Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Том II
Глава пятая
СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ
XV. КАРМА
До тех пор пока авидья не преодолена, жизнь протекает в сансаре. Закон кармы принимается как действительный, и наша жизнь, ее характер и продолжительность всецело определены ею 127. Хотя мы не помним наших прошлых жизней, мы можем вывести их особенности из тенденций настоящего 128, а эти тенденции перестанут существовать при исчезновении их причины (хету), мотива (пхала), основы (ашрая) и цели (аламбана). Коренной причиной является авидья, хотя мы можем иметь другие ближайшие причины; мотивы относятся к намерению, по отношению к которому любая способность к волевому действию становится действующей в настоящем, читта является основой остаточных потенций, а объектом выступает то, что возбуждает потенцию 129.
127
II. 12 – 14.
128
IV. 9.
129
Y. В., IV. 11.