САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
Том I
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1953 по 1960 г.
Содержание
ДРУЗЬЯ-ПАЛОМНИКИ! "Друзьям-странникам" 1. ПОЧИТАНИЕ БОГА В УМЕ (МАНАСА БХАДЖАРЕ) 2. САМООТДАЧА (ШАРАНАГАТИ) 3. БОГ - ВАШ НАСТАВНИК 4. БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ 5. МЕДИТАЦИЯ НА ФОРМУ И ИМЯ БОГА (Джапасахита Дхьяна) 6. ПОЗИЦИЯ ВЫЗОВА 7. МУЖЕСТВО 8. МНОЖЕСТВО ДОРОГ 9. ПРОВЕРЯЙТЕ НА ОПЫТЕ 10. МУДРОСТЬ И ОТРЕЧЕНИЕ (ВИВЕКА И ВАЙРАГЬЯ) 11. НАРА И НАРАЯНА 12. ТЕРПИМОСТЬ 13. РАДОСТЬ, ПРИХОДЯЩАЯ С ПРЕДАННОСТЬЮ 14. МУДРЫЙ КРЕСТЬЯНИН 15. НЕ МЕЛКИЕ СОШКИ, А ГЕРОИ |
16. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ (СИКШАНА) 17. ГУНЫ И АННЫ 18. ОБРАЗОВАНИЕ И МИР (ШАНТИ) 19. ЛУНА И УМ 20. НИ ПИСАНИЯ, НИ ЛОГИКА 21. ДЖАДА И ЧАЙТАНЬЯ 22. ВНУТРЕННИЙ ЭКРАН 23. ХРАМ 24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА (БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ) 25. ХОЗЯИН УМА И УМ (МАНУШЬЯ И МАНАС) 26. МИР - МОЯ ОБИТЕЛЬ 27. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИСТИНЫ 28. ЛУЧШЕЕ ТОНИЗИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО 29. САТЬЯ САИ ГИТА (I) 30. САТЬЯ САИ ГИТА (II) 31. САТЬЯ САИ ГИТА (III) 32. САТЬЯ САИ ГИТА (IV) |
24. РАЗБРОСАННОСТЬ И ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ УМА
(БАХУМАТХИ И ЭКАМАТХИ)
Хотя эта область и этот город для Меня не новы, большинство из вас видят Меня впервые. День, когда готовят большее количество блюд, становится праздничным. Так что, когда здесь проводят районные спортивные соревнования, это праздник для детей и учеников, а также их родителей и всех тех, кто заинтересован в благополучии страны. У вас у всех радостные лица, и вы оставили на время свои ежедневные заботы. Только что вы наблюдали соревнования и игры, наслаждаясь энергичностью и энтузиазмом участников. Школьники, сидящие напротив нас, это тот инструмент, при помощи которого в дальнейшем должна будет измениться Индия. Их учителя, которые тоже здесь присутствуют, действительно счастливые люди, ибо на их судьбу выпала благородная задача, золотая возможность служить интересам людей в приятной для себя форме, проводя время в компании невинных и неиспорченных детей.
Отец, мать и учитель – вот те трое, кто несет основную ответственность за формирование будущего страны. Из них учитель играет самую важную роль, ибо он специально обучен и выбран для выполнения такой работы. Он добровольно взялся за нее и, следовательно, должен без колебаний выполнять ее так хорошо, как только сможет. Ему одинаково и безоговорочно доверяют и дети, и родители, и общественность, а такое доверие следует отплачивать только добросовестным служением. Дети и родители рассматривают и почитают его как Гуру, со всеми вытекающими из этого слова священными ассоциациями. Может быть, он беден, может быть, власти не уделяют ему должного внимания, но удовлетворение, которое он получает от своей тихой, созидательной работы, для него уже достаточная компенсация.
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН САМ СЛЕДОВАТЬ СВОИМ СОВЕТАМ
Учитель никогда не должен ругать своих учеников, как бы он ни был раздосадован, он должен всегда только благословлять их. Если он ругается, как грубый, невоспитанный человек, то низводит себя до уровня невоспитанного человека. Он должен строго следить за своим поведением с тем, чтобы вовремя заметить в себе такие привычки или черты характера, подражая которым ученики могут нанести себе вред. Он должен сам следовать тем советам, которые дает. Иначе он научит детей только притворству и вдохновит их на развитие изворотливости. К притворству приводит обыкновенная умственная слабость и трусость. Если у вас хватает мужества без страха смотреть в лицо последствиям, вы никогда не произнесете лжи. Учитель никогда не должен пытаться наводить порядок запугиванием, хотя это и является самым легким средством. Но этот путь полон опасных последствий для учеников. Вместо этого пытайтесь идти путем Любви.
Учителя должны сами практиковать повторение имени Господа (Джапу) и медитацию (Дхьяну). Это даст им внутреннее спокойствие, в котором они так сильно нуждаются. Учителя должны создавать вокруг себя атмосферу простой жизни и возвышенных мыслей, ибо ученики неосознанно принимают их за героев и начинают подражать им. Они должны передать подрастающему поколению богатства, накопленные прошлыми поколениями, а именно, духовные дисциплины и открытия. Изучайте их сами и учите этому своих учеников. Это позволит вам уменьшить ваш долг перед мудрецами (Риши) прошлого. Я знаю, что если вы посеяли горькие семена, то не сможете собрать сладкий урожай. И все же, существуют некоторые вещи, которые возможны даже при ограничениях теперешних учебных планов и программ.
БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДЕРЕВНЕ, В КОТОРОЙ РОДИЛИСЬ
Как влажная земля является несомненным признаком прошедшего дождя, так и хорошие манеры являются признаком человека, потратившего какое-то количество лет на свое образование. Такой человек должен обладать скромностью, осознав истинную обширность страны знаний, осознав то, что он смог лишь слегка прикоснуться к ее краю. Он должен видеть свое родство со всем человечеством, и энергично служить другим людям, делая это с радостью и без желания прославиться. В целях воспитания ребенок должен развиваться среди других, в обстановке свободы и дружелюбия. Бог является движущей силой развития для каждого. Он стоит за всеми добрыми побуждениями и всякой конструктивной позицией. Все вы – отдельные бусинки, нанизанные на единую нить – на Бога. Поэтому ненависть – безобразна, противоестественна и бесчеловечна. Она противоречит той изначальной любви, которая есть в каждом сердце.
К мнению и точке зрения другого всегда относитесь с уважением. Не начинайте ссоры при малейших расхождениях во мнениях. Ваш оппонент может быть прав, а вы нет. Поразмыслите над его доводами. Может быть, он знает больше о предмете спора, и может быть вы предвзяты, выступая за или против. А может, он также несведущ, как и вы. Помните, что различия во мнениях объясняются вовсе не чьей-то неприязнью.
И превыше всего, Я должен вам сказать об этом, – уважайте своих родителей и земляков, среди которых вы выросли. Будьте благодарны родителям за их заботу и те жертвы, которые они понесли ради вас. Будьте благодарны той земле, где вы впервые увидели свет. Разве это хорошо, что вы, будучи рожденными и вскормленными любовью в одном месте, убегаете потом куда-то еще, и трудитесь, чтобы улучшить то, новое место? Больше внимания уделяйте месту, где родились, больше думайте о том, как улучшить его судьбу. Это – то уважение, которое вы должны выказать.
НАЧИНАЙТЕ СВОЕ ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЖИЗНИ КАК МОЖНО РАНЬШЕ
Разумеется, изо всех сил старайтесь изучить предметы, предусмотренные учебным планом, но, наряду с этим, изучайте принципы Всеобщей Единой Религии (Санатана Дхармы). Не пренебрегайте этим, ибо Она дошла до нас из очень далекого прошлого. Она выдержала испытание веками и даже сегодня способна дать вам радость и мир. Она напоминает очень любящую бабушку, которая всегда способна и полна желания накормить вас хорошими и вкусными угощениями. Ведь вы не позволите такой бабушке умереть от невнимания, не правда ли?
Был когда-то скупой человек, который жил в доме с дырявой крышей; дождевая вода текла по всему дому, но он на все это смотрел сквозь пальцы. Соседи смеялись над ним и говорили ему, чтобы он починил крышу. Но в дождливый сезон он отвечал им: "Как я могу чинить сейчас? Надо сначала дождаться, когда дожди прекратятся". Но, когда дожди прекращались, он говорил: "Чего мне сейчас волноваться по поводу щелей в крыше, ведь дожди-то кончились?" Не стоит терпеть щелей до тех пор, пока не начнутся дожди. Можете не сомневаться, они придут обязательно. Чините свою крышу сейчас. Говоря иными словами, уже сейчас изучайте буквари и учебники духовных дисциплин. Начните проводить свои первые уроки молчания, молитвы и повторения Имени Господа прямо сегодня. Начать духовное путешествие никогда не бывает слишком рано.
Сейчас вы пребываете в приподнятом настроении, ибо оделись в красивые костюмы и брюки, и можете важно разгуливать, вызывая зависть у детей, которым такое еще не позволяется. Но ваша гордость будет покоиться на законном основании, только если вы будете способны контролировать капризы ума и направлять свои эмоции и желания по здоровым и достойным уважения каналам, храбро выдерживая даже насмешки своих, так называемых, друзей. Это – настоящая свобода и настоящий успех. Если вы достигнете такого уровня, то станете опытными водителями, которым можно будет доверить управление любым автомобилем, на любой дороге и с любым, даже самым ценным, грузом. Только тогда вы не причините вреда ни себе, ни другим. Только тогда вы заслужите право быть лидерами.
ПОТОМКИ ПОМНЯТ ТОЛЬКО ТЕХ, У КОГО БЫЛИ ИДЕАЛЫ
Будьте полны решимости и желания узнать как можно больше об искусстве радостной, счастливой и спокойной жизни. Человек движется вперед постепенно, шаг за шагом, и поэтому существует опасность соскользнуть на два шага вниз после того, как сделан один шаг вверх. Но то, что действительно имеет значение, так это решимость карабкаться вверх и сопротивление возможному соскальзыванию вниз, стремление подниматься по пути прогресса, стремление победить низкие импульсы и инстинкты. Если вы этим обладаете, то внутри распрямится скрытая пружина энергии и Милость Господа сделает ваш путь ровнее. Имейте перед собой идеал и двигайтесь вперед. Сегодняшний ученик завтра станет учителем, а позже директором школы. Каким образом? Только учась, только развивая в себе характер, на который можно положиться. Будущие поколения с уважением и благодарностью вспоминают только тех, у кого были идеалы. Раму почитают и поклоняются Ему, а Равану проклинают. За что? За тот характер, который он проявил.
Никогда не забывайте о стремлении к процветанию своей страны, к укреплению своей Санатаны Дхармы и к росту своего истинного Я. Пусть голод, который можно утолить только служением этим трем, будет ощущаться вами все сильней и сильней. Тогда ваша учеба обретет смысл, и вы почувствуете свое призвание. Тогда в вас появится страх совершить грех, страх совершить проступок пред Богом, страх быть нечестным. Это будет соседствовать с уважением к старшим и верой в себя.
И еще. Не делайте того, что могло бы опечалить ваших родителей. Почитайте и слушайтесь их. Не критикуйте их за старомодность. "Старость – золото" ("Old is Gold"). То, что они вам говорят, опирается на большой жизненный опыт в этом мире и на знание его хитростей.
ПОБЕДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫ ПОБЕЖДЕННЫМ
Анджанаппа и другие попросили Меня вручить вам призы (бахуматхис). Понятно, что они имели в виду, но "бахуматхис " означает "многомыслие". И Я никогда не стану вручать ум такого типа! Я всегда настаиваю на экагратхе, на одномыслии. Анджанаппа хотел еще, чтобы Я дал вам подарки с благословением (Прасад). Мой Прасад неизменно является Даром Блаженства (Анандапрасадам)! И его можно получить только посредством однонаправленности ума (Экаматхи). Я не люблю соревнования и борьбу, в которых призами и присвоением разрядов культивируется эгоизм. Уверен, что здесь никто не будет отравлен ни гордостью победы, ни горечью поражения.
Как поражение, так и победу принимайте одинаково спокойно. Второе – очень трудно для ума. Победители должны быть благодарны побежденным за свою победу, так как, если бы те приложили чуть больше усилий, они смогли бы унести призы сами. Проигравшие бежали с вами вровень, побуждая вас бежать еще быстрее, и тем самым вдохновляя на победу. Они придали вам решимости увеличить скорость, что и привело приз в ваши руки.
А теперь, проигравшие! Я прошу вас не терять веры в себя. Не следует слишком высоко ценить победу, но и поражению не придавайте слишком большого значения. Даже на экзаменах, если вы не смогли их сдать, не стоит поддаваться отчаянию и делать глупости, вроде попыток покончить собой. Жизнь гораздо ценнее любых успехов или неуспехов. Вы рождены для гораздо большего, чем сдача экзаменов. Будьте смелыми и терпеливыми. Если вы не смогли сдать экзамен, который проверяет лишь одну из сторон ума, то не все потеряно! Ваше предназначение не зависит от экзаменационных оценок. Оно зависит от характера, силы воли и Милости Бога.
Директор школы высказал надежду, что эта школа станет Полной Средней Школой. Я благословляю ее на то, чтобы она поскорее достигла такого статуса и стала источником света и культуры в этой части страны.
Мадакасира,
25-11-1959
Любовь – это Бог, Бог – это Любовь. Где Любовь, там и Бог. Любите как можно большее число людей, и любите их как можно сильнее. А потом пусть Любовь перерастает в бескорыстную помощь, а такая помощь в – Служение Богу. Это и будет наивысшей Садханой.
Шри Сатья Саи