Шри Сатья Саи Баба

Летние ливни в Бриндаване
1993


Глава 1

От человеческого к божественному

     Студенты и учителя!

     Человек преодолевает множество препятствий и невзгод ради того, чтобы усладить свое тело. Но тот, кто достиг понимания, что он имеет "Истинное Я" и что это "Истинное Я" отличается от тела, свободен от боли и разочарований. На свете не будет горя, если люди осознают высший смысл человеческого бытия (манава-таттву). Упанишады свидетельствуют, что человек, рожденный в человеческом обществе и воспитанный в нем, становится хуже птиц или зверей, если ему не откроются значение и ценность человеческой природы.

     Человечество – неисчислимо, удивительно и таит в себе глубокий смысл. Человек – это не только тело. На самом деле он представляет собой совокупность тела, ума и "Истинного Я". Тело – инструмент действия, ум – средство для реализации, а "Я" – наблюдатель за обоими – телом и умом. Глупо поэтому думать, что человек – это всего лишь физическое тело.

     Студентам прежде всего нужно понять, как должны они действовать, о чем думать и как вести себя. Человек наделен умом. Каков ум, таков и человек. В английском языке есть поговорка: "Человек таков, каковы его мысли". Первейший долг каждого студента – осознать глубочайший смысл человеческого существования.

     Человека окружают пять оболочек – оболочка пищи (аннамайя-коша), витальная (пранамайя-коша), ментальная (маномайя-коша), интеллектуальная (виджняна-майя-коша) оболочки и оболочка Блаженства (анандамайя-коша). Оболочка пищи формирует грубое тело (стхула шариру), тогда как витальная, ментальная и интеллектуальная оболочки составляют тонкое тело (сукшма шариру). И если грубое тело является инструментом действия, тонкое тело выступает средством познания.

ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ВОЛЯ

     Атмическая сила, которая вибрирует и сияет в оболочке пищи, известна как телесное сознание: атмическая сила, функционирующая в витальной оболочке, называется нервным сознанием; атмическая сила, придающая активность умственной оболочке, носит название ментального сознания: сияющая в интеллектуальной оболочке атмическая сила известна как интеллектуальное сознание. Сила, пульсирующая в оболочке Блаженства, именуется чистой божественной сущностью (Павитра пурушартха) или всеохватывающей волей. Эта воля защищает мир. Это – чистое упоение.

     Великие мудрецы и пророки Индии прилагали огромные усилия для того, чтобы насладиться этим бесконечным экстазом. Но как можем мы испытать этот восторг? Только постигнув истинное предназначение человечества (манава-таттву), сможем мы вкусить это наслаж дение. Человек, не постигший своей истинной природы, попадает в ловушку чувств, хотя на самом деле он является господином чувств. Человек, который постиг суть манавы (человека), и есть подлинный манава.

     Веданта утверждает, что тот, кто знает самого себя, знает всё. Вы можете познать себя, развивая прежде всего внутреннее зрение, а не внешнее. Вся чувственная активность, основанная на осязании, обонянии, зрении, слухе, является лишь внешней активностью. Мы заблуждаемся и встаем на путь саморазрушения, когда думаем, что все это – реальность. Только поборов и преобразив ум, мы сможем постичь Божество внутри нас. Ум обусловливает жизнь человека, его горе, радость, но также и освобождение. Именно ум заставляет нас забыть божественное и увлекает соблазнами джагата (мира). Само значение слова джагат свидетельствует о преходящей природе мира, так как "джа" значит "уходящий", "гат" – "приходящий". В то время как мир изменяется, человек остается неизменным. Слово "нара" (человек) значит "тот, кто нетленен", где "на" – это "не", а "ра" -"тленный". В человеке нетленно "Истинное Я", ибо человек и есть это "Истинное Я".

     Различают четыре вида ума: сверхум, высокий ум, просветленный ум и запредельный ум. Человек сможет познать себя, когда он поймет природу этих четырех типов ума. Для того чтобы постичь божественное, он должен совершить путь от сверхума к запредельному уму. Человек должен понять, что божественное, пульсирующее в нем, это та же сила, что пульсирует и в других людях.

     Постигнуть манава-таттву (человеческую природу) можно только тогда, когда постигнут принцип един ства. К сожалению, сегодня видение человека не простирается дальше тела и ума. Мы не должны слишком сильно зависеть от ума, поскольку ум не способен простираться слишком далеко. Человек остается обычным человеком, пока он опирается на ум. Он же должен достигнуть стадии "а-манаска" (вне ума), когда ум гаснет, исчезает. А-манаска – это тот, кто уходит за пределы физического ума и входит в сферу сверхума. Человек должен двигаться от грубого тела к Высшему причинному, оставляя позади собственно причинное тело. Причинное тело имеет для нас огромное значение, так как на этой стадии человек может взять под свой контроль ум (манас), интеллект (буддхи), мыслящий ум (читту) и эго (ахамкару). Итак, человек – это вместилище всех сил, ибо все силы заключены в нем. В мире нет ничего, что было бы недоступно пониманию человека, поскольку человек наделен бесконечными и чудесными возможностями.

БОЖЕСТВЕННАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА

     Человек заключает в себе космическую силу, которая заполняет вселенную. Сила, содержащаяся в человеке, это та же сила, которая находится за пределами его тела. Тело можно сравнить с воздушным шаром, который надут воздухом. Воздух внутри шара – тот же воздух, что окружает его снаружи. Когда шар лопается, находившийся внутри него воздух сливается с наружным воздухом. Подобно этому, когда тело умирает, космическая сила человека соединяется с всеобщей Вселенской силой. Упанишады говорят о единстве в многообразии и единстве в бесконечности. Только когда человек поймет это, ему станет ясно, что божественное в нем и божественное в Космосе – это одно и то же. И это есть божественная вселенская форма.

     Человек в наши дни недооценивает своего значения и, в результате, принижает себя. Прежде всего, всем нужно понять свою божественную природу. Однако нынешние студенты подвержены воздействию внешнего мира и не осознают своей собственной сущности. В сегодняшнем мире быстрый рост материального прогресса идет параллельно с непомерным ростом невежества. Невежество будет существовать до тех пор, пока человечество отождествляет себя с телом. У тела – ограниченная сила, но ваша сила – безгранична, ибо вы есть "Бесконечное нетленное Я". Полностью захваченный ощущением, что он – тело, человек испытывает сомнения относительно своей собственной силы. Тело – источник сомнений и слабости.

     Пять элементов составляют тело,
     Придет время, и оно погибнет
     Но в теле есть обитатель,
     Не подвластный ни смерти, ни рождению, ни иллюзиям,
     И он есть Сам Господь.

     Тело называют "кшетрой" – средоточием святости. Там. где есть кшетра (поле), должен быть и кшетраджня – знающий поле. Атман и есть кшетраджня, обитатель тела. Студенты должны стремиться постичь кшетраджну.

     Высочайшее качество, которое должен развивать студент, – это уверенность в себе. Вы – обитатель тела, а не тело. Вы можете жить в доме, но вы не есть дом, вы – хозяин этого дома. Вы можете водить машину, но вы – не машина, вы – ее владелец. Вам необходимо твердо уверовать в то, что вы – не тело, а "Истинное Я"!

     Люди обращаются к словарю, чтобы узнать значения слов. Настоящий словарь стремящегося к знанию – его сердце. Сердце – вместилище божественной космической силы, и нам надо во что бы то ни стало постигнуть эту силу. Тщательно изучая человеческое тело, мы обнаруживаем, что вся сила материального мира может сосредоточиться в одном пальце человеческого существа, но мы обычно не думаем об этом, так как считаем палец слишком слабым. Это ошибка, которую мы все совершаем, так как повседневный опыт вводит нас в заблуждение. Не форма человека имеет значение, а лишь божественная сущность, заключенная в нем. Большинство из нас – человеческие существа по форме, а не по делам. И поистине: "Главный предмет для изучения человечества есть человек!"

     Человек должен достичь единства мысли, слова и дела. Но в наши дни в человеке накапливается все больше и больше животных и демонических качеств. Человек сегодня совершил чудеса в области науки и технологии. Он достиг невиданных успехов в изучении космоса и атома. Но, с другой стороны, наблюдается стремительный упадок в сфере морали и духовности. Мир сегодня потрясают экономические кризисы, политические конфликты и студенческие волнения. Что вызывает этот хаос и это смятение? Присутствие демона в человеке – вот причина всей этой борьбы и напряженности.

СТРОИТЕЛЬ И РАЗРУШИТЕЛЬ

     Человек наделен от природы знанием, мастерством, уравновешенностью и интуицией, но равновесие в человеке сегодня нарушено. Причину надо искать в том, что человек в настоящее время убивает знание вместо того, чтобы совершенствовать его. Поскольку баланс потерян, внутреннее зрение человека ослабевает, и развитие получает только внешнее. Человек должен отказаться от излишнего стремления к внешнему и обратиться к внутренней реальности. Человеку необходимо твердо знать, что он – не тело, не чувства и даже не ум. Когда вы говорите: "Это мое тело, мой ум, мои чувства", это показывает, что вы – не тело, не ум и не чувства. Вы есть "Истинное Я".

     Чувство привязанности вызывает боль и скорбь, страдание и возбуждение. Вы так привязаны к вещам, что приносите в суд жалобу на человека, который наклеил объявление на вашем доме. Вы идете на эту крайность из-за вашей привязанности к дому, но как только вы продадите свой дом, вам будет все равно – пусть даже бомба упадет на него. Чувство привязанности как раз и является причиной вашей заинтересованности и вашего безразличия.

     Осознав присутствие в вас Атмана, вы освободитесь от ненависти и привязанности.

"ХАМСА ГАЯТРИ"

     Студенты! Вы заключаете в себе всю вселенную. Никогда не поддавайтесь мыслям о том, что вы есть тело.

     Вы – не тело и не ум. Тело недолговечно, как мыльный пузырь, а ум безумен, как бешеная обезьяна. Поэтому никогда не доверяйте ни уму, ни телу, а полагайтесь только на свою совесть. Человеческое тело, какие бы изысканные одежды и украшения ни были на нем, теряет ценность, как только дыхание жизни покидает его. Дыханием жизни для человека является его вера. Вишваса (вера) есть его шваса (дыхание). Все успехи, достигнутые с помощью тела, не имеют никакой цены, если человек лишен веры. Ключ – жизнь замка, так же как "Истинное Я" – ключ нашей жизни. Функции нашего тела поддерживает атмическое сознание. Оно проявляет себя в человеке как звук со-хам. Со-хам значит "Я есть Бог"; "со" – "это", "Тат" – "Бог", а "хам" – это "Я". "Сохам"- одно из названий мантры "Хамса Гаятри". Хамса (лебедь, умеющий отделять молоко от воды) означает способность к различению, которая позволяет человеку обрести твердую веру в то, что он отличен от тела. Слово Гаятри означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри – Савитри. Савитри означает господство над жизнью. Третье имя Гаятри – Сарасвати, оно означает господство над речью. Пение "Хамса Гаятри " дает возможность человеку получить власть над чувствами, жизнью и речью. В Гаятри говорится о трех сферах: бхур, бхувах и свах. Бхур означает тело, бхувах – жизнь, а свах – это праджня, или Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Сваргалока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также -трех ипостасей времени. Че ловек – воплощение космического божественного начала.

     Человек приносит в жертву на алтарь чувствам свою внутреннюю божественную суть. Он продает драгоценный камень жизни и получает взамен кусок древесного угля. Но ведь человек – это лучезарное вечное бытие (Сат). Человек – это поистине Бог Манава – поистине Мадхава.

     Бог обитает не где-либо – Он обитает в вашем теле. Грех живет не где-нибудь – он живет в делах, вами творимых.

     Человек должен развивать скрытое в нем высшее сознание (Чит). Чит – это овладение полным знанием, а не половиной знаний. Чит рождается из познания Сат. Сат и Чит существуют в единстве. Только когда вы познаете Сат и Чит, к вам придет блаженство (Ананда). На языке веданты Сат, Чит и Ананда известны как Асти, Бодхи и Прийя. Имя и форма (нама и рупа), присущие человеку, закрывают от него свет Сат-чит-ананды.

     Наш ректор попросил меня рассказать об отношениях между манавататтвой (человеческим) и Дивьятаттвой (божественным). В действительности речь не идет ни о каких взаимоотношениях, существует только одна реальность. Взаимоотношения возникают тогда, когда явления разделены, но поскольку человек и Бог едины, то здесь нет места для понятия "связь". Джива (индивидуальная душа) и дева, кшетра и кшетраджня – это единая сущность. Отсутствие такого глубокого взгляда на мир – причина неопределенности и разобщения. Истина одна, не может быть двух истин. Не существует американской истины, пакистанской исти ны, итальянской истины, китайской истины или индийской истины. Истина только одна, и эта истина есть Бог.

     С древних времен принципы: "Говори правду (сатьям вада)" и "будь справедлив (дхармам чара)" оберегались как два глаза. Поскольку современный человек утратил связь с истиной и справедливостью (сатьей и дхармой), он не способен защитить себя. Вы должны понять, что именно благодаря вашему "Я" вы пришли в этот мир. Вы появились из Атмана. Вы не должны придерживаться мнения, что вы возникли из пракрити (природы), чтобы в конце концов исчезнуть в Параматмане. Вот почему сказано: "Вы можете видеть Бога в иконе и поклоняться Ему, но не считайте, что Бог – это икона". Вы должны смотреть вверх и иметь перед собой высокую цель. Низкая цель есть преступление. Никогда не опускайтесь вниз, стремитесь только вверх. Вы не должны причинять никому никакого вреда, вы должны помнить, что в каждом существует "Истинное Я".

ПОДНИМИСЬ НАД УМОМ

     То, о чем я говорил с вами сегодня ,- это всего лишь схема, общий план. Студенты! Вы должны стать идеалом для всего мира. Вы должны распространять истинное знание и нести людям мир и безопасность. Было бы эгоизмом желать мира и спокойствия только для Индии. Вам нужно на практике осуществлять идеал Лока самаста сукхино бхаванту (да будут счастливы все сущие во всех мирах). Вам не следует удовлетворяться простым накоплением светских знаний. Вы не должны пользоваться этими знаниями только для того, чтобы наполнить желудок.

     Человек, который учит всё без разбора, не способен понять себя.
     Человек с низким умом всегда останется ничтожеством,
     Несмотря на широкую образованность.
     Зачем же тратить жизнь в погоне за бесполезными знаниями?
     Лучше прийти к мудрости, которая несет в себе бессмертие.

     Образование должно способствовать нравственному росту. Истинным образованием можно признать только то, которое облагораживает вас. Таковым является духовное образование. Наряду с ним вам следует приобрести и светские знания. К "рису" духовного обучения необходима "приправа" из светских наук.

     Человек должен стать "а-манаской" (тем, кто преодолел ум). Придет время, и вы постигнете тайны высокого ума, сверхума, просветленного ума и запредельного ума. Приобщаясь к духовному знанию, вы сможете достигнуть полноты сознания.

     Эти летние курсы организованы для того, чтобы дать вам духовное образование. Ваши преподаватели учат вас в аудиториях мирским наукам, но духовное знание гораздо важнее мирских наук. Духовное образование подобно океану, а светские науки, такие как физика, химия, ботаника, зоология и т.д., подобны рекам. Реки светских знаний вливаются в океан духовного знания. Это вносит единство в многообразие. Это единство вы можете наблюдать и сейчас: хотя каждый из вас индивидуален и отличен от другого, воздух, которым вы дышите – один. Людей много, а дыхание – едино. И поэтому утвердитесь в решении очистить ваши сердца в эти летние дни, отдавшись размышлениям о Боге.

OM


Содержание
Глава 1. ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО К БОЖЕСТВЕННОМУ
Всеобъемлющая воля
Божественная вселенская форма
Строитель и разрушитель
"Хамса Гаятри"
Поднимись над умом
Глава 2. В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО
Часть и целое
Высокие человеческие качества
Реализация космической энергии
Атман, глубинный поток
Что такое майя?
Тройная истина
Обитель бога
Глава 3. ТАЙНЫ УМА
Сверхум – высшее божественное "я"
Что же реально?
Человек может достичь всего
Примените истину в практической деятельности
Путь истины
Сатьям, шивам, сундарам (истина, благость, красота)
Глава 4. ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Истинная красота и поклонение
"Настоящий" человек
Вечное "я"
Божественная индивидуальность.
Божественная разумная воля и космическая божественность
Необходима уверенность
Глава 5. МЫСЛИ – ОСНОВА ТВОРЕНИЯ
Мысли и ум
Лицо – зеркало мыслей
Мысли – основа творения
Что такое садхана?
Глава 6. ЗАВОЕВАНИЕ УМА
Четыре типа тел
Тайна жизни
Стойкость в садхане
Путешествие к запредельному уму
Садхана и дхьяна
Глава 7. БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО
Панча клешас (пять бед)
Состояния человека
Сила интеллекта
Грехи Шанкары
Единство в многообразии
Глава 8. В ПОИСКАХ МИРА
Влияние дурной компании
Чистота ума
Права и обязанности
Последнее путешествие
Нам нужны любовь и вера
Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ГАУТАМЫ
Философия ньяя
Древние мудрецы против современных ученых
Доказательство, идущее от сердца
Пратьякша прамана
Шабдабрахман
Речь и совесть
Глава 10. ВАЙШЕШИКА ДАРШАНА
Внутреннее единство
Необходимость гармонии
Упадана и нимитта
Глава 11. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ
Пракрити и параматман
Пуруша и ишвара
Значение дисциплины
Молитва перед трапезой
Чистота пракрити
Глава 12. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Целительная сила йоги
Дисциплина и контроль за мыслями
Аспекты йоги
Терпение и упорство
Глава 13. ФИЛОСОФИЯ "ПУРВА МИМАМСА"
Карма, дхарма и брахма джиджняса
Атман – свет тела
Победа над гневом
От дхармы к брахману
Глава 14. ДХАРМА И ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Дхарма студента
Образование ради жизни
Истинное образование
Ваш долг
Глоссарий