Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст |
Пураны являются выражением религиозной поэзии периода школ, представляющих посредством мифа и сказки, символа и притчи традиционный взгляд о боге и человеке, космогонии и социальном порядке. Они слагались с целью по возможности подорвать еретические доктрины того времени. Эклектичные по своему характеру, они представляют собой смесь философских доктрин с распространенными верованиями. Автором пуран считается Вьяса 5. Пураны считают продолжением вед 6. Пураны 7, хотя и относятся к философским доктринам, не стремятся к систематическому развитию. Их главная цель – передать учения древних мыслителей, в особенности мыслителей веданты и санкхьи. Их название указывает на то, что они предназначены сохранять древние (purana) предания. Все они теистичны по своему характеру и признают различия материи, души и бога. Концепция тримурти приобретает выдающееся значение, хотя каждая пурана заинтересована в подчеркивании превосходства одного особенного аспекта, Вишну или Шивы. В пуране, которая настаивает на превосходстве Вишну, Шива и Брахма поклоняются Вишну и даже провозглашают, что те, кто поклоняется Вишну, дороги им 8. Согласно “Бхагавата-пуране”, Шива говорит Прачетасу: “Дорог мне тот, кто отдал себя Вишну” 9. Бог – единственный источник, опора и предел мира 10. Пураны приписывают верховному божеству, как бы оно ни называлось, все возможные совершенства. “Кто может описать того, к кому нельзя приблизиться чувством, кто является наилучшим из всего, верховной душой, самосущим, у кого нет никакой отличающей его внешности, касты и т. п., кто свободен от рождения от всяких превратностей, от смерти, разложения или роста, кто вечен и одинок, кто существует везде, и в ком существуют все предметы, и кто поэтому называется Васудэвой” 11. Данные санкхьи о пракрити и ее развитии принимаются с той оговоркой, что пракрити действует в соответствии с волей верховного духа. Пракрити иногда обожествляется как любящая супруга бога-отца. В начале третьей главы “Вишну-пураны” Майтрея спрашивает Паришану, “каким образом творческая деятельность саргадикартритвам может быть приписана чистому Брахману”, и дается ответ, что весь мир – в нем, как весь жар находится в огне 12. Пураны допускают реальность мира и ссылаются на концепцию майи лишь для того, чтобы осудить ее 13.
В религии мы находим явный отход от ведийского культа, состоящего из молитв и жертвоприношений, в сторону поклонения идолам и бхакти. Этика пуран не отличается от традиционной этики. Она принимает доктрину кармы и перевоплощения и возможность освобождения посредством добродетели и мудрости. Преданность богу, а не согласие с догмой является сущностью бхакти, которая рассматривается как самое эффективное средство в этот калийский век 14. Бхакти может подниматься к вершинам; нет ничего невозможного для него 15. Мать советует Дхруве быть порядочным, благочестивым, приветливым и жаждущим сеять добро всему живому 16. “Познай его, верующего в Вишну, никогда не уклоняющегося от обязанностей своей касты, одинаково смотрящего на друга и врага, не берущего ничего чужого, не причиняющего вреда живому и обладающего безупречной памятью” 17. Общество разлагается, когда собственность дарует ранг, когда богатство становится единственной основой добродетели, страсть – единственной связью в союзе между мужчиной и женщиной, ложь – источником успеха в жизни, отношения между полами – единственным наслаждением, когда внешний облик ошибочно принимается за внутренний дух 18. Такое положение общества нуждается в спасителе. Мокша равноценен богу (isvarasadrsyam) 19. На веру Рамануджи значительно повлияли “Вишну” и “Бхагавата пуран”.
Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст |
Sravanam kirtanam visnoh smaranam padasevanam
Arcanam vandanam dasyam sakhyam atmanivedanam (VII. 5. 23).