Гиты
Даттатрея
Кришна
Рама
Гита (गीता на санскрите в алфавите деванагари, gītā – "песнь" от "gā" – "петь") – санскритское определение, используемое по отношению к ряду писаний индуизма, созданных в определённом литературном стиле. Классическая гита представляет собой беседу между божеством и учеником, причём ученик может быть весьма продвинутым, как, например, в Видья-гите – диалоге Шри Лалиты Деви с мудрецами, пересказанном в диалоге двух аватаров, в котором Даттатрея наставляет Парашураму. В ходе диалога ученик обычно задаёт вопросы и получает божественное откровение и наставление. Гита может включать в себя манифестацию вселенской формы божества – вишварупы, описание учеником (или самим божеством) деяний божества, один или несколько гимнов, восхваляющих божество, теологический (религиозный) или метафизический (транцендентальный) дискурс (тематический обзор). В гитах нередко выступает на первый план джняна (мудрость), прославляемая как вершина самореализации (например, см. Бхагавадгита 7.17-24), а также праведная деятельность (карма-йога), создающая предпосылки для достижения джняны.
Старейшим текстом это жанра принято считать Бхагавад-гиту – она приблизительно датируется IX-II веками до н. э., хотя дошедший до нас текст в целом зафиксирован примерно в начале девятого века в комментарии Шанкарачарьи, во времена которого существовало как минимум четыре альтернативных текста Гиты. Святой Шанкарачарья выбрал наиболее достойную на его взгляд версию для составления своего комментария, и в результате остальные три ушли в небытие. Хотя до наших дней всё же дошёл текст, содержащий не классические 700, а 745 стихов в рамках традиции кашмирского шиваизма. Наиболее плодотворное время составления гит пришлось на V-XII века н.э. В этот период были написаны многие известные гиты – Деви-гита, Шива-гита, Уддхава-гита, Ганеша-гита и другие – входящие в состав пуран и Махабхараты.
Достаточно большой сложностью является соотнесение гит с теми или иными группами. Ряд гит просто не могут быть чётко отнесены к конкретной ветви санатана-дхармы. Например, распространённой ошибкой является мнение, что такое писание, как Бхагавад-гита имеет сугубо конфессиональную принадлежность и относится исключительно к традиции вайшнавизма. В действительности это не так. Бхагавад-гита по своей философской составляющей является безусловным писанием Брахма-видьи. Недаром Ади Шанкарачарья написал свой комментарий (бхашью) именно на этот текст. Бхагавад-гита равно ценима большинством школ индуизма. В частности, Кришна, наставляя Арджуну, говорит как Бхагаван, персонифицированный Брахман, находящийся над конфессиональными делениями на те или иные персонификации Абсолюта. По этой причине, Бхагавад-гита одинаково подходит любой школе индуизма, будь то шайвы, вайшнавы или шакты. Наличие многочисленных переводов, содержащих узкоконфессиональные трактовки и искажения текста в угоду своим личным интересам, сделали невозможным для многих адекватное восприятие данного текста, особенно если речь идёт о сектах неоиндуизма прозападного толка. Наиболее достоверным и вдумчивым переводом Гиты является перевод санскритолога Б. Л. Смирнова.
Известно более 50 текстов, имеющих в своем названии слово "гита". По большей части, гиты выделены в текстах пуран (былин) и итихас (сказаний), но существуют и в виде самостоятельных произведений (таких как Аштавакра-гита или Авадхута-гита). Некоторые гиты являются синкретическими (объединяющими в себе разные тексты) сборниками, подобно Пандава-гите. Другие же носят более аутентичный (оригинальный) характер и вышли из-под пера одного автора. Точное число писаний, выделенных в категорию "гита", не знает никто. Если учитывать тексты малоизвестных школ узкой направленности и тексты, написанные современными учителями, то их количество, скорее всего, будет приближаться к сотне.
Классические гиты
Название | Источник | Школа, описание |
Авадхута-гита | Даттатрея |
Адвайта-веданта Эта возвышенная "Песня Свободного" толкует окончательные истины недуалистической Веданты. Авадхута-гита поведана Даттатреей ученику Карттике. Философское изложение как принципов адвайты, так и идей отречения. Включает 8 глав, и 271 стих. Одна из важнейших и почитаемых гит санатана-дхармы. Является самостоятельным, законченным произведением. |
Аванти-брахмана-гита |
Бхагавата-пурана, XI, 23 |
Вайшнава Является частью Уддхава-гиты. Содержит 61 шлоку. Постулирует идеи отречения от всего мирского. |
Агастья-гита | Вараха-пурана |
Адвайта |
Анугита | Махабхарата, XIV, 16-51 |
Вайшнава Вторая по количеству глав гита. Включает в свой состав 35 глав – с 16 по 51. Содержит философский диалог Арджуны и Кришны, после битвы на Курукшетре и коронации Юдхиштхиры. Арджуна вновь обращается к Кришне с просьбой поведать ему наставления, полученные ранее. Ану-гита структурно может быть разделена на три части. Первая часть включает главы с 16 по 23, вторая главы с 24 по 34 и третья с 35 по 51. В отличие от Бхагавад-гиты, конечный упор в тексте Ану-гиты делается на чистую джняну в духе философии Брахма-видьи. Примечательно, что второй раздел Ану-гиты, по существу, является отдельной гитой и носит название Брахмана-гита. |
Аштавакра-гита (Аштавакра Самхита) |
Веданта Диалог риши Аштавакры и царя Джанаки. Содержит 20 глав. Основная идея – адвайта, джняна-йога, Брахма-видья. Одна из важнейших гит. По существу, вторая по популярности после Бхагавад-гиты. Является самостоятельным, законченным произведением. Имеет также название Аштавакара-самхита. | |
Бодхья-гита | Махабхарата, Шантипарва (XII), 178 |
Веданта Эта маленькая гита является третьей из трёх последовательно идущих друг за другом гит (Шампака-гита – Манки-гита – Бодхья-гита). Представлена 178-й главой Шантипарвы – 12 книги Махабхараты. Содержит 13 шлок (стихов). Постулирует идеи санньясы. |
Брахма-гита (частично на русском тут) |
Сканда-пурана, Сута-самхита, 4 и Яджнавибхаваканда, главы 1-12 Йога-васиштха, раздел "Нирвана", 173-181 |
Веданта Существует в двух вариантах. Первый вариант мы находим в Сканда-пуране, в Яджнавибхаваканде, в главах с 1 по 12. Второй вариант приведён в Йога-васиштхе, в разделе Нирвана, в главах с 173 по 181. Как и большинство гит, оба этих писания отражают философские концепции адвайты |
Брахмана-гита | Махабхарата, XIV, 24-34 |
Вайшнава Составная часть Ану-гиты. Представлена в 14 томе Махабхараты Ашвамедхикапарве, главами с 24 по 34 и составляет, таким образом, 11 глав. |
Бхагавад-гита | Махабхарата, VI |
Санкхья Главная гита и великая жемчужина всего индуизма. Содержится в тексте Махабхараты, в её шестом томе "Бхишмапарва", включает в себя 18 глав (главы с 25 по 42). В своей самой распространенной редакции со списков прокомментированных Шанкарачарьей (Адвайта-веданта) содержит 700 шлок. (Школа кашмирского шиваизма, к примеру, опирается на иной вариант Бхагавад-гиты, содержащий 745 шлок). Поведана Кришной Арджуне на поле битвы Куру. Отражает философию Брахма-видьи. Является священной книгой практически для всех направлений санатана-дхармы. Является составной частью прастхана-трайи (тройственного канона индуизма наряду с упанишадами и Брахма-сутрой). Существует во множестве переводов, от сектантских до точных академических. |
Бхагавати-гита | Маха-бхагавата-пурана | Шактизм |
Бхикшу-гита | Бхагавата-пурана, XII, 5 |
Вайшнава Эта маленькая гита представлена 13-ю шлоками пятой главы 12-го тома Шримад Бхагавата-Пураны, и она – венец наставлений Шукадевы для царя Парикшита. Отражает идеи монизма. |
Бхишма-гита | Махабхарата, XIII, 14, 17; 149; VI, 65-68 |
Шайва, вайшнава Бхишма-гита состоит из трёх гимнов. Гимн Махадеве (Ишваре) содержится в главах 14 и 17 XIII книги (Анушасана-парва), гимн Махавишну – в 149 главе той же книги, гимн Нараяне – в главах 65-68 VI книги (Бхишма-парва). |
Бхуванешвари-гита |
Шактизм Данная гита прославляет Бхуванешвари. Является сакральным текстом традиции шактизма. Написана в духе бхакти (благоговейной любви к Богу), но также содержит большое количество эзотерической информации. | |
Бхуми-гита | Бхагавата-пурана, XII, 3 |
Вайшнава Вайшнавская гита, содержится в Шримад Бхагавата-пуране, в 12 томе, третьей главе. Содержит 52 шлоки. Описывает различные юги в духе философии вайшнавизма. Философская идея – бхакти (благоговейная любовь к Богу). |
Вамадева-гита (санскрит) | Махабхарата, Шантипарва (XII), 92-94 | Данная гита содержит три главы и 70 шлок. Изречена Бхишмой на смертном одре. |
Васиштха-гита (частично здесь) | Йога-Васиштха |
Веданта Представляет собой компиляцию шлок из Йога-васиштхи. Это 230 шлок, отражающих суть Йога-васиштхи. |
Вену-гита | Бхагавата-пурана, X, 21 |
Вайшнава Отражение чистой любви гопи к Кришне в виде воспевания его достоинств. Вену-гита является частью десятого тома Шримад Бхагавата-пураны, и является 21-й главой данного произведения, состоящей из 21 шлоки. Постулирует идеи чистого бхакти. Другое название – Гопика-гита. |
Вибхишана-гита | Рамачаритаманас |
Веданта Явлена нам в части Ланкаканды в Шри Рамачаритаманасе. Поведана Рамой Вибхишане на поле битвы. Отражает идеи дхармы и отрешённости. |
Видья-гита | Трипура-рахасья, гл.20 |
Шактизм Является частью Трипура-рахасьи (20-я глава). Содержит 135 (по другой версии 138) шлок. Отражает диалог Шри Лалиты Деви с мудрецами, пересказанный Даттатреей Парашураме и записанный Харитаяной. Отражает глубочайшие грани Брахма-видьи. Это знание самой Шри. Важнейший шактистский текст. |
Вирата-гита | см. Вритра-гита | |
Вичакхью-гита | Махабхарата, XII, 266 | Эта гита, состоящая всего из 14 шлок, представленных в 266 главе Шантипарвы. Содержит наставления Раджи Вичакхью, и пересказана Бхишмой Юдхиштхире. Эта песнь направлена на порицание ведийских жертвоприношений, и проповедует принцип ахимсы. |
Вритра-гита | Махабхарата, XII, 280-281 |
Вайшнава Содержит наставления Вритры о необходимости вайрагьи в любой ситуации, и теологические наставления Санаткумары о величии Вишну и учение о перевоплощении дживы. |
Вьядха-гита | Махабхарата, III, 198-206 |
Веданта Поведана Маркандеей о Вьядхе, торговце мясом, дающим поучение брахману. Постулирует идеи карма-йоги и необходимости исполнения долга. |
Вьяса-гита | Брахма-пурана, 3, главы 126-137 (по другой версии – Курма-пурана, Уттара-вибхага, 12) | |
Ганеша-гита, (первые 5 глав из 11 на английском ) | Ганеша-пурана, Крида-кханда, 138-148 |
Ганапатья По формату и содержанию очень близка к тексту Бхагавад-гиты, являясь, по существу, калькой с последней, и отражает те же идеи, что и Бхагавад-гита. В качестве Бхагавана в ней выступает Ганеша. Данная гита, как и вся Ганеша-пурана в целом, наряду с Ганешопанишад являются важнейшими текстами традиции ганапатьев. |
Гопи-гита | Бхагавата-пурана, X, 31 |
Вайшнава Начинается со слов "jayati te.adhikaM'" |
Гопика-гита | Бхагавата-пурана, X, 21 |
Вайшнава см. Вену-гита |
Горакша-гита (Горокша-гита) |
Шиваизм Авторство приписывается Горакшанатху – крупному реформатору традиции натхов. | |
Гуру-гита | Сканда-пурана, Уттара-канда |
Шиваизм Является частью диалога Шивы и Парвати о величии положения Шри Гуру. Содержит 182 шлоки. |
Деви-гита | Деви-бхагавата-пурана, VII, 31-40 |
Шактизм Содержит наставления Деви мудрецам. Важнейший шактистский текст, содержащий как философскую составляющую, так и конкретные практические предписания. См. сравнение Бхагавадгиты и Деви-гиты. |
Деви-гита (Курма-деви-гита) | Курма-пурана, I, 11, 1-336 |
Шактизм Шактистское писание в духе джняна-бхакти. |
Деви-гита (Парвати-гита) | Махабхагавата-пурана, 15-19 |
Шактизм |
Джагадгуру-ренука-гита | Сиддханта-шикхамани |
Шиваизм Диалог Ренуки и Агастьи. Текст Джагадгуру-ренука-гиты является составной частью "Сиддханта-шикхамани" содержит 14 глав и является важнейшим текстом шайвов, в частности Вирашайвов. Содержание – философские изложения недвойственности, шайва-йога. |
Дживанмукта-гита | Даттатрея |
Веданта "Песнь освобождённого при жизни". Поведана Даттатреей. Эта короткая гита включает в себя 24 шлоки. Философское изложение принципов адвайты. Является самостоятельным, законченным произведением. |
Ишвара-гита |
Курма-пурана, Уттара-вибхага, 1-11 (спорно) Махабхарата (спорно) | см. Уттара-гита |
Кама-гита | Махабхарата, XIII |
Вайшнава, веданта наряду с Ану-гитой обнаруживается в Ашвамедхапарве в 13-й главе. Она отражает наставления Кришны, которые он давал Юдхиштхире. Это очень интересная гита, повествующая нам о непреодолимости силы Камы. Важный йогический текст. Постулирует – полную внутреннюю вайрагъю, должную превалировать над внешним отречением и важность абхьясы. |
Капила-гита | Бхагавата-пурана, III, 23-33 |
Вайшнава, йога, санкхья Является частью третьего тома Шримад Бхагавата-пураны, включает 9 глав (главы с 25 по 33) и отражает диалог Капилы и Девахути. Некоторые добавляют в её состав также 23 и 24 главы. Тема гиты – йога и санкхья. |
Манки-гита | Махабхарата, Шантипарва, 177 |
Веданта, йога вторая из трёх последовательно идущих друг за другом гит (Шампака-гита – Манки-гита – Бодхья-гита). Представлена 177-й главой Шантипарвы. Содержит 54 шлоки. Постулирует необходимость отречения и полного контроля чувств в любой жизненной ситуации. |
Пандава-гита | Махабхарата, Бхагавата-пурана, Вишну-пурана |
Вайшнава Одна из так называемых "спорных" гит. Содержит компиляцию шлок из Махабхараты, Шримад Бхагавата- и Вишну-пуран. Содержит 82 шлоки. Данные шлоки содержат чудесные восхваления Вишну. Философская составляющая – бхакти. Авторство неизвестно, однако, по другим источникам приписывается Сатью Чайтанье. Опубликована Раджагопалом в 1970 году. |
Парашара-гита | Махабхарата, XII, 292-300 |
Вайшнава Содержит наставления риши Парашары (отца Вьясы) царю Джанаке, поведанные Бхишмой Юдхиштхире. Постулирует идеи карма-йоги, необходимость дхармы, отрешение от самости. |
Пингала-гита | Махабхарата, XII, 174 |
Вайшнава, веданта Данная гита открывает раздел Мокшадхармы – целый глубокий пласт философских текстов из 12 тома Махабхараты – Шантипарвы. Данная гита представлена 174-й главой и включает её последние 53 шлоки – слова брамина. В данной песне и последующих шлоках царь Юдхиштхира постигает науку, ведущую к освобождению обращаясь за наставлениями к Бхишме. Данная гита повествует о необходимости контроля чувств и отречения от мирского. |
Рама-гита |
Брахманда-пурана Адхьятма-Рамаяна, VII, 5 |
Вайшнава Содержит 62 шлоки. Включает в себя диалог Рамы и Лакшмана. Рама даёт наставления брату. Философское изложение принципов адвайты, Брахма-видья. |
Рибху-гита (частично на английском здесь; офлайн на английском здесь) | Шиварахасья-пурана, VI |
Шайва, адвайта Явлена в шестой части Шиварахасья-пураны, и является наиважнейшей частью данного текста. Отражает диалог риши Рибху и его ученика Нидагхи. Рибху-гита, пожалуй, наибольшая по количеству глав гита. Она представлена 44-мя главами и содержит 1924 стиха. Этот философский труд в духе адвайты открывает читателю сокровище Брахма-видьи. |
Ришабха-гита | Брахманда-пурана, V, 5, 1-30; по другой версии – Махабхарата, Шантипарва, 125-128 |
Вайшнава С 1 по 27-ю шлоку является наставлениями Ришабхи своим сыновьям. Шлоки с 28 по 35 описывают жизнь Ришабхи в отречении. Философский аспект постулирует отречение от мирской деятельности. |
Рудра-гита (2) | Бхагавата-пурана, IV, 24 |
Вайшнава В этой гите воспевается величие Вишну, в отличие от Шива-гиты, представляющей Шиву верховным Бхагаваном, персонифицированным Брахманом, а Раму вопрошающим, преданным учеником. Бхагавата-пурана была создана и записана одной из последних, когда отдельные ярые секты вайшнавизма в Индии и особенно в Бенгалии были на подъёме, и к её содержанию и акцентам следует подходить с этой точки зрения. Например, в Девибхагавата-пуране (книга 5-ая, глава 1) и в Махабхарате (книга 7-ая, глава 57) говорится о поклонении Кришны Шиве. |
Рудра-гита |
Шайва По имеющимся сведениям, существует вариант Рудра-гиты, отличной от версии Бхагавата-пураны и включающий в себя, по крайней мере, четыре главы, отражающие мировоззрение шайвов. | |
Сиддха-гита | Йога-Васиштха | |
Сурья-гита (первые 4 главы) | Таттвы Сараьяны, Карма-кханда, 3, 1-5. см. Рама-гита |
Веданта Автор книги – Гуруджнанавасиштха, Тамилнад. Сурья-гита – часть третьего раздела Пада-кармаканда, и представлена главами с первой по пятую. Включает три раздела: джняна, упасана и карма. Просматриваются некоторые параллели с Чхандогья-упанишад. |
Сута-гита | Сканда-пурана, Яджнявайбхава-кханда, 13-20 |
Веданта Изложена риши Сутой. Постулирует идеи адвайты, Брахма-видья. |
Уддхава-гита | Бхагавата-пурана, XI. 6-29 |
Вайшнава Включает в себя 24 главы (с 6 по 29). Является изложением диалога Кришны и Уддхавы – последнее учение Господа Кришны своему самому горячему преданному и дяде Уддхаве. Охватывает широкий аспект тем – как философских, так и практических наставлений. Основная идея – джняна-бхакти. Одна из наиболее объёмных гит. Также некоторыми из текста Уддхава-гиты отдельно выделяется Хамса-гита (13 глава, 45 шлок), отражающая философию санкхьи, и Аванти-брахмана-гита (23 глава, 61 шлока), отражающая философию отречения от мирского уклада жизни. |
Утатхйя-гита | Махабхарата, Шантипарва, 90-91 | Бхишма наставляет Юдхиштхиру в раджа-дхарме (долге правителя), пересказывая поучения, которые Утатхья сообщил Мандхате. |
Уттара-гита (Ишвара-гита) |
Махабхарата (спорно) Курма-пурана (спорно) |
Вайшнава или шайва Диалог между Кришной и Арджуной. Текст Уттара-гиты традиционно относят к Махабхарате, однако либо он существует не во всех редакциях, либо вообще является самостоятельным произведением. Объём текста – три главы (118 шлок). В ней Арджуна наслаждаясь плодами победителя, сетует на свою забывчивость, вновь вопрошает Кришну поведать ему Брахма-видью, услышанную на поле Курукшетра (Бхагавад-гита). Как и текст Бхагавад-гиты, Уттара-гита открывает нам философию Брахма-видьи. В Махабхарате есть ссылка на существование Уттара-гиты в Курма-пуране под названием Ишвара-гита. Возможно, что Уттара-гита Махабхараты является частью Ишвара-гиты из Курма-пураны. Она представлена главами с первой по одиннадцатую в части Уттаравибхаги. Также есть ссылка на Ишвара-гиту в Агни-пуране. Данная версия гиты имеет ярко выраженный акцент в духе шиваизма. Более детальная информация по обоим вариантам Ишвара-гиты отсутствует. |
Хамса-гита |
Бхагавата-пурана, XI, 13 Махабхарата, XII, 301 |
Йога, санкхья Первый и наиболее известный вариант Хамса-гиты представлен в Махабхарате, в Шантипарве 301 главой. Содержит 45 шлок. Пересказана Бхишмой Юдхиштхире из наставлений, данных Хамсой мудрецам. Излагает принципы поведения и философию Мокшадхармы. Второй вариант Хамса-гиты мы встречаем в Шримад Бхагавата-пуране, в 13 главе 11-го тома. Данная гита является также частью Уддхава-гиты. Она представлена 42-мя шлоками и содержит наставления по йоге и санкхье. |
Хануман-гита | Рамаяна (спорно) | Предположительно, является частью Сундара-канды Рамаяны Валмики. |
Хари-гита | Имя, данное Бхагавад-гите риши Нарадой. | |
Харита-гита | Махабхарата, XII, 279 |
Санкхья Короткая гита, содержит 20 шлок и является составной частью Шантипарвы – 12-го тома Махабхараты, 279 глава. Входит в Мокшадхарму. Представлена 23-мя шлоками. Постулирует идеи отрешённости, является своеобразным сводом правил для паривраджаков. |
Шадджа-гита | Махабхарата, Шантипарва, 167 | |
Шампака-гита | Махабхарата, XII, 176 |
Веданта Первая из трёх последовательно идущих друг за другом гит – Шампака-гита / Манки-гита / Бодхья-гита. Представлена в 176 главе Шантипарвы. Содержит 24 шлоки. Эта и последующие две гиты входящие в Мокшадхарму, были поведаны Юдхиштхире Бхишмой. Призывает довольствоваться малым, осуждая излишнее стремление к богатству как источник возникновения привязанностей. |
Шива-гита (на русском 1, 6 и 7 главы, на английском целиком тут, ссылки на остальные главы в содержании в колонке справа) | Падма-пурана, Патала-кханда |
Шайва Является составной частью Падма-пураны, часть Патала-канды. Содержит 768 (или 783) шлок. Отражает диалог Шивы и Рамы. Рама обращается к Шиве за наставлениями. Является важнейшим философским текстом, однако присутствует не во всех вариантах Падма-пураны, являющейся наиболее скандальной Пураной из-за активного вмешательства в ее текст некоторых вайшнавских течений. Является частичной философской калькой с текста Бхагавад-гиты. Философская концепция – Брахма-видья. |
Шримад Бхагавад-гита-махатмйам | Шри Вайшнавийа-тантра-сара |
Вайшнава Это повествование поведал Сута Госвами. |
Шрути-гита | Бхагавата-пурана, X, 87, 14-41 |
Вайшнава Носит ярко выраженный вишнуитский характер. Идея – бхакти. |
Яма-гита |
Вишну-пурана, 3, 1-7 Агни-пурана, 3, 381 Нарасимха-пурана, 8 |
Веданта, вайшнава Очень интересна тем, что существуют три различные версии Яма-гиты в трёх различных Пуранах. Первый вариант мы находим в третьем томе Вишну-пураны, в главах с первой по седьмую. Это наиболее объёмный вариант Яма-гиты. Второй вариант изложен в третьей части, 381 главе Агни-пураны, и насчитывает 37 шлок. Третий вариант представлен восьмой главой Нарасимха-пураны, и содержит 39 шлок. В Агни-пуране Яма даёт знание о Брахмане. Данный вариант Яма-гиты имеет соотнесение с Катха-упанишад, поскольку является отражением диалога Ямы и Начикеты. В Нарасимха-пуране Яма-гита (в противоположность гите из Агни-пураны) представляет собой ярко выраженный вишнуитский текст. |
Современные гиты
Кроме того, существует множество современных гит, написанных исходя из наставлений учителей современности и повторяющих схожий стиль. В качестве примера, можно привести такие гиты, как:
Название | Школа, описание |
Амрита-гита |
Йога Написана Свами Шиванандой. Включает в себя 10 глав, описывающих десять видов Йоги, и дающая необходимые рекомендации ищущим. |
Рамана-гита |
Веданта Современное писание, составленное учеником Рамана Махариши, Васиштхой Ганапати, со слов учителя. Содержит 18 глав. Философская концепция – Брахма-видья. |
Санньяси-гита |
Веданта Автор – Свами Вивекананда. Написана в июле 1885 года в парке Тысячи Островов в Нью-Йорке |
Чидакаша-гита |
Веданта Современное писание, включающее в себя 286 шлок, написанное по наставлениям Свами Нитьянанды. Философская концепция – джняна-бхакти. |
|