ОМ
Вы на странице: ГлавнаяМедитация

Рамачарака

РАДЖА-ЙОГА

Чтения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

     

Чтение X
ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ РАБОТА УМА

      В девятом чтении мы обратили ваше внимание на тот факт, что рассуждение не всегда сознательно в своих действиях, и что в действительности большая часть рациональных процессов ума совершается или ниже, или выше поля сознания. А в чтении восьмом мы привели множество примеров, иллюстрирующих этот факт, указали и на различные случаи, когда задачи разрабатывались в подсознательном поле интеллекта, а затем подсознание через некоторое время передавало в сознательное поле интеллекта их решение. В этой лекции мы намерены ознакомить вас с теми методами, которые помогут вам заставить эту часть интеллекта работать для вас. Многие сами собой наталкивались на частицы этой истины, и действительно, большинство людей, имеющих успех, достигавших известности на каком-либо жизненном поприще, более или менее пользовались этой истиной, хотя очень часто и не понимали всего этого процесса.

      Очень немногие из писателей Запада признавали работу этой умственной плоскости. Они снабдили нас подробно разработанными и остроумными теориями и примерами деятельности инстинктивного ума и иногда касались деятельности интуитивных плоскостей, но при этом относились к интеллекту, как к действующему исключительно в сознательной плоскости мышления, и таким образом они проглядели самые интересные и ценные проявления подсознательного мышления.

      Сегодня мы займёмся этой особенной стороной мышления, надеясь, что сумеем указать способ, как пользоваться ею наилучшим образом. Мы преподадим вам несколько правил — тех самых, что были преподаны индусскими учителями их последователям много столетий тому назад — изменив, конечно, эти правила сообразно с потребностями современного европейца, изучающего Йогу.

      Мы позволили себе дать новое название этой фазе мышления, а именно «Subconsciousing» (подсознательная работа). Слово «sub», как известно, значит «под», «ниже»; а слово «consciousing» — излюбленный термин, применяемый профессором Элмером Гейтсом и означающий получение впечатлений от ума. Термин «Subconsciousing» означает, по крайней мере в том смысле, который мы придаём этому выражению в этом чтении, «работа подсознательной сферы мышления, совершаемая по приказанию сферы сознательной».

      Напомним вам, что в восьмом чтении приведён рассказ об одном субъекте, который впадал в «бессознательное раздумье», когда ему приходилось наталкиваться в книгах на точки зрения и мнения, совершенно противоположные его собственным взглядам. И что же!.. Проходили дни, недели, месяцы, и в конце концов оказывалось, к его крайнему изумлению, что его прежние мнения совершенно переработаны и заменены новыми.

      Там же упоминается, как сэр Вильям Гамильтон открыл важный математический закон во время прогулки с женой. Перед тем он размышлял о недостававшем звене в цепи его рассуждений, и задача была затем решена за него подсознательной плоскостью его интеллекта.

      На той же странице и на следующей мы находим интересный рассказ доктора Томсона о работе этой подсознательной части его ума. Он говорит, что по временам он чувствовал, что совершенно бесполезно делать какое бы то ни было произвольное усилие, коль скоро вопрос сам собой разрабатывался в его голове. Иногда ему казалось, что он просто служит пассивным орудием в руках постороннего лица, которое заставляет его ждать, пока работа не будет исполнена какой-то скрытой областью его ума. Покончив с задачей, подсознательная часть ума молниеносно отправляла своё решение в сознательную часть, и автор начинал писать.

      В этой же главе упоминается также о знаменитом французском химике Бертло, который говорил, что самые лучшие его идеи появлялись неожиданно в его голове, точно падали к нему с неба. Восьмое чтение полно подобных примеров, и мы посоветовали бы перечитать его для того, чтобы освежить в памяти факты, свидетельствующие о подсознательной работе ума.

      Заметьте, что почти все упоминаемые в восьмом чтении лица, говорившие о помощи, оказанной им подсознательной областью ума, совершенно случайно узнавали о существовании этой области, которая могла брать на себя решение задач и охотно это делала, если её так или иначе заставляли действовать. Что касается приёмов для приведения в действие подсознательной части ума, лица эти больше полагались на счастье — вернее сказать, они снабжали сознательный ум большим количеством материала, всё равно как набивают желудок пищей, а затем приказывали подсознательному уму рассортировать, привести в порядок и переварить эту умственную пищу, подобно тому опять-таки — как желудок и вообще пищеварительные органы переваривают естественную пищу — вне области сознания и воли. И ни в одном из вышеприведённых случаев подсознательному уму не было дано прямого, специального приказания для исполнения его удивительной работы. Просто напросто надеялись, что он в видах самозащиты постарается справиться с предложенным ему слишком изобильным умственным материалом. Но существуют гораздо лучшие приёмы, с которыми мы и хотим познакомить вас.

      Индийские йоги, или вернее те, что преподают своим ученикам «раджа-йогу», делают им указания, как следует направлять их подсознательный ум, чтобы он решал вместо них их умственные задачи, всё равно как если бы одно лицо наставляло другое, как исполнить такую-то работу. Они знакомят их с методами, при помощи которых, собрав необходимые материалы, те могут приказать своему подсознательному уму, чтобы он разобрал этот материал, анализировал его, привёл в порядок и извлёк из него желаемые сведения; мало того, чтобы при случае он навёл необходимые научные справки о каком-нибудь философском или метафизическом вопросе, которые можно найти только в самом уме. А когда ученик или йог достаточно поупражнялся в этом искусстве, он уже вполне уверен, что желаемый результат получится в своё время, и потому он устраняет из своего сознательного ума занимавший его вопрос и обращается к другим вопросам, зная отлично, что его подсознательный ум будет беспрерывно — днём и ночью — за него работать, собирая справки или разрабатывая задачу.

      Вы сейчас же убедитесь в громадном превосходстве этого метода в сравнении с прежними приёмами действия «наугад», к которым прибегали учёные, наталкивавшиеся лишь на частицы этой истины.

      Учитель Йоги начинает с того, что старается запечатлеть в уме своего ученика тот факт, что ум способен простираться наружу до материального или умственного объекта и, рассмотрев его с помощью присущих ему методов, извлекать сведения, касающиеся этого самого объекта. В этом нет ничего поразительного — все мы ежедневно более или менее испытываем эту истину на себе. Но в высшей степени удивителен процесс, посредством которого сведения извлекаются — процесс, действительно совершающийся под сознательной плоскостью, между тем как роль сознательного ума заключается главным образом в удержании внимания на объекте. Мы говорили о значении внимания в предыдущих чтениях, и теперь вам полезно было бы прочесть их ещё раз.

      Когда ученик уже вполне освоился с подробностями процесса сосредоточения внимания и с последующим развёртыванием знания, йог сообщает ему, что есть иные способы добывания сведений о предмете, с помощью которых внимание может быть твёрдо направлено на предмет и затем бессознательно там удерживаемо — то есть часть внимания, или подсознательная фаза мышления, которая и будет удерживать подсознательный ум твёрдо на работе, пока она не будет закончена, оставляя сознательное внимание и мышление свободными для занятий другими предметами.

      Йоги говорят, что эта новая форма внимания гораздо более интенсивна и могущественна, нежели сознательное внимание, ибо ему, этому бессознательному вниманию нельзя помешать, его нельзя поколебать или отвлечь от предмета, и что оно работает над своей задачей днями, месяцами, годами, и если необходимо — всю жизнь, смотря по степени трудности задачи, и даже переносит свою работу из одной жизни в другую, пока не будет отозвано волей. Они внушают своим ученикам, что в жизни каждого человека в большей или меньшей степени совершается эта подсознательная работа, удовлетворяя сильную жажду знания, проявленную субъектом в какой-либо из его предыдущих жизней и приносящую плоды лишь в настоящей. Много открытий было сделано в силу этого закона. Но не об этой фазе вопроса мы намерены говорить в нашем нынешнем чтении.

      Итак, по теории йогов, подсознательную умственную способность можно заставить приняться за работу, подчиняясь приказаниям, данным волей. Всем вам, конечно, известно, как в силу этого подсознательного умственного процесса, человек под влиянием необходимости или сильного желания, просыпается в назначенный час, чтобы попасть на поезд. Или как, например, мысль о том, что вы обещали кому-нибудь явиться, скажем, в четыре часа, вдруг сверкнёт у вас в голове именно в ту минуту, когда часовая стрелка подходит к условленному времени. Почти каждый человек может припомнить подобные случаи в своей жизни.

      Но йоги идут гораздо дальше. Они находят, что все, какие бы то ни было способности ума можно заставить работать над какой угодно задачей по приказанию воли. И в самом деле йоги и их лучшие ученики до такой степени овладели этим искусством, что считают лишним заниматься чёрной работой — думать в сознательной области — и предпочитают передавать такую работу в подсознательную область предоставляя сознательной работе обсуждение уже обработанных подсознательным умом мыслей и добытых им сведений.

      Их наставления ученикам занимают много места и требуют много времени — некоторые очень сложны и чрезвычайно подробны. Но мы надеемся, что сумеем в кратких словах и в сжатой форме на нескольких страницах этого чтения дать нашим читателям понятие обо всём этом. Следующие чтения прольют добавочный свет на вопрос о подсознательной деятельности ума, так же как и на другие связанные с ней вопросы.

      Йог выбирает время, когда ученик сидит, измученный над каким-нибудь головоломным философским вопросом, и приказывает ему ослабить все натянутые нервы и мускулы, устранить всякое умственное напряжение и подождать несколько минут. А затем советует ему посредством сосредоточения твёрдо и определённо поставить занимавший его вопрос перед своим умственным оком, а немного позднее усилием воли передать его подсознательному мышлению. Причём очень полезно представить себе этот вопрос в виде умственной картины, в виде материальной субстанции, словом, в виде пучка мыслей, который как будто и в самом деле подняв вверх, мы оттуда бросаем в некий умственный люк, где он и исчезает из наших глаз. Тут ученик должен сказать, возвращаясь к подсознательному уму: «Я желаю, чтобы этот вопрос был всесторонне рассмотрен, анализирован, классифицирован и пр., и чтобы результат исследования был передан мне. Займись этим.»

      Ученику советуют обращаться к подсознательному уму, как к особому существу, которому дали работу; ему советуют с доверием ожидать результата, ибо это доверие играет важную роль во всём этом процессе: степень успеха зависит от степени доверия.

      В случае неуспеха ученику рекомендуют, свободно пользуясь воображением и создавая соответственную умственную картину, стараться представить себе свой подсознательный ум занятым заданной работой. Этот процесс очищает для подсознательного ума умственную тропу, которую этот последний затем и выберет, так как он предпочитает следовать по линии наименьшего сопротивления.

      Само собой разумеется, что многое зависит от практики: практика ведёт к совершенствованию во всём, и процесс, о котором идёт речь, не составляет исключения из общего правила.

      Ученик делает постепенно успехи в этом искусстве и затем уже посвящает своё время на приобретение новых фактов для умственной переработки, а не тратит его на механический мыслительный акт.

      Но здесь не следует упускать из виду того весьма важного обстоятельства, что сила воли, передавшая умственный материал в подсознательный ум — собственно она-то и заставляет его работать — много зависит от степени внимания и живого интереса, вкладываемых нами в этот материал. Вся масса мысленного материала, предназначенная для переработки в подсознательном уме, должна быть, так сказать, насыщена вниманием и живым интересом к ней для того, чтобы получился наилучший результат. Внимание и живой интерес — такие важные помощники воли, что заботясь о развитии и приобретении силы воли, мы в сущности работаем над развитием и приобретением внимания и живого интереса. Мы отсылаем читателя к предыдущим чтениям, где объяснено и описано всё значение этих двух факторов.

      Добывая материал для передачи его подсознательному уму, следует сосредоточить всё своё внимание на каждой отдельной мысли собранного материала. Это собирание материала — дело чрезвычайной важности, и к нему нельзя относиться слегка. Нельзя второпях набрать разнородный материал и воображать, что подсознательный ум справится как следует со своей задачей. Он не в состоянии это сделать, и тот, кто будет действовать на основе такого ошибочного предположения, непременно разочаруется в своих ожиданиях.

      Лучший способ добиться успеха — следующий: надо брать из собранного материала каждую мысль в отдельности, рассмотрев её с живейшим любопытством, а следовательно, и с величайшим вниманием, так сказать, пропитав её тем и другим, отложив в сторону, к той груде материала, который принадлежит передаче подсознательному мышлению. Затем займитесь следующей частицей и, обработав её таим же образом, так же отложите в сторону. А некоторое время спустя, когда вы уже достаточно ознакомитесь с главными фактами, внимательно исследуйте всю массу в целом, так сказать, сделайте всему материалу «генеральный смотр» и затем опустите его в «люк», в подсознательную область, со строгим приказанием «заняться этим материалом», и с доверием ожидайте исполнения этого приказания.

      Такой смотр всего материала способствует созданию яркой «умственной картины», с которой подсознательному уму уже нетрудно справиться. Не забывайте, что вы рассматриваете «мысли», которые должны быть затем обработаны подсознательным умом, и что чем более осязательны и реальны эти мысли, тем легче с ними совладать. Поэтому следует пользоваться всяким приёмом, содействующим превращению мыслей в «реальные» вещи. Достигается же этот результат с помощью внимания и живого интереса.

      Если нам позволено будет сделать простое, банальное сравнение, мы поясним нашу мысль, напомнив о варящемся яйце, когда жидкие белок и желток становятся твёрдыми и реальным. Подходящей иллюстрацией может служить и кисточка для бритья, постепенно превращающая жидкую мыльную пену в густую, компактную массу, а также сбивание масла. К этому последнему уподоблению охотно прибегают индусы, желая обратить внимание ученика на тот факт, что если исследовать «мысленный материал» с полным вниманием и с живым интересом, то он превращается «мысленные формы», которые можно обрабатывать также легко, как и материальный предмет. Мы советуем вам хорошенько подумать об этих иллюстрациях, ибо когда вы схватите ту идею, которую мы желаем вам внушить, у вас всегда будут под рукой великие мысленные силы.

      Эти подсознательные силы применимы не только при исследовании философских вопросов, но и в каждой области человеческой мысли, и могут быть употребляемы как при решении обыденных задач и работ, так и при более высоком полёте человеческой мысли. И желательно было бы, чтобы каждый из наших читателей проникся убеждением, что в этой лекции мы даём им ключ к громадной умственной силе.

      Чтобы ещё нагляднее представить вам, чт`о мы вам предлагаем, мы вам напомним о старинных сказках, где говорится о каком-нибудь бедном сапожнике, столяре, портном, заслужившем своей примерной жизнью расположение добрых фей, которые и являются каждую ночь, когда вся семья предаётся сну, и принимаются за работу, приготовленную рабочим на завтрашний день. Куски кожи превращаются в обувь, сукно в платья, доски склеиваются и сколачиваются гвоздями, из них выходят ящики стулья, скамьи и пр. Но неизменно во всех случаях чёрная работа была уже сделана рабочим накануне.

      Вот, именно с этим племенем умственных фей, любящих вас, очень расположенных к вам и очень желающих помочь вам в вашей работе мы и хотим познакомить вас. От вас требуется одно: чтобы вы дали им подходящий материал и сказали, чт`о вы хотите, чтобы они для вас сделали, и они сделают. Но помните, что эти умственные феи не что иное, как часть вашего ума, а вовсе не посторонние существа, как некоторые воображают.

      Действительно, многие, случайно открывшие эту способность подсознательного ума разрабатывать задачи и оказывать другие ценные услуги своему владельцу, думали, что помощь в самом деле к ним шла от какого-нибудь другого существа или ума. Иные предполагали, что это — послание друзей из мира духов, другие верили, что какой-нибудь высший ум — Бог или его ангелы — работают на них. Мы здесь не будем касаться сношений с духами или божественных посланий — мы верим и в то, и в другое, хотя и с некоторыми оговорками, — а просто скажем, что по нашему мнению большинство случаев подобного подобного рода могут быть отнесены к подсознательной работе собственного ума данного лица.

      Каждый из нас имеет «друга» в своём собственном уме. В действительности этих друзей — десятка два, и все они с восторгом оказывают нам услуги, если только мы позволяем им делать это. Не говоря уже о нашем высшем «Я», к которому мы можем обращаться за утешением и помощью в минуты глубокого потрясения и нужды, у нас в подсознательной плоскости есть невидимые умственные работники, с радостью готовые взять на себя значительную часть нашей умственной работы, если только мы приготовим им материал в надлежащей форме.

      Очень трудно дать точные указания для достижения этих результатов, так как успех много зависит от разных обстоятельств, сопровождающих каждый данный случай, но мы можем с уверенностью сказать, что главное условие — «отлить материал в форму» и затем передать его подсознательному уму тем путём, о котором мы только что говорили. Теперь рассмотрим слегка несколько случаев, к которым этот принцип может быть применим.

      Предположим, например, что вы находитесь в большом затруднении, какого образа действия держаться в известном деле. Каждый из открывающихся перед вами двух или нескольких путей имеет и свои хорошие, и свои дурные стороны, в которых вы не в силах разобраться. Чем больше вы стараетесь, тем больше вы запутываетесь. Наконец, эта работа настолько утомляет ваш ум, что он начинает обнаруживать признаки того состояния, которое можно назвать «умственной тошнотой». Это состояние известно каждому, кому приходилось долго углубляться в подобные думы. А между тем обыкновенно человек настойчиво продолжает трудиться над этой задачей, несмотря на утомлённое состояние ума и его явное отвращение к разбираемого вопроса, и надрывается над ним и денно, и нощно. Но это большая нелепость с его стороны. Ум сознаёт, что эта работа должна быть исполнена другой частью его самого — так сказать, его пищеварительным аппаратом, — и совершенно естественно возмущается, что ему вместо последней, окончательной отделки, навязывают чёрную работу.

      Разбираемая нами здесь теория гласит, что в данном случае человек должен прежде всего стараться успокоить свой ум, унять его, а затем привести весь материал в порядок: как главные части, так и второстепенные, расставить их по местам и медленно, внимательно и с большим интересом к каждой подробности произвести им смотр, отнюдь, однако, не пытаясь прийти к какому-нибудь решению или заключению. После смотра ему остаётся усилием воли передать весь вопрос в подсознательный ум, мысленно представив себе, будто он в самом деле опускает его в люк, и в то же время отдать приказание: «Займись этим вместо меня».

      Затем, опять-таки усилием воли, вы должны удалить всю эту задачу из своего сознательного ума. Вначале это, может быть, и покажется трудновато; однако, упражняясь, вы вскоре приобретёте это искусство, если будете часто повторять утверждение вроде следующего: «Я удалил этот вопрос из моего сознательного ума, и мой подсознательный ум займётся им для меня». При этом вам следует стараться внушить себе полное доверие к успешному решению вопроса и нисколько не тревожиться о нём. И это опять-таки достигается практикой — два-три удачных решения, и в вас само собой внедрится чувство доверия к успеху. Всё дело в терпении и настойчивости. А потрудиться стоит — добившись этого искусства, вы уже будете смотреть на него, как на неожиданно найденное сокровище. Не говоря о главном результате, уже одно чувство спокойствия, удовлетворённости, доверия, снисходящее на каждого, применяющего этот метод, само по себе заставит забыть все хлопоты. При этом прежние мучения, волнения, раздражения отходят в область прошедшего и почитаются остатками варварства. Новый путь открывает мир новых чувств и удовлетворения.

      Иногда задача разрабатывается подсознательным умом очень быстро; мы знаем примеры, когда ответ получался почти мгновенно, в роде наития. Но в большинстве случаев требуется время. Подсознательный ум работает очень скоро, но сколько времени надо употребить, чтобы распределить надлежащим образом мысленный материал и придать ему желаемые формы! Лучше всего отложить решение вопроса до следующего дня — выспаться, прежде чем принять какое-нибудь важное решение. Не даром говорит пословица: «Утро вечера мудренее».

      Если решение не явится на следующий день, верните всю задачу в сознательный ум для нового рассмотрения. И вы тотчас же заметите, что вопрос значительно выправился, выяснился и начинает принимать окончательную форму. Но здесь-то именно и важно не впасть в ошибку: не вздумайте снова рассматривать его во всех мелочах и подробностях, не расчленяйте его, не старайтесь обработать его вашим сознательным умом, но с вниманием м интересом осмотрите его в новом виде, а затем верните его в подсознательный ум для дальнейшей работы. И с каждым разом вопрос будет всё более и более выясняться и работа совершенствоваться. Но и здесь надо быть очень осторожным и не поддаваться нетерпению новичка — не следует часто возвращаться к вопросу, чтобы видеть, что с ним сталось, как это было с тем мальчиком, который посеял семена и каждый день выкапывал их, чтобы посмотреть, пустили ли они ростки и на сколько всходы поднялись. Выждите, чтобы работа созрела сама собой.

      Рано или поздно подсознательный ум по собственному почину представит вопрос в его окончательной форме сознательному уму на его усмотрение. Подсознательный ум вовсе не настаивает на том, чтобы вы согласились с его мнением, с его взглядами, чтобы в одобрили его труд: он сортировал, классифицировал, приводил в порядок и теперь вручает вам результат своей работы. Выбор по-прежнему зависит от вас, но вы видите, что такой-то проект или такой-то путь яснее вырисовывается, чем другие, и очень может быть, что вы остановитесь именно на нём. Дело в том, что подсознательный ум с удивительным терпением тщательно анализировал вопрос; разъединил то, что повидимому раньше было соединено, и наоборот, найдя сходство, соединил то, что противопоставлялось одно другому. Одним словом, он сделал для вас всё, что вы могли бы сделать сами, — но на это потребовалось бы много времени и труда — и сделал хорошо. И затем представил свой труд на ваше усмотрение и на ваш приговор.

      Вся его работа, повидимому, состояла в сортировке, расчленении, анализе и приведении в порядок доказательства и затем — в представлении его вам в ясной, систематической форме. Он и не пытается присваивать себе прерогативу и функцию судьи, отлично сознавая, что с представлением обработанного им доказательства его работа кончается и с этого же пункта начинается работа сознательного ума. Однако не следует смешивать этой работы с работой интуиции — совсем иной умственной плоскости. Деятельность у них совершенно различная. Подсознательный ум — хороший слуга, не претендующий на более почётное звание, тогда как интуиция — словно бы друг из высших слоёв общества, который делает вам предостережения, даёт советы.

      Мы уже указывали вам, как надо действовать, чтобы сознательно и умело пользоваться этой частью ума для того, чтобы достичь наилучших результатов и избавиться от беспокойства и мучений, вечных спутников всякого неразрешённого вопроса. Бессознательно же каждый из нас более или менее пользуется этой частью ума, не подозревая, какую важную роль он играет в нашей умственной жизни. Мы в затруднении, как решить вопрос, и всё думаем о нём, пока какое-нибудь другое дело не заставит нас отложить в сторону этот вопрос или просто, пока сон нас не одолеет. И когда мы снова вспомним об этом вопросе, то к изумлению нашему, он иногда оказывается уже несколько выправленным, выясненным, и мы как будто узнали о нём нечто, чего не знали раньше. Мы не понимаем, в чём дело, и готовы махнуть на всё рукой, как на что-то «неважное». В этих чтениях мы пытаемся объяснить это «неважное» и дать вам возможность пользоваться им сознательно и разумно, а не случайно, инстинктивно и неловко, как вы им пользовались до сих пор. Мы учим вас искусству господствовать над умом.

      Теперь посмотрим, как применить это правило в другом случае. Представим себе, что вы желаете собрать воедино все сведения, которыми вы обладаете относительно такого-то предмета. Прежде всего, дознано, что мы знаем гораздо больше о каком бы то ни было предмете, чем думаем. В различных тайниках нашего ума, или памяти, если вы предпочитаете это выражение, разбросаны затерянные частицы сведений или знаний, касающихся чуть ли не каждого предмета. Но эти частицы не связаны между собой. Вы никогда не пробовали внимательно вдуматься в данный вопрос, и факты, к нему относящиеся, не представлялись в вашем уме в их взаимном отношении. Всё равно, как если бы у вас в огромном складе были повсюду разбросаны сотни фунтов какого-нибудь товара по маленьким кусочкам то там, то здесь, вперемешку с тысячами других вещей.

      Вы можете сделать опыт: вам стоит сесть и заставить свои мысли заняться каким-нибудь предметом, и вы тотчас же увидите, что в поле вашего сознания начинают появляться разного рода сведения, о которых вы, повидимому, забыли, и что все они размещаются по своим настоящим местам. С каждым человеком бывали такие случаи. Но ведь собирать воедино разбросанные отрывки сведений — дело скучное для сознательного ума тем более, что подсознательный ум может справиться с этой задачей так же хорошо, как и сознательный. В сущности, он-то, то есть подсознательный ум, и занимается всегда этой работой, даже тогда, когда вы думаете, что ею занимается сознательный ум. Роль последнего ограничивается сосредоточением внимания и удержанием его на предмете. Но и это удержание внимания — работа скучная, и нет надобности, чтобы сознательный ум тратил свою энергию на подробности задачи, ибо эта работа может быть исполнена и легче, и проще.

      Самое лучшее в данном случае — прибегнуть к способу, подобному том, который мы наметили несколькими страницами раньше; то есть следует удерживать ваше внимание, сопровождаемое живейшим интересом, на занимающем вас вопросе, пока вы не получите ясного представления о том, какой, собственно, ответ вам нужен; затем следует передать весь вопрос подсознательному уму с приказанием «заняться этим», а самому забыть о нём — выбросить его из головы: пусть подсознательный ум работает за вас. Если возможно, не возвращайтесь к этому вопросу раньше следующего утра, а затем снова рассмотрите его и если ваши приёмы были правильны, вы увидите, что что задача разработана, приведена в логическую последовательность так, что вашему сознательному уму уже нетрудно будет обозреть целый ряд фактов, примеров, иллюстраций и опытов, её касающихся.

      Многие из вас могут сказать, что они не прочь были бы применить этот метод и в таких случаях, когда нет времени откладывать решение дела до следующего дня. На это мы ответим, что можно ускорить работу подсознательного ума; и действительно, многие деловые люди по необходимости сами собой наталкивались на этот ускоренный метод. Они быстро, с большим вниманием знакомятся с вопросом, обращаясь к самой сути его, а затем на 1-2 минуты оставляют его в подсознательном уме, употребив эти минуты на «предварительные переговоры», пока у них не появится первый проблеск возможности какого-либо решения вопроса. Дождавшись его и ухватившись за первый попавшийся свободный конец вернувшегося вопроса, они разматывают клубок сведений и начинают «говорить» о деле, сами удивляясь, откуда всё это у них берётся. Многие юристы, достигнув в этом большого искусства, прослыли за весьма «находчивых» ораторов. Этим господам часто приходится внезапно очутиться лицом к лицу с таким вопросом, запутанности которого они за минуту того и не подозревали. Но они испытали на практике, что предаваться в таких случаях страху и терять веру в себя — безумие: что-то подсказывало им, что к ним придёт на выручку нечто, существующее в них самих. И вот, приняв самоуверенный вид, они произносят несколько пустых, банальных фраз, между тем как подсознательный ум быстро собирает материал для ответа. Через минуту в голове у говорящего вдруг мелькает мысль; а за ней другая, третья уже следует с такой быстротой, что оратору почти невозможно все их передать словами. И, смотришь, опасность миновала, и блестящий успех неожиданно получается там, где грозили, повидимому, неудача и поражение. В таких случаях требование заняться вопросом не предъявляется подсознательному уму словесно; оно есть следствие сильнейшей потребности ума. Однако, если отдать быстро приказание словами «Займись этим», результат будет более успешный.

      Мы знавали многих выдающихся дельцов, которые прибегали к сигаре во время важных деловых свиданий не потому, чтобы имели особенное пристрастие к табаку, а потому, что они на практике научились ценить минутную передышку, во время которой человек может «собраться с мыслями», как выразился один из них. Представьте себе, что кто-нибудь внезапно обращается к такому дельцу с вопросом или с каким нибудь предложением, требуя немедленного ответа. Не станет же тот на глазах у всех своим сконфуженным видом обнаруживать затруднение, в которое неожиданно попал. Вместо этого он затягивается сигарой, медленно и внимательно оглядывает пепел на её кончике, смахивает его в пепельницу, и наконец, медленно произносит: «Да, что касается этого...» или что-нибудь в таком роде. Эта фраза служит как бы предисловием к настоящему ответу, который в это время торопливо вырабатывается подсознательным умом, чтобы он мог быть вовремя произнесён в надлежащем месте. Этих нескольких выигранных минут было достаточно, чтобы подсознательный ум собрал материал и чтобы вопрос принял надлежащую форму, без малейшего видимого колебания со стороны ответчика. Конечно, для достижения такого искусства требуется практика, но во всех подобных случаях принцип-то проглядывает один и тот же: человек приказывает какой-то скрытой части своего ума работать за него, и когда начинает говорить, то видит, что вопрос уже разработан и в худшем случае ему придана хотя бы только грубая форма.

      Наши читатели поймут, конечно, что мы вовсе не советуем курить сигары во время свиданий по важным делам, а просто привели эти примеры, как ярко иллюстрирующие наш принцип. Другие лениво вертят в пальцах карандаш и в критическую минуту роняют его. Но довольно этих примеров, иначе нас могут обвинить в том, что мы даём советы житейской мудрости, вместо того, чтобы учить, как следует пользоваться умом. Перерыв, который делает с многозначительным видом учитель, когда ему надо ответить на вопрос ученика, может также служить доказательством влияния этого закона. Учитель часто говорит: «Постойте, я подумаю с минуту», но во время этой паузы он вовсе не думает сознательно о заданном ему вопросе, а смотрит мечтательно куда-то вперёд; а между тем подсознательный ум в это время работает за него, хотя данное лицо, пожалуй, и не подозревает этой работы. Нам стоит попристальнее вглядеться вокруг, чтобы познать всю важность этой истины, так часто применяемой.

      Подсознательный ум может быть использован не только в тех случаях, о которых мы упоминали на предыдущих страницах; к нему можно обращаться за помощью во всех житейских затруднениях. Эти маленькие подсознательные феи всегда в нашем распоряжении и, повидимому, считают за счастье оказывать нам услуги.

      И ведь это нисколько не ставит нас в зависимое положение, а напротив, рассчитано на то, чтобы возбудить в нас веру в самих себя, ибо мы призываем на помощь не посторонний ум, а часть нашего собственного. Если бы люди, всегда действующие по указке других, познакомились с этими маленькими «домашними советчиками», обретающимися в нас самих, они отказались бы от своей вечной умственной зависимости, постепенно приобрели бы доверие к собственным силам и стали бы отважнее. Вы только представьте себе, какая самоуверенность рождается в душе человека, когда он чувствует, что в нём самом скрывается источник знания, такой же, как и у большинства людей, с которыми ему приходится сталкиваться: теперь уж, при встрече с ними ему не страшно глядеть им в глаза. Он чувствует, что ум его не ограничивается небольшим полем сознания, что он представляет собою б`ольшую область, содержащую в себе массу сведений, о которых он и мечтать не мог. Всё, что человек унаследовал или принёс собой из предыдущих жизней, всё, что он прочёл, слышал, видел или испытал в жизни, запрятано в какой-нибудь части этого огромного подсознательного ума, и ему стоит только отдать приказание, и «сущность» всех этих сведений будет его достоянием — не подробности, которые, иной раз, в силу уважительных оккультных причин, могут и не быть доставлены сознательному уму, но сущность сведений пройдёт перед его умственным оком с достаточным количеством примеров, иллюстраций или аргументов и даст ему возможность удачно завершить своё дело.

      В следующем чтении мы обратим ваше внимание на другие качества и свойства этой великой умственной области и укажем, как можно достичь того, чтобы заставить её работать на вас, чтобы вам добиться господства над нею. Не забывайте никогда, что «Я» есть господин и что господство его следует проводить на всех умственных фазах и плоскостях. Будьте не рабом подсознательного ума, но его господином.

     

Мантра, или утверждение

      Я обладаю в самом себе подвластной мне умственной областью, над которой я господствую. Этот ум дружественно ко мне расположен и с радостью исполняет мою просьбу или приказание. Он работает для меня и отличается постоянством, неутомимостью и верностью. Убедившись в этом, я уже более не испытываю страха неведения, неосведомлённости. «Я» — господин всего этого, поддерживающий свой авторитет. «Я» господствует над телом, умом, сознанием и подсознанием. Я есмь «Я» — центр власти, силы и знания. Я есмь «Я», а «Я» есть дух, частица Божественного пламени.