Вы на странице: Scriptures.ruСатья СаиКниги
УВИДЕТЬ БОЖЕСТВО

 

Эрух Фанибунда

УВИДЕТЬ БОЖЕСТВО

 

(СОЗЕРЦАНИЕ БОЖЕСТВЕННОСТИ
или Даршан Саи Бабы)

 

VISION OF THE DIVINE

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Глава 1  ТПС (Тара Путтапарти Сатья) - Звезда Истины Путтапарти
Глава 2  Божественное Послание
Глава 3  Гармония науки и религии
Глава 4  Санатана Дхарма и религия Заратуштры
Глава 5  Лингодбхава - Символическое рождение Бога во времени и пространстве
Глава 6  Семь Почитаний Высшего божества, прославляемого в Ведах (Ведапуруша Саптаха Джняна Яджна)
Глава 7  Тат-стхан и Твам-стхан
Глава 8  Религия Сатья Саи


ГЛАВА 8

Религия Сатья Саи

   "Тот, кого мусульмане почитают как Аллаха, христиане - как Христа, вишнуиты - как Пхулабхаджу, шиваиты - как Шамбху, кто отвечает на их молитвы о здоровье, долгой жизни, благополучии и счастье всех людей, Он, Единый Бог, является Господом всего человечества. Бог Един, и только Един. Всегда помните об этом".

   "Начиная с глубокой древности, Бхарата (Индия) учила духовным истинам и средствам обретения мира и радости. На протяжении многих веков она была духовной наставницей всего мира. Молитва, которой Бхарата учила людей, - "Лока Самаста Сукхино Бхаванту" (Да будут счастливы все существа), с древних времен является квинтэссенцией духовных устремлений индусов.

   Этот идеал поддерживали и передавали из поколения в поколение правители этой земли, мудрецы и йоги, которые руководили народом и направляли его, и добродетельные матери воспитывали многие поколения индийцев в атмосфере духовности.

   Но когда на страну обрушились различные беды и несчастья, а люди испытали на себе гнет завоевателей, этот идеал потерпел неудачу, и абстракции веры приняли конкретный вид и выкристаллизовались во вполне определенные формы. Каждая новая идея, каждое новое мнение и направление превратились в отдельные учения, секты. Так, Единая Ведическая религия породила большое количество сект, таких как Ганапатая (учение, основывающееся на идее Ганапати), Шаактея (учение, основывающееся на идее Космической Энергии, как выражении Божества), Соура (учение, основывающееся на идее Солнца, как источника, опоры и цели духовных устремлений), Чарвака (учение, основывающееся на идее удовольствия и материального преуспевания) и Виирашайва (учение, основывающееся на идее Шивы, как внутренней побудительной причине материального и духовного начал человека). Все эти учения и секты выработали свои собственные ритуалы и формы поклонения, свои собственные приоритеты в сфере духовных достижений и свои доктрины о человеке, объективном мире и Боге.

   Изначально целью этих учений была помощь человеку в очищении ума и развитии высоких моральных качеств. Но вскоре все это было забыто и большую важность люди стали придавать следованию догмам и показному благочестию. Стремление верующих к самовозвеличиванию сделало их учения и религию догматичными и "сухими". Люди должны обнаружить столь необходимый им сегодня внутренний источник всех вер, источник, питающий внешние обряды и ритуалы.

   Религию обычно обозначают словом "Матха", а ум - "Матхи". Матху, главным образом, используют или должны использовать для исправления и укрепления Матхи. Целью всех учений, верований и религий является очищение ума, чтобы он мог привести человека к освобождению, а общество - к счастью и процветанию.

   Религии пытаются посеять святые идеалы в сердце человека, но человек не дает им прорасти и взойти. Эгоистическое стремление к власти и материальным благам заставляет его использовать религию как инструмент пыток и гонений. Вместо объединения человечества для одного общего дела, единая религия распалась на целый ряд неприступных цитаделей, охраняемых с ненавистью и фанатизмом. Сейчас каждая конфессия напоминает военный лагерь, погрязший в самовозвеличивании, пытающийся обратить всех в свою веру и предотвратить отпадение адептов от своих рядов. Поэтому о религии в наши дни говорят, как об источнике раздора и хаоса. Невзирая на большой прогресс в других сферах жизни, религиозная вражда существует сегодня во многих частях света.

   Нужно подчеркнуть, что сама религия не является причиной такого состояния дел в человеческом обществе. Конфликты на религиозной почве и фанатизм порождаются неуправляемым эго, которому дана полная свобода действия. Религия стремится уничтожить эту порочную тенденцию, поэтому религию нужно не осуждать, а поддерживать. Что нужно осуждать, так это сектантскую ненависть ко всем тем, кто не согласен с "нами" или придерживается иного взгляда на мистическую силу, оживляющую Вселенную. Религиозные войны порождаются невежеством и алчностью. Когда люди остаются слепы к истине, что человеческая семья - это одно неделимое целое, они блуждают во тьме и боятся любого чужого прикосновения. Только любовь может убедить человека в той истине, что есть только одна раса, раса человечества, и только одна религия, религия любви. Так как ни одна религия не одобряет насилия и не презирает любви. Неверно говорить, что религия создает хаос. Хаос создает человек, пребывающий в сомнениях и страхе.

   Не нужно участвовать в компаниях, направленных на поношение или чрезмерное восхваление любой из религий, чтобы привлечь к себе новых сторонников. Если каждый будет жить согласно идеалам, завещанным основателями религий, не ведая алчности или ненависти, Земля станет более счастливым и мирным местом для жизни человека.

   Религия индусов подчеркивала единство всего творения и провозглашала, что многообразие, которое мы наблюдаем во внешнем мире, не является истинным. Но так как вера в Единого приходит только тогда, когда ум становится достаточно чистым, религия вскоре была вынуждена постулировать двойственность и даже множественность Единого Целого, с божествами, соответствующими каждой Его грани. Наиболее распространенной формой дуализма является шиваизм и вишнуизм, центрами которых являются Шива и Вишну, аспекты Единого. Расколы произошли во всех главных религиях мира. Ислам подразделяется на шиитский и сунитский толки, христианство делится на католиков, протестантов и православных и так далее. Но, как бы ни был глубок раскол, ни одно из религиозных направлений не отрицает существования Господа и не превозносит насилие и ложь. Имена и акценты могут быть различными, но во всех религиях Всемогущее Провидение характеризуется как Абсолютное и Вечное. Терминология может быть различной, но концепция везде одинакова. К Бхагавану, Богу, могут взывать, как к Аллаху, молитву могут называть намазом, пандиты могут быть известны, как хаджи, браминов могут именовать муллами, а Веды могут называть Кораном, но лежащая в основе всего сила, излучающая энергию, во всех случаях называется Любовью, Любовью ко всем существам. Основатели религий всегда говорили о Единстве всей жизни и о необходимости стремиться к Божественному Началу.

   Первым среди толкователей Вед, основавшим философскую школу и предписавшим соблюдение определенной духовной дисциплины, был Шанкарачарья. Родившийся в Керале, в течение всей своей очень короткой жизни, он отстаивал истину, что существует только Единый, а все остальное - лишь видимость, скрывающая Единую Реальность. Это Адвайта, или монистическая философия и вера, где человек, природа и Бог составляют гармоничное Единое целое. Ведические речения "Экохам Бахусйаам" (Бог присутствует во всем), "Ишавасйа Идам Сарвам" (Господь везде) превращены интеллектом Шанкарачарьи в очевидные истины.

   Монизм, основанный на Ведических текстах, который проповедовал Шанкарачарья, не отвечал духовным потребностям большинства людей. Они жаждали поклонения и предания себя высшей силе, и им было нелегко принять истину, что не существует ничего, кроме их внутренней Реальности. Поэтому Рамануджачарья написал другие комментарии к ведическим текстам и религиозным писаниям. Он придал Адвайте особый вид, и она была названа Висишта (Особая) Адвайта. Так был основан путь преданности, ведущий к соединению с Господом. Солнце нагревает воду моря, и она, испаряясь, поднимается к небу и превращается в облака. Из облаков она изливается в виде дождя на возвышенности и равнины и, образуя многочисленные реки с притоками, снова возвращается в море. Слиться с Источником, из которого мы все вышли - вот судьба и предназначение всего сущего. Река обладает всепоглощающей Любовью, несущей ее вниз по склонам, пока она не достигнет Возлюбленного, после чего Любящая, Любящий и Любовь сливаются в экстазе, ведущем к просветлению. Према - это преданность, любовь к Богу, и ничто не может уменьшить ее силу и глубину. Бог любим бхактой ради Него Самого. Такая любовь бескорыстна, непосредственна, животворяща и возвышенна. Ребенок, стоящий перед зеркалом, просто наслаждается зрелищем своих собственных проделок и гримас, не желая извлечь из этого какую-либо выгоду.

   Полное предание себя Господу и уничтожение своей индивидуальности недостижимо для большей части садхаков. Сахар не может наслаждаться сахаром. Вам нужно стать муравьем, чтобы почувствовать его сладость. Мадхвачарья хотел удовлетворить это желание человека, и он провозгласил, что Дживи, или индивидуум, существует отдельно от Всеобщего Начала. В Адвайте человек во время вспышки интеллектуального озарения осознает, что существует только Атман, а все остальное является обманчивой иллюзией. Висишта-Адвайта постулирует, что река является неотъемлемой частью моря. Двайта утверждает, что чистота, приобретаемая в результате поклонения и совершения ритуалов, помогает стяжать Милость Господа, приводящую к просветлению.

   Были и другие мудрецы, указывавшие пути к той же самой цели. Гуру Нанак провозгласил, что Вселенная принадлежит Богу, и человек не должен накапливать или присваивать даже малую толику Божьей собственности. Он советовал защищать побеги преданности от лени и сомнения, взращивая дисциплину и мужество.

   На Будду так подействовали страдания, присущие человеческой жизни, что он занялся исследованием ума и интеллекта и обнаружил способ избавления от страданий. Он исследовал неустойчивость ума, бросающую человека в водоворот желаний. Он также проанализировал работу интеллекта и указал его слабые стороны. Он говорил, что нужно предаться Дхарме (учению буддизма) и Будде (просветленной личности).

   Религия, основанная Махавирой, была названа джайнизмом. Она превозносит Джайну, или героя, победителя чувств, эмоций и хитросплетений интеллекта. Он призвал всех своих последователей выполнять обязанности, присущие их социальному статусу и профессии с верой и энтузиазмом. Он провозгласил, что все формы жизни святы и что все живые существа являются пилигримами на пути, ведущем к просветлению. Любой вред, наносимый им, ведет к приостановке их духовного прогресса, и поэтому нанесения вреда нужно тщательно избегать.

   Зороастризм - религия парсов - был основан Заратуштрой, чтобы в сознании человека всегда пылал Огонь Мудрости, сжигающий все пороки и злые мысли. Он должен озарять мысли, слова и дела человека светом добродетели и наделять их силой и энергией. Огонь Мудрости должен сжигать все мирские желания и делать человека чистым для восхождения на Небеса Свободы. Чтобы увидеть Зарю Просветления, необходимо совершать поклонение, заниматься медитацией и бескорыстным служением.

   Религия Саи есть сущность всех вер и религий, включая ислам, христианство и иудаизм. Причина появления и распространения религий всегда одинакова. Основатели религий и проповедники были людьми, исполненными любви и мудрости. Их цели и намерения всегда были чисты. Ни один из них не сеял рознь, не вызывал смуты и ничего не разрушал. Они стремились делать добро, видеть только хорошее и быть примером для других. Они учили обузданию страстей и эмоций, культуре чувств и использованию интеллекта на благо человека и общества. Они знали, что необходимо очищать и дисциплинировать ум, являющийся пристанищем желаний, привязанностей, амбиций и тщеславных устремлений.

   Саи считает, что соблюдение всех духовных заповедей и активное стремление совершенствовать себя важнее слепой веры и философских теорий. Никто не имеет права давать советы другим, пока сам не осуществит в своей жизни того, что проповедует. Сначала пусть любовь воцарится в вашем собственном доме. Пусть ваша семья станет местом, где пребывают гармония, взаимопонимание и доверие. Осознание человеком того, что Атман пребывает во всех живых существах, поможет ему почувствовать родство со всем миром. Это есть основа братства человечества и отцовства Бога. Избавьтесь от порока эгоизма, зла алчности и яда зависти. Если возникает желание насладиться чем-нибудь во внешнем мире, вспомните, что внутри вас находится гораздо более мощный источник наслаждения. Когда вы боитесь чего-нибудь, вспомните, что порождает страх не что иное, как ваш собственный ум, и вы можете преодолеть этот страх, отказав ему в праве на существование. Разве может духовно устремленная личность испытывать страх? Страх не может докучать садхаку, открывшему в своем сердце Господа. Доспехи садхака, делающие его неуязвимым, - это вера в Господа, и все люди в той или иной степени являются садхаками, даже если они об этом не знают. Будьте тверды и непоколебимы. Идите все время вперед. Держитесь избранного идеала и никогда не унывайте. Молитесь, пока Бог не смилуется над вами, и не отворачивайтесь, если Бог пока не дарует вам Своей милости, даже если вы очень нуждаетесь в ней.

   Когда какая-нибудь религия стремится к распространению своего влияния, она начинает чернить другие религии и превозносить до небес свои собственные достоинства. Обрядовая пышность и самовозвеличивание становятся важнее садханы и веры. Но Саи желает, чтобы последователи каждой религии осуществляли на практике ее идеалы и осознали свою истинную природу с помощью интенсивной духовной работы".

   "Если кто-нибудь спросит любого из членов Организации Сатья Саи, какова религия Сатья Саи или Организации Сатья Саи, тот должен смело и решительно заявить, что это сущность всех религий - Санатана Дхарма".

Баба
1 октября 1976 года
Прашанти Нилайам

    


   "Пусть существуют различные веры, пусть они процветают и пусть воспевают Господа на всех языках в многообразии мелодий. Это должно быть идеалом. Уважайте различия, существующие между религиями, и признавайте их обоснованность, если они не гасят пламя единства".

Баба

 


 

   О Господь,
   Если б синие горы превратились в чернила,
   И чернильницей стал океан,
   Если б самая длинная ветвь древа небесного
   ручкой бы стала,
   А земля превратилась бы в лист;
   И это все взяв, Сарасвати бы вечно писала,
   То и тогда исчерпан бы не был список
   Твоих совершенств.

         (Из Шива-Махимнах Стотрам).

 


СПб "Сатья" 1998 - 220 с.
© Издательская группа "Сатья", 1998
ISBN 5-85976-135-X

Перевод: Язев А.П, Жуковская Е.Е.
Перевод этой книги на русский язык был благословлен Шри Сатья Саи Бабой
Главный редактор: Ирина Неаполитанская
Редакторы: Екатерина Струкало, Татьяна Эсмонтова
Дизайн обложки: Елена Асаулюк

Санкт-Петербург, 1998
Первое издание на английском языке: 1976 г.