Сатья Саи Гита

 

ПУТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
И ОСВОБОЖДЕНИЮ В ЭТОМ ВЕКЕ

 

 

Речи Сатья Саи Бабы на тему Б’агавад-Гиты

  With Love

Сатья Саи Гита

 

 


Тексты собраны и отредактированы
на английском языке Эл Дракером.

 

Перевод на русский язык и редакция Г. Хэй, С. Лёвиной

 

Ганеша

 

Санкт-Петербург
1998

 


ISBN-5-87383-067-8
© Al Drucker
All rights reserved
© Издательство “Лакшми”, 1998

 

 

Из высказываний Сатья Саи Бабы

"Кто создал всё это многообразие в мире; кто ответственен за такое разнообразие?" Как вы ответите?... Правильным ответом будет: "Многообразия не существует вообще!" Единое Божественное "Я" остаётся единым всегда. Вы принимаете Его за множество. Ошибка заключается в вас. Исправьте своё собственное видение мира. Удалите заблуждение. Божество не превратилось в этот мир, так же как верёвка не превратилась в змею: в темноте вы принимаете верёвку за змею, но она остаётся верёвкой. Так же и Божественное "Я" остаётся Божественным "Я", хотя ваше неведение этого факта приводит к тому, что вы видите Его как этот мир... Мир многообразия, под названием "заблуждение", стоит на одной ноге. Отрежьте эту ногу, и мир рухнет... Я часто говорю вам не отождествлять с этим телом даже Меня. Вы не понимаете. Вы называете Меня только одним именем и верите, что у Меня только одна форма (образ); но нет ни одного имени и ни одной формы, которые бы не принадлежали Мне.

После долгих исканий здесь и там, в храмах и церквах, вы, наконец, возвращаетесь, завершив круг там, где начали, и находите, что Тот, Кого вы искали по всему миру, о Ком вы плакали и Кому молились в церквах и храмах, на Кого вы смотрели как на тайну всех тайн, - Он самый близкий из всех близких, ваша собственная сущность, реальность вашей жизни, тела и души. Держитесь этого! Проявляйте это в себе!

Вы как тело, разум или душа есть сон. А то, чем вы являетесь на самом деле, - это чистое бытие, знание, блаженство. Вы есть Бог этой Вселенной. Вы создаёте всю эту Вселенную и втягиваете её в себя. Чтобы достигнуть Бесконечного, ничтожная маленькая индивидуальность, подобная тюрьме, должна исчезнуть... Следуйте своему сердцу. Чистое сердце ищет за пределами интеллекта. Оно получает вдохновение... Внутри вас находится истинное счастье. Внутри вас находится мощный океан Божественного нектара. Ищите его внутри себя. Почувствуйте его. Он здесь - ваша сущность. Это не ваше тело, разум, интеллект - всё это лишь внешние проявления. Превыше всего - вы сами. Это вы являетесь как улыбающийся цветок, как мерцающие звёзды. Что может быть в мире, чего бы вы могли желать?

 


 

Содержание
Из высказываний Сатья Саи Бабы
Сатья Саи Баба
Заметка для читателя
Сущность Гиты


Часть первая - Путь преданности
Глава 1. ЛЮБОВЬ И ДОЛГ - ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВА
Познание Бога есть познание себя
Вера в себя и вера в Бога
Бесформенное принимает форму
Божественное сознание
Деятельность, поклонение и мудрость
Избавление от иллюзии
Глава2. ПРЕДАТЬСЯ БОГУ - В ЭТОМ ИСТИННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В БОГА
Вселенная
Путь преданности
Высшее "Я" есть Бог
Безграничное могущество Бога
Преданный больше Самого Бога
Бога можно повязать силой Любви
От дуализма к не-дуализму
Быть близким и дорогим
Ни к кому не проявляйте ненависти
Глава 3. КАК ЗАСЛУЖИТЬ ЛЮБОВЬ БОГА
Любовь Бога
Истинная радость
Мужество и твёрдая решимость
Поклонение Богу в форме и без неё
Вечный аспект Бога - вне формы
Поклонение Божеству в форме успокоит ваш разум
Поклонение бесформенному Богу в вашем сердце
Внутренний покой и удовлетворение
Любите всех
Глава 4. ДУХОВНЫЙ ПОИСК - ПУТЬ МУДРОСТИ
Три стадии на пути мудрости
Бог - Владыка времени
Завеса иллюзии
Мир как река истины и не-истины
Держитесь только Бога
Одержите победу над своими чувствами
Возложите свою ношу на Бога
Полностью покоритесь Богу
Глава 5. ИЩИТЕ БОГА В СВОЁМ СЕРДЦЕ
Бог, пребывающий в нас
В теле находится чистое сознание
Узрите Бога во всём
Болезни человечества
Ищите Господа в собственном теле
Пусть все ваши мысли, слова и дела будут в гармонии
Терпимость - главное духовное качество
Бога можно испытать только через Любовь
Глава 6. ТРИ СТАДИИ ДУХОВНОГО ПУТИ
Знайте, что Бог находится здесь, и вы можете непосредственно испытать Его присутствие
Пастушок
Горячее стремление увидеть Господа
Видение Бога
За пределами дуализма (двойственности)
Единение с Господом
Три стадии мирской жизни
Знание, видение и единение с Божеством
Достижение вечного покоя бессмертного "Я"
Священные имена Арджуны
Глава 7. ОБУЗДАНИЕ ЯЗЫКА В ПИЩЕ И РЕЧИ
Двойная сила языка
Контроль над языком
Развивайте чувство различения
Чистота пищи, кухонных приборов и повара
Молитва, предлагающая пищу Богу
Роль языка в речи
Рассказ о служащем и наставнике
Сила слова
Самопожертвование и долготерпение
Разговоры - это трата духовной энергии
Уверенность в себе
Изгоните эгоизм, гордость и ревность
Глава 8. БОГА МОЖНО ДОСТИГНУТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ
Преданность
Медитация и преданность не отличаются друг от друга
Семьянин и монах
Я есть Бог
От формы к бесформенному
Предайтесь Богу, пребывающему в вас
Преобразование желаний в мудрость
Отказ от плодов труда
Любовь - основа всякой духовной практики
Наполните сердца Любовью и верой
Любовь - самое важное из всех человеческих качеств
Глава 9. ЖЕЛАНИЯ И ГНЕВ - ДВОЙНОЕ ЗЛО
Используйте священные мысли, чтобы избавиться от негативных
Добрый характер, хорошее поведение и знание своего "Я"
Божественная сила и физическая сила
Три мира и Господь над ними
Куда ни бросишь взгляд - везде ваше высшее "Я"
Ты не грешник. Ты Бог
Сладость СЕВЫ - пути служения
Контроль над желаниями и гневом
Притяжение и отталкивание
Важен характер, а не верование
Глава 10. ЛЮБОВЬ И ЖЕРТВЕННОСТЬ ИСЦЕЛЯЮТ ЖЕЛАНИЯ И ГНЕВ
Огонь желаний
Сделайте Любовь доминирующей силой в вашей жизни
Природа гнева
Жертвенность побеждает желания
Желание и ненависть - истинные "вредители"
Пусть в вас сияют все благородные человеческие качества
Как заменить плохие привычки хорошими
Постоянная практика (аб'йаса) - ключ ко всем достижениям в жизни
Держите чувства в определённых границах
Глава 11. ИСТИННОЕ САМООТРЕЧЕНИЕ - ЗНАЧИТ ОБРАТИТЬ СВОЙ РАЗУМ К БОГУ
Контроль над разумом
Истинная непривязанность
Используйте объекты этого мира как можно лучше
Харишчандра и Будда
Мирские привязанности подобны яду
Сон царя Джанаки
Тоска расставания с Богом
Истинное отречение - обратить разум к Богу
Глава 12. БУДЬТЕ ЧИСТЫ: ПУСТЬ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, МЫСЛИ И СЛОВА БУДУТ ЕДИНЫ
Непривязанность ведёт к самореализации (самоосознанию)
Привязанность к объектам, которые вы считаете своими
Откажитесь от результатов своих действий
Всё подвержено изменениям
Постоянная практика
Три аскезы: физическая, звуковая и ментальная
Лучше промолчать, чем сказать неправду
Каждый день соблюдайте период молчания
Освободитесь от цепей рабства
Глава 13. ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ - ПОТЕРЯННАЯ ЖИЗНЬ
Начинайте духовную практику с юных лет
Не тратьте молодость понапрасну
Используйте тело для Бога
Невозможно начать духовную жизнь, когда смерть стучится в дверь
Истинно, человеку в жизни нужны различение и отрешённость
Сосредоточьте всё своё внимание на Боге
Будьте упорны в своей практике
Говорите правду, но благоразумно используйте слова
Четыре типа гнева
Глава 14. ПОМНИТЕ БОГА - ЗАБУДЬТЕ МИР
Выясните, кем вы истинно являетесь
Молодость - самый ценный период жизни
Развивайте твёрдую решимость и уверенность в себе
Рождение печально, жизнь печальна и смерть печальна
Поле и Знающий Поле
Весь мир - иллюзия
Четыре типа преданных
Рассказ о богатом человеке и его четырёх жёнах
Бог отвечает на все просьбы
Вы не смертны - вы бессмертны


Часть вторая - Путь Мудрости
Глава 15. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ САМООБМАНА - ПОЗНАЙТЕ СВОЁ ИСТИННОЕ "Я"
Увлечение и привязанность ведут к печали
Увлечение уничтожит ваше мужество и волю
Неведение - причина всякой печали
Как излечить невежество
Война между эгоизмом и самоотверженностью
Предвидение и сострадание - качества, которыми обладает доброе сердце
Преобразование Арджуны из родственника и друга в ученика
Будьте смелыми, будьте бесстрашными, развейте в себе различение
Глава 16. ИЗГОНИТЕ НЕВЕЖЕСТВО, И ПЕЧАЛЬ ПОКИНЕТ ВАС НАВСЕГДА
Ваша истинная природа - вечная радость
Тело - это внешнее одеяние, которое носит чистый дух
Тело, которое вы носите - одно из многих
Невежество значит не осознавать своей истинной природы
Опасность привязанности к телу
Применяйте учение на практике
Следует полностью рассеять невежество
Глава 17. ОВЛАДЕЙТЕ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ВАШИМ
Преходящая природа всех вещей
24 непостоянных начала
Бессмертная сущность за пределами эфемерной индивидуальности
Благородные натуры и низкие натуры
Природа органов чувств
Чувства уничтожают тех, кто ими повязан
Царь, которым управляли пять жён
Разум со своими пятью жёнами-чувствами
Будьте бдительны, контролируя свои чувства
Победа над чувствами через самовопрошание
Контроль языка - первый шаг контроля над чувствами
Благой брат нечистого царя демонов
Глава 18. ЗНАЙ, ЧТО ТЫ НЕ ТЕЛО; ТЫ - ПРЕБЫВАЮЩИЙ В ТЕЛЕ
Ты есть Атма, ты есть Бог
Всегда держите Атму в поле зрения, и ничто не принесёт вам вреда
Поняв чувства, вы можете их контролировать
Осознайте мимолётность всех чувственных объектов
Крепко держитесь Божества, вашего истинного "Я", и выполняйте свой долг
Интеллект превосходит все ваши чувства
Мудрый человек никогда не забывает Атму
Богу не нужны чьи-либо похвалы
Глава 19. КОНТРОЛЬ НАД ЧУВСТВАМИ - КЛЮЧ К ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ
Контроль над чувствами - основа самопознания
Наслаждения чувств - иллюзорная радость
Любая радость исходит из собственного "Я"
Чувственные объекты могут дать лишь временную радость
Сознание тела омрачает чистую Любовь высшего "Я"
Знание своего истинного "Я" приносит самую большую радость
Красота и радость
Свет Атмы озаряет всё
Истинная радость - это радость, исходящая из высшего "Я"
Нельзя вести машину, держа ногу на тормозе
Отрешённость, преданность и контроль над чувствами
Глава 20. БЕЗ ЗНАНИЯ СВОЕГО ВЫСШЕГО "Я" МИРСКИЕ ЗНАНИЯ БЕСПОЛЕЗНЫ
Свет мудрости рассеивает тьму невежества
Атма остаётся неизменной, тогда как индивидуум меняется
Два состояния разума: чистый и нечистый
Успокойте разум - обратите его к Богу
Как пересечь бурлящую реку мирской жизни
Внешняя и внутренняя свобода
Чтобы чего-нибудь добиться, вам необходима Благодать Бога
Благодать Бога можно обрести только, если ваше сердце чисто
Существует много различных существ, но в основе их всех - Бог
Только мудрость может победить невежество
Развивайте мудрость через внутренний поиск
Глава 21. ЗНАТЬ БОГА ЗНАЧИТ СТАТЬ БОГОМ
Свет Атмы скрыт нечистотой чувств
Надо видеть единство в многообразии
Ты человек, а не животное
Желания заставляют вас нарушать взятые на себя обещания
Тело дано вам для осознания Пребывающего в нём
Всё исходит из Единой всё населяющей Божественности
Ассоциация с Божеством делает вас Божественными
Глава 22. ПЛОТНЫЙ, ТОНКИЙ И КАЗУАЛЬНЫЙ МИРЫ
Пять элементов, плотные и тонкие
Жизнь - это целый ряд волн
Без Божественного Принципа мир полностью инертен
Художник, пытающийся изобразить лик Господа
Чтобы достигнуть вечного, идите за пределы непостоянного
Вы не одна личность, а три
За плотным миром - тонкий, а за тонким - казуальный
Самад'и - это невозмутимость разума
Только Ты истинен
Качества истинного мудреца
Глава 23. ОГРАНИЧЬТЕ СВОИ ЖЕЛАНИЯ, И ВЫ ЗАСЛУЖИТЕ ЛЮБОВЬ БОГА
Будьте довольны, не гоняйтесь за желаниями
Как завоевать Любовь Бога
Удовлетворённость - вот истинное богатство
Атма никогда не рождается, Атма никогда не умирает
Ограничивайте свои желания и помните Атму
Глава 24. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ И CДЕРЖАННОСТЬ - СЕРДЦЕ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Осознайте Атму через свой непосредственный опыт
Терпимости можно добиться только, оказавшись в трудных обстоятельствах
Дерево, река и корова
Иногда терпимость следует не проявлять
В каких случаях следует использовать различение
Чрезмерная торопливость и медлительность - две крайности, которых следует избегать
Следовать Истине - это то же, что практиковать терпимость
Произнося Истину, можно немного повысить голос...
Только искоренив негативные качества, можно их уничтожить
Глава 25. РЕВНОСТЬ И НЕНАВИСТЬ - ВРЕДИТЕЛИ-ДВОЙНИКИ, УНИЧТОЖАЮЩИЕ ВАШ ПОКОЙ
Осознайте Пребывающего через собственную внутреннюю практику
Пять качеств, составляющих всё, что существует
Ревность и ненависть
Зависть к Богу
У Бога нет эгоистических намерений
Победите зависть, и вы сможете победить всё
Долготерпение преодолевает ненависть
За завистью и ненавистью стоит эгоизм
Любовь и долготерпение разрушают эгоизм, зависть и ненависть
Бога можно испытать только через Любовь
Зависть и ненависть разрушают тех, кем они завладели
Глава 26. ИСТИНА И ДОБРЫЙ ХАРАКТЕР - САМО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ
Истина и Д'арма
С раннего детства надо придерживаться истины
Даже небольшая ложь может позже привести к несчастью
Когда исчезает одно негативное качество, остальные не смогут оставаться долго
Д'арма неизменна, но её практика меняется в каждом веке
Д'арма значит не причинять вреда другим
Социальный долг, долг обязательств и семейный долг
Контроль над собой - ключ к выполнению долга
Глава 27. ДОБРОТА И СОСТРАДАНИЕ - ПРИЗНАК ИСТИННОГО ЧЕЛОВЕКА
Единое "Я", одна Атма наполняет всё
Мысли, слова и дела должны быть в гармонии
Доброта - это признак истинного человека
Ребёнок, наполненный нектаром доброты
Бог осыпает милостями тех, кто исполнен доброты
Внешняя и внутренняя чистота
Победите своих внутренних врагов
Два берега реки жизни
Три принципа, которые приведут вас к Божественной цели
Глава 28. БЕССТРАШИЕ - ЭТО ВИДЕТЬ ЕДИНУЮ СУЩНОСТЬ ("Я") ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ
Божественность - основа всего
Бесстрашие - за пределами сознания тела
Страх смерти - самый сильный из всех страхов
Бесстрашие - сама природа человека
Великое собрание животных
Чем человек лучше животного?
Приложив усилия, человек может преобразовать свою низшую природу
Существенное различие между человеком и животным
Большинство людей ведёт себя хуже животных
Обладая твёрдой верой в Бога, вы будете бесстрашными
Развивайте в себе добрые качества, чтобы получить Милость Бога
Глава 29. ОБРАТИТЕСЬ К БОГУ, И БОГ ОБРАТИТСЯ К ВАМ
Священное видение
Празднества с колесницей
Колесница человеческого тела
Поле сердца
Истинное бесстрашие
Рассказ о слоне Гаджендре
Обратите свой взор к Богу и узрите своё истинное "Я"
Слон высокомерия и крокодил привязанности
Глава 30. ЧТОБЫ СТАТЬ СВОБОДНЫМИ, ПРЕДАЙТЕ СВОЙ РАЗУМ БОГУ
Искорените в себе сорняки тамас и раджас
Тщательно очистите своё сердце, чтобы пригласить туда Бога
Преданность, мудрость и непривязанность будут поддерживать в вас чистоту
Характерные черты раджас-гуны
Удалите все три гуны и достигните Освобождения
Испытание царя Джанаки в его стремлении к самопознанию
Джанака получает самореализацию
Для самоосознания необходимо полностью отказаться от разума
Предложите свой разум Господу
Успокойте разум и тело


Часть третья - Путь Действия
Глава 31. ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЙ СВОЙ ДОЛГ, И ПУСТЬ ВСЕ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ СВЯТЫ
Щит преданности и оружие мудрости
Используйте мудрость, чтобы победить своих внутренних врагов
Можно проследить карму любого мирского опыта
Эго развивается, когда вы забываете о Пребывающем в вас
Тело инертно, оно состоит из пяти элементов
От священных действий к блаженству и чувству преданности
Мысли, чувства и действия возникают благодаря пище
Обращайте внимание на действие, а не на его плоды
Для достижения Божественного света пусть вашим желанием станет мудрость
Три вида деятельности
Стремитесь достигнуть Высшего и никогда не возвращайтесь к старому
Глава 32. ЙОГА ДЕЙСТВИЯ - ЭТО ОТКАЗ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ
Преобразуйте все свои деяния в священные и станьте свободными
Пусть ваши действия станут йогой
Радость совершения действия больше, чем радость вознаграждения
Гита вносит величайшую мудрость в повседневную жизнь
Джанака и Шука
Ненависть должна выйти, прежде чем сможет войти Учение
Огонь, выявивший привязанности последователей
Через Арджуну Кришна учил весь мир
Обычные действия, беспристрастные действия и священные действия
Гита даст вам всё, что вы готовы получить
Глава 33. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВИДЕНИЯ
Как избавиться от своих внутренних врагов
Преобразуйте действия служения себе в бескорыстное служение Богу
Очистите свои действия прежде, чем предложить их Богу
Качества просвещённого
В действиях людей раскрывается их истинная природа
Чары иллюзии и две её могущественные силы
Можно навсегда рассеять силу Майи вводить в заблуждение
Чистое сердце свободно от привязанностей и иллюзий
Действия без привязанности к их плодам
От обычных действий к Будд'и-йоге, а затем и к Карма-йоге
Аштавакра на съезде учёных
Без внутреннего видения они сапожники, а не учёные
Пусть беспрепятственно выйдут все яды
Шесть духовных сокровищ
Глава 34. УДАЛИТЕ СОЗНАНИЕ ТЕЛА И РЕАЛИЗУЙТЕ СОЗНАНИЕ БОГА
Вы совершаете действия, чтобы ваша жизнь стала священной
Пусть все ваши действия станут самопожертвованием, а не борьбой
Ты есть Атма, ты не есть тело
Бог в человеческой форме - это не только Аватары
Расширяйте взгляды о себе, и вы поймёте Бога
Природа Д'армы
Мир можно обрести только в себе самом
Для свадьбы необходим жених
Используйте трудности, которые вам встречаются, как открывающиеся возможности и испытания
Нет необходимости держать багаж на голове
Отождествляйте себя с Божеством, а не с телом

 


 

 

 

Сатья Саи Баба

 

(Ширди Саи Баба, Сатья Саи Баба и Према Саи Баба)

Для бесчисленных миллионов людей, ставших преданными Сатья Саи Бабы, Он является Аватаром нашего века. Его почитают как инкарнацию (воплощение), обладающую полной силой Бога. Такое благотворное событие не имело места с древних времён, когда Бог явился в человеческой форме 5000 лет тому назад в одном из величайших веков в истории человечества. Тогда Он пришёл как Господь Кришна, чтобы сыграть роль Аватара того века. Сегодня Бог явился вновь в роли мирового Учителя, чтобы вести, возвышая человечество в этот критический период человеческой истории.

Как невозможно понять сладость с помощью одних слов, ибо её надо попробовать на вкус, так же и феномен Саи невозможно понять, просто читая о Нём или изучая Его Учение — даже если это идёт из первых рук. Его Истину можно познать только, претворяя в жизнь его Учение и применяя его на практике в каждой мысли, в каждом слове и деле. Преображая таким образом свою жизнь, мы осознаём Истину о самих себе. Это редчайшее из всех сокровищ, которым Аватар нашего времени пришёл одарить нас. Более глубокое значение миссии, ради которой Бог воплощается в человеческой форме, заключается в том, что Он является среди нас для того, чтобы напомнить нам о нашей Божественности.

“Я знаю, кто Я, — говорит Он, — Я пришёл помочь вам осознать, кто есть вы”.

По сути мы такие же, как Он. Мы есть воплощённый Бог — в этом основа Учения Гиты. Он пришёл, чтобы указать нам Путь к осознанию Истины о нас и вернуть человечество к его Божественному истоку.

Три инкарнации Саи

Подобно Аллаху у мусульман, Яхве у евреев, Божественному Отцу у христиан, природе Будды у буддистов, Ахура Мазде у Парсов, Высшему “Я” у последователей Веданты или Великому Духу у американских индейцев, Саи Баба — это имя Вездесущей Высшей Реальности, известной в большинстве религий как Бог. Одна и та же Божественность принимает бесчисленные имена и проявляется в бесчисленных формах. Бог избрал период в 250 лет с начала 19 века, чтобы воплотиться подряд в трёх человеческих формах как Аватар в наш век Кали “для восстановления праведности” в заблудшем человечестве. Все три инкарнации (воплощения) называются Саи Баба, что означает Божественная Мать-Отец.

Настоящее воплощение Сатья Саи Бабы — второе из трёх инкарнаций Аватара Саи. Он родился в 1926 году. Первой инкарнацией был Ширди Саи Баба, покинувший своё тело в 1918 году, за восемь лет до рождения Сатьи Саи Бабы. Жизнь Ширди Саи Бабы была примером единства Бога и братства людей, примером служения как общине индусов, так и мусульман в центральной Индии; каждая община считала Его своим Учителем. В течение многих лет Он жил то в храме индусов, то в мусульманской мечети.

Аватар Саи будет оставаться в настоящей форме как Сатья Саи Баба до 96 лет (прим. переводчика: 95 лет по западному календарю), то есть войдёт в 21 век. Затем, вскоре после того, как Он покинет своё тело, Он родится вновь в южной Индии как третье и последнее воплощение. В то время Он будет известен как Према Саи Баба; Он завершит миссию Аватара Саи, закончив настоящий век Кали и возвестив приход Золотого века для человечества.

Ашрам Сатья Саи Бабы — Прашант’и Нилайам

Сатья Саи Баба принял рождение в маленькой отдалённой деревушке Путтапарт’и (здесь и далее апостроф в русском слове условно обозначает, что индийское слово пишется с буквой h, типа русского звука "х", произносимого с легким придыханием, например, Brahma - Бра'ма.) на юге Индии около Бангалора. К настоящему времени Его Ашрам выглядит, как современный городок, — это Прашант’и Нилайам, что означает “Пребывание Высшего Мира”. Тысячи паломников со всей Индии, а также из разных стран земного шара могут остановиться здесь, чтобы испытать ежедневный контакт Сатья Саи Бабы с преданными или попасть на интервью, если им повезёт быть избранными.

Около Ашрама находится огромный образовательный комплекс, где живут и учатся студенты со всей Индии и из-за границы. Дети, начиная с пятилетнего возраста, обучаются на различных уровнях: в начальной школе, затем в средней школе, колледже и доходят до уровня университета; студенты могут продолжать занятия в аспирантуре на докторскую степень — в целом это двадцатилетняя программа обучения. Общеобразовательная система Саи с университетскими городками в различных штатах Индии не придерживается какого-то определённого вероисповедания, кроме того она совершенно бесплатна. Все расходы на образование оплачиваются непосредственно Попечительским Советом Сатья Саи Бабы.

В Прашант’и Нилайаме также находится центральное руководство Всемирной сети организаций Саи, занимающихся Севой (служением). Существует широкий круг проектов служения обществу, а также использования общечеловеческих ценностей в государственных и частных системах образования во всём мире. Недавно неподалеку от Ашрама Сатья Саи Баба открыл самую большую специализированную клинику в Азии. Здесь оперируют пациентов со всего мира, даже если они бедны. Они не оплачивают ни врачей, ни лекарства, ни услуги за питание и пребывание в больнице.

Сатья Саи Баба как человек и Богочеловек

Центр всей этой деятельности — Сатья Саи Баба. С раннего возраста Своим уникальным Присутствием Он привлекает к Себе большое количество людей. Его можно описать только как олицетворение чистой бескорыстной Любви, как воплощение высшего мира и блаженства, как суть всякого добра. Он есть выражение всех благородных качеств, которыми восхищается человечество; в Нём Самом проявляются все Божественные качества, характеризующие Аватара. В Его Руке — вся сила природы. Он владеет всем Знанием. Он знает прошлое, настоящее и будущее каждого, кто приходит к Нему. Он появляется в своём теле во многих частях мира ради благополучия своих преданных. Эти характеристики, а именно, Всемогущество, Всезнание и Вездесущность, являются признаками Божества в Его полном Воплощении.

В Своём Учении Он приветствует все религии, подчёркивая необходимость согласия всех религий в Единой Божественности. Для Его манеры характерна величественная грация; Он постоянно пребывает в блаженстве. В центре великолепного храма и Ашрама, Он живёт в маленькой простой комнате, соблюдая строгий образ жизни, полностью отдавая Своё время — с раннего утра до поздней ночи — служению тем, кто приезжает к Нему.

Не будучи ограничен физическим планом, Сатья Саи Баба действует во всех измерениях: физическом и тонком; Он является в снах и во внутреннем видении так же, как и в физической форме. Будучи Божественным Учителем, Он руководит духовным развитием своих преданных, вдохновляя их изнутри и направляя их внешне. Он озаряет сердце и преображает разум, открывая величайшее сокровище — бессмертную Атму, Вселенскую Сущность (“Я”), пребывающую в каждом сердце.

Пришествие Саи

Два с половиной века, охватывающие пришествие Саи, — это уникальное время огромного духовного значения в истории мира. В этот период времени многие святые и мудрецы тоже являются на Землю для того, чтобы принять участие в Божественной миссии возрождения духовных ценностей и предотвратить моральный упадок, в настоящее время охватывающий весь мир. В будущие века поколения будут смотреть со священным трепетом на тех из нас, кому было дано счастье жить в это священное время, так же как мы смотрим на тех счастливцев, кто был современником Господа Рамы или Кришны, Моисея, Иисуса Христа, Будды, Мохаммеда или Зороастры и кому была дана возможность непосредственно испытать их священное Присутствие.

В течение долгого существования человечества очень редко Бог принимает человеческую форму на Земле, позволяя таким образом огромному количеству людей осознать своё собственное “Я”. И ещё реже Божество появляется во всей полноте и славе как Аватар века, что произошло в наше время, когда Бог явился в форме Сатья Саи Бабы. Таким образом, сегодня возможно непосредственно приблизиться и испытать полноту могущества Бога, а также познать его Учение, обладающее авторитетом источника всей Мудрости, ибо Он говорит с нами на языке нашего времени.

 


 

 

Заметка для читателя

Б’агавад-Гита значит “Песнь Бога”. Это суть индийской духовности. Этот священный текст учит человека преодолевать более низкие побуждения, чтобы осознать свой полный потенциал, что означает осознать себя как вечную Атму, единую с Богом. Пять тысяч лет назад Господь Кришна учил Арджуну этому знанию на поле битвы перед великим сражением, в котором силы добра противостояли силам зла. Эта война символически была выражением битвы, происходящей в сердце человека, чтобы поступать праведно и противостоять злу, — той внутренней борьбы, которая не ослабевает по сегодняшний день. Б’агавад-Гита говорит об этой борьбе; учение Гиты вне времени, оно универсально, так как применимо в равной степени к людям разных истоков и времён, от Арджуны до современного человека. Для западного читателя, незнакомого с Б’агавад-Гитой, здесь даётся объяснение сущности её повествования и учения.

В августе и сентябре 1984 года Шри Сатья Саи Баба выступил с 34 речами о Б’агавад-Гите на языке телугу для студентов в Своём Ашраме в Прашант’и Нилайаме (Южная Индия). В этих речах Он разбирает две главы Гиты: двенадцатую, которая говорит о Пути Преданности, и вторую, которая обращает внимание на Пути Мудрости и Действия. Каждая из этих речей строится на предыдущих, являясь, однако, законченной сама по себе. Читатель может начать с любой речи и, применяя в жизни её учение, наслаждаться прелестью возвышенного духовного сознания, проникающего в его жизнь.

 


 

 

Сущность Гиты

Кришна направил колесницу между двумя армиями, чтобы Арджуна мог видеть всех своих родственников, расположившихся по обеим сторонам поля сражения. Наполненный глубоким состраданием, Арджуна сказал:

“О, Кришна, я не могу сражаться! Меня переполняет чувство беспомощности! Я не знаю, в чём заключается мой долг! Молю Тебя, скажи мне, как мне поступить правильно! Я Твой ученик! Я полностью отдаюсь Тебе! Пожалуйста, научи меня!”

Тогда благословенный Господь ответил:

“Арджуна, отбрось это малодушие. Оно не достойно тебя. Не уступай слабости. Твои муки напрасны; их корни не в Истине. Знай Истину Атмы, Арджуна. Так же, как человек сбрасывает поношенную одежду и надевает другую, свежую, так и Атма сбрасывает тело и входит в новое. Тела рождаются, а то, что родилось, должно умереть; но вечная Атма никогда не рождается и никогда не умирает. Оружие не может её сразить, огонь не может её спалить, вода не может её смочить, и ветер не может её высушить. Атма не есть тленное тело; это нетленная Сущность каждого. Стоит об этом узнать — и не о чем волноваться. Мудрецы никогда не горюют... ни об умерших, ни о живых.

Я есть эта Атма, Арджуна. Я Всевышний Господь всех, пребывающий в сердце каждого существа. Я Отец этого мира, а также его Мать и Хранитель. Я начало, середина и конец. Всё исходит из Меня. Всё проникнуто Мной. Никакое творение не может существовать без Меня. Каким бы путём ни шёл человек — это Мой путь. Какую бы дорогу он ни избрал, он достигнет Меня. Хотя Я вне рождения и вечно неизменен, однако Я проявляю Себя из века в век. Когда праведность приходит в упадок и начинает преобладать неправедность, Я принимаю форму, чтобы защитить добро и уничтожить зло.

Поскольку Я скрыт Своей непостижимой силой иллюзии, Своей Майей, мир не узнаёт Меня. Хотя они не знают Меня, Арджуна, Я знаю их всех... их настоящее, прошедшее и будущее. Не понимая Мою трансцендентальную природу, невежественные считают Меня, Кто вечно непроявлен и нерушим, простым смертным. Ничего не зная о Моей реальности, они отвергают Меня и увлекаются этим миром с его тщетными надеждами, тщетной деятельностью и тщетными знаниями. Затерявшись в лабиринте Майи, они крутятся, как марионетки на карусели.

Труднее всего преодолеть Мою Божественную иллюзию. Из тысяч людей, может быть, только один будет стремиться познать Мою Истину; даже из тех, кто стремится, только один, возможно, узнает Меня в действительности. Это Йог Вечной Мудрости. Поэтому, Арджуна, стань Йогом! Всем своим существом ищи убежище лишь во Мне, и Моей Милостью ты получишь высший мир. С этого самого мгновения постоянно держи свой разум на Мне, Пребывающем в твоём сердце. Будь предан Мне, преклонись предо Мной, поклоняйся Мне, Тому, Кто всегда находится в тебе, - и скоро ты станешь единым со Мной. Да, Я истинно обещаю тебе это, Арджуна, ибо ты очень дорог Мне.

Арджуна, тот, кто работает для Меня и для кого Я есть высшая цель, кто предан Мне и ни к чему не привязан, в ком нет злого умысла ни к какому существу, тот быстро придёт ко Мне. Тот, кто знает о моём Божественном рождении и деятельности, не будет снова рождён после смерти. Он будет видеть Меня везде: непреходящего среди преходящих, пребывающего во всех существах. Он не потеряет Меня из своего поля зрения, а Я не потеряю его.

Я Сам понесу бремя тех, кто постоянно держит Меня в центре своего разума и кто непреклонно служит Мне с Любовью. Тому Я дарую всё, что необходимо. Говоря друг с другом обо Мне, эти люди всегда довольны и полны восторга. Из Моего сострадания к ним Я усиливаю их способность дискриминации и огнём мудрости уничтожаю тьму невежества, заволакивающую их зрение. Беря свои чувства под контроль, они достигают высшего знания; становясь свободными от зла, они достигают высшего счастья; поднимаясь над миром смерти и разрушения, они достигают бессмертия.

Арджуна — это тот, кто с Любовью преподносит Мне лист или цветок, фрукт или даже немного воды, если такое подношение идёт от чистого сердца, Я истинно принимаю его. Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, чем бы ты ни жертвовал, что бы ни отдавал, какой бы аскетизм ты ни совершал, предлагай это Мне. Тогда ты будешь свободен от последствий своих действий, и твой разум скоро станет спокойным и полным самоотречения. Обладая уравновешенным умом и отказавшись от результатов своих действий, ты навсегда освободишься от оков рождения. Поэтому, подчини каждое действие Мне. Твёрдо держи свой разум на Мне. Я буду производить все действия через тебя и освобожу тебя от всех грехов. Не бойся. Моей Милостью ты преодолеешь все препятствия.

Но если из-за своего тщеславия ты не послушаешь Меня, ты без сомнения погибнешь. Может быть ты думаешь: “Я не буду сражаться”, но сама твоя природа, побуждаемая чувством долга, принудит тебя это сделать. То, что из-за своего заблуждения ты не хочешь делать, ты сделаешь наперекор своим желаниям. Поднимись, Арджуна! Мечом знания, которое Я дал тебе, разруби невежество и иллюзию, исходящую из него и несущую сомнение в самой истинности Бога, присутствующего в твоём сердце. Арджуна, встань и достигни славы! Ты обязан поддерживать Д’арму! Неправедные силы свирепствуют. Ты должен столкнуться с ними и уничтожить их. Ищи спасения во Мне, Арджуна. Думай обо Мне постоянно... и сражайся! Не ты убьёшь этих героев, но Я. Я творец Мира и его хранитель, но Я также и мощное уничтожающее мир время, которое поглощает всё. Воины вражеской армии уже уничтожены Мной.

Арджуна, ты всего лишь инструмент, через который действую Я. Вот, Я даю тебе видение Моей Вселенской формы, в которой ты можешь понять единство всего сущего. Узри Моё Божественное могущество! Узри всю Вселенную, в движении и без движения; всё едино во Мне!”

Преисполненный удивлением и изумлением, Арджуна в восхищении склонил голову и, сложив ладони, сказал:

“О Бог Богов! Слава Тебе! Я прославляю Тебя снова и снова! Если бы лучезарность тысячи солнц засияла одновременно в Небесах, то их слава едва ли могла бы сравниться с Твоим величием! Ты Всевышний... бессмертный хранитель вечной Д’армы. Ты всё, что следует знать. Видя Твою изумительную форму, все миры дрожат в страхе так же, как и я. Как многие реки текут к океану, так и все эти герои в мире людей входят в Твои огненные уста”.

Тогда благословенный Господь снова принял Свою нежную форму и сказал:

“Я милостиво показал тебе Свою безграничную первозданную форму. Истинно, нелегко увидеть то, что ты сейчас видел. В такой форме Меня нельзя увидеть ни через изучение Священных Писаний или аскетизм, ни через милосердие или самопожертвование, а лишь благодаря полной преданности. Опыт, который Я дал тебе, и знание, которому Я научил тебя, — это самое драгоценное из всех богатств. Слушал ли ты Меня с полным вниманием, Арджуна? Рассеялась ли иллюзия, вызванная твоим невежеством? Обдумай всё, что Я тебе сказал, поразмысли над всем этим, а тогда поступай, как пожелаешь”.

Арджуна отвечал:

“О Господь Вселенной! В твоих могучих и восхитительных словах заключена высшая мудрость, и Ты сказал их с таким состраданием. Благодаря Твоей Милости моя иллюзия рассеялась. Стоя пред Тобой, я свободен от всех сомнений. Пожалуйста, направляй меня! Я сделаю всё, что Ты велишь!”

 

 


Общее примечание консультанта: о написании санскритских терминов

Когда одни и те же термины начинаются с маленькой буквы, а потом — с заглавной, это обозначает следующее. Написание термина с маленькой буквы (например, д’арма, ахимса, шант’и...) означает индивидуальное качество или частное проявление высших качеств. Употребление того же термина, но с заглавной буквы, призвано указать на их Вселенский или объективный характер. Например, Д’арма указывает на Космический Закон, на д’арму как Вселенскую категорию; Ахимса обозначает непричинение зла как один из объективных космических законов...
В некоторых случаях употребление заглавных букв призвано подчеркнуть Божественные атрибуты и вообще проявления полностью трансцендентальных качеств.
В редких случаях, когда это необходимо, используется написание термина с удвоенной гласной, чтобы сохранить два самостоятельных корня в составном термине.


Сатья Саи Гита. Путь к Самореализации и Освобождению в Этом веке.
Речи Сатья Саи Бабы на тему Б'агавад-Гиты - 1998 г., 360 с.


 

Кришна и Арджуна