ИНТЕРВЬЮ, ВНУТРЕННИЕ ГОРИЗОНТЫ И СОКРОВЕННЫЕ ВИДЕНИЯ

Гандикота В. Субба Рао

[Гандикота В. Субба Рао является преданным Свами уже много лет. Он 34 года проработал в ЮНИСЕФ, а также в ООН в качестве председателя Энергетического комитета. В 1985 г. он ушёл на пенсию и вернулся в Индию для того, чтобы заботиться о своём 92-летнем отце, Шри Гандикота Субраманья Шастри, риши Сатья Саи Гаятри мантры и прославленном знатоке Вед. Господин Субба Рао живёт в Прашанти Нилаям с 1985 г., временами он переводит речи Свами, читает лекции иностранным преданным и редактирует публикации, издаваемые в ашраме.]


1. ПЯТЬ АСПЕКТОВ

Интервью с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой - это бесценная привилегия. Как будет видно из описанных ниже историй, каждое интервью включает в себя следующие пять элементов:

1. Заботливое расспрашивание присутствующих об их делах;
2. Чудесные материализации различных имеющих духовное значение предметов для преданных, а также чудесные исцеления;
3. Передача божественных учений, содержащих глубокий философский, моральный и духовный смысл, с помощью простых и понятных слов;
4. Комплексная оценка положения в стране и в мире, высказываемая по просьбе присутствующих;
5. Интимные советы относительно личной, семейной и профессиональной жизни присутствующих, а также наставления, касающиеся их духовного прогресса.

2. ТРОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА И ШЕСТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Это интервью стало памятным событием благодаря бесценным поучениям Бабы, не говоря уже о чудесных материализациях.

В начале интервью Свами материализовал большое количество вибхути (священного пепла) и раздал всем присутствующим. Потом Он материализовал тройную золотую цепочку с кулоном, украшенным шестью трёхцветными драгоценными камнями, и передал её вместе со Своими благословениями одной многолетней преданной. После этого Свами объяснил внутреннее значение цепочки с кулоном. Три нити золотой цепочки представляют собой три руководящие энергии или качества, а именно (1) Спокойствие и невозмутимость (2) Страстная активность и (3) Инертность или бездействие. Белый, красный и чёрный цвета драгоценных камней в кулоне символизируют эту тройственную энергию в Природе. А сами шесть камней представляют собой внутренние препятствия на пути духовного прогресса: похоть, гнев, жадность, заблуждение или увлечение, гордость и зависть.

Свами сказал, что кастовая система была установлена для обеспечения рационального выполнения действий в рамках принципа тройственной энергии. Целью выполнения действия должно быть поддержание дхармы, или справедливости. Свадхарма карма означает, что человек должен выполнять свой долг, пребывая в атмическом сознании. Только тогда общество может развиваться в нужном направлении. Когда тело используется в качестве инструмента для выполнения праведных действий, это способствует очищению сердца. А в чистом сердце, лишённом влияния шести негативных качеств, осознается истина о собственной сущности. Это ведёт к жизни в Боге, к близости и любви Бога, к приобретению божественных качеств и в итоге к единству с Богом. Баба также подчеркнул, что ведантический недуализм - это венец и цель всех религий.

Свами заявил, что его язык не только язык телугу. Он обладает знанием всех языков, включая языки птиц и зверей. Также он общается с небожителями. При этом он материализовал серебряный медальон с изображением Шивы на одной стороне и священной мантрой ОМ НАМАЩИВАЯ на другой. Медальон был покрыт ещё влажной сандаловой пастой. Свами сказал, что небожители по его повелению принесли его с горы Кайлаш (священная гора в Индии, где обитает Шива), где как раз в это время проводилось поклонение Шиве!

Во внутренней комнатке Свами дал советы по поводу жизненно важных для нашей семьи аспектов, включая вопрос получения образования нашим самым младшим сыном. Потом он заявил, что организует и проведёт церемонии бракосочетания двух наших младших сыновей в традиционной манере. Как и было обещано, шесть лет спустя Свами Сам провёл беспрецедентную церемонию, лично пригласив и приняв у себя тысячу гостей. Это случилось в его резиденции в Бриндаване возле местечка Уайтфилд в Бангалоре в 1990 году.

3. САМОВОПРОШАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

На другом интервью Баба милостиво материализовал для нас вибхути и эмблему Шивы для моего отца, а также благословил нас божественными учениями, полными притч и шутливых историй.

Сначала Свами спросил об истинных Человеческих Ценностях и Сам ответил, что наипервейшей является бескорыстное исполнение своего долга с любовью и спокойствием. Также крайне необходимо исследовать истинную природу Атмы, внутреннего и всепронизывающего Духа или собственного "Я".

Самовопрошание - это не просто изучение трёх метафизических текстов: Гиты, Упанишад и Брахмасутры. Самовопрошание совершенно не означает внешнего поклонения. Это глубокий внутренний поиск, приводящий к полному блаженства тотальному осознанию Реальности своего "Я". Подобный опыт основывается на тщательном исследовании Природы, индивидуальных Существ, а также Первоначального Источника и Силы, которая создаёт, поддерживает и растворяет Вселенную.

Свами посоветовал понять как действует Природа и извлечь из этого уроки, как это сделал Гаутама Будда, который развил непривязанность, столкнувшись со страданиями стариков, больных и умирающих. После этого Будда начал поиск своего истинного "Я". Все являются детьми или слугами Бога; мирские взаимоотношения ориентированы лишь на тело и чувства, они являются внешними и непостоянными. В каждом присутствует Единое Сознание, которое существует вечно. Самовопрошание ведёт к Самореализации.

В заключении Свами подчеркнул, что в процессе духовной жизни и эволюции, Самовопрошание и внутренний поиск имеют первостепенную важность. Внешняя дисциплина и поклонение занимают второстепенное место. Последнее включает в себя мобилизацию средств, напряжённые действия и чаще всего ненужную спешку и беспокойство. В этой связи Он сослался на неоправданно затянутую абхишеку (омывание изваяния водой или молоком) и пуджу, которые я ежедневно проводил для Шива-лингама подаренного мне Бабой.

Во внутренней комнатке Свами ошеломил нас точным определением наших проблем и слабостей и дал подробное руководство по их наилучшему решению. Также каждому члену семьи Он дал советы по поводу тех шагов, которые необходимо предпринять. С любовью Свами заверил нас в поддержке всех наших усилий. Оглядываясь назад, должен заметить, что точные оценки Свами и его благословения оказали огромную помощь в решении проблем и успехе наших начинаний.

4. СЛАВА ПРИНЦИПА ШИВЫ

На ещё одном интервью, милостиво данным Бабой во время праздника Шиваратри, Свами несколько раз материализовывал вибхути и раздавал со Своими благословениями собравшимся преданным. Он материализовал медальоны, кольца и цепочки, а также чётки для нескольких преданных, включая моего почтенного отца.

Свами объяснил, что принцип Сада Шивы превосходит (1) тройственные энергии благости, страсти и бездействия (2) три периода времени (3) три состояния, т. е. состояние бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна (4) три мира (5) три Веды. Шива победил желание, привязанность и смерть. Своих преданных он наделяет качествами, необходимыми для такой победы. Он всемилостив и благорасположен ко всем, во все времена. В отличие от него, принципы Брахмы, Вишну и Рудры действуют в рамках своих соответствующих функций по творению, поддержанию и растворению Вселенной, они ориентированы временем и действием. Шива совершенно не связан временем, целью, функцией, обязательством или обстоятельствами.

После этого Свами упомянул Йога-сутры Патанджали, в которой описана Ишвара пранидхана - погружённость в обожание Бога. Индивидуальное "Я" наслаждается блаженством в состоянии глубокого сна точно так же, как и в Самадхи – состоянии спокойного тотального осознавания. Покой, молчание, медитативная погружённость и блаженство - это естественные выражения Шивы.

Ишвара представляет собой Бесконечную Жизнь на космическом уровне. Хираньягарбха представляет собой Бесконечный Ум на космическом уровне, а Вирата Пуруша представляет Беспредельную Космическую Форму.

5. СЕКРЕТ КАРМЫ И ДХАРМЫ

Во время ещё одного возвышенного интервью в период Шиваратри Баба материализовал, как обычно, вибхути и раздал присутствующим. Также он материализовал кольцо со знаком ОМ на санскрите и отдал его одному иностранному преданному.

В ходе интервью Баба подробно остановился на необходимости погружения вовнутрь, исследования постоянно меняющегося феноменального мира видимостей с одной стороны и восприятия неизменного вечного субстрата Абсолюта или Высшей Реальности с другой. Способность различения между Реальным и ложными видимостями является Духовной Мудростью.

Эту мудрость можно совершенствовать, поначалу избегая плохой компании и развивая вкус к хорошей компании. Также важен контроль внутренних чувств. Он посоветовал: не становитесь рабом своих чувств, станьте их хозяином. В этом контексте Свами рассказал притчу про одиннадцать рудрий, руководящих пятью чувствами восприятия, пятью чувствами действия и тонким внутренним четырёхсторонним инструментом, состоящим из ума, памяти, интеллекта и эгоизма. Рудра, "Господь стада животных", связывает людей этими одиннадцатью длинными верёвками, сделанными из нитей их прошлых поступков, и привязывает их всех к шесту майи, мирской иллюзии. Люди ходят вокруг шеста, радиус их "выпаса" становится всё меньше и меньше, пока они вплотную не приблизятся к нему и не задушат себя насмерть. После этого они перерождаются с такими же верёвками и всё также ходят по кругу до смерти. Таким образом, они обречены своей собственной кармой и невежеством на страдание в течение бесконечных циклов рождения, старости, болезни и смерти.

Затем Свами сказал, что для Само- или Шива-реализации человек должен перерасти как привязанность к "хорошей" компании, так и ненависть к так называемым "плохим" людям. Необходимо настойчиво практиковать безразличие к мирским соблазнам и невозмутимость перед лицом мирских трудностей.

Только когда встречаются положительный и отрицательный заряды, возникает электрический ток. Так называемые отрицательные частицы усиливают силу и славу положительных. Секрет дхармы (праведности) понять нелегко. Таким же является и секрет цикла творения: действие и реакция, звук и отзвук, объект и отражение - это две стороны одной и той же монеты.

Свами привёл в пример одного известного приверженца ненасилия. Случилось так, что эта великая душа не смогла вынести вида тяжело больной коровы в своём ашраме. Ему стало очень жалко её и, парадоксальным образом, он позволил её усыпить. Баба спросил, является ли это правильным пониманием секрета праведных действий. Наблюдателя беспокоили не столько сами стоны коровы, сколько чувство отвращения, которое они вызывали. Страдания коровы отвлекали наблюдателя, и это раздражение привело к тому, что корову застрелили. Баба сказал, что за убийство коровы из милосердия этот великий патриот должен был в наказание заплатить собственной жизнью - в соответствии с принципом карма випаки (полностью созревшего результата прошлой кармы), описанным в Дхарма Шастре (Науке о правильных действиях).

Свами привёл ещё один пример непостижимого закона кармы, секрет которого известен только великим йогам и божественным личностям: иногда кажется, что Свами игнорирует мольбы человека, который просит излечить его от слепоты. Свами частично смягчает его ментальное страдание, но преданные, присутствующие при этом, не понимают, что, как это известно Свами, этот человек в прошлой жизни ослепил другого человека. Слепой должен заплатить, по крайней мере в течение определённого периода времени, за своё ужасное прошлое преступление. Поэтому неверно обвинять Свами в том, что он не всегда исцеляет слепых. Однако наблюдатели часто проникаются сочувствием к состоянию слепого, прошлое которого хорошо известно Свами.

Свами также заметил, что, как считают некоторые люди, войны служат облегчению бремени перенаселённой Земли. Войны также могут приводить к уничтожению людей, совершивших неправедные поступки в теперешней или прошлой жизнях. Также Свами упомянул парадоксальный случай с близнецами-хранителями ворот Вишну, т.е. Джайей и Виджайей, которых пришедшие с визитом мудрецы прокляли на повторяющиеся перерождения. После того, как они выразили своё раскаяние, им был дан выбор: они могли быстрее искупить грехи с помощью сильной ненависти к Господу или продвигаться медленнее и прожить больше жизней в преданности Ему. Они избрали вайра бхакти или более короткий путь враждебного отношения с целью освобождения.

Способы действия закона кармы и преданности кажутся странными. Например, Прахлада проявил нерушимую веру в Бога Вишну перед лицом ужасающих актов жестокости, совершённых его отцом Хираньякашипу, который ненавидел Вишну и объявил самого себя Богом. В этот момент преданный ощущал страдание, но встретил испытание с верой и смелостью.

В Рамаяне Вальмики мы можем прочитать о страдании, через которое пришлось пройти изгнанному Раме, после того, как его насильно разлучили с Его женой Ситой. Бог во многих отношениях вёл себя как человек, для того, чтобы преподать урок добродетельной и правдивой жизни посреди трудностей и ударов судьбы.

В контексте Рамы Свами объяснил тонкость дхармы: Рама действительно убил короля ванар (или обезьян) Ваали, напавшего на него из-за дерева. Для Ваали должно было быть определено наказание за то, что он преступил дхарму, неправедно поведя себя со своим братом Сугривой и его женой Тарой. Так как Ваали принадлежал к царству животных, к нему был неприменим закон открытого нападения, действующий среди людей; поэтому в этом случае Рама не нарушил дхарму, Рама был само воплощение праведного действия.

6. МИР, БЕДНОСТЬ И ЛЮБОВЬ

Однажды во время одного особенного интервью Свами благословил меня материализацией красивого кольца со своим эмалевым портретом. Сначала Баба надел его на безымянный палец моей правой руки. Через несколько секунд Свами снял его с правой и одел на безымянный палец левой руки. Он заметил, что Бог превосходит как "правое", так и "левое". В Индии до некоторой степени существует табу на ношение колец на левой руке. Но Баба сказал, что ничего страшного, если я буду носить кольцо на левой.

В ходе беседы со Свами в комнате для интервью я сослался на предложение ООН по поводу проведения Международного Года Мира и взмолился о его праздновании в Прашанти Нилаям (Обители высшего мира) на стадионе, чтобы на Алтаре Мира воцарилось само воплощение Мира, Сатья Саи. Я попросил, чтобы на праздновании присутствовало международное собрание Посланников Мира Саи и тем самым была открыта новая эра мира и прогресса (Шанти Юга). Баба ответил на предложение милостивой улыбкой!

Покой, сказал Баба, может стать всепронизывающей силой для тех, кто искренне ищет, стремится и работает для этого. В действительности, мир и покой Бога постоянно присутствуют повсюду. Шивам шантам адвайтам. Великодушие, покой и недуализм идут рука об руку.

Иногда покой и счастье возникают даже из своих противоположностей - хаоса, горя и страданий. Всё это циклично по своей природе. Удовольствие - это интервал между двумя страданиями.

Свами заявил, что мира невозможно достичь лишь с помощью политических перестановок и военных союзов или тактикой, основанной на "терроре баланса сил". Мира можно достигнуть только через развитие осознания каждым своей внутренне присущей божественности. Баба сказал, что вместо того, чтобы исследовать Землю и открытый космос, человеческие существа должны погрузиться в свой собственный внутренний мир и удалить оттуда скопившийся мусор дурных помыслов и желаний.

Когда я затронул тему широко распространённой бедности, насилия и "религиозных" конфликтов, Свами подчеркнул, что нам необходимо очистить сердце постоянным памятованием и почитанием Бога и таким образом развить способность к тому, чтобы превзойти различия. Служите нуждающимся с любовью, посоветовал он. Свами неоднократно подчёркивал, что большинство проблем может быть решено только когда люди, стоящие у власти, и руководители отбросят эгоизм и разовьют жертвенность.

ПРЕДАННЫЕ КРИШНЫ

В оставшейся части этого длинного интервью Баба подробно объяснил Кришна-таттву, принцип чистой Божественной Любви.

Первое: В постоянно изливающемся потоке глубокой и всеохватывающей любви к Богу (дхаара) существует аспект радхи, или погружённости. Этот аспект составляет главную основу и поддержку духовной жизни.

Второе: Существует принцип Парвати, состоящий в развитии сияющей внутренней красоты души путём чистой любви. Парвати занялась изнурительным подвижничеством для того, чтобы завоевать Парамешвару (Шиву), после того, как провалились её попытки привлечь его чисто внешней красотой.

Третье: Существует прохладный, мягкий и гладкий как масло принцип Яшоды, заключающийся в материнской любви к Кришне. Коровье масло питательно и освежающе. Оно ни с чем не смешивается, пока не попадёт в тепло всеохватывающей любви матери к Божественному Ребёнку. По словам Свами, Кришна в то время был размером "с мизинец", но всё Его тело было наполнено маслом любви. Даже после того, как Яшода увидела Космическую Форму Бога во рту маленького Кришны, она продолжала испытывать материнскую привязанность к своему любимому ребёнку Кришне. Это сильное материнское чувство было у неё во всех последующих рождениях, и её желание исполнялось снова и снова.

Четвёртое: Ещё существовала непрерывная однонаправленная любовь гопи к Кришне, которая стала невыносимой в результате долгого разделения с Кришной, после того как закончился детский период его жизни в Гокуламе.

Пятое: Подобным же образом Мира испытывала всепоглощающую любовь к Гиридхари - так называли мальчика Кришну, который поднял бриндаванский холм на своём мизинце. Она была полностью погружена и неотделима от этого имени и формы Кришны.

Шестое: Свами также привёл случай Тукарама, который часто забывал себя в преданности Пандуранге, которого славил с помощью трогательных мелодичных песен. В этой связи Баба сказал, что название нашей страны, Бхарата, означает единство или гармонию песни, ритма, такта и, что превыше всего, чувства преданности.

В целом, это интервью было одним из восхитительных переживаний, отмеченных увлекательным толкованием философии и практики принципа сознания Кришны. Было очень увлекательно слушать, как теперешнее воплощение Бога объясняет дух преданности по отношению к другому Аватару, полному невыразимого очарования, милости и чудесных проявлений.

7. КУЛЬТУРА МЕНЕДЖМЕНТА

Однажды, во время курса наставлений по индийскому духу в менеджменте, Баба обстоятельно изложил культуру менеджмента.

Во-первых, сказал Свами, фундаментальными ценностями являются нравственное поведение и честность. На основе этого, ещё одной предпосылкой успешного функционирования предприятия является честное и искреннее сотрудничество рабочих, менеджмента, держателей акций и правительства.

Второй принцип состоит в устранении бездейственных методов, расточительства и дублирования в вопросах времени, энергии и денег на всех уровнях.

Третий наиважнейший принцип состоит в обеспечении социальных интересов, в особенности благосостояния рабочих.

Четвёртый аспект - это открытое, от сердца к сердцу, общение на всех уровнях, как горизонтальном, так и вертикальном.

Свами объяснил всепроникающий характер чистой доброй мысли, подкреплённой твёрдой волей, и её чёткое выражение в действии. Эти три элемента вместе составляют основу творческой силы. Свами объяснил, что существует различие между (1) обычной творческой способностью, возникающей из силы воли и усилия, связанных с чувствами человека (2) сознательным творчеством, которое является результатом дисциплинированного духовного усилия, ведомого божественной милостью и (3) созидательной силой, возникающей из самого божественного Сознания. Свами сказал, что для проявления божественного Сознания не нужно каких-либо условий или причин. Поэтому материализации Свами или Его чудеса есть выражение естественно излучаемой энергии через вибрации, идущие из чистого, наполненного любовью сердца, основанные на внешнем принципе истины.

Свами также сказал, что с помощью шести жестов руками (шанмудр), основанных на потоках божественной Энергии, все творческие силы могут проявляться на грубом, тонком и тончайшем уровнях сознания, включая тройственный принцип Брахмы, Вишну и Шивы.

Свами заявил, что наука внутреннего духа или сознания является самой могущественной из всех наук. При этом Баба попутно материализовал прямо перед глазами небольшой группы преданных золотой медальон размером с ладонь, усыпанный ослепительно сверкающими многоцветными драгоценными камнями, образующими красивый узор вокруг большого бриллианта посередине. Свами с любовью передал медальон по кругу и попросил меня внимательно его рассмотреть. Я подержал его в руке и внимательно изучил эту чудесную материализацию, появившуюся в результате взмаха пустой открытой ладони Бабы. После того, как все его рассмотрели, медальон вернулся к Бабе и мгновенно исчез в его руке!

Это демонстрирует победу духа над материей, сказал Баба. Он однако посоветовал не очень увлекаться артефактами природы, а постараться пережить с их помощью источник всего творения, т.е. самого Бога. Сосредоточьте своё внимание и любовь на Творце, а не на творении, - сказал нам Свами. Он также сделал ошеломляющее заявление о том, что можно осуществить конституциональные, генные и даже видовые изменения в человеке и других живых существах, но результат чреват вытекающей из этого ответственностью. Подобная ответственность отсутствует в случае с материализацией инертных объектов, хотя неживые предметы также имеют чувства!

8. ИЗОБИЛИЕ ЧУДЕС

Однажды ранней весной Свами милостиво подарил нам ещё одно неожиданное (как и в большинстве случаев) интервью.

Мы все собрались вокруг его кресла - мужчины справа, женщины слева. Свами материализовал большую порцию вибхути мановением раскрытой правой ладони и тут же поймал ароматный священный пепел той же ладонью. Он раздал материализованный вибхути присутствующим женщинам.

Он спросил одного из присутствующих о здоровье и материализовал для него Нетра Лингам - камень эллипсоидной формы со знаком в виде глаза. Он посоветовал ежедневно принимать воду после омывания лингама для улучшения здоровья.

Баба также материализовал недавно вышедшей замуж девушке золотой медальон с цепочкой, а также золотую монету 1926 года выпуска - это год рождения Бабы.

Другому человеку Баба материализовал хрустальные чётки для занятий джапой, а также серебряный медальон для защиты.

Когда он дарил эти сияющие материализованные объекты, то сказал с любовью: «Так же, как вода для рыбы, дерево для ветки, океан для реки, впадающей в него, так и жизнь найдёт своё осуществление только тогда, когда индивидуальное "я" сольётся с космическим Божественным "Я"».

Баба сказал, что нужно впитать в себя знание о недуализме как основе всех мыслей и придерживаться дисциплины преданного выполнения действий в каждодневной жизни. Баба объяснил, что действие без примеси эгоизма и без стремления к его результатам равно не-действию, потому что оно не производит в уме тонких связывающих отпечатков и остаточных впечатлений, которые обычно служат "семенами" будущих влечений и рождений.

Свами заметил, что так называемые модернисты не верят в доктрину кармы, перерождения и божественных инкарнаций. Модернисты "зациклены" на отождествлении своего сокровенного "Я" с теперешним телом, в то время как согласно нашей древней ведической культуре в теле обитает вечный дух, а само тело является лишь эфемерным преходящим объектом.

Свами сказал, что люди Запада в корне неправильно понимают взаимоотношения гопи (пастушек) и Кришны. Гопи, которые были намного старше, были околдованы маленьким удивительным божественным ребёнком, полным игривых чудес, веселья, шалостей и хитростей, а также невыразимого очарования и грации. Поэтому Кришну назвали похитителем масла сердец гопи. В этом случае никогда и вопроса не возникало о телесных отношениях. Это были во всех отношениях чистые и духовные отношения. Для того, чтобы понять и осознать возвышенные аспекты Аватара, необходим чистый и возвышенный ум.

Точно так же история, рассказанная в пуранах, о танцующих в гармонии Шиве и Шакти, полна глубокого внутреннего значения и касается взаимоактивных принципов Бога и Природы. Такие вопросы можно понять только с помощью различающей мудрости и интуитивных духовных переживаний, а не с помощью предвзятого мирского поверхностного знания, ориентированного на чувства и тело. Как заявил Кришна в Гите, видение божественного можно воспринять, узнать, пережить и разделить только с помощью чистой преданности, - подчеркнул Баба.

В конфиденциальной личной беседе во внутренней комнатке для интервью Свами поразил нас подробным отчётом о наших мельчайших проблемах и благословил нас Своим божественным советом, руководством и чёткими наставлениями. Он также дал мне наставления относительно духовных практик, подходящих для моего случая.

В самом деле, это интервью было одновременно и будоражащее и возвышающее!

9. ОЗАРЕНИЕ В ДЕНЬ САНКРАНТИ

В священный день Санкранти, когда Солнце начинает своё движение на север, Свами с любовью пригласил нашу семью на интервью или на "иннервью" (внутреннее видение), как Баба часто называет интервью.

Когда Свами усаживался в своё вертящееся уютное кресло тёмно-бордового цвета, он материализовал вибхути и с любовью раздал его присутствующим женщинам, сидящим слева от него. Он привлёк моего почтенного отца к Своим Лотосным Стопам и милостиво позволил мне дотронуться и помассажировать Его маленькие, мягкие и изящные Лотосные Стопы. Это принесло мне бесконечное наслаждение.

Потом Свами представил моего отца другим присутствующим, в частности бывшему вице-ректору университета и бывшему министру образования и заявил, что Гандикота Субраманья Шастри безусловно является ведущим ведическим учёным, непревзойдённым и заслуживающим доверия толкователем Вед. Когда прозвучали имена других известных ведических учёных, Баба подчёркнуто заявил, что Сатья Саи говорит только истину.

На вопрос о науке и духовности Баба ответил, чтo гораздо важнее познать науку сокровенного "Я" или Атмы, чем науку о внешнем физическом мире. Наука о внешнем - это дух материи, тогда как духовность - это наука о внутренней Сущности, духе любви и истины. Даже умный, но упрямый колонизатор Уинстон Черчиль в последние дни своей долгой и насыщенной жизни пришёл к такому же осознанию. Сегодня научные и технологические изобретения людей пугают этих самых людей.

Человек исследует полушария Земли, проникает на другие планеты и в открытый космос. Но Баба предупредил, что при нарушении баланса в природе последствия приведут к тьме и катастрофам, если человек не начнёт учиться управлять своими чувствами. В любом случае, сегодняшние учёные не идут ни в какое сравнение с царём Хираньякашипу, который исследовал и покорил пять элементов и подчинил себе три мира. Он даже смог сдвинуть Солнце, но, увы, не смог овладеть собственными чувствами и поэтому потерпел поражение.

На вопрос о широко распространившихся в Бхарате бедности, неграмотности и болезнях, Свами заявил, что вина лежит на эгоистичных и коррумпированных правящих кругах, а также жадных богачах, безответственных родителях и недисциплинированных учителях. Нужно ли реформировать систему, обладающую эксплуататорской и несправедливой природой? Свами ответил, что применение силы даст противоположный эффект. Действительных перемен можно достигнуть лишь с помощью "силы" хорошего характера, любви, бескорыстного служения и человеческих ценностей. Например, мать с любовью даёт детям даже горькие пилюли, раскрашенные в разнообразные яркие цвета в соответствии с их различными вкусами.

Один врач спросил Бабу, возможно ли вырваться из порочного колеса кармы и перерождения. Да, конечно, - ответил Баба, и привёл в пример юного Маркандейю, который посредством суровой дисциплины, преданности и решимости заслужил милость Господа и обрёл бессмертие.

Свами сказал, что люди пьют воду только на поверхности и не делают усилий, чтобы размешать сахар, лежащий на дне стакана - поэтому они упускают сладостную божественную милость. Затем Свами процитировал строку из Тайттирийя-упанишады - "Расо Ваи Шах" - Бог есть сладчайший нектар.

Во внутренней комнатке для интервью, Свами сказал, что здоровье моего отца улучшится, а боль от перелома бедра уменьшится, если он будет ежедневно пить воду после окропления Нилаканта лингама (Шива-лингам с синей полосой, символизирующей синее горло Шивы), материализованного Свами. Потом Свами положил Свою правую руку на голову моей матери и сказал, что ей очень повезло, что она смогла получить благословение в такой форме.

Потом Свами посоветовал мне и моей жене навестить наших сыновей, живущих заграницей, и уладить там кое-какие дела. Когда я возразил, что не могу оставить своего старого больного отца-инвалида, Свами пообещал, что обеспечит его здоровье и благополучие, поэтому на этот счёт волноваться абсолютно не стоит.

Свами сказал, что в моём случае карма канда (духовная дисциплина, включающая ритуальные действия) намного менее важна, чем практика бхакти йоги - т. е. преданного служения. Свами объяснил, что тело подобно пузырю на воде. Оставьте мирское и займитесь духовной практикой. Хотя закон кармы и является неумолимым, его можно нейтрализовать действиями, исполненными преданности.

В заключении Свами сказал, что существует три пути к Богу: работа, поклонение и мудрость. Но работа загрязняется желанием. Поклонение или преданность может быть испорчена жадностью, а мудрость искажена гневом. Эти три негативных качества можно победить с помощью любви. Это и есть раджа-йога, т. е. королевский путь к Раме.

10. ОБИТЕЛЬ ПОКОЯ

Во время ещё одного интервью Баба милостиво материализовал большой леденец и попросил моего отца класть его в рот, когда он почувствует сухость в горле. Потом Свами спросил у отца, как ему нравится пребывание в Прашанти Нилайам. Отец ответил, что находясь в любящем присутствии Свами, он ощущает совершенный покой. И что ашрам действительно является обителью высшего покоя, как и говорит его название. Баба сказал по этому поводу, что некоторые посторонние люди иногда считают ашрам странным местом, в котором находятся люди не от мира сего или неуравновешенные личности. Эти посторонние сами как сумасшедшие, которые считают, что на самом деле все вокруг ненормальны, а они здоровы!

Когда Свами спросили об одной погружённой в умственную депрессию домохозяйке, Свами ответил, что эту женщину угнетает грубое поведение мужа и недостаток любви и близкого сотрудничества в отношениях с ним. Потом Баба посмотрел мне в глаза и сказал, что если взять наши с женой взаимоотношения, то я должен быть благодарен своей жене, которая пожертвовала собственными удобствами и изо всех сил заботилась о воспитании пятерых сыновей, живя при этом заграницей (не имея поддержки родных и мирясь с тем, что муж был вынужден часто ездить в командировки); несмотря на всё это ей удалось сохранить в доме гармонию, счастье и благополучие.

Он также отметил, что мы не жалеем усилий, заботясь о моём отце. Но я-то хорошо знал, что вернулся в Индию после 35 лет работы в ООН для того, чтобы заботиться о престарелом отце только благодаря своевременным и недвусмысленным указаниям Свами. Я сказал, что это несомненно Свами дал возможность мне и моей жене выполнить, хотя и с некоторым опозданием, наш долг по отношению к родителям. Тогда Свами положил Свою божественную ладонь мне на затылок и я почувствовал поток какой-то неописуемой энергии, вызвавшей оживление и веселье и наполнившей радостью глубочайшие уголки моего сердца. За все эти годы, Свами подарил мне несколько таких переживаний.

11. ГАЯТРИ МАНТРА

Однажды в день Махашиваратри Свами, увидев у меня в руках книгу на телугу о Сандхье, заметил, что необходимо регулярно предлагать приветствия Богу Солнца, произнося Гаятри мантру и медитируя на неё трижды в день - рано утром, в полдень и вечером. Он сказал, что необходимо развить мудрость для различения между неизменной реальностью и постоянно меняющимися мирскими напастями. Каждый звук и буква в Ведах - это священная мантра, на которую нужно медитировать.

Ободрённый этим заявлением я продолжил практику предложения Сандхья ваданы вместе с произнесением про себя Сатья Саи Гаятри мантры. Я научился медитировать на Богиню Гаятри, Вселенскую Божественную Мать вместе с сияющим и просветляющим образом Бхагавана Шри Сатья Саи, воплощением всех божеств.

В день Рождества, на следующий день после открытия священной Шри Сатья Саи Гаятри мантры почтенным и прославленным ведическим учёным Шри Гандикотой Субраманьей Шастри, Баба благословил нашу семью интервью, наполненным экстраординарными духовными прозрениями (отчёт об этом был опубликован в журнале "Санатана Саратхи" в марте 1979 г.).

12. НАПОЛНЕНИЕ ПУЗЫРЯ В ВЕНЕ

Свами на интервью благословил нашего второго сына и его жену (чьим двум дочерям Сам Баба ранее дал имена Саи Сунетри и Шивамала) и сказал, что у них в скором будущем родится сын. Это произошло больше чем за год до беременности и рождения ребёнка. Позднее мы действительно узнали о беременности невестки, которая жила в Вене.

Через несколько месяцев Баба подошёл ко мне на веранде в Мандире Прашанти и загадочно сказал: "Я наполняю пузырь". Значение этой фразы я в тот момент не понял. В ту же ночь наш второй сын позвонил из Вены и сказал, что околоплодный пузырь у его жены разорвался раньше времени и её срочно увезли в больницу.

Она продолжала терять околоплодную жидкость и её пребывание в больнице пришлось продлить. Моему сыну стало трудно появляться на работе, заботиться о дочерях и выполнять ежедневную работу по дому. Мы с женой конечно были очень обеспокоены. Но Баба в Своём божественном милосердии заверил нас, что беспокоиться нам абсолютно не о чем, т. к. Он постоянно "заполняет пузырь", а также заботится о детях.

В апреле мы с Бабой переехали в Кодаиканал; Баба постоянно утешал нас заверениями о благополучии и развитии беременности. Баба продолжал уверять нас, что он обо всём заботится и что нам нет нужды ехать в Вену. Он сказал, чтобы я сел, расслабился и получал удовольствие от пребывания в Его божественной компании, так как он обеспечивает гарбха ракшану, т. е. защиту младенца в материнской утробе, а также прана ракшану, т. е. защиту жизни матери и вдобавок ватса сам-ракшану, организовав присмотр за двумя маленькими дочерьми; Саи есть защита, поддержка и спасение жизни в одном лице.

Именно Баба принёс нам новости о рождении внука, которого он в тот же день назвал Харшавардан, в рифму с именами двух других наших внуков (сыновей старшего сына), которым он дал имена раньше - их зовут Джайявардан и Арйявардан.

Должен заметить, что врачи, наблюдавшие сложную беременность, были поражены тем, что младенец продолжает развиваться, несмотря на огромные потери околоплодных вод. Врачи, проводившие обследование и анализы плода, до самого конца утверждали, что родится скорее всего ещё одна девочка.

Когда после двухмесячного пребывания в реанимационном отделении у жены сына наконец-то состоялись трудные роды, для моего сына и невестки самым приятным сюрпризом было узнать, что у них родился мальчик, как и обещал до этого Баба.

В тот день в Кодаиканале Баба шутливо спросил меня: "ты приготовил сладости?". Я не понял, что он имел в виду, и тогда Свами сообщил нам о рождении внука. Это принесло много счастья и радости отцу, матери и всей нашей семье, после стольких месяцев волнений. Баба не устаёт повторять, что боль и удовольствие, жар и холод, радость и печаль сменяют друг друга в нашем подчинённом времени мире.

13. ШАКТИ ПАТХА (ПЕРЕДАЧА СИЛЫ)

Передача духовной энергии от Бабы к преданным может принимать многие формы. Эта милость в словаре йогов получила название шакти патха - нисхождение божественной Энергии от божественной Личности.

Существует пять или шесть способов передачи божественной любви и духовной энергии Учителя:

Первый метод состоит в том, что Учитель пристально смотрит в раскрытые глаза Ученика. Это называется акши самйога шакти патха.

Вторым является ментальный метод сосредоточенной мысли, с помощью которой Учитель посылает мощные волны духовной энергии преданному в момент нужды. Это также может осуществляться с помощью какого-нибудь предмета типа кольца или цепочки, материализованных ранее Бабой и подаренных преданному. Это называется маха-шакти патха.

В третьем методе учитель кладёт руку на лотос сердца ученика, заряжая его любовью и духовной энергией. Это называется хрит-шакти патха.

В четвёртом методе божественная личность кладёт ладонь вытянутой правой руки на затылок духовного искателя и благословляет его. Это называется хаста мастака самйога - соединение правой руки Учителя с макушкой ученика. В результате нектар божественного блаженства переполняет ученика с головы до кончиков пальцев.

В пятом методе Учитель в ответ на искреннюю идущую из сердца просьбу позволяет ученику смиренно и с мольбой коснуться головой и обеими руками стоп Учителя. Стопы Учителя излучают духовную праническую Энергию. Таким образом стирающая грехи, поддерживающая жизнь и защищающая энергия передаётся достойному преданному.

Шестой метод объединяет все вышеупомянутые аспекты в единое событие, имеющее большое духовное значение. Преданный смиренно, с любовью и самоотречением совершает простирание перед божественным Учителем; потом он кладёт обе руки и голову на Лотосные Стопы Учителя и сосредоточенно смотрит в Его глаза. Гуру или Учитель кладёт раскрытую ладонь на голову преданного и одновременно благословляет его. В этот момент происходит взаимосоприкосновение пранического и духовного уровней и ученик испытывает несравненное, невыразимое, экстатическое и переполняющее блаженство в самой глубине своего существа.

Автор может подтвердить, что в нескольких памятных случаях, произошедших в разные годы, он испытывал волны блаженства и покоя в результате милостивого прикосновения ладони вытянутой правой руки Бхагавана к затылку автора; этот жест называется хаста мастака самйога.

В последний раз автор испытал это полное блаженства экстатическое переживание в конце интервью, состоявшегося в доме Бабы в Бриндаване, когда Баба милостиво исполнил просьбу автора и подарил ему редкую привилегию - возможность "искупаться" в божественном блаженстве.

На следующий день в беседе со студентами Баба сказал, что когда Он кладёт руку на макушку головы студента - это результат заслуг, заработанных им в прошлых жизнях. Это с виду обычное действие с Его стороны имеет огромное значение для получателя, очищая его от ментального мусора, исцеляя болезни тела и ума и в итоге приводя его на верный путь духовной самореализации. Но, заметил Свами, только некоторые знают истинное значение этого жеста и понимают всё его благо. В момент такой хаста мастака самйоги получатель должен полностью раскрыть своё сердце Богу.


Бхагаван Шри Сатья Саи Баба и Шри Гандикота Венката Субба Рао


Перевод с английского Е.Сергацкой