Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Том II
Глава седьмая
ВЕДАНТА-СУТРА
III. ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ШКОЛАМ
Действительное отношение “веданты” Бадараяны к “Мимансе” Джаймини интерпретируется по-разному различными комментаторами 20. Рамануджа вслед за Вриттикарой утверждает, что две мимансы являются частями одной работы, тогда как Шанкара придерживается противоположного мнения. Возможно, что они первоначально составляли две части одного трактата 21. Обе мимансы являются в высшей степени ортодоксальными системами и были по своему происхождению первоначально толкованием шрути или веды, то есть откровения. Бадараяна нигде не упоминает ньяйю. Йога связана с санкхьей, и говорят, что критические замечания против санкхьи относятся также и к йоге 22. Санкхья тщательно опровергается 23 и упоминается во многих местах 24. Она представляет собой единственную систему, к которой относятся с большим уважением – отчасти потому, что некоторые из ее доктрин были приняты Бадараяной, отчасти потому, что она поддерживалась мудрецами, подобными Ману и Вьясе 25. Доктрины вайшешики подвергаются критике 26, и мы уже показывали, что во времена Бадараяны система вайшешики не поль зовалась большой известностью. Рассматриваются также некоторые школы буддизма, Локояты и учения бхагаватов 27. На автора “Сутры” значительное влияние оказал теизм “Бхагавадгиты” и бхагаватов.
20
Бадараяна ссылается на Джаймини в нескольких местах: I. 2. 28; I. 2. 31; I. 3. 31; I. 4. 18; III. 2. 40; III 4. 2; III. 4. 18; III. 4. 40; IV. 3. 12; IV. 4. 5; IV. 4. 11.
21
Cм. R. В., I. 1. 1. Jacobi. J. A. 0. S., 1910. Дойссен предложил сравнить последовательности N. Т. со старостью, когда жизнь по закону переходит в жизнь по духу (D. S. V., р. 20).
22
II. 1. 3.
23
I. 1.5 – 11; I. 4. 1 – 13; II. 1. 1-12; 11. 2. 1 – 10.
24
I. 1. 18; I. 2. 19; 1. 2. 22; I. 3. 3; I. 3. 11; I. 4. 28; II. 1. 29; II. 3. 51; IV. 2. 21.
25
См. S. В., I. 4. 28.
26
II. 2. 11- 17.
27
См. II. 2. 1 – 45; I. 4. 28; III. 3. 53 – 54.