Вы на странице: ГлавнаяИндуизм"Индийская философия"

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава девятая

ТЕИЗМ РАМАНУДЖИ


VI. БХАСКАРА

   Примерно в 900 году н. э. Бхаскара написал комментарий к “Брахма-сутре”, который называется “Бхаскарабхашья” 31. Это не сектантский труд, в нем не одобряются ни взгляды Шанкары, ни взгляды вишнуистов Панчаратры. Бхаскара придерживается бхедабхедавады, или той доктрины, что единство и многообразие в равной степени действительны 32. Брахман не представляет собой недифференцированную массу чистого сознания, а наоборот, он обладает всеми совершенствами. Причинное состояние Брахмана рассматривается как единство, в то время как его развивающееся условие является условием многообразия 34. Вещи различаются не в их родовом и причинном аспектах, а как следствия и индивидуальности. Неотличимость не поглощает отличия так, как огонь поглощает траву. И то и другое одинаково реально. Бхаскара верит в действительное развитие (паринаму) 35. Он рассматривает теорию иллюзий как недостоверную и усматривает в ней влияние буддизма . Бхаскара считает, что материальный мир действительно существует, хотя его природа в основном та же, что и природа Брахмана. Когда материя воздействует на Брахмана, она выполняет роль ограничительного придатка в виде тела и чувств и получает результат в форме роста индивидуальных душ. Он допускает реальность упадхи и не усматривает их в авидье. Джива естественно составляет одно целое с Брахманом, в то время как ее различие с Брахманом вызвано ограничениями 36. Отношение джив к Брахману можно проиллюстрировать аналогией между искрой и огнем. Жизнь сансары основывается на смешении Брахмана с упадхи. Посредством добродетели и благочестия мы можем устанавливать различие между обоими, и тогда мы спасены. Бхаскара думает, что Брахман действительно подвержен страданию и перевоплощению, испытываемым индивидуальными душами. Согласно ему, карма является основным средством (анга) познания, которое имеет результатом спасение. Он заимствует взгляд Рамануджи или, точнее, джнянака-рмасамучгаю, или сочетание кармы и джняны.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   31 Его взгляды оспариваются Удаяной в его “Кусуманджали” (980 год н. э.).

   32 Для критики смотри “Р. Б.”, I . 1. 4.

   33 Karyarupena nanatvam, abhedah karanatmana. Бхаскара относительно I. 1. 4 (“Брахма-сутры”).

   34 Bhaskariyas tu cidacidamsavibhaktam brahmadravyam acidamsena vikriyate (“Sarvarthasiddhi”, III. 27).

   35 Mahayanikabauddhagathitam mayavadam. Бхашья относительно I. 4. 25.

   36 Jivaparayos ca svabhaviko 'bheda aupadhikas tu bhedah. Бхаскара относительно IV. 4. 4. См. также IV. 4. 15; II. 3. 18.