "Осознав свое единство с Отцом, – говорит Баба, – он вернулся в родную страну". В Палестину он возвращался через Тибет, Афганистан, Персию и территорию, занимаемую ныне Советским Союзом, и к тому времени, как он вернулся на родину, ему шел двадцать девятый год. Вот почему его двоюродный брат, примерно того же возраста, не понял, кто перед ним, когда тот подошел к нему на берегах Иордана. Иоанн лишь физически знал, что это Тот, кого он ждал. Тот, о котором он сказал: "Идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви Его."

   Но давайте покинем прошлое и вернемся в Бриндаван. Моя подруга, которая редактирует журнал "Geralds of the New Age", выходящий в Новой Зеландии, написала о том, что ей довелось испытать лично:

   Для тех, кто был далеко от дома, Рождество было уникальным событием, доставляющим наслаждение, когда, прокладывая мост между Вифлеемом и Бриндаваном, Саи Баба говорил о возлюбленном Иисусе, его цели и его жизни.

   Окруженный громадной человеческой семьей, Свами позаботился о том, чтобы радость и братство преобладали в настроении многих заокеанских преданных, собравшихся в Бриндаване в этот Рождественский день. Обед (конечно вегетарианский) был устроен вокруг Рождественской елки и проходил в праздничной обстановке. Рано утром того же дня воздух был наполнен песнями. Преданные, распевая, ходили по улицам. И когда полился привычный напев "Тихой ночи", его гармония заставила вновь ощутить чудо и умиротворение Рождества.

   Как часто провозглашает Баба: "Есть только один Бог, который Вездесущ, только одна каста, каста Человечества; только один язык, язык Сердца; только одна религия, религия Любви".