Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Том II
Глава восьмая
АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ
IX. БХАРТРИХАРИ
Другим предшественником Шанкары, взгляды которого близки к воззрениям Шанкары, являлся Бхартрихари, знаменитый логик и грамматист 97. По сведениям Макса Мюллера 98, дата смерти Бхартрихари относится приблизительно к 650 году н. э. Его главная философская работа называется “Вакьяпадия”, которая по своим тенденциям является более или менее буддистской. И-Цзин отмечает, что Бхартрихари не раз становился буддистским монахом и столь же часто переставал быть им. Доктрины Бхартрихари не противоречат этому рассказу о нем И-Цзина. Настойчивое утверждение Бхартрихари о феноменальности мира и о необходимости отдаления от вещей весьма близко по духу буддистским теориям. “У людей все вещи вызывают страх; лишь только отдаление от них безопасно” 99. Мир со всеми своими различиями воображаем (кальпаникам). У вещей этого мира отсутствует душа (найратмья), хотя слова придают им индивидуальность. Однако Бхартрихари отходит от буддистов, когда он постулирует реальность Брахмана и рассматривает весь мир как виварту, или феномен, основанный на Брахмане. Он отождествляет Брахмана с речью. “Безначальный и бесконечный Брахман, который является вечной сущностью речи, превращается в форму вещей, подобно эволюции мира” 100. “Вечное слово, которое называется спхота и не состоит из частей, есть действительно Брахман” 101. Неясность греческого термина “logos”, который обозначает и разум и слово, указывает на сходство божественного разума и божественного слова.
97
Д-р Винтерниц сомневается относительно тождества Бхартрихари – поэта и Бхартрихари – логика и грамматиста. Быть может, в этом случае ученый-доктор проявляет несколько излишнюю осторожность.
98
S. S., p. 90.
99
Sarvam sastu bhayanvitam bhuvi urnam, vairagyam evabhayam.
100
Anadinidhanam brahma sabdatattvam yad aksaram.
Vivartate 'rthabhavena prakriya jagato yatah (“Vakyapadiya”, I 1).
101
Sphotakhyo niravayavo nityasabdo drahmaiveti (S. D. S., p. 140).